Разделы презентаций


Тема 4. Методология научного исследования

Содержание

1. Структурные единицы научного исследования

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПЛАН:
Структурные единицы научного исследования
Методология и ее составляющие
Конструирование определений

Тема 4. Методология

научного исследования

ПЛАН:Структурные единицы научного исследованияМетодология и ее составляющиеКонструирование определенийТема 4. Методология научного исследования

Слайд 21. Структурные единицы научного исследования

1. Структурные единицы научного исследования

Слайд 3Научное направление – это наука или комплекс наук, в области

которых выполняется данное научное исследование

Например, экономика, математика, менеджмент, государственное и

муниципальное управление, экономическая социология и др.

Выбор научного направления определяется получаемой специальностью
Научное направление – это наука или комплекс наук, в области которых выполняется данное научное исследованиеНапример, экономика, математика,

Слайд 4Проблема – это реальное противоречие, требующее своего решения на основе

исследования его истоков, содержания, характера и возможных последствий.

Например, создание эффективной

системы управления, обеспечение качества жизни населения, улучшение демографической ситуации в России и др.


Проблема – это реальное противоречие, требующее своего решения на основе исследования его истоков, содержания, характера и возможных

Слайд 5Научная тема – это отражение проблемы в понятиях исследования

Например,

развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства в Челябинской области

Тема –

это часть проблемы, которую решают исследователи
Научная тема – это отражение проблемы в понятиях исследования Например, развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства в

Слайд 6Научный вопрос – это конкретные научные задачи, которые решаются в

ходе исследования

Например,
Что такое малое предпринимательство?
Какая существует законодательно-нормативная база поддержки

малого предпринимательства?
Каковы особенности развития малого предпринимательства в регионе? …
Научный вопрос – это конкретные научные задачи, которые решаются в ходе исследованияНапример, Что такое малое предпринимательство?Какая существует

Слайд 72. Методология и ее составляющие
Методология – учение
о научных методах

познания объективной действительности

2. Методология и ее составляющиеМетодология – учение о научных методах познания объективной действительности

Слайд 8Методология исследования -
это логическая организация исследования, состоящая из определения цели

и задач, объекта и предмета, разработки гипотезы, выбора подхода, средств

и методов исследования.
Методология исследования -это логическая организация исследования, состоящая из определения цели и задач, объекта и предмета, разработки гипотезы,

Слайд 9Элементы методологии
Цель исследования – это предполагаемый результат исследования.

Задачи исследования –

это конкретные мероприятия по достижению цели.

Элементы методологииЦель исследования – это предполагаемый результат исследования.Задачи исследования – это конкретные мероприятия по достижению цели.

Слайд 10Элементы методологии
Объект исследования – явление, процесс, сфера деятельности, конкретная организация

или группа людей, которые выступают как носители проблемной ситуации.

Предмет

исследования – это сторона или часть объекта, конкретная проблема, требующая своего решения.

Элементы методологииОбъект исследования – явление, процесс, сфера деятельности, конкретная организация или группа людей, которые выступают как носители

Слайд 11Цель – совершенствование системы государственной поддержки малого предпринимательства в регионе.
Задачи:
-

определить основные этапы и особенности развития малого предпринимательства (МП) в

России;
- проанализировать существующее состояние МП в Челябинской области;
- определить основные проблемы, влияющие на развитие МП в Челябинской области;
- выявить направления для совершенствования системы государственной поддержки МП на областной уровне.

Объект исследования –Министерство экономического развития Челябинской области.
Предмет исследования – система государственной поддержки МП в Челябинской области.
Цель – совершенствование системы государственной поддержки малого предпринимательства в регионе.Задачи:- определить основные этапы и особенности развития малого

Слайд 12Элементы методологии
Гипотеза – это научное предположение об изучаемом явлении, которое

в ходе исследования будет подтверждено или опровергнуто.

Элементы методологииГипотеза – это научное предположение об изучаемом явлении, которое в ходе исследования будет подтверждено или опровергнуто.

Слайд 13Гипотезы могут быть:

Гипотезы могут быть:

Слайд 14Требования к формулировке гипотезы
Релевантность
Проверяемость
Конкретность

Требования к формулировке гипотезыРелевантностьПроверяемостьКонкретность

Слайд 15Стадии формирования гипотезы
Подготовительная (сбор информации, ее анализ, формулировка первичных предположений)
Формирующая

(определение причин возникновения проблемы, ее содержания и характеристик, формулировка исходных

гипотез)
Экспериментальная (определение методов проверки достоверности гипотез в рамках исследования)
Стадии формирования гипотезыПодготовительная (сбор информации, ее анализ, формулировка первичных предположений)Формирующая (определение причин возникновения проблемы, ее содержания и

Слайд 16Элементы методологии
Подход – это общая направленность исследования.
Средства – ресурсы для

проведения исследования.
Метод – это способ изучения явления, который выбирается в

соответствии с особенностями предмета исследования.
Элементы методологииПодход – это общая направленность исследования.Средства – ресурсы для проведения исследования.Метод – это способ изучения явления,

Слайд 17Всероссийский социологический мониторинг «Наши ценности и интересы сегодня»
Центр изучения социокультурных

изменений Института философии РАН; Центр социального прогнозирования и маркетинга

Объект –

население России
Выборка – 12 регионов (1100-1500 чел.)
Методы – опрос (формализованное интервью – более 100 вопросов); анализ официальной статистики, вторичный анализ данных других исследований)

Всероссийский социологический мониторинг «Наши ценности и интересы сегодня» Центр изучения социокультурных изменений Института философии РАН; Центр социального

Слайд 18Всероссийский социологический мониторинг «Наши ценности и интересы сегодня»
Цель: выявить социальное

самочувствие и ценностные ориентации населения России

Задачи исследования:
определить социальное расслоение российского

общества;
выявить ценности населения;
охарактеризовать занятость населения;
определить отношение к правам и свободам граждан России;
выявить интерес россиян к политике и СМИ

Всероссийский социологический мониторинг «Наши ценности и интересы сегодня»Цель: выявить социальное самочувствие и ценностные ориентации населения РоссииЗадачи исследования:определить

Слайд 19Ценности граждан России (14 базовых ценностей)
Жизнь
Властность
Нравственность
Благополучие
Свобода
Общительность
Порядок
Независимость
Работа
Семья
Своевольность
Традиция
Жертвенность
Инициативность


Ценности граждан России (14 базовых ценностей)ЖизньВластностьНравственностьБлагополучиеСвободаОбщительностьПорядокНезависимостьРаботаСемьяСвоевольностьТрадицияЖертвенностьИнициативность

Слайд 20Ценности граждан России (14 базовых ценностей)
Ядро российских ценностей
(свыше 57%)

Семья
Порядок
Общительность (общение)

Ценности граждан России (14 базовых ценностей) Ядро российских ценностей(свыше 57%)СемьяПорядокОбщительность (общение)

Слайд 21Ценности граждан России (14 базовых ценностей)
Средний слой

(30-57%)
4. Жизнь человека
5. Традиция
6.

Свобода
7. Независимость
8.Работа
9.Инициативность
10. Жертвенность
11.Благополучие
12.Нравственность

Ценности граждан России (14 базовых ценностей)Средний слой

Слайд 22Ценности граждан России (14 базовых ценностей)
Периферия (менее 30%)

13. Своевольность
14. Властность

Ценности граждан России (14 базовых ценностей)Периферия (менее 30%)13. Своевольность14. Властность

Слайд 23Жизненные ценности студентов-первокурсников («Государственное и муниципальное управление») ЧелГУ, 2010г.
Семья
Здоровье
Жизнь
Материальное благополучие
Карьера
Общение
Независимость

Жизненные ценности студентов-первокурсников  («Государственное и муниципальное управление») ЧелГУ, 2010г.СемьяЗдоровьеЖизньМатериальное благополучиеКарьераОбщениеНезависимость

Слайд 243. Конструирование определений
Понятие – обозначение предметов и явлений действительности в

мышлении человека, обобщение существенных свойств и связей явлений.

Определение понятий (дефиниция)

– это предложение, описывающее существенные и отличительные признаки предметов (явлений) и раскрывающее значение соответствующего термина.
3. Конструирование определенийПонятие – обозначение предметов и явлений действительности в мышлении человека, обобщение существенных свойств и связей

Слайд 25Определяемое понятие – это понятие существенные признаки которого отыскиваются

Определяющее понятие

– это понятие, отображающее родовой и видовой признаки


Наука -

система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления
Определяемое понятие – это понятие существенные признаки которого отыскиваютсяОпределяющее понятие – это понятие, отображающее родовой и видовой

Слайд 26Правила конструирования определений
Правило 1. Понятие определяется через ближайший род и

видовое отличие

Биология – это наука…
Живопись – это искусство…
Кофе – это

напиток…

Управление – это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность людей.
Правила конструирования определенийПравило 1. Понятие определяется через ближайший род и видовое отличиеБиология – это наука…Живопись – это

Слайд 27Правило 2. Определение должно быть

соразмерным

Например,

Управление – наука о построении организаций
(не только)

Логика – наука о мышлении
(слишком широкое определение)
Правило 2. Определение должно быть

Слайд 28
Правило 3. Видовым отличием должен быть признак или группа признаков,

свойственных только данному понятию и отсутствующих в других понятиях, относящихся

к тому же роду.


Например,

Троллейбус – вид городского транспорта в виде электрического вагона для перевозки пассажиров, который движется по безрельсовому пути и питается током от двух проводов.
Правило 3. Видовым отличием должен быть признак или группа признаков, свойственных только данному понятию и отсутствующих в

Слайд 29Правило 4. Определение не должно содержать «круга».


Например,

Идеалист – последователь
идеалистических

взглядов

Управляющая система –
это субъект управления.

Правило 4. Определение не должно содержать «круга».Например,Идеалист – последователь идеалистических взглядовУправляющая система – это субъект управления.

Слайд 30Правило 5. Определение не должно быть отрицательным

Например,

Управляющая система –

это не объект управления.

Правило 5. Определение не должно быть отрицательнымНапример, Управляющая система – это не объект управления.

Слайд 31Правило 6. Определение должно быть четким и ясным


Например,

Управление – решающий

фактор прогресса.

Контроль исполнения решения – это мониторинг его качества.

Правило 6. Определение должно быть четким и яснымНапример,Управление – решающий фактор прогресса.Контроль исполнения решения – это мониторинг

Слайд 32Вопросы
1.Назовите основные структурные единицы научного исследования
2.Что такое методология исследования?
3.Какие правила

конструирования определений существуют?

Вопросы1.Назовите основные структурные единицы научного исследования2.Что такое методология исследования?3.Какие правила конструирования определений существуют?

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика