Разделы презентаций


Тема 2. Система общественного дошкольного образования в Российской Федерации

Содержание

План:Понятие система дошкольного образованияСтановление системы дошкольного образования в РоссииХарактеристика современной системы образованияПриоритетные направления развития системы дошкольного образования. Государственная политика в сфере образования

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 2. Система общественного дошкольного образования в Российской Федерации
Управление дошкольным

образованием

Тема 2. Система общественного дошкольного образования в Российской ФедерацииУправление дошкольным образованием

Слайд 2План:
Понятие система дошкольного образования
Становление системы дошкольного образования в России
Характеристика современной

системы образования
Приоритетные направления развития системы дошкольного образования. Государственная политика в

сфере образования

План:Понятие система дошкольного образованияСтановление системы дошкольного образования в РоссииХарактеристика современной системы образованияПриоритетные направления развития системы дошкольного образования.

Слайд 3Система образования
«…система образования представляет собой совокупность :
системы преемственных образовательных программ

и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
сети реализующих их

образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций

Закон «Об образовании» (разд. 2, ст.8)
Система образования«…система образования представляет собой совокупность :системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и

Слайд 4Цель системы образования –
обеспечить право человека на образование

Критерий эффективности

системы –
уровень образованности граждан - воспитанности и обученности

Цель системы образования – обеспечить право человека на образованиеКритерий эффективности системы – уровень образованности граждан - воспитанности

Слайд 5Образовательная система России
Послевузовское
дополнительное образование

Образовательная система России Послевузовское дополнительное образование

Слайд 6Система дошкольного образования:
состоит из элементов, структуры, образует определенную иерархичность и

целостность;
система, образованная людьми.
Ценности являются базисными основаниями социальных систем. Ценности

людей позволяют им упорядочивать окружающую социальную действительность, определять отношение к ней.
активно взаимодействует с внешним окружением, что оказывает влияние на ее функционирование и развитие.

Система дошкольного образования:состоит из элементов, структуры, образует определенную иерархичность и целостность;система, образованная людьми. 	Ценности являются базисными основаниями

Слайд 7Назад в прошлое… 60-е гг. XIX в.

Назад в прошлое… 60-е гг. XIX в.

Слайд 8Назад в прошлое… 60-е гг. XIX в.

Назад в прошлое… 60-е гг. XIX в.

Слайд 9Назад в прошлое… 60-е гг. XIX в.

Назад в прошлое… 60-е гг. XIX в.

Слайд 10Назад в прошлое…
Советская система дошкольного образования была достаточно эффективной. Она

была:
стабильной;
безальтернативной;
легко прогнозируемой;
носила устойчивый характер, соответствовала привычкам, менталитету россиян;
была опорой существующей

социальной системы;
единой для всех пятнадцати республик, входивших в состав СССР;
централизованной;
несамостоятельной в принятии решений, неинициативной;
удобной в управлении сверху в силу своего единообразия.
Назад в прошлое…Советская система дошкольного образования была достаточно эффективной. Она была:стабильной;безальтернативной;легко прогнозируемой;носила устойчивый характер, соответствовала привычкам, менталитету

Слайд 11Характеристика современной системы дошкольного воспитания

Характеристика современной системы дошкольного воспитания

Слайд 12Чем обусловлены изменения современной системы дошкольного образования в России?
Демографический фактор
Социальный

фактор
Экономический фактор
Нормативно-правовой фактор


Чем обусловлены изменения современной системы дошкольного образования в России?Демографический факторСоциальный факторЭкономический факторНормативно-правовой фактор

Слайд 13Демографическая ситуация в РФ

Демографическая ситуация в РФ

Слайд 14Здоровье детского населения:
Исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и

подростков НЦЗД РАМН (1999 г.), доказали, что процент детей 6-летнего

возраста, не готовых к систематическому обучению, увеличился почти в 5 раз (по сравнению с 1980-ми годами).

Диагностика функциональной готовности к систематическому обучению показала, что только 18.5 % детей 6-летнего возраста являются “зрелыми”, более 49 % — “среднезрелыми”, а 32,2 % — незрелыми
Здоровье детского населения:Исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН (1999 г.), доказали, что

Слайд 15Социальные факторы:
Высокая степень заинтересованности российских родителей в повышении качества дошкольного

образования.
ФАКТ: 25% родителей по тем или иным причинам переводят детей

из одного детского сада в другой. Одной из основных причин является низкое качество образовательного процесса.
Общественные потребности, которые на сегодня сложившаяся система дошкольного образования не способна удовлетворить в полной мере:
сохранение психического и физического здоровья ребенка посредством внедрения здоровьесберегающих технологий и оптимальных режимов развития;
включение детей из неблагополучных семей, детей имеющих проблемы в развитии в систему общественного образования, возможность получения качественного образования детей из малообеспеченных слоев населения;
расширение диапазона образовательных услуг детского сада для различных групп населения: от рыночных моделей до программ социальной помощи;
снижение возрастной границы приема ребенка в ДОУ – с 1-1,5 лет и ниже;
расширение возрастной границы перехода в начальную школу (с учетом индивидуальных возможностей ребенка) – с 5,5 до 8 лет;
обеспечение гибкого графика работы детских садов, что позволит в значительной мере расширить возможности карьерного роста родителей, особенно женщин.
Социальные факторы:Высокая степень заинтересованности российских родителей в повышении качества дошкольного образования.		ФАКТ: 25% родителей по тем или иным

Слайд 16Экономические факторы:
В больших городах (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и т.д.)

она выше приблизительно на 25-30%.
В ряде регионов и в сельской

местности среднемесячная номинальная заработная плата ниже на 30-50%.
В зависимости от региона устанавливается размер родительской платы за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
По статистическим данным около 77 % семей платят за посещение детского сада, поскольку часть родителей имеет определенные социальные льготы.
Экономические факторы:В больших городах (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и т.д.) она выше приблизительно на 25-30%.В ряде регионов

Слайд 17Расширение нормативно-правового поля деятельности ДОУ
Анализ нормативных актов позволяет выделить следующие

характеристики работы дошкольных образовательных учреждений:
повышение вариативности детских садов, содержания

и организации их работы (разнообразие видов ДОУ, образовательных программ, режимов работы детских садов и т.д.);
расширение организационно-правовых форм ДОУ (государственные, муниципальные и негосударственные ДОУ);
усиление автономности детского сада (свобода выбора образовательной программы, возможность привлечения дополнительных финансовых средств и т.д.);
свобода выбора родителями детского сада для ребенка, становление рынка образовательных услуг;
Расширение нормативно-правового поля деятельности ДОУАнализ нормативных актов позволяет выделить следующие характеристики работы дошкольных образовательных учреждений: повышение вариативности

Слайд 18ВЫВОД:
Значительно изменилось окружение дошкольного образования как системы,
следовательно,
ИЗМЕНИЛОСЬ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ВЫВОД:Значительно изменилось окружение дошкольного образования как системы, следовательно,ИЗМЕНИЛОСЬ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Слайд 19Характеристика современной системы дошкольного образования: состояние и перспективы развития
Государственная политика

в области образования определяется в основных документах:
национальная доктрина

образования в Российской Федерации - основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития на период до 2025 года;
концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р);
федеральной целевой программой развития образования на 2006 - 2010 годы (утверждена постановлением Правительство Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803);
Характеристика современной системы дошкольного образования: состояние и перспективы развитияГосударственная политика в области образования определяется в основных документах:

Слайд 20Качественные изменения в сфере дошкольного образования
Исторический анализ развития системы

дошкольного образования позволил выявить:
переориентацию системы дошкольного образования от единых планов

и программ к вариативности и разнообразию содержания дошкольного образования;
смену ценностных ориентаций;
изменение содержательных, технологических, организационных подходов;
усложнение деятельности руководителей ДОУ в связи с необходимостью принятия управленческих решений в условиях нестабильности, риска, социального расслоения россиян и самофинансирования деятельности ДОУ;
предоставление большей самостоятельности ДОУ в выборе образовательных программ, форм организации их деятельности и определении видов дополнительных платных услуг;
поиск подходов к разработке стандартов дошкольного образования;
установление иных механизмов экспертной оценки и мониторинга качества образовательных услуг ДОУ.
Качественные изменения в сфере дошкольного образования Исторический анализ развития системы дошкольного образования позволил выявить:переориентацию системы дошкольного образования

Слайд 21Последнее десятилетие привнесло радикальные изменения в систему общественного дошкольного воспитания.


Система дошкольного образования представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений,

ориентированную на потребности общества и предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка.
Первоначальное существенное сокращение охвата детей дошкольным воспитанием стабилизировалось.
Уровень охвата детей дошкольными учреждениями составляет в среднем 59%.
 В настоящее время в Российской Федерации функционирует 56,2 тыс. дошкольных образовательных учреждений, в которых воспитывается 4 млн. 813 тыс. детей.

Последнее десятилетие привнесло радикальные изменения в систему общественного дошкольного воспитания.  Система дошкольного образования представляет собой многофункциональную

Слайд 22ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (на конец года)

ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (на конец года)

Слайд 23ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РЕГИОНОВ(на конец года)

ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РЕГИОНОВ(на конец года)

Слайд 24ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Слайд 25Общие линии изменений проявляются на разных уровнях организации дошкольной образовательной

системы.
На социальном уровне – это трансформация статуса некогда единого «общественного

дошкольного воспитания» в весьма неоднородный институт «дошкольное образование». Этот институт оказался способен избирательно удовлетворять образовательные (и внеобразовательные) потребности разных слоев населения. Интенсивно развивающаяся сеть негосударственных ДОУ превратила дошкольное воспитание в открытую систему, оперативно реагирующую на запросы родителей и общеобразовательной школы.

На финансово-экономическом уровне – это фактическое свертывание поддержки дошкольной образовательной системы со стороны федерального бюджета, введение долевого механизма финансирования дошкольных образовательных учреждений.

На организационном уровне – смена унифицированного «детского сада» разными видами и типами дошкольных учреждений.

На программно-методическом уровне – это смена типовой программы вариативными, широкое использование инновационных вариантов программного, организационно-управленческого и научно-методического обеспечения деятельности ДОУ, разработка интегрированных программ и здоровьесберегающих образовательных технологий, обеспечение психологического сопровождения образовательного процесса.
Общие линии изменений проявляются на разных уровнях организации дошкольной образовательной системы.На социальном уровне – это трансформация статуса

Слайд 26Система дошкольного образования имеет свою внутреннюю структуру и развивается по

законам внешнего влияния
представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ),

ориентированную на потребности общества и семьи;
решает задачи охраны и укрепления здоровья детей;
реализует спектр образовательных программ (основных и дополнительных) в соответствии с приоритетным направлением деятельности ДОУ и потребностями потребителей (вариативные виды дошкольных образовательных учреждений составляют около 35 % от всего количества детских садов);
предоставляет разнообразный спектр образовательных, оздоровительных и медицинских услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка;
создает психолого-педагогические условия пребывания ребенка в ДОУ;
взаимодействует с семьёй по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
встраивается в систему непрерывного образования (несмотря на свою необязательность);
развивается в условиях социального партнерства.
учитывает региональные особенности развития образования.
Система дошкольного образования имеет свою внутреннюю структуру и развивается по законам внешнего влияния представляет собой многофункциональную сеть

Слайд 27Современная ситуация характеризуется противоречивостью и необходимостью повышения качества образования в

целом
На уровне условий:
Нет единого государственного стандарта дошкольного образования.
Отсутствует единая стратегия

развития дошкольного образования, и как следствие нет нормативов и концепций этого развития.
Недостаток ресурсного обеспечения, несовершенство инфраструктуры внешних и внутренних коммуникаций учреждений.

На уровне процесса:
Не ориентирован на целостное развитие личности ребенка.
Выбор инноваций не всегда сбалансирован с аналогичными целями и задачами в ДОУ.
Преобладание административных методов управления.

На уровне результата:
Нет естественного воспроизводства, расширения инноваций
Нет валидных методик отслеживания результативности инновационной деятельности

Современная ситуация характеризуется противоречивостью и необходимостью повышения качества образования в целом На уровне условий:Нет единого государственного стандарта

Слайд 28В качестве преимущественных черт системы дошкольного образования следует рассматривать:
Организация полифункциональных

видов детской деятельности инициирует создание детских объединений, в которых каждый

ребенок выполняет понравившуюся функцию и одновременно сотрудничает с другими детьми. В таком образовательном пространстве ведущие в дошкольном возрасте процессы социализации и индивидуализации гармонично дополняют друг друга.

Вариативность образовательного пространства обеспечивает детям возможность выбора и проявления самостоятельности в соответствии с интересами и склонностями

наличие в учреждениях дошкольного образования эмоционально-комфортной, развивающей ребенка образовательной среды.

В условиях дошкольного образования обеспечивается целостность медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка, что необходимо в связи с возрастными особенностями дошкольника, гибкостью, подвижностью и сензетивностью в развитии соматики, физиологии, психики.

целостный характер педагогического процесса, его развивающий и воспитывающий характер, «допредметное» содержание образования

В качестве преимущественных черт системы дошкольного образования следует рассматривать:Организация полифункциональных видов детской деятельности инициирует создание детских объединений,

Слайд 29Национальная политика и стратегии улучшения дошкольного образования
В соответствии с

Федеральной программой развития образования основными направлениями развития являются:
учет социально-экономических,

этнокультурных и иных интересов и приоритетов субъектов Российской Федерации и национальных сообществ при осуществлении единой государственной политики в области образования;
защита и содействие развитию национальных культур, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
реализация, совершенствование и развитие нормативной правовой базы;
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации, развитие системы образовательных учреждений различных форм, типов и видов;
разработка системы преемственных государственных образовательных стандартов, в том числе специальных указанных стандартов и программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
создание специальных условий для получения образования лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья и особенности развития;
совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
совершенствование экономических механизмов функционирования и развития системы образования, в том числе с учетом особенностей ее функционирования в сельской местности и местах компактного проживания коренных малочисленных народов; регуляция ассортимента игр и игрушек для детей на основе их психолого-педагогической, морально-этической и санитарно-экологической экспертиз;
функционирование государственной и общественной систем оценки качества деятельности образовательных учреждений, создание государственной аттестационной службы контроля качества образования, реализация механизмов защиты обучающихся от некачественного образования;
введение в действие и реализация государственных нормативов финансирования, материально-технического обеспечения и оснащения образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
реализация мониторинга состояния образования и создание системы образовательной статистики.

Национальная политика и стратегии улучшения дошкольного  образованияВ соответствии с Федеральной программой развития образования основными направлениями развития

Слайд 30В качестве основных направлений развития дошкольного образования в Программе определены:


общедоступность;

наиболее полное развитие способностей и интересов детей;

сохранение и

развитие системы различных видов ДОУ;

поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы;

разработка программного и учебно-методического обеспечения государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ дошкольного образования;

содействие семьям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольных образовательных учреждений;

обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, развитие интеграции дошкольных образовательных учреждений с образовательными учреждениями общего и дополнительного образования, внедрение новых образовательных технологий в системе дошкольного образования; совершенствование воспитательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В качестве основных направлений развития дошкольного образования в Программе определены:  общедоступность; наиболее полное развитие способностей и

Слайд 31Развитие системы дошкольного образования осуществляется в направлении совершенствования:
содержания и

технологий в соответствии с запросами современности;

развитие образовательного сообщества, социального партнерства;

инклюзивность

образования;

усиление культурологической, экологической, развивающей составляющих;

способов сотрудничества с семьей в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;

обеспечения равных условий получения образования.
Развитие системы дошкольного образования осуществляется в направлении совершенствования:  содержания и технологий в соответствии с запросами современности;развитие

Слайд 32Современные тенденции развития системы дошкольного образования
гуманизация системы дошкольного образования
-

рефлексивное соуправление и самоуправление
- личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подход
- расширение комплекса

услуг для удовлетворения потребностей и интересов субъектов деятельности

демократизация системы дошкольного образования
- расширение состава коллективного управления
- децентрализация управления
- расширение горизонтальных связей управления
- инновационный характер педагогической и управленческой деятельности
- увеличение числа субъектов инновационной деятельности

диверсификация системы дошкольного образования
- расширение типов и уровней управления
- индивидуализация, дифференциация, вариативность образовательных услуг
- расширение структур сопровождения: медико-валеологическая, социально-педагогическая, психологическая, коррекционно-педагогическая и т.д.

Современные тенденции развития системы дошкольного образованиягуманизация системы дошкольного образования - рефлексивное соуправление и самоуправление - личностно-ориентированный, личностно-деятельностный

Слайд 33Перспективы развития системы дошкольного образования: приоритеты государственной образовательной политики 
ДОСТУПНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

разработка и реализация системы мер по обеспечению конституционных гарантий бесплатности

и общедоступности дошкольного образования, включая бесплатность образовательного процесса для всех детей;
обновление санитарно-эпидемиологических правил и нормативов деятельности ДОУ и групп различной направленности;
совершенствование на этой основе критериев государственного лицензирования ДОУ;
разработка и реализация муниципальных и региональных программ реструктуризации сети дошкольных учреждений с учетом современных целей и задач системы дошкольного образования (прогимназия, сетевое взаимодействие ДОУ и т.д.);
Перспективы развития системы дошкольного образования: приоритеты государственной образовательной политики ДОСТУПНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯразработка и реализация системы мер по обеспечению

Слайд 34Федеральные эксперименты по обеспечению доступности дошкольного образования
«Развитие новых форм российского

дошкольного образования в современных социально-экономических условиях» (1999 – 2002 гг.).


В экспериментальных регионах подтвердилось, что группы кратковременного пребывания могут быть в экономическом отношении более доступными для малообеспеченных семей.
«Долевое нормативное финансирование ДОУ» (2002-2005 г.)
В экспериментальных регионах подтвердилось, что возможно введение в системе дошкольного образования нормативного подушевого финансирования пребывания детей, распределение финансовых затрат между родителями, учредителем и государством.
Федеральные эксперименты по обеспечению доступности дошкольного образования«Развитие новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях» (1999

Слайд 35Схема финансирования
дошкольных
образовательных
учреждений
Образовательные услуги
Материальная база
Социальные услуги
Родители
МУНИЦИПАЛИТЕТ
РЕГИОН
Прямое фин-ие

ДОУ на основе соучред-ва
Субвенции, передача полномочий
Социальные программы, адресные субсидии
Установленная плата
Фин-ие

на норм.основе

Фин-ие на норм.основе

Фин-ие на норм.основе

Схема финансирования дошкольных образовательных учрежденийОбразовательные услугиМатериальная базаСоциальные услугиРодители МУНИЦИПАЛИТЕТРЕГИОНПрямое фин-ие ДОУ на основе соучред-ваСубвенции, передача полномочийСоциальные программы,

Слайд 36Образовательные услуги (8 час.):
гимнастика (12 мин.)
Закаливание (8 мин.)
привитие

культурно-гигиенических навыков (1 ч.)
Прогулка (2,5 ч.)
блок специально организованного обучения (40

мин.);
блок совместной деятельности воспитателя с детьми (1,2 час.);
блок самостоятельной деятельности детей (2,5 час.).

Развивающие
(4,2 час.):

Оздоровительные (3,8 час.):

Образовательные услуги (8 час.): гимнастика (12 мин.)Закаливание (8 мин.)привитие культурно-гигиенических навыков (1 ч.)Прогулка (2,5 ч.)блок специально организованного

Слайд 37Обязательные социальные услуги (4 часа):
Питание детей (1,5 час.)


Завтрак, обед, полдник, ужин
Сон (2 часа)
Медицинское

обслуживание (0,5 час.)

Ежедневный осмотр детей, неотложная мед.помощь, диспансеризация, проф. Прививки и т.д.

Обязательные социальные услуги (4 часа): Питание детей  (1,5 час.) Завтрак, обед, полдник, ужинСон

Слайд 38Образовательные программы выбираются на основе диагностического обследования.
Выбор программы согласуется

с родителями (служба ранней помощи).
Проводятся занятия и лечебные процедуры.
Дети пользуются

услугами психолога и медсестры.
Питание детей организуется по заявкам родителей.

Модель организации деятельности ДОУ № 1 четырехчасовое пребывание детей без питания и сна (обслуживание специалистами и медперсоналом)

Образовательные программы выбираются на основе диагностического обследования. Выбор программы согласуется с родителями (служба ранней помощи).Проводятся занятия и

Слайд 39Ребенка приводят в утренние часы.

В родительском договоре оговаривается какие

конкретно образовательные, социальные услуги будут оказаны ребенку.
Модель организации деятельности

ДОУ№ 2 восьмичасовое пребывание ребенка с обедом и сном (обслуживание специалистами и медперсоналом)
Ребенка приводят в утренние часы. В родительском договоре оговаривается какие конкретно образовательные, социальные услуги будут оказаны ребенку.

Слайд 40От девяти до двенадцати часов пребывания ребенка в ДОУ
трехразовое

питание
обслуживание специалистами и медперсоналом
Модель организации деятельности ДОУ № 3

От девяти до двенадцати часов пребывания ребенка в ДОУ трехразовое питание обслуживание специалистами и медперсоналомМодель организации деятельности

Слайд 41Повышение качества дошкольного образования
введение программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения,

нацеленного на выявление и развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей

детей;
оказание помощи родителям в воспитании детей дошкольного возраста: создание тематических теле- и радиопрограмм, психолого-медико-педагогических консультаций, курсов для молодых родителей, тематических разделов в печатной периодике, сайтов в Интернете и т.д.;
государственное стимулирование развития рынка детских книг, радио- и телепередач через систему конкурсов по размещению госзаказов на данную продукцию; организация их обязательной психолого-педагогической экспертизы на предмет безопасности для физического и психического здоровья детей;
возобновление деятельности Федерального экспертного совета по играм и игрушкам; информирование общественности об играх и игрушках, представляющих опасность для психического и физического здоровья детей; введение уголовной ответственности за изготовление и распространение подобных игр и игрушек.
Повышение качества дошкольного образованиявведение программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, нацеленного на выявление и развитие индивидуальных творческих

Слайд 42Предшкольное образование: механизм повышения качества дошкольного образования
Предшкольное образование направлено на

выравнивание равных стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста при поступлении

в школу.
Значимым является факт, что одним из главных целевых показателей, характеризующих ход реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы является – охват дошкольным образованием детей в возрасте 5-6 лет (предполагалось с 55% , до 85% в 2010 г.).
Предшкольное образование: механизм повышения качества дошкольного образованияПредшкольное образование направлено на выравнивание равных стартовых возможностей детей старшего дошкольного

Слайд 43Организация предшкольного образования
в Белгородской области в 2006 году были открыты

группы предшкольного образования в следующих учреждениях образования:
в ДОУ- 35 групп

(263 чел.);
в школах -51 группа (402 чел.);
в учреждения дополнительного образования – 7 групп (137чел.).
Организация предшкольного образованияв Белгородской области в 2006 году были открыты группы предшкольного образования в следующих учреждениях образования:в

Слайд 44Перспективные направления развития предшкольного образования:
Мониторинг готовности детей старшего дошкольного возраста

для последующего обучения в начальной школе;
Разработка и апробация вариативных комплексных

образовательных программ для детей 5-7 лет (для детей с ограниченными возможностями, для детей, для которых русский язык не является родным);
разработка адаптивных механизмов преемственности предшкольного и дошкольного образования;
Разработка требований к развивающему пространству для групп для детей старшего дошкольного возраста;
Разработка системы подготовки и повышения квалификации педагогов для работы с детьми старшего дошкольного возраста;
Апробация организационно-правовых и финансово-экономических механизмов обеспечения образования детей старшего дошкольного возраста
Перспективные направления развития предшкольного образования:Мониторинг готовности детей старшего дошкольного возраста для последующего обучения в начальной школе;Разработка и

Слайд 45Повышение социального статуса, материального состояния и профессионального уровня педагогических кадров
разработка

и апробация новых региональных систем оплаты труда педагогов, построенных на

общих принципах оплаты за качество образования, укрепления здоровья и воспитания детей; увеличения дифференциации в оплате труда педагогов различной квалификации;
изменение системы педагогического образования и повышения квалификации педагогов.
Повышение социального статуса, материального состояния и профессионального уровня педагогических кадровразработка и апробация новых региональных систем оплаты труда

Слайд 46Увеличение бюджетного финансирования системы дошкольного образования и стимулирование инвестиционной привлекательности


увеличение бюджетных расходов на образование;
предоставление образовательным учреждениям льгот по

налогу на прибыль в части доходов от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, направляемых на осуществление и развитие образовательного процесса в данном учреждении.
создание стимулирующих условий для привлечения в сферу образования внебюджетных средств: введение налоговых льгот для организаций и граждан, направляющих свои средства в сферу образования как в виде оплаты обучения, так и в виде благотворительных пожертвований.
введение нормативного подушевого финансирования ДОУ: их образовательных программ и услуг по содержанию (уходу и присмотру) детей.
Увеличение бюджетного финансирования системы дошкольного образования и стимулирование инвестиционной привлекательности увеличение бюджетных расходов на образование; предоставление образовательным

Слайд 47Повышение эффективности управления в системе дошкольного образования
развитие государственно-общественной системы управления

дошкольным образования;

организация профессиональных ассоциаций в системе образования: представителей различных направлений

образовательной деятельности, руководителей образования и т.д.;

разработка новой государственно-общественной системы лицензирования образовательной деятельности ДОУ;

обеспечение открытости образования как государственно-общественной системы (через введение обязательной ежегодной публикации по установленной форме финансовых отчетов органов управления образованием и образовательных учреждений, а также отчетов по результатам инновационного развития).
Повышение эффективности управления в системе дошкольного образованияразвитие государственно-общественной системы управления дошкольным образования;организация профессиональных ассоциаций в системе образования:

Слайд 48Современная модель образования (2020)
Приоритеты, цели и этапы формирования современной

модели образования на период до 2020 года –

При формировании современной

модели повышение вклада дошкольного образования в инновационные процессы достигается на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг, поддержки и более полного использования образовательного потенциала семей.
Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и гражданина.
Современная модель образования (2020) Приоритеты, цели и этапы формирования современной модели образования на период до 2020 года

Слайд 49Приоритетные задачи (выдержки):
1. Создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие

детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения.


Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивающей их социализацию.

Создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.
Приоритетные задачи (выдержки):1. Создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния

Слайд 50Приоритетные задачи (выдержки):
2. Создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об

образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации.


Создание механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.
Приоритетные задачи (выдержки):2. Создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление,

Слайд 51Приоритетные задачи (выдержки):
3. обновление содержания и технологий образования… (компетентностный подход),
развитие

вариативности образовательных программ,
обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с

задачами инновационного развития.
Приоритетные задачи (выдержки):3. обновление содержания и технологий образования… (компетентностный подход),развитие вариативности образовательных программ,обновление структуры сети образовательных учреждений

Слайд 52Целевые ориентиры:
К 2012 году – обновление типологии образовательных программ и

учреждений, структуры системы образования…, развитие форм финансирования образовательных учреждений (частные

и государственные средства, перевод на подушевое финансирование), создание в учреждениях органов самоуправления, реализующих государственно-общественный характер управления.
Целевые ориентиры:К 2012 году – обновление типологии образовательных программ и учреждений, структуры системы образования…, развитие форм финансирования

Слайд 53Целевые ориентиры:
К 2016 году – введение систем оплаты труда административного

и педагогического персонала в ОУ, учитывающих качество и результативность их

деятельности, обеспечение каждому ребенку до поступления в школу возможности освоить программы дошкольного образования и полноценно общаться на языке обучения, расширение возможности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях, создание и нормативное закрепление системы «инклюзивного» образования, иституциональное обеспечение во всех муниципальных образованиях поддержки семейного воспитания детей.
Целевые ориентиры:К 2016 году – введение систем оплаты труда административного и педагогического персонала в ОУ, учитывающих качество

Слайд 54Программные документы, определяющие развитие системы образования:
Концепция долгосрочного социально

- экономического развития Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от

17.11.2008 № 1662 -р)

Концепция Федеральной целевой программы развития образования (утверждена распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 № 163 –р)

Федеральная целевая программа развития образования на 2011 -2015 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 №61)

Программные документы, определяющие развитие системы образования:  Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации (утверждена распоряжением

Слайд 55Государственная политика в сфере образования: приоритеты развития системы образования

Государственная политика в сфере образования: приоритеты развития системы образования

Слайд 56К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного

социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

Вызовы предстоящего долгосрочного периода

1. Усиление глобальной конкуренции:
- появление новых мировых центров экономического развития
- усиление влияния экологических факторов, рост дефицита пресной воды и изменение климата
- старение населения в развитых странах на фоне роста населения в развивающихся странах
- интенсифицикация мировых миграционных процессов и увеличение нагрузки на социальные
системы развитых стран
- повышения энергоэффективности и расширения использования альтернативных видов энергии

К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до

Слайд 57 К О Н Ц Е П Ц И Я

долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

Вызовы предстоящего долгосрочного периода

2. Ожидаемая новая волна технологических изменений
усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста
развитые страны перейдут к формированию
новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области биотехнологий,
информатики и нанотехнологий
3. Возрастание роли человеческого капитала как
основного фактора экономического развития
- уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности

К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на

Слайд 58К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного

социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

Вызовы предстоящего долгосрочного периода

2. Ожидаемая новая волна технологических изменений
усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста
развитые страны перейдут к формированию
новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области биотехнологий,
информатики и нанотехнологий
- риск снижения конкурентоспособности России в случае отставания в развитии новых технологий

К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до

Слайд 59К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного

социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

Вызовы предстоящего долгосрочного периода

3. Возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития
- сокращением численности населения и уровня занятости в экономике
- растущая конкуренция с европейскими и азиатскими рынками в отношении квалифицированных кадров
- низкое качество и снижение уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования

К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до

Слайд 60К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного

социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

Вызовы предстоящего долгосрочного периода

4. Исчерпывание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития
форсированное наращивание топливного и сырьевого экспорта
конъюнктура мирового рынка энергоносителей весьма неустойчива
завышенное требование к качеству энергоресурсов требует модернизации производственной базы (значительные финансовые ресурсы, развитие транспортной инфраструктуры, кадры)

К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до

Слайд 61Программные документы, определяющие развитие системы образования:
Концепция долгосрочного социально

- экономического развития Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от

17.11.2008 № 1662 -р)

Концепция Федеральной целевой программы развития образования (утверждена распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 № 163 –р)

Федеральная целевая программа развития образования на 2011 -2015 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 №61)

Программные документы, определяющие развитие системы образования:  Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации (утверждена распоряжением

Слайд 62Стратегическая цель государственной политики в области образования:
повышение
доступности качественного образования

в
соответствии с требованиями инновационного
развития экономики и современными потреб-
остями

общества
Стратегическая цель государственной политики в области образования:повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики

Слайд 63Основные стратегические задачи
Повышение качества
образовательных услуг
Создание системы


непрерывного образования
Модернизированная
система образования
Изменение структуры
образовательной системы
Обеспечение доступности
качественного образования

Основные  стратегические  задачи Повышение качества образовательных услугСоздание системы непрерывного образованияМодернизированнаясистема образованияИзменение структуры образовательной системы Обеспечение

Слайд 64Проекты, действующие в сфере образования

Проекты, действующие в сфере образования

Слайд 65Федеральная целевая программа развития образования на 2011 -2015 годы
модернизация общего

и дошкольного
образования как института социального
развития
приведение содержания и структуры


профессионального образования в
соответствие с потребностями рынка труда

развитие системы оценки качества
образования и востребованности
образовательных услуг

Задачи:

ФЦП

Федеральная целевая программа развития образования на 2011 -2015 годымодернизация общего и дошкольного образования как института социального развитияприведение

Слайд 66Объемы финансирования программы:
общий объем – 137 908,8 млн. рублей


в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 54228,8

млн. рублей,
из них субсидии - 10469,68 млн. рублей;
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации -
67070 млн. рублей;
за счет средств внебюджетных источников - 16610 млн. рублей.

ФЦП

Объемы финансирования программы: общий объем – 137 908,8 млн. рублей в том числе: за счет средств федерального

Слайд 67Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития

Реализация национальной образовательной инициативы «ННШ»
Формирование общероссийского кадрового

ресурса ведущих консультантов по вопросам развития образования
Формирование моделей государственно –общественного управления образованием
Формирование образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования
Создание инновационных воспитательных моделей



ФЦП

Модернизация общего и дошкольного  образования как института социального развития  Реализация национальной образовательной инициативы «ННШ»

Слайд 68Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития

Создание моделей социализации детей с ОВЗ

Создание моделей

развития техносферы в УДОД

Создание моделей социализации детей – сирот

Создание моделей психолого –педагогического и медико –социального сопровождения развития детей


ФЦП

Модернизация общего и дошкольного  образования как института социального развития  Создание моделей социализации детей с ОВЗ

Слайд 69Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг

Внедрение системы независимой оценки качества образования
Создание единой информационной

системы сферы образования
Развитие государственной и общественной
оценки деятельности ОУ
Создание единой общероссийской системы качества образования (включая инструментарий)
Создание электронного паспорта ОУ
Создание сети экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций

ФЦП

Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг  Внедрение системы независимой оценки качества образования

Слайд 70Этапы реализации программы:
Первый этап (2011 - 2013 годы)

Формирование стратегических проектов развития образования
Результат: разработаны устойчивые


модели для дальнейшего массового внедрения преобразований, оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов
образовательных учреждений, регионов и социально-экономических условий.

ФЦП

Этапы реализации программы: Первый этап (2011 - 2013 годы)  Формирование  стратегических  проектов развития образования

Слайд 71Этапы реализации программы:
Второй этап (2011 - 2013 годы)

Реализация стратегических проектов развития образования

Результат: сформированы новые

системы управления образования на основе ИКТ

Целевые индикаторы и показатели

ФЦП

Этапы реализации программы: Второй этап (2011 - 2013 годы)  Реализация  стратегических  проектов развития образования

Слайд 72Основные направления реализации ПНПО
Обеспечение доступности дошкольного образования
Достижение стратегических ориентиров, заявленных

в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»
«Достижение современного качества образования»
«Обеспечение

социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями»

Развитие информационно-коммуникационных технологий в образовании

Совершенствование организации школьного питания

Реализуется с 5 сентября 2005 года 

Основные направления реализации ПНПООбеспечение доступности дошкольного образованияДостижение стратегических ориентиров, заявленных в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»«Достижение

Слайд 73Направления, реализованные в рамках приоритетного национального проекта "Образование"
Инновационные школы
Поддержка учреждений

НПО и СПО
Инновационные программы вузов
Интернетизация образования
Учебное оборудование
Сельский школьный автобус
Модернизация региональных

систем образования

Направления, реализованные в рамках приоритетного национального проекта

Слайд 74Направления, реализуемые в рамках приоритетного национального проекта "Образование"
Классное руководство
Лучшие учителя
Талантливая

молодёжь
Федеральные университеты
Бизнес-школы мирового уровня
Школьное питание
Образование военнослужащих-контрактников

Направления, реализуемые в рамках приоритетного национального проекта

Слайд 75Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа»
Основные направления развития общего образования:

1.

Переход на новые образовательные стандарты
2. Развитие системы поддержки талантливых детей
3.

Совершенствование учительского корпуса
4. Изменение школьной инфраструктуры
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников
6. Расширение самостоятельности школ

Утверждена 04 февраля 2010 г.

Мониторинг модернизации образования: http://www.kpmo.ru/

Национальная образовательная инициатива

Слайд 76Комплексный проект модернизации общего образования Свердловской области
ЦЕЛЬ: модернизация общего образования

Основные

задачи:
Повышение заработной платы
Улучшение условий обучения школьников
Повышение качества общего образования

Комплексный проект модернизации общего образования Свердловской областиЦЕЛЬ: модернизация общего образованияОсновные задачи: Повышение заработной платыУлучшение условий обучения школьниковПовышение

Слайд 77Комплексный проект модернизации общего образования Свердловской области
Приобретение оборудования ( учебно

–лабораторное, спортивное, компьютеры, оборудование для медицинских кабинетов и столовых)
Приобретение школьных

автобусов
Пополнение школьных библиотек
Развитие школьной инфраструктуры
организация дистанционного образования
Подготовка и переподготовка учителей
Меры по энергосбережению в системе общего образования

Комплексный проект модернизации общего образования Свердловской областиПриобретение оборудования ( учебно –лабораторное, спортивное, компьютеры, оборудование для медицинских кабинетов

Слайд 78Задания к семинарам
Основные вопросы и задания:
Министерство образования и науки РФ.

По материалам сайта http://mon.gov.ru/
Министерство образования Свердловской области. По материалам

сайта http://www.minobraz.ru/
Управление образования г.Нижний Тагил. По материалам сайта управления образования http://upro-ntagil.org/
Анализ состояния системы дошкольного образования в городе.
 
Практические задания на семинаре:
Проблемно-ориентированный анализ проблем и путей развития ДОУ
Студенты распределяются по подгруппам, представляющим интересы разных субъектов деятельности: педагоги, дети, управленцы, родители, дополнительные специалисты.
Каждая группа осуществляет анализ по параметрам: что мне хотелось бы поменять, не хотелось поменять, каким образом это можно поменять, что меня держит, что меня не держит, каковы внутренние ресурсы изменений, каковы внешние ресурсы изменений, что мне помогает работать, что мне мешает работать

Задание для самостоятельной работы Пути решения проблемы развития сети дошкольных учреждений в городе.
 


Задания к семинарамОсновные вопросы и задания:Министерство образования и науки РФ. По материалам сайта http://mon.gov.ru/ Министерство образования Свердловской

Слайд 79Литература:
Барсукова Л. Совершенствование управления дошкольным образованием Дошкольное образование. – 1996.

- № 4. – С. 25 – 30.
Борискина Т. Тяжело,

но не безнадёжно. //дошкольное воспитание. 1996. - № 8.
Лазарев В. Управление образованием на пороге новой эпохи // Педагогика. – 1995. № 5.
Мазурчик А. Структура управления образовательным учреждением.// Дошкольное воспитание. 1997. № 9.
 
Литература:Барсукова Л. Совершенствование управления дошкольным образованием Дошкольное образование. – 1996. - № 4. – С. 25 –

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика