Слайд 1Тема 3. Система государственного регулирования и контроля строительной деятельности
в Российской Федерации
Вопросы:
1. Основы государственного регулирования в строительстве
2. Государственный строительный
контроль и надзор
Слайд 2Система государственного регулирования
в строительстве
ФЗ «О техническом регулировании»
Градостроительный кодекс РФ
ФЗ
«Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений»
СФЕРА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
СФЕРА
ГРАДОРЕГУЛИ-РОВАНИЯ
СФЕРА
СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ
Безопасность и качество строительной продукции
Достоверность сметной стоимости строительства
Слайд 3Сфера государственного регулирования градостроительной деятельности
Регулирование деятельности
участников строительства
Регулирование деятельности
органов публичной власти
всех уровней
1. Разработка и утверждение
документов:
территориального
планирования;
градостроительного зонирования;
планировки территорий.
2. Выдача разрешений на
строительство
3. Выдача разрешений на ввод
эксплуатацию
Регулирование вопросов:
инженерных изысканий;
проектирования;
строительства;
государственной и негосударствен-
ной экспертизы;
государственного строительного
надзора;
саморегулирования в строительстве
Слайд 4Правительство РФ
осуществляет управление социально-экономическими процессами в строительстве путем создания рыночных условий для
свободного предпринимательства в строительном комплексе на основе рационального сочетания всех
форм собственности, создания и реализации правового механизма рыночной экономики;
объединяет и направляет работу центральных органов исполнительной власти, действующих в строительном комплексе, устанавливает их организационно-правовой статус, утверждая положения о них.
Слайд 5К полномочиям Правительства РФ в области градостроительной деятельности относятся:
установление основ
федеральной политики в этой области, установление порядка ведения государственного градостроительного
кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности;
установление порядка лицензирования разработки градостроительной и проектной документации;
установление порядка выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов особого регулирования федерального значения.
Слайд 6К полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной
деятельности относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской
Федерации;
2) утверждение документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения;
3) утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования;
4) осуществление регионального государственного строительного надзора;
5) согласование проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации. ( ст. 7 Градостроительного кодекса РФ)
Слайд 7
В ведении муниципальных образований в области градостроительства находятся:
1) подготовка и
утверждение документов территориального планирования муниципальных районов;
2) утверждение местных нормативов градостроительного
проектирования муниципальных районов;
3) утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий;
4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов документации по планировке территории;
5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию объектов, расположенных на территориях городских округов;
принятие решений о развитии застроенных территорий.
( ст. 8 Градостроительного кодекса РФ)
Слайд 8Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
является органом отраслевого регулирования в
строительном комплексе и осуществляет функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов, ценообразования и сметного нормирования, технического регулирования, контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации законодательства РФ о градостроительной деятельности.
Слайд 9Министерство строительства и архитектуры Республики Крым
является исполнительным органом государственной власти
Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативно-правому
регулированию в сфере градостроительства и архитектуры, жилищной политики, строительства, промышленности строительных материалов, реализации жилищных программ, формирования региональной политики в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве, сейсмобезопасности, инженерной защите территории РК от оползневых и абразивных процессов, участвует в формировании федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ, выполняет функции заказчика по проектированию и строительству объектов, а также осуществляет координацию деятельности в указанных сферах в случаях, предусмотренных законодательством.
Слайд 10Задачи госрегулирования на региональном уровне
Подготовка и принятие законов субъектов РФ
о градостроительной деятельности.
Подготовка и утверждение схем территориального планирования субъектов РФ.
Подготовка
и утверждение программ развития региональных систем градорегулирования, подготовленных совместно с ОМС.
Подготовка и утверждение планов реализации схем территориального планирования субъектов РФ в увязке с объёмами и сроками финансирования строительства приоритетных объектов регионального значения.
Слайд 11Задачи на региональном уровне
Создание и обеспечение функционирования органов государственной экспертизы
проектной документации и государственного строительного надзора.
Строительство приоритетных объектов регионального значения
в соответствии с планами реализации схем территориального планирования субъектов РФ.
Оказание содействия органам местного самоуправления (организационного, методического, финансового).
Слайд 12Задачи на местном уровне
Подготовка и утверждение программ развития местных систем
градорегулирования (в составе региональных программ).
Подготовка и принятие правил землепользования и
застройки.
Подготовка планов реализации генеральных планов, включающих комплексные схемы развития сетей инженерного обеспечения, приоритетные проекты (в увязке с объёмами и сроками финансирования строительства приоритетных объектов местного значения).
Слайд 13Задачи на местном уровне
Строительство приоритетных объектов местного значения в соответствии
с планами реализации генеральных планов.
Обеспечение подготовки проектов планировки (в
том числе по инициативе инвесторов) для выделения земельных участков в целях комплексного освоения для жилищного строительства.
Проведение аукционов по предоставлению земельных участков застройщикам.
Слайд 14Система государственного регулирования в промышленности строительных материалов
Национальная стандартизация
Стратегия развития промышленности
стройматериалов
Локальные меры государственного регулирования (таможенные пошлины, антимонопольные меры и др.)
БЕЗОПАСНОСТЬ
И КАЧЕСТВО СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ, КОНСТРУКЦИЙ И ИЗДЕЛИЙ
Слайд 15
2. Государственный строительный контроль и надзор
Слайд 16Согласно статье 54 Градостроительного Кодекса РФ (далее – ГрК РФ)
и Постановлению Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре
в Российской федерации», государственный строительный надзор осуществляется при:
строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ.
Слайд 17Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных
застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора
с застройщиком или заказчиком (далее - подрядчик), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации.
Предметом государственного строительного надзора является проверка:
соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
наличия разрешения на строительство;
выполнения требований частей 2 и 3 ст. 52 ГрК РФ.
Слайд 18Согласно части 2 ст. 49 ГрК РФ экспертиза не проводится
в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
отдельно стоящие жилые
дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
Слайд 193) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три,
состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает
четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
Слайд 205) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не
более чем два, общая площадь которых составляет не более чем
1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
6) буровые скважины, предусмотренные подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
Слайд 21Право проведения государственного строительного надзора имеют органы Госархстройнадзора России, а
также выполняющие по их заданию строительный контроль проектные, научно-исследовательские институты
и хозрасчетные фирмы.
Осуществление на строительных площадках государственного контроля не снимает ответственности с соответствующих служб строительных организаций и заказчика за качество выполненных строительно-монтажных работ.
Государственный строительный надзор осуществляется непосредственно на площадках строительства объектов.
Слайд 22Госархстройнадзор РФ включает:
главную инспекцию ГАСН РФ;
инспекции ГАСН соответствующих органов государственного
управления республик (Служба государственного строительного надзора республики Крым), краев, округов,
областей, а также Москвы и Санкт-Петербурга,;
инспекции ГАСН соответствующих органов управления городов и районов. Инспекции ГАСН в пределах своей компетенции осуществляют проверки качества строительства объектов вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности участников строительства, по своему усмотрению выбирая формы и методы проверок для реализации возложенных на них функций.