Слайд 1Тема 4. Антропология медицинских систем
Неконвенциональная/народная медицина в современном мире
Медицинские системы
и их классификации
Медицинский плюрализм
Шаманизм как медицинская система
Слайд 21. Неконвенциональная/народная медицина в современном мире
Терминология ВОЗ : (1) «Комплементарная
медицина» – используется в здравоохранении совместно с конвенциональной медициной (офиц.
медициной); регулируется государством
(2) «Альтернативная медицина» – не регулируется государством (духовное лечение, шаманизм и т.д.)
КАМ = «неконвенциональная медицина» (на Западе); «Народная медицина» (в Азии, Африке, Лат. Америке, Океании)
Слайд 3Распространенность и использование НМ/КАМ
Слабая доступность медпомощи в развивающихся странах, при
большей доступности целителей
Рост расходов и популярности КМА в развитых странах
к нач.XXI в.
Популярность КМА в развив. странах из-за ассоциации с религиозными системами
Популярность КМА в развитых странах среди людей с хроническими болезнями (т.к. дает более приемлемые средства); низкое количество жалоб на целителей КМА по сравнению с жалобами на биомедиков и их инвазивные методы
Дискуссии по поводу безопасности и эффективности КМА, необходимость ее исследования (в т.ч. с участием антропологов)
Слайд 4Лечебные и профилактические средства НМ/КАМ
Лекарственные растения, части животных, минералы
Курсы лечения,
не связанные с использованием препаратов (мануальная терапия и т.д.)
Физические, психические
(упражнения) и духовные виды лечения
Слайд 5Страны, где используется китайская акупунктура
Слайд 6Страны, где используется хиропрактика
Слайд 7Лекарственные растения
Доступность ЛР в сельской местности, в развив. странах
Доказанная эффективность
некоторых ЛР. Проблемы сочетания с соврем. фарм.препаратами
Рост масштабов заготовки ЛР.
Необходимость природоохранной политики
Слайд 8Политика ВОЗ в отношении НМ/КАМ
Интеграция в национальные системы здравоохранения с
учетом необходимости
Содействие безопасности, эффективности и качеству за счет расширения знаний
и руководства по стандартам
Обеспечения наличия и доступности для беднейшего населения
Обеспечение терапевтически безопасного использования
Мед.антропология – исследования НМ/КАМ
Слайд 92. Медицинские системы
Этнография и антропология о медицине как части культуры
Медицинские
системы = культурные системы, адаптивные системы
Терминология: «Народная медицина» (popular; folk),
«туземная медицина», «примитивная медицина» и т.д.
Слайд 10«Этномедицинская парадигма» в медицинской антропологии (1960-1970-е)
Общее понятие для «примитивных», «туземных»,
«народных» медицинских систем – «этномедицина»
Charles Hughes (1968): «Этномедицина – это
комплекс представлений и практик, касающихся болезни, которые являются продуктами развития туземной культуры и не происходят из концептуальных рамок современной медицины»
Другие категории: «этнопсихиатрия» (Ч.Хьюз), «этно-акушерство» (Ш.Космински), «этнофармакология» (Н.Эткин), «этноботаника», «этнохирургия» и т.д.
Противопоставление «этномедицины» и «современной медицины»
Слайд 11Классификации медицинских систем
Frederic Dunn (1976): (1) локальные, (2) региональные, (3)
космополитические системы (культурно-географический подход)
Подходы на основе способа распространения знания:
Ю.А. Бромлей,
А.А. Воронов (1976): (1) «народная» (устная), (2) «традиционная» (письменная), (3) «научная медицина»
Allan Young (1976): (1) «интерналистские системы врачевания» (биомедицина) и (2) «экстерналистские системы» (в простых обществах)
George Foster, Barbara Anderson (1978): (1) «персоналистические мед. системы» (шаманизм), (2) «натуралистические мед. системы» (гуморальная медицина, биомедицина)
Слайд 12Современный взгляд антропологов на медицинские системы
«Медицинские системы - не сущности,
а концептуальные модели, которые разрабатываются исследователями, чтобы помочь им понять,
как люди в конкретных культурных условиях обращаются со здоровьем и болезнью» (Robert Pool, Wenzel Geissler, 2005)
Слайд 13Эволюционная модель «систем врачевания» Хораса Фабрега (1997)
Врачевание как способ адаптации
к среде обитания
Помощь и снабжение пищей самок с детенышами у
приматов
Слайд 14Особенности биомедицины как культурной системы
(Atwood Gaines; Robbie Davis-Floyd, 2004)
(1) Фокус
биомедицины на материальном теле: опора на философию Декарта, разделение тела
и разума, трактовка тела как машины
(2) Приоритет лечения над профилактикой: рост инвестиций в больницы и лечебную медицину
(3) Обособление науки от врачебной практики (врачевания): рост инвестиций в науку и биомедицинские технологии, утверждение идеи врачебного вмешательства
(4) Медико-биологическая трактовка болезни. Противопоставление заболевания и болезни; трактовка заболевания как отклонения от стандартизированной нормы (анатомической, физиологической, биохимической, поведенческой)
Стиль биомедицинского мышления: механицизм, прагматизм, сциентизм, редукционизм (+милитаризм)
Слайд 153. Медицинский плюрализм
Медицинский плюрализм – существование внутри одной медицинской системы
или одного общества различных медицинских традиций
1970-е: открытие антропологами «медицинского плюрализма»
в Азии: различие «городской» и «сельской медицины»
Чарльз Лесли (1976) о медицинском плюрализме в Индии: (1) биомедицина, (2) традиционные системы (Аюверда, Унани, Сидха), (3) гомеопатия, (4) религиозная медицина, (5) местные народные формы медицины
Слайд 16Медицинский плюрализм в сложных обществах
«Медицинская система отражает классовые, расовые, этнические
и гендерные отношения в сложных обществах» (Hans Baer, 2001). (Случай
США)
(1) Биомедицина и (2) остеопатия – для белых мужчин высших классов
(3) Профессионализированные гетеродоксные мед. системы (натуропатия, хиропрактика, акупунктура)
(4) Частично профессионализированные гетеродоксные мед. системы (гомеопатия, рефлексология, рольфинг)
(5) Англо-американские системы врачевания (спиритуализм, евангелизм и др.)
(6) Народные и этнические мед. системы (индейские, афроамериканские, латиноамериканские // курандеризм): целители – для цветных женщин из низших классов
Слайд 17Медицинский синкретизм
От изучения мед. систем к изучению поведения субъектов (пациентов)
в условиях медицинского плюрализма. Открытие медицинского синкретизма (John Janzen, 1978)
«Медицинский
синкретизм» – способность к одновременному использованию различных способов сохранения здоровья (инфекционные болезни с помощью биомедицины, колдовство с помощью прорицателя)
«Терапевтический выбор» как выбор между альтернативными возможностями (лечения)
«Здоровьесберегающее поведение» (health-seeking behavior)
Слайд 18Медицинская гибридизация:
соединение медицинских систем в глобализирующемся мире
Использование в рамках биомедицины
элементов «традиционных» азиатских систем (акупунктура, КТМ Аюверда, ароматерапия), приемов НМ,
психотерапевтических и оздоровительных приемов
Использование элементов биомедицины в традиционных мед. системах: инструменты, оборудование, инъекции, фарм. препараты, униформа
Слайд 194. Шаманизм как медицинская система
Условность термина «шаман» (= магико-религиозный целитель)
Универсальное
распространение шаманизма в охотничье-собирательских обществах
Шаман как духовный лидер
Его социальн. функции:
объединение племени, поиск утраченных людей и вещей, отведение несчастий, врачевание и т.д.
Духовное врачевание (возвращение потерянной души) = использование внутренних защитных сил организма пациента
Слайд 20Фигура шамана
Превращение в шамана: «избрание духами» («шаманская болезнь»), сильная болезнь
или клинич. смерть
Обучение: «знакомство с духами», общение с др. шаманами,
развитие способностей сознания (техники ИСС)
Особенности сознания: спонтанная и управляемая одержимость (способность к интеграции сознания)
Психологические особенности: рационализм, слабая эмоциональность, суперсенситивность и экстрасенсорность
Устойчивая нервная система
Слайд 21Символический аспект духовного врачевания
(реконструируется из рассказов)
Картина мира: мир полон духов
Духи
управляют всеми существами, в т.ч. человеком
Мир состоит из трех миров,
населенных духами: (1) Нижний, (2) Средний, (3) Верхний
Шаман = путешественник между мирами
Лечение («возвращение души») = использование духов-помощников, союз и диалог с духами, борьба с духами
Кто такие духи? – Универсальные когнитивные структуры
Слайд 22Социальный аспект шаманского врачевания
(изучается через включенное наблюдение)
Ритуал врачевания происходит публично,
с участием пациента и его соц. окружения
Шаман, больной и сообщество
разделяют общие символы и представления. Подражание шаману
Шаманские ритуал интегрирует общество (через пение и танец)
Ритуал врачевания = социальное сплочение вокруг больного с целью его спасения (возврата души)
Слайд 23Психологический аспект врачевания
Врачевание = возвращение потерянной души = избавление больного
от диссоциации, вызванной травмой
Индукция («Вхождение в транс») (техники ИСС): камлание
(речитатив без эмоций); удары в бубен; танец-исступление; использование психоделических веществ (психоинтегративных растений)
Погружение в ИСС (на разную глубину), в т.ч. на уровень (выхода из тела: «шаманский полет»)
Шаманский ритуал синхронизирует эмоционально-когнитивные функции («расширение сознания»)
Слайд 24Эволюционно-биологический аспект врачевания
Триединый мозг человека: (1) рептильный комплекс, (2) лимбическая
система, (3) неокортекс. Их функции: (1) поведение, (2) эмоции, (3)
мышление
Шаманский ритуал: синхронизация функций мозга (расширение сознания)
Результат: избавление от стрессов, бессознательных переживаний, подавленных воспоминаний, психотравм
Истоки шаманского ритуала – в ритуалах животных (приматов и др.)
Слайд 25Биохимический аспект шаманского ритуала
(изучается с помощью биохимии и биофизики)
«Транс» вызывает
синтез серотонина (через временную интеграцию структур мозга) = нейроиммунологическую реакцию
(самолечение организма)
Серотонин – управляющий нейромедиатор
Серотонин (1) участвует в формировании эндогенных опиатов (= обезболивание), (2) обеспечивает двигательную активность и сосудистый тонус, (3) активность тромбоцитов (= свертывание крови при внутреннем кровотечении), (4) направляет лейкоциты в очаг воспаления (при инфекции), (5) активизирует матку (при слабой родовой активности)
Но: избыток серотонина (серотониновый синдром) в биомедицине = патология, тяжело устраняется
Слайд 26Шаманизм и неошаманизм
Традиционный шаманизм – в рамках локальных первобытных культур
Базовый
шаманизм (неошаманизм) – результат научной реконструкции шаманизма специалистами
Городской шаманизм –
современные формы шаманизма, не связанные с традиционными культурами. Редко связаны с врачеванием