Слайд 1Тема 20. Бюджетно-налоговая политика.
Слайд 2Тема 20. Бюджетно-налоговая политика.БНП.
Вопросы: 1.Роль государства в экономике.
2.Финансовая система.
3.Цели и
инструменты БНП. Мультипликатор государственных расходов.
4.Дискреционная и недискреционная БНП. Встроенные
стабилизаторы.
5.Государственный бюджет и его структура. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
6.Бюджетный дефицит и его виды. Способы финансирования дефицита бюджета. “Эффект вытеснения”.
7.Налоги и их виды. Налоговая функция. Кривая Лаффера. Мультипликатор налогов.
8.Государственный долг и его виды. Управление государственным долгом.
ДЗ 1. Бюджет РФ (данные по годам).
2. Налоги в РФ (виды).
3. Государственный долг РФ.
ЭВ: 49.Финансовая система. Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики. Мультипликатор государственных расходов.
50.Государственный бюджет и его структура. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Бюджетный дефицит и его виды.
51.Налоги и их виды. Налоговая функция. Кривая Лаффера. Мультипликатор налогов.
52.Государственный долг и его виды. Управление государственным долгом.
Слайд 3
1 этап (18-19вв)
2 этап (конец 19в)
1.Роль государства в экономике.
Слайд 4
Обусловлен промышленным переворотом в Англии, развитием промышленного производства, функционированием рыночной
экономики и появлением проблем, связанными с рынком.
Роль государства рассмотрели
классики; ориентир на идеальное состояние экономики( свободная конкуренция)
Роль государства определена минимальными границами:
Денежное регулирование.
Производство или стимулирование общественных благ.
Устранение негативных внешних эффектов.
Вывод: экономическая политика в 19 веке характеризуется “точечным” воздействием государства на экономику, т.е. используются отдельные меры, направленные на восстановления равновесия.
1 этап (18-19 века)
Слайд 52 этап (конец 19 века- 20 век)
Обусловлен кризисом Великая депрессия
и переходом к государственному монополистическому капитализму (ГМК).
Роль государства в
экономике страны обозначены в теории Кейнса.
Особенности ГМК:
Монополизация экономики
Концентрация и централизация национального капитала
Усиление государственного влияния на экономику через финансовые инструменты
Повышение роли негосударственных организаций
Усиление роли ВПК, в котором основным заказчиком выступает государство
Развитие фундаментальной науки на основе использования государственных ресурсов
Развитие международных связей, интеграция и глобализация мировой экономики, действие транснациональных кмпаний ТНК
Слайд 6Достижение равновесия в условиях рынка обеспечивается государственным воздействием на экономику.
Показатели
государственного участия
Доля государственного сектора в национальном производстве
Количество занятых на государственных
предприятиях
Государственная квота или доля расходов государства в ВВП
Слайд 7Государство в экономике России
Доля государства в экономике:
2006г. -38%
2008г.
– более 40%
н.в. - 50%
2020 (проект) -25%
По отраслям:
нефтедобыча – 40-45%
банковский сектор – 49%
транспорт – 73%
Гос.компании –лидеры: банковский сектор
транспорт
энергетика
Количество занятых в гос.секторе – около 20%
Государственная квота или доля расходов государства в ВВП -35%
Слайд 8Классический и неоклассический
Кейнсианство
Институционализм
Теоритические подходы к роли государства
Слайд 10А. Смит – государство - это «ночной сторож».
А.Маршалл - необходимость
устранения внешних эффектов, идея использования корректирующего налога и субсидий.
Неолиберализм –
государство должно стимулировать конкуренцию, ограничивать монополии, совершенствовать ценообразование в условиях экономики посткейнсианского периода.
Неоконсерватизм – роль государства должна быть ограничена.
Теория рациональных ожиданий ( Р. Лукас) – Теория рассматривает поведение экономических субъектов и их реакцию на государственную политику, отводя ограниченную роль государству.
Идеи классиков
Слайд 12Роль государства значима, все государственные институты используются для восстановления экономики,
стабильности и экономического роста.
Использование государственного бюджета для стимулирования занятости и
формирования государственных расходов.
Стимулирование совокупного спроса, где особое внимание уделяется бизнесу.
Стимулирование инвестиций на основе политики процентной ставки.
Неокейнсианство – использует не только кейнсианскую теорию, но и идеи классиков – стимулирование предприятий в рыночной экономике.
Идеи кейнсианства
Слайд 14Предполагают обязательное включение государства в анализ развития экономики как отдельного
института.
Определяют оптимальное вмешательство государства с целью минимизации отрицательных эффектов
и проблем рыночной экономики.
Рассматривают реальную экономику с учетом всех происходящих процессов технологического, социально-экономического и политического характера.
Идеи институционалистов
Слайд 16Обеспечивающие стабильность экономики
Обеспечивающие экономический рост
Экономические цели государственной политики
Слайд 17Экономические цели
Экономический рост. Увеличение производства благ, их качественное совершенствование.
Полная занятость.
Трудоспособные и желающие работать трудоустроены.
Экономическая эффективность. Достижение максимального результата при
минимальных затратах.
Стабильный уровень цен. Колебание цен не должно превышать уровня умеренной инфляции (3 %).
Экономическая свобода. Свобода выбора ресурсов, их применения и использования доходов.
Справедливое распределение доходов. Отсутствие бедности при наличии богатства.
Экономическая обеспеченность. Люди, не имеющие факторных доходов, должны иметь средства к существованию.
Торговый баланс. Равенство экспорта и импорта. Внешнеэкономическое равновесие.
Слайд 18Сложность формулировки и различная трактовка целей
Невозможность максимально реализовать все цели
Конфликт
целей - Причины
Магический четырехугольник целей
Слайд 19Правовые или законодательные
Административные
Экономические
Методы государственного регулирования
Слайд 20Разработка правовых мер, регламентирующих экономику.
Функция Государственной Думы.
Кодексы РФ
Налоговый кодекс (НК
РФ)
Гражданский кодекс (ГК РФ)
Трудовой кодекс (ТК РФ)
Уголовный кодекс (УК РФ)
КоАП РФ
Жилищный кодекс (ЖК РФ)
Семейный
кодекс (СК РФ)
Гражданский процессуальный кодекс (ГПК РФ)
Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ)
Уголовно-исполнительный кодекс (УИК РФ)
Арбитражный процессуальный кодекс (АПК РФ)
Таможенный кодекс Таможенного союза
Бюджетный кодекс
Кодекс торгового мореплавания
Кодекс внутреннего водного транспорта
Воздушный кодекс
Лесной кодекс
Земельный кодекс
Градостроительный кодекс
Водный кодекс
Правовые или законодательные методы
Слайд 21Осуществляются правительством или исполнительной властью
Административная политика
Антимонопольное регулирование
Обязательные стандарты, отражающие уровень
и качество жизни
Определение минимума доступных параметров жизни населения
Административные методы
Слайд 22Прямого воздействия: непосредственное воздействие на экономику государства на основе использования
государственных средств в виде государственных закупок, государственных заказов, финансирования проектов,
расходов на реализацию социальных программ.
Косвенного воздействия: стимулирование экономики на основе проводимой экономической политики и использования механизма БНП и ДКП
Экономические методы
Слайд 232.Финансовая система
Финансовая система – совокупность экономических отношений по поводу формирования
и использования денежных средств.
БНП (фискальная, финансовая политика)- совокупность мер, в
которых используются элементы финансовой системы.
Функции финансов. ( амер. экономист Р.Масгрейв).
1.Аллокация. Предоставление населению общественных благ.
2. Перераспределение. Перераспределение через бюджет национального дохода с целью достижение справедливого распределения доходов.
3.Стабилизация. Достижение полной занятости, стабильности цен, экономического роста.
В России функции финансов:
-распределительная
-контролирующая
-стимулирующая
-фискальная
Слайд 24
Принципы организации финансовой системы:
1.Фискальный (бюджетный) федерализм. Применим в рыночной экономике.
Означает формирование бюджетов на трех уровнях. Доля федерального бюджета- 70%.Предполагает
разграничение функций между отдельными бюджетами.
2.Демократический централизм. Использовался в плановой экономике.
Означает формирование гос.бюджета и выделение средств из бюджета высшего уровня бюджетам низшего уровня.
Теории финансов.
1.Классики, неоклассики.19 -20в.(20-е годы) Концепция «здоровых финансов».
2. Кейнсианство. Неокейнсианство.(30-60 годы) Принцип дефицитного финансирования
Главная политика регулирования экономики- БНП
Основа гос. политики – гос.бюджет
Гос.расходы могут расти за счет гос.займов
Гос.инвестиции и текущие расходы могут финансироваться в долг.
3.Синтез классического и кейнсианского направлений (70-80 годы). Неоконсервативная стратегия. Развитие рынка, предпринимательства, стимулирование эффективности экономики.
Слайд 263.Цели и инструменты БНП Мультипликатор государственных расходов.
БНП (фискальная политика) является
главной в кейнсианской модели.
БНП – это система регулирования экономики через
государственные расходы (G) и налоги (Т).
Цели БНП:
-Обеспечение полной занятости и выпуск неинфляционного потенциального ВВП.
- Сглаживание колебаний экономического цикла.
- Стабилизации темпов экономического роста.
Роль БНП и государственных расходов.
Мультипликатор гос.расходов:
M G= ∆Y / ∆G M = 1 / 1 – MPC = 1 / MPS
Слайд 27
Мультипликатор гос.расходов:
M G= ∆Y / ∆G
M = 1 / 1 – MPC =
1 / MPS
Если государство увеличивает свои расходы и при этом не изменяет величину налоговых поступлений, то возникает прирост ВВП в несколько раз больший, так как государственные расходы порождают новые потребительские расходы, которые в свою очередь приведут к кратному росту инвестиций.
Слайд 28Виды БНП
Краткосрочная и долгосрочная политика.
Краткосрочная БНП - используется в условиях
отсутствия полной занятости с целью снижения безработицы и роста занятости.
Она сопровождается сокращением рецессивного разрыва.
Долгосрочная БНП - используется в условиях полной занятости с целью ограничения роста цен, который характерен для экономики при полной занятости. Она сопровождается уменьшением инфляционного разрыва.
Стимулирующая и сдерживающая политика.
Стимулирующая ( фискальная экспансия) связана с увеличением государственных расходов и снижением налогов.
Сдерживающая ( фискальная рестрикция) связана с увеличением налогов и снижением государственных расходов.
Дискреционная и недискреционная политика.
Слайд 29
4.Дискреционная и недискреционная БНП. Встроенные стабилизаторы.
Дискреционная БНП -
активная политика, сознательное манипулирование налогами и гос. расходами. Инструменты :
-изменение
в налогах (налоговые реформы)
-изменение в трансфертных выплатах
-организация общественных работ
Недискреционная БНП - это пассивная политика, автоматическое изменение налогов и гос. расходов в результате циклических колебаний. Осуществляется через встроенные стабилизаторы:
-прогрессивная ставка налогообложения на доходы
-пособия по безработице и другие социальные выплаты
-субсидии фермерам
-система участия работников в прибыли
Слайд 31Стабилизационный фонд РФ
СФ -специальный государственный фонд РФ, создаваемый и используемый в целях
стабилизации экономики.
СФ РФ создан 1 января 2004 года.
С 1 февраля
2008 г. стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
1 января 2018 года вступило в силу решение об слиянии Резервного Фонда с Фондом национального благосостояния.
Объём Резервного фонда на 1 января 2018 года обнулился.
По состоянию на 1 января 2019 года объём Фонда национального благосостояния составил более 4 тлрн. рублей, или 3,7 % ВВП.
Функции СФ:
является встроенным стабилизатором (наряду с такими общеизвестными и общеупотребительными, как прогрессивный налог и пособие по безработице);
обеспечивает дополнительную устойчивость государственным финансам;
может служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.
Слайд 32Последствия осуществления БНП
Чистые налоги = Налоги – Трансферты
При дискреционной политике
в периоды спада в целях стимулирования экономики, совокупного спроса целенаправленно
создается дефицит бюджета, так как налоги уменьшаются, а гос.расходы растут. В периоды подъема создается бюджетный излишек, так как налоговые поступления увеличиваются, а гос.расходы уменьшаются.
При недискреционной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически.
Проблемы осуществления БНП:
Временные лаги. Лаг- это разрыв во времени. БНП влияет на экономику не сразу, а через определенные временные промежутки (лаги).
Гистерезис – отставание, запаздывание принятия необходимых мер правительством.
Слайд 335.Государственный бюджет и его структура. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
Государственный бюджет –
централизованный денежный фонд государства, основной финансовый план правительства.
Бюджет — форма
образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
(Бюджетный кодекс РФ)
Через госбюджет перераспределяется в рыночной экономике не менее 2/3 национального дохода.
Функции госбюджета:
-перераспределение национального дохода
-гос.регулирование и стимулирование экономики
-стимулирование НТП
-финансирование социальной политики
-контроль за образованием и использованием бюджетных средств
Слайд 34Доходы бюджета
налоги (до 80-90 %)
поступления из внебюджетных фондов (ПФ,Соц.страх.,ОМС)
государственное
предпринимательство: доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; доходы
от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями
доходы от приватизации государственного имущества
доходы от внешней экономической деятельности (экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, НДС, налог на прибыль)
государственные займы правительства
Слайд 35Расходы бюджета
гос.управление
оборона и безопасность
экономические расходы (инвестиции)
социальные расходы
межбюджетные
трансферты
внешнеэкономические расходы
управление государственным долгом:
- выплата % по
гос.долгу
- погашение первичной суммы гос.долга
Слайд 39
Консолидированный государственный бюджет – бюджет, складывающийся из федерального, региональных и
местных бюджетов.
Консолидированный бюджет субъекта РФ – бюджет, образующийся из
бюджета субъекта РФ и бюджетов всех муниципальных образований, находящихся на его территории
Слайд 43Основные параметры бюджета Архангельской области, млн. рублей
Слайд 44
Концепции сбалансированного бюджета
1.Ежегодно балансируемый бюджет. Считалась общепризнанной до Великой депрессии.(Классики)
2.Бюджет,
балансируемый на циклической основе. Бюджет балансируется в ходе экономического цикла.
В период спада создается дефицит. В период подъема – профицит, который идет на покрытие госдолга. (Кейнс).
3.Функциональные финансы. Идея сбалансированности экономики, а не бюджета. Главная цель финансов -это обеспечение неинфляционной полной занятости, а сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой.
Слайд 45Мультипликатор сбалансированного бюджета
Если G и T растут на одну и
ту же величину, это соответствует такому же приросту национального дохода.
M сб.б. = ∆Y / ∆G = ∆Т
M сб.б.≤ 1
Теорема Т.Хаавельмо (Норвегия, Нобелевская премия 1989г.):
Если увеличение гос.расходов финансируется за счет соответствующего роста налогов, то мультипликативный эффект равен единице.
Увеличение дохода равно увеличению гос. расходов или налогов. ∆Y=∆ G = ∆ T
Слайд 476.Бюджетный дефицит и его виды. Способы финансирования дефицита бюджета. “Эффект
вытеснения”.
Общий дефицит = структурный +циклический
Структурный дефицит – возникает при
естественном уровне безработицы и полной занятости.
Циклический дефицит - возникает при спаде, кризисе экономики.
Циклический дефицит = Общий дефицит – структурный
Общий дефицит = первичный дефицит + выплаты по госдолгу.
Россия: общий дефицит и ненефтегазовый дефицит
По международным стандартам общий дефицит не должен превышать 5% от ВВП.
Нормальным считается дефицит в размере 3% ВВП.
Слайд 49Способы финансирования дефицита бюджета
Кредитно-денежная эмиссия (монетизация дефицита).
Результат: - рост цен
в экономике, так называемый “инфляционный
налог”. Доход правительства выступает как « сеньераж».
- эффект Оливера - Танзи, экономические структуры сознательно затягивают уплату налогов.
Внутренние и внешние государственные займы (государственный долг).
Результат: “эффект вытеснения частных инвестиций”, снижение частных инвестиции в реальном секторе экономики.
Налоги.
Денежная приватизация.
Займы у внебюджетных фондов.
Продажа валюты, драгоценных металлов.
Использование средств Стабилизационного фонда (Россия).
Слайд 517.Налоги и их виды. Налоговая функция. Кривая Лаффера. Мультипликатор налогов.
Налоги
– обязательные взносы в бюджет и внебюджетный фонды.
Налоговый Кодекс
РФ принят в 1998 году. «Система налогов и общие принципы налогообложения и сборов в РФ».
Налоговая система:
Объекты налога
Субъекты налога
Источник налога
Единица налогообложения
Ставка налога
Налоговая льгота
Налоговый оклад (сумма налога с одного объекта)
Принципы налогообложения.
Слайд 52Налоговые ставки: регрессивные, прогрессивные, пропорциональные
Пропорциональные – ставка налога постоянна, независимо
от величины дохода. Доля налога в доходе по мере роста
дохода остается постоянной. Прирост налога Т3 Т4 равен приросту дохода Y1 Y2.;
Прогрессивные – налоговая ставка повышается при возрастании дохода. Доля налога в доходе по мере роста дохода возрастает. Прирост налога Т1 Т2 больше прироста дохода Y1 Y2;
Регрессивные – доля налоговых изъятий уменьшается при возрастании дохода. Доля налога в доходе по мере роста дохода падает. Прирост налога Т5 Т6 меньше прироста дохода Y1 Y2 .
Слайд 54Принципы налогообложения
А.Смит (всеобщность, определенность, удобство и справедливость)
Аксиомы налоговой политики:
1.Подданные государства
должны участвовать в покрытия расходов правительства, каждый по возможности, т.е.
соразмерно доходу. (Всеобщность)
2.Налог должен быть точно определен. Налоги должны быть ясны и известны плательщику. (Определенность)
3.Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, чтобы это было удобно плательщику. (Удобство)
4.Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассу государства. (Справедливость)
Слайд 55
Современная трактовка принципов налогообложения:
-Реальность налога
-Однократность
-Обязательность
-Простота и удобство
-Адаптивность к изменяющимся условиям.
Слайд 56Роль налогов в экономике (функции)
Слайд 58
Кривая Лаффера
А.Лаффер -американский экономист, представитель теории экономики предложения. Стал известен
во время правления Р.Рейгана.
Эффект Лаффера- закономерности влияния налоговых ставок на налоговые
поступления:
снижение налоговых ставок обладает стимулирующим воздействием на производство
хотя уменьшение налоговых ставок приводит к сокращению объема бюджетных доходов, это сокращение носит временный характер.
Налог на доходы – max 40-50%
Налог на прибыль - max 35 - 40%
Слайд 62Налоговая функция
В модели Кейнса налоги делятся на автономные и производные.
Ta Автономные – не зависят от дохода (налог на
имущество)
Tпр Производные – зависят от дохода (НДФЛ, налог на прибыль)
Tпр = f Y; Tпр = t × Y, где t – предельная ставка налогообложения
Налоговая функция: T=Ta + t×Y
Мультипликатор налогов
MT = -∆Y / ∆ T Mт = - MPC / 1 – MPC
Налоговый мультипликатор зависит от соотношения, в котором располагаемый доход распределяется на потребление и сбережение.
Налоговый мультипликатор слабее мультипликатора гос.расходов
Слайд 63Налоговая функция (графическое пояснение)
T=Ta + t×Y
Слайд 66
8.Государственный долг и его виды. Управление государственным долгом.
Государственный долг –
накопленный дефицит бюджета за вычетом бюджетного излишка.
Нормальная ситуация - 10%
от ВВП
Внутренний долг: заемщик – правительство
кредиторы- экономические структуры (организации и население страны, резиденты)
Внутренние займы представлены в виде государственных ценных бумаг
Внутренний долг сопровождается:
-перераспределением доходов
-эффектом вытеснения инвестиций внутри страны (часть доходов в государственные ценные бумаги)
-снижением денежной массы и кредиторских ресурсов в экономике
-рост долга в будущем сопровождается увеличением налогов
Слайд 67Государственный внутренний долг РФ
Долговые обязательства РФ могут быть в
форме:
кредитов, полученных Правительством РФ;
государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг
от имени Правительства РФ;
других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.
Слайд 68Методы управления внутренним государственным долгом
Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем
выпуска новых займов.
Конверсия — изменение размера доходности займа, например, снижение или
повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.
Унификация — объединение нескольких займов в один.
Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.
Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.
Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения.
Слайд 69Внешний государственный долг
Внешний долг: заемщик – правительство данной страны
кредиторы – иностранные государства и
организации (банки, финансовые компании, фонды),население других стран (не резиденты), которые приобретают ценные бумаги данного государства
Внешний долг отражает экономические и политические факторы.
Интересы кредиторов:
- влияние на структурные изменения в экономике данной страны
- создание условий для вывоза капитала ведущих стран мира
- усиление экономической зависимости от ведущих стран мира
- военно-политические интересы
- территориальные интересы
Слайд 70Управление внешним госдолгом
Погашение долгов за счет золотовалютных резервов (стабилизационный фонд
РФ)
Консолидация - превращение краткосрочного в среднесрочный, среднесрочного в долгосрочный (т.
е. пролонгация долга)
краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (1-5 лет), долгосрочный (более 5 лет)
Конверсия долга – превращение долга во что-то другое:
долгосрочные иностранные инвестиции (в результате чего страна теряет часть своего имущества и капитала)
приватизация государственной собственности
Обращение к международным банкам или кредитным ресурсам (Парижский клуб, Всемирный банк, МФВ)