Слайд 1Тема 2. Организация и ее деловая среда
1. Понятие организации
2. Жизненный
цикл организации
3. Типология организаций
4. Типы организационных структур в менеджменте.
4. Внутренняя
и внешняя среда организации
Слайд 21 Понятие организации
ОРГАНИЗАЦИЯ (формальная) — это относительно автономная группа людей
с четко структурированной совместной деятельностью, которая сознательно координируется для достижения
общей цели или целей
Слайд 3С научной точки зрения понятие «организация» имеет несколько значений
Слайд 4Организация как социотехническая система
СИСТЕМА — это некоторая целостность, состоящая из
взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики
целого.
Все организации являются системами. Поскольку люди являются социальными компонентами организаций, наряду с техникой, они называются социотехническими системами.
Слайд 5организации как открытая система
В конце 50-х годов в странах с
рыночной экономикой изменился взгляд на предприятие как закрытую систему, относительно
независимую от окружающей ее среды. Напротив, все большее значение приобретали внешние факторы, среди которых выделялись государственное регулирование, воздействие инфляции, обострение конкуренции и др. Игнорирование этих и других факторов неминуемо вело к банкротству.
Определению организации как открытой системы, зависящей от внешнего мира, способствовало использование ситуационного подхода.
Различаются системы открытые и закрытые.
Закрытая система – это система, являющаяся самосдерживаемой, она существенно игнорирует эффект внешнего воздействия.
Открытая система предполагает динамическое взаимодействие с окружающим миром.
Слайд 6Организация как открытая система
(на примере промышленной организации)
На входе системы –
поступление материалов, рабочей силы, капитала. Технологический процесс организуется для переработки
сырья в конечный продукт Конечный продукт, в свою очередь, продается заказчику. Финансовые учреждения, рабочая сила, поставщики и заказчики, правительство – все являются частью внешней среды.
Слайд 7 Организация как открытая система
Слайд 8Черты организации как системы
Слайд 9Черты организации как системы
Слайд 10Эмерджентность, эквифинальность, гомеостаз
Эмерджентность - несводимость свойств системы к свойствам ее
элементов, наличие новых качеств целого, отсутствующих у его составных частей
Эквифинальность
– свойство системы, характеризующее предельные возможности систем определенного класса сложности
Гомеостаз – свойство организации воспроизводить себя, восстанавливать утраченное равновесие, преодолевать сопротивление в частности внешней среды
Слайд 11Описание организации как объекта управления
Слайд 12Описание организации как объекта управления
Слайд 132. Жизненный цикл организации
Жизненный цикл организаций – совокупность стадий
развития, которые проходит организация за период своего существования; цикл предсказуемых изменений
с определенной последовательностью состояний в течение времени.
Можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.
Задача руководителя состоит в том, чтобы понять, каковы причины перехода конкретной организации от одной стадии к другой. Запланирован ли этот переход заранее или является реакцией на изменения, происходящие во внешней среде?
Каждая стадия жизненного цикла имеет специфические особенности.
Слайд 14Этап
предпринима-
тельства:
Нечеткие цели
Высокие творческие возможности
Этап коллективности:
Неформальное общение и
нестабильная
структура
Высокие обязательства
Этап формализации и управления:
Формализация правил
Стабильная структура
Упор
на эффективность
Этап выработки структуры:
Усложнение структуры
Децентрализа-ция
Диверсифициро-ванные рынки
Этап упадка:
Высокая текучесть кадров
Возрастающие конфликты
Создание
Рост
Зрелость
Упадок
Жизненный цикл организации
Слайд 15СТАДИИ жизненного цикла организаций
1. Стадия создания организации
Организация находится в стадии
становления, цели пока еще недостаточно четкие, творческий процесс протекает свободно.
Основные
усилия направлены на создание продукта и на выживание в условиях рынка.
Организация, как правило, небольшая, отношения между сотрудниками неформальные.
Тип лидера – новатор.
На данной стадии чаще всего формируется организационная структура управления, слабо проявляется разделение и специализация управленческого труда.
Высший уровень руководства представлен, как правило, учредителем, которому непосредственно подчиняются производство и финансы. Он же несет всю ответственность за принятые решения.
На этой стадии перед организацией стоят две основные задачи:
доступ к необходимым ресурсам;
овладение механизмом конкуренции.
Слайд 16СТАДИИ жизненного цикла организаций
1. Стадия создания организации
Руководству следует сосредоточить особое
внимание на:
изучении потребительского спроса на производимую продукцию, услуги на конкурентных
рынках;
сборе и анализе информации о деятельности и намерениях конкурентов, их
сопоставлении с возможностями, ресурсами своей организации;
выяснении необходимости и целесообразности наращивания потенциала организации и внесение соответствующих корректив в стратегию;
рационализации управленческого процесса, включающей расстановку кадров, создание надежного механизма принятия решений, системы мотивации;
принятии всевозможных мер по привлечению дополнительных ресурсов за счет внутренних и внешних источников.
На стадии создания организации перед менеджерами стоят особенно сложные задачи. Их суть можно свести к дилемме «быть или не быть». На этой стадии необходим особо тщательный и всесторонний анализ ситуации (табл.).
Слайд 18СТАДИИ жизненного цикла организаций
2. Стадия роста организации
На этой стадии интенсивно
развиваются инновационные процессы.
Окончательно формируется миссия (предназначение) организации.
Коммуникации и контроль остаются
неформальными.
По мере роста организации в ней усиливаются процессы разделения и специализации управленческого труда, что в свою очередь вызывает образование новых структурных подразделений.
Следовательно, организационная структура становится более сложной, растет число уровней иерархии, происходит увеличение удельного веса административных методов управления за счет создания новых инструкций, положений, процедур, нормативов.
На данной стадии перед организацией стоят следующие задачи:
обеспечить условия экономического роста;
достичь высокого качества товаров, услуг.
Слайд 19СТАДИИ жизненного цикла организаций
2. Стадия роста организации
Руководством организации должен быть
выбран такой тип управления, который обеспечит поддержание стабильного баланса между
стабильностью и новациями, осуществление эффективной деятельности в текущем периоде с одновременным планированием будущего.
На стадии роста на первый план в деятельности руководителя выступают следующие задачи:
решение социальных проблем коллектива, позволяющее закреплять и развивать заинтересованность работников;
обеспечение баланса между текущей и перспективной инновационной деятельностью, между повышением качества выпускаемой продукции и услуг и поисками новых сфер приложения капитала;
оптимизация соотношения между централизацией и децентрализацией в управлении организацией, внедрение прогрессивных структур управления, информационных технологий.
Слайд 20СТАДИИ жизненного цикла организаций
3. Стадия зрелости организации
Структура организации становится иерархически
все более сложной, формальной, вводятся новые правила и процедуры.
Возрастает степень
разделения труда и специализации работников, усиливается роль высшего руководства.
Процесс принятия решений становится все более консервативным.
Роли уточнены настолько, что выбытие тех или иных сотрудников не вызывает серьезной опасности.
Упор делается на эффективность инноваций и стабильность.
На этой стадии весьма вероятно обюрокрачивание аппарата управления организации.
Для предупреждения этого необходима децентрализация управления, корректировка системы мотивации.
Перед организацией стоят задачи:
обеспечить общую стратегическую дееспособность;
сохранить и упрочить устойчивое положение на рынке.
Слайд 21СТАДИИ жизненного цикла организаций
3. Стадия зрелости организации
На стадии зрелости руководитель
организации должен:
заблаговременно организовать работу по созданию и освоению новой продукции,
чтобы избежать снижения эффективности работы в результате морального старения выпускаемых товаров;
вести мониторинг организационной структуры управления, периодически корректировать ее с целью обеспечения большей гибкости;
постоянно анализировать поведение конкурентов и в необходимых случаях вносить изменения в стратегию развития организации;
использовать возможности технического перевооружения производства, повышения уровня технологической подготовки производства;
создавать необходимые условия для поддержания и укрепления интеллектуального потенциала организации, эффективной работы отдельных сотрудников и команд, использования матричных организационных структур управления.
Слайд 22СТАДИИ жизненного цикла организаций
4. Стадия спада организации
Организация сталкивается с уменьшением
спроса на свою продукцию или услуги.
Руководители ищут пути удержания рынков
и использования новых возможностей.
Увеличивается потребность в работниках, обладающих наиболее ценными специальностями.
Число конфликтов нередко растет.
Механизм разработки и принятия решений централизован.
Организация становится чрезмерно бюрократичной и консервативной.
Высшее руководство на этой стадии часто меняется, приходят новые люди, пытающиеся сдержать, замедлить спад.
Характерные симптомы этой стадии:
снижение спроса ужесточает конкуренцию и изменяет ее формы конкурентной борьбы;
усиливается диктат поставщиков;
возрастает роль соотношения цены и качества в конкурентной борьбе;
нарастает сложность управления производственными активами;
усложняется процесс создания товарных инноваций;
снижается прибыль.
Слайд 23СТАДИИ жизненного цикла организаций
4. Стадия спада организации
На стадии спада необходимо
вдохнуть в организацию новую жизнь, резко скорректировать стратегию, произвести необходимые
организационные изменения.
В этих условиях руководителю предстоит:
рассмотреть возможности рационального использования всех видов ресурсов и сосредоточения деятельности организации на направлении, которое сулит наибольшую отдачу в кратчайшие сроки;
изучить возможности объединения, слияния с другими организациями, сужения номенклатуры производимой продукции, если это позволит сохранить и эффективно использовать имеющийся потенциал при минимальных потерях;
приступить к осуществлению изменений в организации, наладить связи с новыми рынками и поставщиками.
Слайд 27Развитие организации
по аналогии с развитием человека (по М. Портеру)
Слайд 28ДЕТАЛИЗАЦИЯ
СТАДИЙ ЖизненнОГО циклА организации
Слайд 29ДЕТАЛИЗАЦИЯ
СТАДИЙ ЖизненнОГО циклА организации
Слайд 30ДЕТАЛИЗАЦИЯ
СТАДИЙ ЖизненнОГО циклА организации
Слайд 31 стадия
факторы
Ранняя
зрелость
Рождение
Расцвет сил
Поздняя
зрелость
Старение
Обновление
Отрочество
Детство
Слайд 32
Модель жизненного цикла организации И. Адизеса.
Ицхак Калдерон Адизес (Ichak Kalderon Adizes) – один
из мировых экспертов в области повышения эффективности и результативности работы
организаций путем проведения изменений. Автор уникальной и действенной методологии баланса управленческих функций и модели жизненного цикла организации. Основатель и президент Института Адизеса, преподаватель Стэнфордского университета, Школы менеджмента Калифорнийского университета, Иерусалимского университета, научный руководитель программ Института бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ.
Слайд 34 Жизненный цикл организации по Адизесу
Ключ успеха в управлении организацией
– это умение сосредоточиться на решении проблем, которые присущи данной
стадии жизненного цикла компании, так, чтобы она могла развиваться дальше.
Теория жизненных циклов И. Адизеса (конец 1980) концентрирует внимание на двух важнейших параметрах жизнедеятельности О.:
гибкости и управляемости.
Слайд 35Гибкость организации
Гибкость ориентации предполагает, что процесс допускает:
Смену приоритетов и частных
целей при сохранении главных;
Пересмотр поставленных задач;
Корректировку состава и содержания выполняемых
функций;
Изменение направленности в случае отклонения от поставленных целей
Гибкость реализации означает, что процесс способен к изменению:
Форм и способов реализации;
Состава и последовательности стадий;
Длительности, скорости, интенсивности и др. параметров процесса.
Слайд 36Модель жизненного цикла организации и основные идеи И. Адизеса о трансформации PAEI-кода компании
на стадиях ее развития, описаны в его книге «Управление жизненным
циклом корпорации», получившей в последние годы широкое распространение и признание во всем мире.[25]
По мнению Ицхака Адизеса, для того, чтобы быть успешной, организация должна быть результативной и эффективной в ближайшей и долгосрочной перспективе. Для решения этой задачи организация должна обладать многочисленными, порой взаимоисключающими свойствами. Иначе говоря, организация должна быть способна выполнять следующие функции:
· produce (P) – производить результаты (продукцию или услуги, востребованные клиентами);
· administratered (A) – администрироваться (быть управляемой, обеспечивающей планирование, координацию, контроль и т.п.);
· entrepreneureal (E) – быть предпринимательской (способной изменяться, адаптироваться, видеть перспективы, ставить новые цели);
· integrating (I) – обеспечивающей интеграцию (объединение), использующей командные усилия.
Слайд 46 Разделение труда – разграничение производственной деятельности людей в ходе
изготовления товаров и выполнения услуг; оно представляет собой обособление различных
видов работ и предусматривает специализацию рабочих мест и персонала на выполнении закрепленных за ними соответствующих функций, работ и операций.
В любой организации существует разделение труда между подразделениями и работниками.
Слайд 48Вертикальное разделение труда
Вертикальное разделение труда (vertical division of labor) –
разделение и координация усилий и выполнения составляющих работу компонентов (управление
и производство)
Создает уровни управления
Фиксирует необходимость координирования деятельности
Отделяет координирование деятельности от ее осуществления
Слайд 49Горизонтальное разделение труда
Горизонтальное разделение труда (horizontal division of labor) –
разделение работы в организации на составляющие компоненты
Позволяет произвести больше
продукции (услуг) за счет специализации
Формирует структуру специализированных структурных подразделений
Слайд 51Департаментализация
Результат горизонтального разделения труда
Департаментализация (departmentation)- процесс деления организации на отдельные
блоки (отделения, отделы, секторы)
Слайд 523. Типология организаций
Типология – классификация объектов по общности признаков.
Она
позволяет:
1) Систематизировать объекты, сосредоточиться на особенностях, сходствах и различиях
О. по разным параметрам;
2) Установить общность проблем и типизировать их для разных О., чтобы одни О. могли пользоваться методами решения проблем, применяемыми в других;
3)Дать характеристику общества с организационной точки зрения, которая может использоваться при анализе возможных изменений в структуре общества.
Слайд 53Критерии группировки организаций
Слайд 54
Формальная организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется
для достижения общей цели.
Неформальная организация – спонтанно возникающая группа людей,
достаточно регулярно вступающих во взаимодействия друг с другом.
Слайд 554. Типы организационных структур в менеджменте.
Слайд 56Принципы построения управленческих структур
Организационная структура управления (ОСУ) - совокупность
устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого
целого.
ОСУ определяется так же, как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей.
Слайд 57Типы организационных структур
Линейно-функциональные.
Дивизиональные.
Матричные.
Слайд 58Линейно-функциональная структура
Линейно-функциональная структура характерна для организации малого и среднего размера,
а также для крупных организаций, выпускающих монопродукт или ограниченную группу
продуктов.
Слайд 60Линейно-функциональная структура управления организацией
Слайд 61Линейно-штабная структура управления организацией
Директор
Финансы
Кадры
Планирование
Снабжение
Разработка продукции
Производство продукции
Сбыт продукции
Штаб
Слайд 62Дивизиональная структура организации
Дивизиональная структура организации характерна для крупных организаций с
высокой степенью диверсификации деятельности или имеющих сеть географически удаленных предприятий
с высокой степенью автономности и независимости.
Слайд 64Дивизиональная структура управления организацией (продуктовая)
Снабжение
Слайд 65Матричная структура управления
Матричная структура управления характерна для областей управления проектными
организациями.
Матричная структура управления изображается в виде матрицы сотрудников (подразделений) и
работ, построенной по принципу двойного подчинения:
административному руководителю, отвечающему за обеспечение сотрудников (подразделений) ресурсами для выполнения основных обязанностей;
руководителю проектных работ или руководителю по направлению.
Слайд 67
Матричная структура управления организацией
Слайд 685. Внешняя и внутренняя среда организации
Слайд 69Понятие среды и ее уровни
Среда организации – это совокупность
элементов, находящихся как вне, так и внутри предприятия, и оказывающих
влияние на его производительную и коммерческую деятельность.
Среда организации
Внешняя
Внутренняя
Слайд 70Внешняя среда организации включает элементы, находящиеся вне компании, но оказывающие
на нее существенные воздействия.
Слайд 71Внешняя среда организации - совокупность двух подсистем: макроокружения и микроокружения,
т.е. элементов, находящихся вне компании, но оказывающих на нее существенное
воздействие
Слайд 72Внешняя среда
Среда прямого воздействия
Среда косвенного воздействия
Слайд 73СРЕДА ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (среда задач, функциональная среда, микросреда), воздействует на
большинство повседневных функций организации, напрямую связанных с основными видами деятельности.
Слайд 74СРЕДА ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Организация
потребители
поставщики
конкуренты
Законы и государств. органы
инфраструктура
профсоюзы
Слайд 75Среда прямого воздействия
ПОТРЕБИТЕЛИ/ ПОКУПАТЕЛИ
географическое месторасположение
демографические характеристики (возраст, образование,
сфера
деятельности)
социально-психологические характеристики (положение в
обществе,
стиль поведения, вкусы, привычки)
отношение к продукту (почему покупает продукт, для кого, как
оценивает данный продукт)
ПОСТАВЩИКИ (материалов, оборудования, энергии, капитала, рабочей.силы)
уровень специализированности
величина стоимости переключения на других клиентов
концентрированность на работе с конкретными клиентами
важность объема продаж
степень специализированности покупателя в приобретении
определенных ресурсов
Слайд 76Среда прямого воздействия
КОНКУРЕНТЫ
слабые и сильные стороны
поставщики ресурсов
использование новых
технологий
ЗАКОНЫ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ
законы и правовые акты
действенность правовой системы
сложившиеся традиции
в области бизнеса
практическая реализация законодательства
регулирующие постановления местных органов власти
Слайд 77 Инфраструктура
- та часть деловой среды, которая обеспечивает
организацию необходимыми для ее деятельности финансовыми, трудовыми, информационными ресурсами, осуществляет
транспортное обслуживание, оказывает консультационные, аудиторские, страховые и другие услуги.
В нее входят банки, фондовые биржи, рекламные и кадровые агентства, консультационные, аудиторские, лизинговые, охранные агентства и др. организации.
Слайд 78СРЕДА КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (общая, генеральная или макросреда) представляет собой внешний
слой самых разнообразных, но оказывающих лишь косвенное воздействие на деятельность
организации элементов
Слайд 79СРЕДА КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Организация
Среда прямого
Состояние экономики
политика
Научно-технический
прогресс
Социо
культурная
среда
Между-
народное
окружение
Природно-географическая
среда
воздействия
Слайд 80Среда косвенного воздействия
СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ
величина ВВП
темп
инфляции
уровень безработицы
% ставка
производительность труда
нормы налогообложения
платежный
баланс и т.п.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
политика государства, т.е.
намерения в области
развития общества
средства, с помощью которых
государство намерено
проводить свою политику в
жизнь
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОБЫТИЯ
легкость доступа к сырьевым материалам
деятельность иностранных картелей
изменения валютного курса
политические решения в странах, выступающих в роли
инвестиционных объектов или рынков
Слайд 81Среда косвенного воздействия
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ
отношение людей к работе и
качеству жизни
обычаи, верования, разделяемые людьми ценности
демографические структуры общества
рост населения
уровень образования
мобильность
людей/готовность к перемене жительства и т.п.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
изменения в технологии производства
применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг
успехи в технологии средств связи
(компьютерная, лазерная, микроволновая, полупроводниковая
технологии, интегрированные линии связи, робототехника,
спутниковая связь, атомная энергетика, получение
синтетических топлив и продуктов питания, генная инженерия)
Слайд 82Характеристики внешней среды
Взаимосвязанность факторов внешней среды - уровень силы,
с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.
Сложность внешней
среды – число и разнообразие факторов, значимым образом влияющих на организацию.
Слайд 83Характеристики внешней среды
(продолжение)
Подвижность внешней среды – скорость, с которой происходят
изменения в окружении организации.
Неопределенность внешней среды – относительное количество информации
о среде и уверенность в ее точности.
Слайд 84 ПЭСТ - анализ
PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) — это маркетинговый
инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social)
и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании.
Слайд 85Внутренняя среда организации
Совокупность взаимосвязанных переменных, которые представляют собой части организационной
системы, отличные от внешнего окружения, характеризующие ситуацию внутри организации и
влияющие на ее управляемость.
Обычно внутренние переменные называют социотехническими подсистема.
Слайд 86ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ — это ситуационные факторы
внутри организации, в основном, являющиеся результатом управленческих решений.
Основные
переменные в организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди, организационная культура
Слайд 87Внутренняя среда организации
Миссия;
Цели;
Задачи;
Структура организации ;
Технология;
Люди;
Эти переменные являются результатом
управленческих
решений.
Слайд 88Системная модель внутренних переменных
организац.
культура
Слайд 89Внутренняя среда организации
цели
задачи
структура
люди
технологии
Конкретное конечное состояние, ожидаемый
результат, который стремится достичь
организация
Предписанная работа, которая должна быть
выполнена установленным способом в
определенный
срок
Взаимоотношение уровней управления и
функциональных областей, позволяющее наиболее
эффективно достигать целей организации
Средство преобразования вводимых ресурсов
в конечные искомые продукты или услуги
Люди являются основой любой организации,
создают ее продукт, формируют культуру
организации
Слайд 90Внутренняя среда организации
Миссия организации - То, во имя чего люди
объединяются и осуществляют свою деятельность. Основная цель существования, раскрывающая предназначение
и философию организации.
Значение определения миссии организации состоит в том, что она:
1) представляет собой точку опоры для всех плановых решений организации, для определения ее целей и задач;
2) создает уверенность, что организация преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели;
3) помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;
4) вызывает понимание и поддержку внешних участников организации (акционеров, финансовых фирм и т.д.).
Слайд 91Например…
Миссия ИКЕА – изменить к лучшему повседневную жизнь многих
людей.
Слайд 92Структура организации
Плоская структура
Высокая структура
Слайд 93Взаимосвязанность внутренних факторов
технология
цели
задачи
люди
структура
Слайд 94Организационная (корпоративная) культура
— совокупность моделей поведения, которые приобретены
организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции,
показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации.
Компонентами корпоративной культуры являются:
принятая система лидерства;
стили разрешения конфликтов;
действующая система коммуникации;
положение индивида в организации;
принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы.
Слайд 95Системная модель внутренних переменных
Все внутренние переменные взаимосвязаны.
В своей совокупности
они рассматриваются как социотехнические подсистемы.
Изменение одной из них в
определенной степени влияет на все другие.