Слайд 1Тема 4. РЕГУЛИРОВАНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ.
ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.
Слайд 24.1. Цель и основные виды государственной экономической политики
Главная цель государственной
экономической политики
поддержание экономики в состоянии полной занятости
Это гарантирует отсутствие
безработицы и инфляции!
Слайд 3Задачи государственной экономической политики в периоды спада
Задача государственной экономической политики
в период экономического спада — добиться увеличения объема производства
до потенциального уровня и достижения полной занятости посредством увеличения планируемых расходов.
Стимулирующая (или расширительная) политика
Слайд 4 Задача государственной экономической политики в период экономического подъема — добиться
снижения объема производства до потенциального уровня и устранения избыточной занятости
путем сокращения планируемых расходов.
Задачи государственной экономической политики в периоды подъема
Сдерживающая (или рестриктивная) политика
Слайд 5Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – разновидность государственной экономической политики, представляющая собой
манипулирование государственным бюджетом, его доходами и расходами для достижения макроэкономического
равновесия на уровне полной занятости при отсутствии инфляции.
Слайд 6Государственный бюджет – совокупность доходов и расходов правительства за определенный
период времени (обычно за так называемый бюджетный год, который по
длительности равен календарному, но не всегда совпадает с ним).
Слайд 7 Дискреционная фискальная политика — проводимое по решению правительства изменение доходов
и расходов государственного бюджета с целью достижения макроэкономического равновесия на
уровне полной занятости при отсутствии инфляции.
4.2. Основные инструменты дискреционной фискальной политики.
Эффект мультипликатора.
Слайд 8Изменение объема государственных закупок товаров и услуг
В период экономического спада
с целью увеличения объема производства и занятости производится увеличение государственных
закупок товаров и услуг. Тогда величина планируемых расходов увеличивается на величину прироста государственных закупок товаров и услуг ∆ G.
При этом объем производства и совокупный доход увеличиваются больше чем на ∆ G благодаря эффекту мультипликатора государственных закупок.
Слайд 9Эффект мультипликатора государственных закупок при проведении стимулирующей фискальной политики
Увеличение государственных
закупок товаров и услуг на ∆G сдвигает функцию планируемых расходов
вверх и смещает точку равновесия из положения 1 в положение 2.
Изменение объема государственных закупок имеет мультипликационный эффект, поскольку конечное увеличение планируемых расходов ∆АЕ и совокупного дохода ∆Y больше, чем исходный прирост государственных закупок ∆G.
Слайд 10Алгебра мультипликатора государственных закупок
мультипликатор государственных закупок
Слайд 11 Мультипликатор государственных закупок показывает во сколько раз конечный
прирост совокупного дохода превосходит вызвавший его первоначальный прирост государственных
закупок товаров и услуг. Поскольку МРС < 1, то мультипликатор государственных закупок всегда больше единицы.
Точно такой же мультипликационный эффект даст увеличение любых автономных расходов (государственных закупок G, инвестиционных расходов I или автономного потребления A). Поэтому мультипликатор более расширительно может быть назван мультипликатором автономных расходов. В общем виде: где А - любой компонент автономных расходов.
Слайд 12Экономический смысл мультипликатора государственных закупок
При увеличении государственных закупок планируемые расходы
увеличиваются на G, на ту же величину возрастет и объем
производства, а значит, и совокупный доход.
Рост совокупного дохода вызовет увеличение потребительских планируемых расходов на МРС • Y1. Благодаря этому объем производства, а значит, и совокупный доход возрастут на ту же величину
∆У3 = ∆Y2 • МРС = (∆Y1 • МРС) •МРС = (∆G • МРС) • МРС.
Новый прирост дохода вызовет новое увеличение потребительских планируемых расходов теперь уже на МРС • ∆Y. Тогда объем производства, а значит, и совокупный доход возрастут.
Общая формула расширения объема производства и совокупного дохода
Слайд 13Увеличение государственных закупок приводит к многократному (мультипликативному) расширению совокупного дохода
и планируемых расходов.
По окончании процесса мультипликационного расширения доходов суммарный прирост
совокупного дохода составит:
Слайд 14Эффект мультипликатора государственных закупок при проведении сдерживающей фискальной политики
Сокращение государственных
закупок товаров и услуг на ∆G сдвигает функцию планируемых расходов
вниз и смещает точку равновесия из положения 1 в положение 2.
Изменение в автономных расходах имеет мультипликационный эффект, поскольку итоговое сокращение планируемых расходов ∆ АЕ и совокупного дохода больше, чем первоначальное, сокращение государственных закупок ∆ G.
Слайд 15Изменение суммы подоходного налогообложения
Yd=Y-T
располагаемый доход при наличии подоходного налогообложения
C=a
+ MPC*(Y-T)
потребительская функция
В период экономического спада с целью увеличения объема
производства и занятости производится сокращение объема подоходного налогообложения. При этом располагаемый доход домохозяйств возрастает, и увеличивается их потребительский спрос. Тогда объем планируемых расходов возрастет, и объем производства, и совокупный доход тоже увеличиваются, причем больше чем на величину сокращения налогов благодаря действию налогового мультипликатора.
Слайд 16Эффект налогового мультипликатора при проведении стимулирующей фискальной политики
Сокращение подоходных налогов
на ∆T увеличивает располагаемый доход домашних хозяйств на ту же
величину (∆Yd/=-∆T). Этот прирост располагаемого дохода будет израсходован на прирост сбережений на сумму MPS • ∆ Yd = - MPS • ∆ T и на увеличение потребительского спроса на сумму МРС • ∆ Yd =
- МРС • ∆ T.
В результате функция планируемых расходов сдвинется вверх на МРС • ∆ T, и точка равновесия сместится из положения 1 в положение 2. Изменение подоходного налогообложения имеет мультипликационный эффект, поскольку конечное увеличение планируемых расходов ∆ АЕ и совокупного дохода ∆ Y по модулю больше, чем исходное сокращение подоходных налогов ∆ T.
Слайд 17Алгебраический вывод налогового мультипликатора.
С = а + МРС • (Y-
Т)
Y = С + I
Y=a + MPC• (Y-T) + I
где
—
налоговый мультипликатор, показывающий, во сколько раз конечный прирост совокупного дохода превосходит первоначальное изменение объема подоходных налогов
Слайд 18Экономический смысл налогового мультипликатора
При сокращении подоходного налогообложения планируемые расходы увеличиваются
на МРС • ∆T.
В ответ на ту же величину
возрастет и объем производства, а значит, и совокупный доход:
По окончании процесса мультипликационного расширения доходов суммарный прирост совокупного дохода составит:
Сокращение подоходного налогообложения также приводит к многократному (мультипликативному) расширению совокупного дохода и планируемых расходов.
Слайд 19Эффект налогового мультипликатора при проведении сдерживающей фискальной политики
Рост подоходных налогов
на ∆T вызывает снижение располагаемого дохода на ту же величину,
а потребительского спроса - на ∆T-МРС. В результате функция планируемых расходов сдвигается вниз, и точка равновесия смещается из положения 1 в положение 2.
Увеличение объема подоходного налогообложения имеет мультипликационный эффект, поскольку итоговое сокращение планируемых расходов ∆ АЕ, объема производства и совокупного дохода по модулю больше чем первоначальное увеличение налогов ∆ T.
Слайд 214.3. Комбинированная фискальная политика
Комбинированная фискальная политика — дискреционная фискальная политика,
представляющая собой применение обоих инструментов одновременно. Проведение такой фискальной политики
может привести к образованию несбалансированности (ненулевому сальдо) государственного бюджета.
Слайд 22Сальдо государственного бюджета — разница между
суммой доходов и суммой расходов
правительства.
Расходы > доходов
Расходы < доходов
Расходы = доходы
государственный бюджет сведен с отрицательным сальдо, или имеет место дефицит, государственного бюджета (бюджетный дефицит)
государственный бюджет сведен с положительным сальдо, или имеет место профицит государственного бюджета (бюджетный излишек)
государственный бюджет сведен с нулевым сальдо, или имеет место сбалансированный государственный бюджет
Слайд 23Каждое из этих фискальных мероприятий окажет свое воздействие на объем
производства и совокупный доход:
Где
изменение совокупного дохода, вызванное изменением государственных закупок;
изменение совокупного дохода, вызванное изменением подоходных налогов.
Конечное изменение объема производства и совокупного дохода, очевидно, будет представлять собой суммарный результат этих двух фискальных мероприятий:
Воздействие одновременного изменения гос.закупок и подоходных налогов на объем производства и совокупный доход
Слайд 24Комбинированная фискальная политика и проблема сбалансированности бюджета
В период экономического спада
комбинированная стимулирующая фискальная политика заключается в одновременном увеличении государственных закупок
товаров и услуг и сокращении объема подоходного налогообложения, т.е. сводится к росту расходов и снижению доходов государственного бюджета. При этом образуется бюджетный дефицит.
Следует ли его избегать?
Предположим, что правительство желает стимулировать рост объема производства и занятости посредством увеличения государственных закупок, избегая при этом образования бюджетного дефицита. Тогда необходимо следовать правилу ∆G = ∆T.
Слайд 25Итоговое изменение объема производства и совокупного дохода будет представлять собой
суммарный результат этих двух фискальных мероприятий:
Поскольку по условию ∆G =
∆T, то
Мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1, что равнозначно отсутствию мультипликационных эффектов. Поэтому соблюдение правила сбалансированности бюджета резко снижает эффективность политики государственных расходов.
Слайд 26 Вывод: во время экономического спада
комбинированная фискальная политика будет тем эффективней,
чем большим бюджетным дефицитом она будет сопровождаться.
Слайд 27Способы финансирования бюджетного дефицита
Слайд 28 Эмиссионное финансирование - заем денег у центрального банка. положительная сторона
– не сокращает экономическую активность частного сектора.
отрицательная сторона —
связан с увеличением денежной массы и потому является потенциальным источником инфляции.
Поэтому такой способ финансирования бюджетного дефицита называют также инфляционным.
Слайд 29Долговое финансирование - заем денег у населения путем выпуска облигаций
государственного займа.
положительная сторона — отсутствие потребности в дополнительной эмиссии
денег.
отрицательная сторона — сокращение экономической активности частного сектора.
Поэтому такой способ финансирования бюджетного дефицита называют также неинфляционным;
Слайд 30 При наличии налогов совокупный доход, заработанный домашними хозяйствами, направляется ими
на уплату налогов, потребительские расходы и сбережения:
Y=Yd+T=C + S+T
В условиях
равновесия совокупный доход равен сумме планируемых расходов:
Y=C + I+G,
или C + S+T=C + I+G,
S= I + (G - T) =I + Дефицит гос бюджета
Слайд 31 В период экономического подъема комбинированная сдерживающая фискальная политика заключается в
одновременном сокращении государственных закупок товаров и услуг и увеличении объема
подоходного налогообложения, т.е. сводится к росту расходов и снижению' доходов государственного бюджета. При этом образуется бюджетный излишек.
Вывод: во время экономического подъема комбинированная фискальная политика будет тем эффективней, чем большим бюджетным излишком она будет сопровождаться.
Слайд 32 Недискреционная фискальная политика (система встроенных стабилизаторов) - фискальное
законодательство, сформулированное таким образом, чтобы автоматически смягчать колебания совокупного выпуска
и занятости.
4.4. Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы
Слайд 33Цель — встроить в экономику механизмы, которые влияют следующим образом:
Слайд 34Основная задача
Дискреционной политики – устранить негативные последствия колебаний совокупного спроса
и дохода
Недискреционной политики — ослабить колебания совокупного спроса и дохода
Слайд 35 Ставка налога (налоговая ставка)
— доля налоговых отчислений Т в
общем объеме налогооблагаемого дохода.
Подоходное налогообложение в качестве встроенного стабилизатора
Если по мере роста дохода налоговая ставка уменьшается, то такой налог называется регрессивным. В России примером регрессивного налога служит любой косвенный налог (НДС, пошлины, акцизы и т.п.).
Если по мере роста дохода налоговая ставка увеличивается, то такой налог называется прогрессивным. В России примером прогрессивного налога может служить подоходный налог.
Если при любом значении дохода налоговая ставка остается неизменной, то такой налог называется пропорциональным. В России примером пропорционального налога служит налог на прибыль.
Слайд 36Стабилизирующее воздействие подоходного налогообложения
Поскольку при пропорциональном налогообложении налоговая ставка постоянна
и не зависит от размера дохода, то формула, описывающая зависимость
объема налоговых отчислений от дохода, выглядит следующим образом:
Т=t*Y
Тогда функция потребления будет иметь следующий вид:
С = а + МРС Y = а + МРС (Y- T) = а + МРС (Y- tY)
Слайд 37 1. Во время экономического спада, когда совокупный доход Y снижается,
сумма налоговых отчислений tY автоматически сокращается. Это оказывает стимулирующее действие
на экономику без специальных решений правительства. Аналогично, во время экономического подъема.
Еще более эффективным встроенным стабилизатором является прогрессивное налогообложение, поскольку в этом случае во время спада налоговая ставка снижается, а во время подъема — увеличивается. В результате колебания располагаемого дохода будут не такими сильными, как колебания совокупного дохода. Колебания потребительских расходов будут смягчены.
Слайд 38 2. Введение подоходного налогообложения уменьшает величину
мультипликатора автономных расходов. Это ослабляет воздействие шоков совокупного
спроса (в первую очередь инвестиционных шоков) на объем производства и совокупный доход.
Слайд 39Мультипликаторы при наличии встроенных стабилизаторов
Если государство вводит пропорциональный налог, то
все мультипликаторы изменяются.
Налоговая функция принимает вид:
Т = Та +
tY, где Та — объем автономных (т.е. не зависящих от совокупного дохода) налоговых поступлений.
Тогда потребительская функция:
С = а + МРС • (Y— Та — tY)
В точке равновесия Y = С + I + G.
Вводится в это уравнение потребительская функция:
С = а + МРС • (Y- Та - tY) и получается:
Y= а + МРС • (Y-Ta - tY) + I + G.
- мультипликатор
автономных расходов (в т.ч. государственных закупок) при наличии встроенных стабилизаторов.
где -
налоговый мультипликатор при наличии встроенных стабилизаторов.
Слайд 41Фискальные мультипликаторы при отсутствии и наличии встроенных стабилизаторов