Слайд 1ТЕМА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Объем производства товаров и услуг
2.2.
Обеспечение качества
2.3. Конкурентоспособность продукции
Слайд 2Объем производства товаров и услуг
Продукты (изделия, товары) — это объекты,
имеющие вещную форму и способные удовлетворять те или иные потребности.
Услуга
— вид деятельности, результатом которой является удовлетворение потребностей и которая не меняет натурально-вещественной формы продукта.
Номенклатура — перечень видов продукции, работ или услуг, выпускаемых или выполняемых предприятием.
Ассортимент — состав и соотношение отдельных изделий в продукции определенного вида в рамках одной позиции номенклатуры.
Слайд 3Объем производства товаров и услуг
Классификация товаров и услуг
Потребительские товары делятся
на четыре категории: товар массового спроса, товары, выбираемые при покупке,
товары со специальными характеристиками, услуги потребительского характера.
Потребительские товары делятся на четыре категории: товар массового спроса, товары, выбираемые при покупке, товары со специальными характеристиками, услуги потребительского характера.
Товары промышленного назначения делятся на четыре категории: готовые изделия, товары для производственных целей, товары для сферы услуг, услуги промышленного характера.
Товары промышленного назначения делятся на четыре категории: готовые изделия, товары для производственных целей, товары для сферы услуг, услуги промышленного характера.
Слайд 4Объем производства товаров и услуг
Показатели объема продукции
Система показателей состоит из
натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных показателей.
Стоимостные показатели измеряют объем производства
в денежных измерителях. В стоимостных показателях объем производства измеряется как валовая, товарная, реализованная и чистая продукция.
Валовая продукция (ВП) — это стоимость всего общего результата производственно-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период, включая незавершенное производство (НП) и работы и услуги, выполненные для себя (СП).
Товарная продукция (ТП) — это стоимость продукции, имеющей вид товара, включая готовую продукцию на складе.
Отгруженная продукция (ОП) — это продукция отправленная покупателям независимо от того, оплачена она или нет. Её динамика определяется как разница остатков готовой продукции на складе фирмы (Онг, Окг ‑ соответственно на начало и конец года).
ОП=Онг + ТП ‑ Окг
Реализованная продукция (РП) — это стоимость проданной продукции или выручка от реализации.
Слайд 5Обеспечение качества
Качество — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность
удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. (ГОСТ 15
467-79.)
В соответствии со стандартами ИСО: качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Система показателей включает :
- показатели назначения
- показатели надежности
- показатели технологичности
- показатели стандартизации и унификации
- эргономические показатели
- экологические показатели
- показатели безопасности
- эстетические показатели
- показатели транспортабельности
- патентно-правовые показатели
Слайд 6Обеспечение качества
Цепочка качества
Слайд 7Обеспечение качества
Система управления качеством
Можно выделить три уровня мировой системы управления
качеством:
1. ИСО (ICO) – Международная организация по стандартам.
2. Тотальная система
управления качеством (TQM – total quality management), система «тотального качества» – внутрифирменная система управления качеством, признанная в мире как эффективная, японская система управления качеством.
3. Национальные системы управления качеством.
Затраты на обеспечение качества = затраты на профилактические мероприятия + затраты на оценку состояния качества + издержки вследствие некачественной работы.
Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно представить такой формулой:
Слайд 8Конкурентоспособность продукции
Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию
за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой
потенциалы.
Конкурентоспособность обеспечивается производством товара требуемого качества в необходимом объеме и вовремя.
Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов.
Абсолютно конкурентоспособными, исходя из этой посылки, являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.
Слайд 9Конкурентоспособность продукции
Первый способ. Критерием для определения конкурентоспособности техники является цена
потребления этого товара, которая определяется из выражения:
ЦП = ЦПР +
ИП ,
где ЦП ‑ цена потребления;
ЦПР ‑ цена продажная;
ИП ‑ издержки у потребителя этой продукции за весь нормативный срок ее службы.
Величину переменных затрат (ИП) для юридических лиц можно определить по формуле:
ИП = (ЗП + Ирем + Имр + А + Ипр) • Тн,
где ЗП — годовой фонд заработной платы обслуживающего персонала с отчислениями на социальные нужды;
Ирем — годовые затраты на текущий ремонт и обслуживание;
Имр — годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазочные и другие материалы, связанные с эксплуатацией техники;
А — годовая величина амортизации;
Ипр ‑ прочие годовые издержки, связанные с эксплуатацией техники;
Тн — нормативный срок службы.
Второй способ. При определении конкурентоспособности товара по этому способу учитываются два критерия: себестоимость производства и реализации товара и уровень его качества.
Слайд 10Конкурентоспособность продукции
Третий способ. Этот способ основан на сопоставлении товаров-конкурентов с
учетом их технического уровня и продажной цены.
Согласно этому методу вначале
определяются количественные показатели уровня качества сравниваемого и базового образца (товара) по формуле:
КП = КПЭ*КПТ*КПН ,
где КП ‑ комплексный показатель уровня качества товара;
КПЭ ‑ комплексный показатель эстетико-эргономического уровня;
КПТ ‑ комплексный показатель технического уровня;
КПН ‑ комплексный показатель надежности.
На втором этапе определяются показатели конкурентоспособности сравниваемого образца и товара, принятого за базу сравнения:
где ПКi, ПКб ‑ показатель конкурентоспособности сравниваемого образца и товара-эталона;
КПi, КПб ‑ комплексный показатель уровня качества сравниваемого образца и товара-эталона;
Цi, Цб ‑ предполагаемая или фактическая цена реализации рассматриваемого образца и товара-эталона.
Если Пкi > Пкб, то сравниваемый товар является более конкурентоспособным; если Пкi<Пкб — менее конкурентоспособным; если Пкi=Пкб — конкурентоспособность одинакова.
Наиболее наглядное представление дает относительный показатель конкурентоспособности (ОПк):
Если ОПК 1, то показатель конкурентоспособности рассматриваемого образца превышает или равен показателю конкурентоспособности базового.
Слайд 11Конкурентоспособность продукции
Четвертый способ. При этом методе уровень конкурентоспособности определяется на
основе сопоставления как технических, так и экономических параметров.
рассчитываются индексы
по каждому техническому параметру, а на их основе определяются сводные параметрические индексы (IТП) по каждому сравниваемому изделию:
где Ii — индивидуальный индекс i-гo технического параметра;
аi — вес i-гo параметра.
Сводный индекс по экономическим параметрам (IЭП) определяется из выражения
где ‑ цена потребления соответственно сравниваемого и базового образца.
Если IЭП<1, то это означает, что сравниваемый образец является более конкурентоспособным по сравнению с базовым по экономическим параметрам; если IЭП>1 — наоборот; если IЭП = 1 — изделия равнозначны.
Для определения уровня конкурентоспособности как по техническим, так и по экономическим параметрам определяется интегральный показатель конкурентоспособности (Ки):
где IТП — сводный индекс по техническим параметрам;
IЭП — сводный индекс по экономическим параметрам.