Слайд 1Тема 2. Понятие о саморазвитии.
Формы и этапы саморазвития
Курс «Технология
самоорганизации и самообразования»
Преподаватель: доцент кафедры ГиСЭД, к.пед.н. Соловьева А.В.
Слайд 2Студент, входя в новую группу, проходит через ряд стадий или
фаз
Слайд 3Стадия адаптации субъекта как члена новой группы:
Он не может осуществить
свою потребность проявить себя как личность раньше, чем он освоит
действующие в группе нормы (нравственные,- учебные и др.) и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют все члены этой общности. У него возникает объективная необходимость «быть таким, как все». Это достигается за счет той или иной субъективно переживаемой утраты своих индивидуальных черт. В некоторых случаях объективно индивид может выступать как личность для всех членов группы, но сам он это может не осознавать.
Слайд 4Стадия индивидуализации
порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации (тем, что
он стал «таким, как все»), и неудовлетворяемой при этом потребностью
индивида в максимальном проявлении себя как особой личности, имеющей свою индивидуальность. Он начинает искать способы и средства для выражения своей индивидуальности, для трансляции ее в группе.
Слайд 5Стадия интеграции личности в группе:
личность сохраняет лишь те индивидуальные черты,
которые отвечают необходимости и потребности группового развития, и собственную потребность
осуществить значимый вклад в жизнь группы, а группа в какой-то мере меняет свои групповые нормы, восприняв у этой личности те черты, которые признаются группой как ценностно-значимые для ее развития: так происходит взаимная трансформация личности и группы.
Слайд 6Последствия нарушений адаптации
Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, то
у него могут складываться качества конформности, безынициативности, могут появиться робость,
неуверенность в себе, что приводит к серьезной личностной деформации.
В связи с тем, что индивид на протяжении своей жизни входит не в одну референтную для него общность, ситуации успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции в социальной среде многократно воспроизводятся, и у него складывается достаточно устойчивая структура личности.
Слайд 7Варианты адаптивного поведения человека:
Человек может приспособиться, подстроиться под ситуацию, в
чем-то отказывая себе, ломая себя, испытывая внутренний дискомфорт.
Можно подстроить ситуацию
под себя, подчиняя себе окружение.
Можно пойти путем развития в себе тех качеств, которые помогут достигать в новых условиях наилучших результатов без ущерба состоянию, здоровью, внутреннему комфорту - пойти путем саморазвития
Слайд 8Саморазвитие – это:
Процесс, в ходе которого человек берет на себя
ответственность за обучение и посредством такого самостоятельного обучения изменяет свой
образ мыслей, чувств, поведения;
В глубине этого процесса – познание себя и того, как нужно учиться, с целью развития своей способности использовать и приспосабливать основные знания и умения к новым ситуациям;
Процессом саморазвития управляет сам человек, он самостоятельно определяет свои потребности в обучении, планирует и реализует этот процесс;
Саморазвитие не подразумевает постоянное обучение в одиночестве, зачастую оно связано с общением. Человек будет широко использует различные ресурсы и возможности для обучения (различные учебные курсы, наставники, коллеги и др.)
Слайд 9Формы саморазвития
самоутверждение дает возможность заявить о себе в полной мере
как о личности
самосовершенствование выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу
самоактуализация –
стремление выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни