Слайд 1ТЕМА 3. Жизненный цикл и фазы проекта
Как у живых организмов,
у проектов есть жизненные циклы. После медленного начала они начинают
расти, достигают своего пика, начинают замедляться и в конце концов умирают. (И как живые организмы, проекты не хотят умирать).
Samuel J. Mantel Jr., Jack R. Meredith
Слайд 2Вопросы:
1 Фазы жизненного цикла. Предынвестиционная фаза.
2 Подготовка бизнес-плана и инвестиционного
меморандума проекта.
Слайд 31. Фазы жизненного цикла. Предынвестиционная фаза
Жизненным циклом проекта является
промежуток времени между моментами появления (зарождения) и ликвидации (завершения). Любой
проект в своем развитии проходит несколько фаз (рисунок). Фаза жизненного цикла – это набор логически связанных работ, при завершении которых достигаются определенные результаты проекта.
Слайд 6 Замысел инвестора реализуется в форме задания на предпроектное обоснование инвестиций,
а также Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестирования в строительство.
Подготовка
Декларации о намерениях проводится с учетом предынвестиционных исследований:
прогноза социально-экономического развития страны и ре-гионов, отраслей народного хозяйства;
градостроительных планов и программ природопользования;
схем и проектов административно-территориальных образо-ваний;
генеральных планов городов и поселений, жилых районов, магистралей городов, застройки кварталов, а также жилищных, промышленных, рекреационных зон;
территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования (мероприятия по защите природопользования, предотвращении опасных природных процессов);
прогноза деловой активности и инвестиционной привлекательности отечественных и зарубежных организаций;
нормативно-правовых актов, отражающих государственную инвестиционную политику в регионе, отрасли.
Слайд 7 На основании документа принимается решение об экономической целесообразности последующего
инвестирования, о подготовке проектной документации и получении предварительного согласования места
строительства с органом исполнительной власти.
Итогом предынвестиционных исследований является задание на разработку технико-экономического обоснования строительства. Документ включает следующие разделы:
общую пояснительную записку;
описание генерального плана, технологических решений;
особенности управления производством и предприятием;
специфику организации охраны труда персонала;
характеристику инженерного оборудования и систем;
описание принятых архитектурно-строительных решений и инженерно-технических мероприятий;
особенности организации строительства объекта;
документация по охране окружающей среды;
описание мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
смету проекта;
оценку эффективности инвестиций.
Слайд 82 Подготовка бизнес-плана и инвестиционного меморандума проекта
Бизнес-план представляет расширенное технико-экономическое
обоснование, цель которого заключается в демонстрации менеджменту организации или инвесторам
перспективности того или иного проекта. Бизнес-план является инструментом для привлечения инвестиций и основой внутрифирменного планирования.
Согласно методике разработки бизнес-планов Организации объединенных наций по промышленному развитию (UNIDO), документ включает следующие разделы: вводная часть; описание предприятия; анализ положения дел в отрасли; существо проекта; план маркетинга; производственный план; организационный план; оценка риска и страхование; финансовый план; стратегия финансирования; приложения (таблицы, отражающие структуру себестоимости продукции, выручку, доходы и затраты, баланс денежных потоков, сводный баланс активов и пассивов предприятия).
Сроки бизнес-планирования и показатели оценки экономической эффективности инвестиционного проекта определяется в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов.
Слайд 9Инвестиционный меморандум – это документ, который содержит структурированную информацию для
потенциальных инвесторов и позволяет отразить уникальность проекта.
Инвестиционный меморандум включает следующие
разделы:
1. Резюме инвестиционного проекта: краткая информация о деятельности организации; ожидаемые экономические результаты при использовании инвестиций, стратегия инвестирования; характеристика отрасли экономики; сильные и слабые стороны конкурентов.
2. Информация о компании: тип собственности и юридическая структура (наличие акционерного капитала, основные держатели акций); существование дочерних компаний.
3. Характеристика производственного процесса:
объем производства и характеристика производственных затрат;
используемое оборудование, техника и производственные линии;
информация о необходимом сырье и материалах, основных поставщиках;
наличие патентов, брендов;
проведение НИОКР.
Слайд 104. Маркетинг проекта:
характеристика рынка (возможные клиенты и оценка их потребностей,
цены на аналогичную продукцию, наличие возможных конкурентов);
стратегия маркетинга;
структура продаж и
ценообразование;
сеть реализации продукции и возможные новые методы сбыта;
способы оплаты за продукцию основных клиентов.
5. Менеджмент:
характеристика руководства с указанием возраста, образования, практического опыта, видов деятельности;
структура управления;
задействованный персонал и структура фонда оплаты труда.
6. Финансовое обеспечение: оценка экономической эффективности проекта; вопросы налогообложения и возможные альтернативные решения.
7. Разное (непредвиденные обстоятельства; юридические, законодательные вопросы).