Разделы презентаций


Тема 4. Антропология медицинских систем

Содержание

1. Неконвенциональная/народная медицина в современном миреТерминология ВОЗ : (1) «Комплементарная медицина» – используется в здравоохранении совместно с конвенциональной медициной (офиц. медициной); регулируется государством(2) «Альтернативная медицина» – не регулируется государством (духовное лечение,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 4. Антропология медицинских систем
Неконвенциональная/народная медицина в современном мире
Медицинские системы

и их классификации
Медицинский плюрализм
Шаманизм как медицинская система

Тема 4. Антропология медицинских системНеконвенциональная/народная медицина в современном миреМедицинские системы и их классификацииМедицинский плюрализмШаманизм как медицинская система

Слайд 21. Неконвенциональная/народная медицина в современном мире
Терминология ВОЗ : (1) «Комплементарная

медицина» – используется в здравоохранении совместно с конвенциональной медициной (офиц.

медициной); регулируется государством
(2) «Альтернативная медицина» – не регулируется государством (духовное лечение, шаманизм и т.д.)
КАМ = «неконвенциональная медицина» (на Западе); «Народная медицина» (в Азии, Африке, Лат. Америке, Океании)
1. Неконвенциональная/народная медицина в современном миреТерминология ВОЗ : (1) «Комплементарная медицина» – используется в здравоохранении совместно с

Слайд 3Распространенность и использование НМ/КАМ
Слабая доступность медпомощи в развивающихся странах, при

большей доступности целителей
Рост расходов и популярности КМА в развитых странах

к нач.XXI в.
Популярность КМА в развив. странах из-за ассоциации с религиозными системами
Популярность КМА в развитых странах среди людей с хроническими болезнями (т.к. дает более приемлемые средства); низкое количество жалоб на целителей КМА по сравнению с жалобами на биомедиков и их инвазивные методы
Дискуссии по поводу безопасности и эффективности КМА, необходимость ее исследования (в т.ч. с участием антропологов)
Распространенность и использование НМ/КАМСлабая доступность медпомощи в развивающихся странах, при большей доступности целителейРост расходов и популярности КМА

Слайд 4Лечебные и профилактические средства НМ/КАМ
Лекарственные растения, части животных, минералы
Курсы лечения,

не связанные с использованием препаратов (мануальная терапия и т.д.)
Физические, психические

(упражнения) и духовные виды лечения
Лечебные и профилактические средства НМ/КАМЛекарственные растения, части животных, минералыКурсы лечения, не связанные с использованием препаратов (мануальная терапия

Слайд 5Страны, где используется китайская акупунктура

Страны, где используется китайская акупунктура

Слайд 6Страны, где используется хиропрактика

Страны, где используется хиропрактика

Слайд 7Лекарственные растения
Доступность ЛР в сельской местности, в развив. странах
Доказанная эффективность

некоторых ЛР. Проблемы сочетания с соврем. фарм.препаратами
Рост масштабов заготовки ЛР.

Необходимость природоохранной политики



Лекарственные растенияДоступность ЛР в сельской местности, в развив. странахДоказанная эффективность некоторых ЛР. Проблемы сочетания с соврем. фарм.препаратамиРост

Слайд 8Политика ВОЗ в отношении НМ/КАМ
Интеграция в национальные системы здравоохранения с

учетом необходимости
Содействие безопасности, эффективности и качеству за счет расширения знаний

и руководства по стандартам
Обеспечения наличия и доступности для беднейшего населения
Обеспечение терапевтически безопасного использования
Мед.антропология – исследования НМ/КАМ
Политика ВОЗ в отношении НМ/КАМИнтеграция в национальные системы здравоохранения с учетом необходимостиСодействие безопасности, эффективности и качеству за

Слайд 92. Медицинские системы
Этнография и антропология о медицине как части культуры
Медицинские

системы = культурные системы, адаптивные системы
Терминология: «Народная медицина» (popular; folk),

«туземная медицина», «примитивная медицина» и т.д.
2. Медицинские системыЭтнография и антропология о медицине как части культурыМедицинские системы = культурные системы, адаптивные системыТерминология: «Народная

Слайд 10«Этномедицинская парадигма» в медицинской антропологии (1960-1970-е)
Общее понятие для «примитивных», «туземных»,

«народных» медицинских систем – «этномедицина»
Charles Hughes (1968): «Этномедицина – это

комплекс представлений и практик, касающихся болезни, которые являются продуктами развития туземной культуры и не происходят из концептуальных рамок современной медицины»
Другие категории: «этнопсихиатрия» (Ч.Хьюз), «этно-акушерство» (Ш.Космински), «этнофармакология» (Н.Эткин), «этноботаника», «этнохирургия» и т.д.
Противопоставление «этномедицины» и «современной медицины»


«Этномедицинская парадигма» в медицинской антропологии (1960-1970-е)Общее понятие для «примитивных», «туземных», «народных» медицинских систем – «этномедицина»Charles Hughes (1968):

Слайд 11Классификации медицинских систем
Frederic Dunn (1976): (1) локальные, (2) региональные, (3)

космополитические системы (культурно-географический подход)
Подходы на основе способа распространения знания:
Ю.А. Бромлей,

А.А. Воронов (1976): (1) «народная» (устная), (2) «традиционная» (письменная), (3) «научная медицина»
Allan Young (1976): (1) «интерналистские системы врачевания» (биомедицина) и (2) «экстерналистские системы» (в простых обществах)
George Foster, Barbara Anderson (1978): (1) «персоналистические мед. системы» (шаманизм), (2) «натуралистические мед. системы» (гуморальная медицина, биомедицина)
Классификации медицинских системFrederic Dunn (1976): (1) локальные, (2) региональные, (3) космополитические системы (культурно-географический подход)Подходы на основе способа

Слайд 12Современный взгляд антропологов на медицинские системы
«Медицинские системы - не сущности,

а концептуальные модели, которые разрабатываются исследователями, чтобы помочь им понять,

как люди в конкретных культурных условиях обращаются со здоровьем и болезнью» (Robert Pool, Wenzel Geissler, 2005)
Современный взгляд антропологов на медицинские системы«Медицинские системы - не сущности, а концептуальные модели, которые разрабатываются исследователями, чтобы

Слайд 13Эволюционная модель «систем врачевания» Хораса Фабрега (1997)
Врачевание как способ адаптации

к среде обитания
Помощь и снабжение пищей самок с детенышами у

приматов

Эволюционная модель «систем врачевания» Хораса Фабрега (1997)Врачевание как способ адаптации к среде обитанияПомощь и снабжение пищей самок

Слайд 14Особенности биомедицины как культурной системы (Atwood Gaines; Robbie Davis-Floyd, 2004)
(1) Фокус

биомедицины на материальном теле: опора на философию Декарта, разделение тела

и разума, трактовка тела как машины
(2) Приоритет лечения над профилактикой: рост инвестиций в больницы и лечебную медицину
(3) Обособление науки от врачебной практики (врачевания): рост инвестиций в науку и биомедицинские технологии, утверждение идеи врачебного вмешательства
(4) Медико-биологическая трактовка болезни. Противопоставление заболевания и болезни; трактовка заболевания как отклонения от стандартизированной нормы (анатомической, физиологической, биохимической, поведенческой)
Стиль биомедицинского мышления: механицизм, прагматизм, сциентизм, редукционизм (+милитаризм)
Особенности биомедицины как культурной системы (Atwood Gaines; Robbie Davis-Floyd, 2004)(1) Фокус биомедицины на материальном теле: опора на

Слайд 153. Медицинский плюрализм
Медицинский плюрализм – существование внутри одной медицинской системы

или одного общества различных медицинских традиций
1970-е: открытие антропологами «медицинского плюрализма»

в Азии: различие «городской» и «сельской медицины»
Чарльз Лесли (1976) о медицинском плюрализме в Индии: (1) биомедицина, (2) традиционные системы (Аюверда, Унани, Сидха), (3) гомеопатия, (4) религиозная медицина, (5) местные народные формы медицины
3. Медицинский плюрализмМедицинский плюрализм – существование внутри одной медицинской системы или одного общества различных медицинских традиций1970-е: открытие

Слайд 16Медицинский плюрализм в сложных обществах
«Медицинская система отражает классовые, расовые, этнические

и гендерные отношения в сложных обществах» (Hans Baer, 2001). (Случай

США)
(1) Биомедицина и (2) остеопатия – для белых мужчин высших классов
(3) Профессионализированные гетеродоксные мед. системы (натуропатия, хиропрактика, акупунктура)
(4) Частично профессионализированные гетеродоксные мед. системы (гомеопатия, рефлексология, рольфинг)
(5) Англо-американские системы врачевания (спиритуализм, евангелизм и др.)
(6) Народные и этнические мед. системы (индейские, афроамериканские, латиноамериканские // курандеризм): целители – для цветных женщин из низших классов



Медицинский плюрализм в сложных обществах«Медицинская система отражает классовые, расовые, этнические и гендерные отношения в сложных обществах» (Hans

Слайд 17Медицинский синкретизм
От изучения мед. систем к изучению поведения субъектов (пациентов)

в условиях медицинского плюрализма. Открытие медицинского синкретизма (John Janzen, 1978)
«Медицинский

синкретизм» – способность к одновременному использованию различных способов сохранения здоровья (инфекционные болезни с помощью биомедицины, колдовство с помощью прорицателя)
«Терапевтический выбор» как выбор между альтернативными возможностями (лечения)
«Здоровьесберегающее поведение» (health-seeking behavior)

Медицинский синкретизмОт изучения мед. систем к изучению поведения субъектов (пациентов) в условиях медицинского плюрализма. Открытие медицинского синкретизма

Слайд 18Медицинская гибридизация: соединение медицинских систем в глобализирующемся мире
Использование в рамках биомедицины

элементов «традиционных» азиатских систем (акупунктура, КТМ Аюверда, ароматерапия), приемов НМ,

психотерапевтических и оздоровительных приемов
Использование элементов биомедицины в традиционных мед. системах: инструменты, оборудование, инъекции, фарм. препараты, униформа
Медицинская гибридизация: соединение медицинских систем в глобализирующемся миреИспользование в рамках биомедицины элементов «традиционных» азиатских систем (акупунктура, КТМ

Слайд 194. Шаманизм как медицинская система
Условность термина «шаман» (= магико-религиозный целитель)
Универсальное

распространение шаманизма в охотничье-собирательских обществах
Шаман как духовный лидер
Его социальн. функции:

объединение племени, поиск утраченных людей и вещей, отведение несчастий, врачевание и т.д.
Духовное врачевание (возвращение потерянной души) = использование внутренних защитных сил организма пациента
4. Шаманизм как медицинская системаУсловность термина «шаман» (= магико-религиозный целитель)Универсальное распространение шаманизма в охотничье-собирательских обществахШаман как духовный

Слайд 20Фигура шамана
Превращение в шамана: «избрание духами» («шаманская болезнь»), сильная болезнь

или клинич. смерть
Обучение: «знакомство с духами», общение с др. шаманами,

развитие способностей сознания (техники ИСС)
Особенности сознания: спонтанная и управляемая одержимость (способность к интеграции сознания)
Психологические особенности: рационализм, слабая эмоциональность, суперсенситивность и экстрасенсорность
Устойчивая нервная система
Фигура шаманаПревращение в шамана: «избрание духами» («шаманская болезнь»), сильная болезнь или клинич. смертьОбучение: «знакомство с духами», общение

Слайд 21Символический аспект духовного врачевания (реконструируется из рассказов)
Картина мира: мир полон духов
Духи

управляют всеми существами, в т.ч. человеком
Мир состоит из трех миров,

населенных духами: (1) Нижний, (2) Средний, (3) Верхний
Шаман = путешественник между мирами
Лечение («возвращение души») = использование духов-помощников, союз и диалог с духами, борьба с духами
Кто такие духи? – Универсальные когнитивные структуры

Символический аспект духовного врачевания (реконструируется из рассказов)Картина мира: мир полон духовДухи управляют всеми существами, в т.ч. человекомМир

Слайд 22Социальный аспект шаманского врачевания (изучается через включенное наблюдение)
Ритуал врачевания происходит публично,

с участием пациента и его соц. окружения
Шаман, больной и сообщество

разделяют общие символы и представления. Подражание шаману
Шаманские ритуал интегрирует общество (через пение и танец)
Ритуал врачевания = социальное сплочение вокруг больного с целью его спасения (возврата души)



Социальный аспект шаманского врачевания (изучается через включенное наблюдение)Ритуал врачевания происходит публично, с участием пациента и его соц.

Слайд 23Психологический аспект врачевания
Врачевание = возвращение потерянной души = избавление больного

от диссоциации, вызванной травмой
Индукция («Вхождение в транс») (техники ИСС): камлание

(речитатив без эмоций); удары в бубен; танец-исступление; использование психоделических веществ (психоинтегративных растений)
Погружение в ИСС (на разную глубину), в т.ч. на уровень (выхода из тела: «шаманский полет»)
Шаманский ритуал синхронизирует эмоционально-когнитивные функции («расширение сознания»)

Психологический аспект врачеванияВрачевание = возвращение потерянной души = избавление больного от диссоциации, вызванной травмойИндукция («Вхождение в транс»)

Слайд 24Эволюционно-биологический аспект врачевания
Триединый мозг человека: (1) рептильный комплекс, (2) лимбическая

система, (3) неокортекс. Их функции: (1) поведение, (2) эмоции, (3)

мышление
Шаманский ритуал: синхронизация функций мозга (расширение сознания)
Результат: избавление от стрессов, бессознательных переживаний, подавленных воспоминаний, психотравм
Истоки шаманского ритуала – в ритуалах животных (приматов и др.)
Эволюционно-биологический аспект врачеванияТриединый мозг человека: (1) рептильный комплекс, (2) лимбическая система, (3) неокортекс. Их функции: (1) поведение,

Слайд 25Биохимический аспект шаманского ритуала (изучается с помощью биохимии и биофизики)
«Транс» вызывает

синтез серотонина (через временную интеграцию структур мозга) = нейроиммунологическую реакцию

(самолечение организма)
Серотонин – управляющий нейромедиатор
Серотонин (1) участвует в формировании эндогенных опиатов (= обезболивание), (2) обеспечивает двигательную активность и сосудистый тонус, (3) активность тромбоцитов (= свертывание крови при внутреннем кровотечении), (4) направляет лейкоциты в очаг воспаления (при инфекции), (5) активизирует матку (при слабой родовой активности)
Но: избыток серотонина (серотониновый синдром) в биомедицине = патология, тяжело устраняется
Биохимический аспект шаманского ритуала (изучается с помощью биохимии и биофизики)«Транс» вызывает синтез серотонина (через временную интеграцию структур

Слайд 26Шаманизм и неошаманизм
Традиционный шаманизм – в рамках локальных первобытных культур
Базовый

шаманизм (неошаманизм) – результат научной реконструкции шаманизма специалистами
Городской шаманизм –

современные формы шаманизма, не связанные с традиционными культурами. Редко связаны с врачеванием
Шаманизм и неошаманизмТрадиционный шаманизм – в рамках локальных первобытных культурБазовый шаманизм (неошаманизм) – результат научной реконструкции шаманизма

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика