Разделы презентаций


Тема 5

Содержание

План лекции:1. Понятие и структура политической системы общества;2. Место и роль государства в политической системе общества. Особенности его взаимодействия с партиями, профсоюзами и иными субъектами политической системы Российской Федерации;3. Понятие и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 5
Государство в политической системе российского государства. Функции государства
(часть 2)

Тема 5Государство в политической системе российского государства. Функции государства(часть 2)

Слайд 2План лекции:
1. Понятие и структура политической системы общества;
2. Место и

роль государства в политической системе общества. Особенности его взаимодействия с

партиями, профсоюзами и иными субъектами политической системы Российской Федерации;
3. Понятие и классификация функций государства. Соотношение целей, задач и функций государства;
4. Основные внутренние и внешние функции Российского государства;
5. Формы осуществления функций государства.
План лекции:1. Понятие и структура политической системы общества;2. Место и роль государства в политической системе общества. Особенности

Слайд 3Вопрос 3. Понятие и классификация функций государства. Соотношение целей, задач

и функций государства
Термин «функция»;
Становление категории «функции государства»;
Понятие

функций государства;
Классификация функций государства;
Эволюция (динамика) функций государства;
Соотношение целей, задач и функций государства.
Вопрос 3. Понятие и классификация функций государства. Соотношение целей, задач и функций государства Термин «функция»; Становление категории

Слайд 4Термин «функция»
Функция (от лат. сл. «functio» – исполнение, осуществление) это

– деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в

данной системе отношений (например, функция органов чувств, функция денег).
Функция в социологии – роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в обществе).
[Большой энциклопедический словарь; Современная энциклопедия]
Термин «функция»	Функция (от лат. сл. «functio» – исполнение, осуществление) это – деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств

Слайд 5Становление категории «функции государства»
Исследование категории функции в советской юридической науке

берет свое начало с 50-х годов XX века в трудах

отечественных правоведов: Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, М.И. Байтин, Б.М. Лазарев, Л.И. Каск, И.Е. Фарбер, Т.Н. Радько, И.С. Самощенко, Н.В. Черноголовкин и др.
Чаще всего под функциями государства в отечественной юриспруденции понимались обусловленные целями и задачами государства основные направления (стороны) его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государства.
Становление категории «функции государства»	Исследование категории функции в советской юридической науке берет свое начало с 50-х годов XX

Слайд 6Понятие функций государства
В современном юридическом понимании функции государства – это

его основные направления деятельности, обусловленные его сущностью и социальным назначением.
Следовательно,

в функциях любого государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала.
Понятие функций государства	В современном юридическом понимании функции государства – это его основные направления деятельности, обусловленные его сущностью

Слайд 7Понятие функций государства
Наиболее существенные признаки функций государства:
1) Функция

государства есть устойчивая деятельность государства, они всегда связаны с определенной

активностью, с совершением конкретных управленческих операций, с практической работой соответствующих органов и должностных лиц в той или иной сфере общественной жизни.
2) Содержание государственных функций объективно обусловлено закономерностями развития общества, назначением государства в жизни социума, а также теми целями, по направлению к которым развиваются социальные отношения в данный исторически-конкретный период времени.
3) Функции государства отражают его сущность и социальное назначение. Сущность, социальное назначение государства являются решающими факторами в определении направленности его деятельности. В содержании функций любого государства отражается как узкогрупповая, так и общесоциальная стороны его сущности.
4) Функции государства всегда направлены на достижение целей и выполнение задач, стоящих на определенном историческом этапе его развития. Цели и задачи государственной политики являются предпосылкой существования государственных функций и определяют их содержание.
5) Реализация функций государства осуществляется в определенных формах и особыми методами. Государственные функции реализуются главным образом в правовых формах, то есть посредством издания и последующего практического применения определенных юридических актов.
Понятие функций государства	Наиболее существенные признаки функций государства:   1) Функция государства есть устойчивая деятельность государства, они всегда

Слайд 8Определение функций государства
Функции государства – это основные направления его деятельности,

выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по

управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
Определение функций государства	Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и

Слайд 9Классификация функций государства
В связи с тем, что государство выполняет множество

функций (которые в различные исторические эпохи весьма разнообразны по содержанию

и сфере проявления), необходима их научная классификация.
Отечественная юридическая наука предлагает различные варианты классификации функций государства.
Классификация функций государства	В связи с тем, что государство выполняет множество функций (которые в различные исторические эпохи весьма

Слайд 10Классификация функций государства
Классификация функций государства:
1) по специфике объектов государственного воздействия:

экономическая, социальная, идеологическая, экологическая, обороны и др.
2) по сферам деятельности:

– внутренние (экономическая; социальная; финансового контроля (фискальная); охраны правопорядка; экологическая; развития культуры, науки и образования, регулирования межнациональных отношений);
– внешние (обороны страны, обеспечения мира и поддержания мирового порядка, сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ, интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем).
3) по продолжительности:
– постоянные;
– временные.
4) по степени общности:
– основные;
– неосновные.
Классификация носит несколько условный характер, т.к. некоторые глобальные общепланетарные проблемы превращают временные функции в постоянные, неосновные – в основные. Они затрагивают как внутреннюю, так и внешнюю сферы деятельности государства. [В.Л. Кулапов]
Классификация функций государства	Классификация функций государства:	1) по специфике объектов государственного воздействия: экономическая, социальная, идеологическая, экологическая, обороны и др.	2)

Слайд 11Классификация функций государства
А.В. Малько говорит о следующей классификации функций государства:

1. По причинам (источникам) возникновения следует различать:
– функции

социально нейтральные – связаны с реализацией в государственной политике общечеловеческих потребностей, интересов общества в целом (развитие наиболее важных отраслей экономики, поддержание в обществе цивилизованного порядка и дисциплины, борьба с преступностью, устранение межнациональных конфликтов, решение экологических проблем, развитие культуры, науки, образования и др.);
– функции социально определенные – составляют функции, напрямую зависящие от социальной природы и исторического типа того или иного государства (например, функции социалистических государств: подавление сопротивления эксплуататорских классов, охрану социалистической собственности, взаимопомощь и братское сотрудничество с государствами мировой системы социализма, поддержка национально-освободительных движений в развивающихся странах).
2. Функции государства по значимости подразделяют на:
– основные функции связаны с выполнением наиболее главных задач государственной политики, направлены на достижение стратегических целей развития общества (экономическая, социальная, функция обороны и др.); функции наиболее масштабны и сложны по содержанию, они реализуются посредством работы многих звеньев государственного механизма; они носят комплексный, собирательный характер, объединяют в своем содержании множество более конкретных направлений государственной политики;
– неосновные (вспомогательные) функции способствуют выполнению частных задач государства (предотвращение стихийных бедствий, строительство дорог, организация работы транспорта и т.п.).
3. По направленности функции подразделяются на:
– внутренние функции государства, направленные на решение его внутриполитических задач (экономическая, социальная, идеологическая, правоохранительная функции);
– внешние функции государства, связанные с установлением и поддержанием определенных отношений с другими государствами мирового сообщества (например, функция обороны, интеграция в мировое сообщество, поддержание мирового правопорядка.
4. По продолжительности различают функции:
– постоянные – осуществляются государством на всех этапах его развития (экономическая, правоохранительная, оборона);
– временные – реализуются в течение ограниченного периода времени (например, функция борьбы с последствиями стихийного бедствия, функция создания ракетно-ядерного щита и т.п.).
Классификация функций государства	А.В. Малько говорит о следующей классификации функций государства:   1. По причинам (источникам) возникновения

Слайд 12Эволюция (динамика) функций государства
Появившись, и на первых этапах своего существования

государство выполняло весьма небольшой набор функций.
Выполняемые же первыми государствами функции

носили по большей части четко выраженный классовый характер (например, поддерживалось имущественное расслоение, преимущественное удовлетворение экономически господствующего класса и др.).
С течением времени классовое содержание функций государства постепенно уступает общесоциальному.
Эволюция (динамика) функций государства	Появившись, и на первых этапах своего существования государство выполняло весьма небольшой набор функций.	Выполняемые же

Слайд 13Соотношение целей, задач и функций государства
Цели, задачи и функции государства

– явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие; их нельзя

ни противопоставлять, ни отождествлять.
В целях и задачах государства отражается его социальное назначение, историческая миссия в конкретный исторический период. Цели и задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям; являются ближайшими непосредственными предпосылками функций государства.
Цель государства – это результат, к которому стремится государство. Задача государства – это средства и способы достижения цели. Функции же – это сама деятельность государства по решению стоящих перед ним задач. Таким образом, функции государства определяются его целями и задачами.
Соотношение целей, задач и функций государства	Цели, задачи и функции государства – явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не

Слайд 14Вопрос 4. Основные внутренние и внешние функции Российского государства
1. Основные

внутренние функции Российского государства:
– экономическая функция государства;
– социальная функция государства;

политическая функция государства;
– функция развития культуры, науки и образования;
– экологическая функция государства;
– финансовая функция государства;
– функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.
2. Основные внешние функции Российского государства:
– функция обороны;
– функция интеграции в мировое сообщество;
– функция поддержания мирового правопорядка;
– функция международного сотрудничества в решении глобальных проблем современности.
Вопрос 4. Основные внутренние и внешние функции Российского государства1. Основные внутренние функции Российского государства:– экономическая функция государства;–

Слайд 151.1. Экономическая функция государства
Экономическая функция состоит в регулировании государством экономической

деятельности в обществе и имеет разносторонний характер.
В современных условиях суть

этой функции заключается в том, чтобы исправлять недостатки стихийно развивающихся рыночных отношений (концепция социально ориентированной рыночной экономики). Современные демократические государства достаточно активно вмешиваются в экономику, контролируя темпы и направления ее развития. Государство определяет допустимые формы экономической деятельности, занимается экономическим прогнозированием и планированием, формирует налоговую систему. В большинстве стран мира существует государственный сектор экономики.
Важен вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями:
– в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами;
– в условиях рыночных отношений регулирование экономики происходит, прежде всего, экономическими методами (посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.).
1.1. Экономическая функция государства	Экономическая функция состоит в регулировании государством экономической деятельности в обществе и имеет разносторонний характер.	В

Слайд 161.1. Экономическая функция государства
В сфере экономики Конституция РФ устанавливает:
Ст. 8.

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение

товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. (ч. 1 и 2 ст. 8)
Ст. 34. 1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. (ч. 1 и 2 ст.34)
Ст. 35. 1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
4. Право наследования гарантируется. (ч. 1-4 ст.35)
Ст. 36. 1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. (ч. 1-3 ст. 36)
Ст. 37. 1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. (ч. 1-5 ст. 37)
Ст. 74. 1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. (ч.1 и 2 ст. 74)
1.1. Экономическая функция государства	В сфере экономики Конституция РФ устанавливает:Ст. 8. 1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического

Слайд 171.2. Социальная функция государства
Социальная функция в современном государстве направлена на

смягчение социальной напряженности в обществе, на создание достойных условий для

различных слоев и категорий граждан, прежде всего, тех категорий граждан, которые в силу различных объективных причин не могут полноценно трудиться (инвалидов, пенсионеров, студентов и др.).
В этих целях государство:
– создает рабочие места;
– устанавливает гарантированный МРОТ;
– обеспечивает поддержку незащищенных слоев населения;
– принимает меры к охране здоровья человека;
– организует строительство жилья;
– развивает здравоохранение, образование, культуру
– организует работу общественного транспорта.
1.2. Социальная функция государства	Социальная функция в современном государстве направлена на смягчение социальной напряженности в обществе, на создание

Слайд 181.2. Социальная функция государства
Статья 7 Конституции РФ: 
1.

РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий,

обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 38 Конституции РФ:
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Статья 39 Конституции РФ:
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Статья 40 Конституции РФ:
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статья 41 Конституции РФ:
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Статья 43 Конституции РФ:
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
1.2. Социальная функция государства	Статья 7 Конституции РФ:    1. РФ – социальное государство, политика которого направлена

Слайд 191.2. Социальная функция государства
Статься 75 Конституции:
5. Российская

Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством

гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
6. В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.
7. В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.

1.2. Социальная функция государства	Статься 75 Конституции:   5. Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту

Слайд 201.3. Политическая функция государства
Политическая функция государства связана с регламентацией

политических отношений в обществе, установлением определенных «правил политической игры»:

– организация выборов;
– порядок формирования государственных органов;
– правила проведения массовых политических акций
– и др.
Эта функция преследует цели установления порядка цивилизованной конкурентной борьбы за право осуществления государственной власти.
Посредством осуществления данной функции государственная власть самоорганизуется.
1.3. Политическая функция государства	 Политическая функция государства связана с регламентацией политических отношений в обществе, установлением определенных «правил

Слайд 211.3. Политическая функция государства
Статья 13 Конституции РФ:
3.

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
Статья 28 Конституции РФ:

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 29 Конституции РФ:
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Статья 30 Конституции РФ:
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Статья 31 Конституции РФ:
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 32 Конституции РФ:
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Статья 33 Конституции РФ:
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Статья 63 Конституции РФ:
1.3. Политическая функция государства	Статья 13 Конституции РФ:   3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.	Статья

Слайд 221.4. Функция развития культуры, науки и образования
Функция сформировалась из ранее

существовавшей, – культурно-воспитательной функции, которой было свойственно доминирование монопольной государственной

идеологии.
Функция развития культуры, науки и образования основана на признании Конституцией РФ идеологического многообразия, т.е. никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13).
Кроме того Конституцией каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; охрана законом интеллектуальной собственности (ст. 44).
1.4. Функция развития культуры, науки и образования	Функция сформировалась из ранее существовавшей, – культурно-воспитательной функции, которой было свойственно

Слайд 231.4. Функция развития культуры, науки и образования
В области культуры, науки,

образования Конституция РФ предусматривает:
– В Российской Федерации признается идеологическое многообразие

(ч.1 ст.13).
– Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч.2 ст.13).
– Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч.2 ст.26).
– Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом (ч.1 ст.44).
– Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч.2 ст.44).
– Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч.3 ст.44).
– В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся: е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики (п.«е» ч. 1 ст. 72).
– Правительство РФ: в) обеспечивает проведение в РФ единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей (п.«в» ч. 1 ст. 114).
1.4. Функция развития культуры, науки и образования	В области культуры, науки, образования Конституция РФ предусматривает:– В Российской Федерации

Слайд 241.5. Экологическая функция государства
Экологическая (природоохранная; охраны природы и рационального использования

природных ресурсов) функция государства стала выделяться в качестве самостоятельной в

последние десятилетия в связи с прогрессирующим ухудшением состояния окружающей природной среды на планете.
Современное государство стремится к охране национальных природных ресурсов, к их рациональному использованию, к обеспечению для своих граждан приемлемых экологических условий.
Для этого оно устанавливает правила использования различных природных объектов, устанавливает соответствующие ограничения для промышленных предприятий, устанавливает ответственность за их нарушения и т.п.
С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.
1.5. Экологическая функция государства	Экологическая (природоохранная; охраны природы и рационального использования природных ресурсов) функция государства стала выделяться в

Слайд 251.5. Экологическая функция государства
В области экологии Конституция устанавливает: 

– Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в

Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч.1 ст.9);
– Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч.2 ст.36);
– В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ч.2 ст.41);
– Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42)
– Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58);
– В ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области … экологического … развития Российской Федерации (п. «е» ст. 71);
– В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: природопользование; сельское хозяйство; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры (п. «д» ч.1 ст.72).
1.5. Экологическая функция государства	В области экологии Конституция устанавливает:    – Земля и другие природные ресурсы используются

Слайд 261.6. Финансовая функция государства
Финансовая функция государства состоит из: функции налогообложения

(фискальной) и функции финансового контроля.
Данная функция тесно взаимосвязана с экономической

функцией, государство с помощью отмеченных функций регулирует хозяйственный оборот и участвует в рыночных отношениях.
Функция налогообложения и взимания налогов ранее охватывалась более общей, – хозяйственно-организаторской функцией Советского государства.
Функция налогообложения – направление деятельности государства по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, пошлин (других платежей), а также контролю за их полной и своевременной уплатой.
Финансовый контроль – деятельность по контролю за исполнением государственного бюджета, бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного долга (внутреннего и внешнего), государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Содержание финансовой деятельности государства:
– образование государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов (иных денежных фондов);
– распределение денежных ресурсов;
– использование денежных ресурсов;
– контроль за движением финансовых ресурсов;
– эмиссия денежных знаков.
1.6. Финансовая функция государства	Финансовая функция государства состоит из: функции налогообложения (фискальной) и функции финансового контроля.	Данная функция тесно

Слайд 271.6. Финансовая функция государства
В области финансов Конституция РФ закрепляет:

– Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст.57);
– Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ч.1 ст.75).
– Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти (ч.2 ст.75).
– Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ч.3 ст.75).
– Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе (ч.4 ст.75).
Иные нормативно-правовые акты:
– Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020);
– Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 31.07.2020);
– Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) от 11.04.2017;
– ФЗ от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
– и др.
1.6. Финансовая функция государства	В области финансов Конституция РФ закрепляет:   – Каждый обязан платить законно установленные

Слайд 281.7. Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности,

правопорядка
Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка

– деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст.2 Конституции РФ, закрепляющей, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
Правоохранительная функция государства выражается в защите и охране государственной властью законных интересов личности и общества.
Смысл деятельности всех государственных структур в конечном счете заключается в обеспечении развития, эффективной реализации и охраны политических, экономических, социальных, культурных и прочих прав и свобод граждан.
Данные задачи выполняются путем разработки и принятия и реализации необходимых законов.
1.7. Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка	Функция охраны прав и свобод человека и

Слайд 291.7. Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности,

правопорядка
В области правоохранительной функции Конституция РФ предусматривает:

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст.2);
– В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч.2 ст.8);
– статьи 19-25; 45-55, 60-62 и др.
1.7. Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка	В области правоохранительной функции Конституция РФ предусматривает:

Слайд 302.1. Функция обороны
Функция обороны в большинстве современных демократических государств основана

на принципе поддержания достаточного и разумного уровня обороноспособности, отвечающего требованиям

национальной безопасности.
Существующая в стране армия (вооруженные силы) призвана решать следующие задачи:
а) защищать суверенитет страны на международной арене;
б) обеспечивать территориальную целостность государства;
в) выполнять международные обязательства.
Функция обороны может осуществляться как индивидуально каждым государством, так и коллективно – при участии иных государств.
Вооруженные силы государства обеспечивают его территориальную целостность, защищают суверенитет страны, предотвращают и пресекают угрожающие государственной безопасности внешние и внутренние конфликты.
Основные направления функции обороны:
– модернизация оборонной промышленности;
– развитие оборонной промышленности;
– охрана государственных границ;
– организация гражданской обороны;
– ведение разведки и контрразведки;
– подготовка мобилизационных резервов;
– военное сотрудничество с другими государствами и т.д.
2.1. Функция обороны	Функция обороны в большинстве современных демократических государств основана на принципе поддержания достаточного и разумного уровня

Слайд 312.1. Функция обороны
Нормативно-правовая база:
– Конституция РФ (ст. 3, 59 и

др.);
– ФЗ от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об

обороне»;
– ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О воинской обязанности и военной службе»;
– ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О статусе военнослужащих»;
– ФЗ от 26.02.1997 N 31-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»;
– Военная доктрина РФ (утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976);
– Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 09.07.2020) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ»);
– и др.


2.1. Функция обороны	Нормативно-правовая база:– Конституция РФ (ст. 3, 59 и др.);– ФЗ от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред.

Слайд 322.2. Функция интеграции в мировое сообщество
Интеграция (от лат.  «integer» – полный, цельный,

ненарушенный) – сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее

разнородных частей и элементов.
Международная интеграция государств – это объединение, углубление взаимодействия государств; развитие равноправных связей и укрепление сотрудничества между государствами в экономической, социальной, политической и иных сферах.
Функция интеграции в мировое сообщество стала возможной в связи с изменением геополитических реалий начала 90-х гг. 20 века. Данная функция основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире.
Функция интеграции в мировое сообщество отражает тенденцию глобализации, характерную для современного мира, процессы усиления взаимодействия национальных экономик и политических систем.
Интеграция может происходить в области экономических, политических, правовых, социальных, культурных, образовательных, научных, технологических, информационных и иных отношений.
2.2. Функция интеграции в мировое сообщество	Интеграция (от лат.  «integer» – полный, цельный, ненарушенный) – сторона процесса развития, связанная с

Слайд 332.3. Функция поддержания мирового правопорядка
Мировой порядок (world order), состояние мира

и стабильности в международных отношениях, традиционно считающееся целью мировой политики.

[Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия. — М.: Инфра-М. Под ред. Р. Хоггарта. 2002.]
Мировой порядок – геополитическая структура мира (международных отношений), отражающая сложившийся баланс сил. [Геоэкономический словарь-справочник]
Функция поддержания мирового правопорядка охватывает деятельность Российского государства по предотвращению войн, разоружению, сокращению всех видов вооружений (в т.ч. химического и ядерного оружия), укреплению обязательного для всех режима нераспространения на планете оружия массового уничтожения и новейших технологий; участие в урегулировании международных (межнациональных и межгосударственных) конфликтов
Она связана с участием государств в деятельности универсальной международной организации ООН, участниками которой являются в настоящее время почти все государства планеты; подписанием международных конвенций.
2.3. Функция поддержания мирового правопорядка	Мировой порядок (world order), состояние мира и стабильности в международных отношениях, традиционно считающееся

Слайд 342.4. Функция международного сотрудничества в решении глобальны проблем современности
Функция международного

сотрудничества в решении глобальных проблем современности главным образом связана с

охраной мировой экосистемы, освоением космоса, защитой прав человека, борьбой с техногенными авариями и катастрофами.
Это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств.
Для наиболее успешной реализации этой функции создаются специальные международные организации (например, Комитет ООН по правам человека).
2.4. Функция международного сотрудничества в решении глобальны проблем современности	Функция международного сотрудничества в решении глобальных проблем современности главным

Слайд 352.4. Функция международного сотрудничества в решении глобальны проблем современности
Глобальными проблемами

современности являются:
– защита прав и свобод человека (похищение людей; работорговля;

незаконная трансплантология; насилие; );
– экологическая (загрязнение окружающей среды; снижение биоразнообразия; глобальное потепление; парниковый эффект; снижение концентрации озона в озоновом слое; загрязнение морей и океанов; загрязнение атмосферы; проблема загрязнения пластиком; );
– демографическая (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых; );
– сырьевая (обеспечение человечества ресурсами; исчерпание природных ископаемых; дефицит водных ресурсов; );
– освоение космического пространства (космический мусор; угроза от астероидов; …)
– социально-экономическая (безработица; нищета, голод, неграмотность; возможный массовый голод; существующее массовое недоедание; );
– недооценка глобальных угроз человечеству (развитие недружественного ИИ; …).
2.4. Функция международного сотрудничества в решении глобальны проблем современности	Глобальными проблемами современности являются:– защита прав и свобод человека

Слайд 36Вопрос 5. Формы осуществления функций государства
Классификация форм осуществления функций государства;


Правовые формы осуществления функций государства;
Неправовые (организационные) формы осуществления функций

государства;
;
.
Вопрос 5. Формы осуществления функций государстваКлассификация форм осуществления функций государства; Правовые формы осуществления функций государства; Неправовые (организационные)

Слайд 37Классификация форм осуществления функций государства
Если сами функции остаются относительно постоянными,

то формы и методы их осуществления изменяются порой весьма значительно

в зависимости от задач, стоящих перед обществом
Поскольку функции государства неодинаковы по своему характеру, они предполагают применение неодинаковых форм, методов и способов их практической реализации.
Наиболее известна классификация форм осуществления государственных функций на основе юридического критерия: на:
– правовые и
– неправовые (организационные).
Классификация форм осуществления функций государства	Если сами функции остаются относительно постоянными, то формы и методы их осуществления изменяются

Слайд 38Правовые формы осуществления функций государства
Правовые формы реализации функций урегулированы юридически.

В данном случае государство действует на основе права, в рамках

строгих юридических процедур, с применением юридических средств. К правовым формам относят: издание законов, государственное управление, правосудие и государственный контроль.
Издание законов – это установление общеобязательных правил поведения наиболее общего характера. Такие правила устанавливаются основными юридическими документами в государстве – законами, и прежде всего основным законом – конституцией. Эта форма реализации государственных функций является наиболее важной, так как все остальные формы осуществляются в рамках действующего в государстве законодательства.
Государственное управление – это исполнительно-распорядительная, административная деятельность государственных органов и должностных лиц, связанная прежде всего с практической реализацией законов и иных юридических документов.
Правосудие – это деятельность специальных государственных органов – судебных, направленная на цивилизованное разрешение на основе действующего законодательства конфликтных ситуаций и споров в обществе, а также возложение на виновных лиц юридической ответственности.
Контрольная деятельность государства имеет различные формы. Контроль может быть внутриведомственный, когда такой деятельностью занимаются вышестоящие государственные органы по отношению к нижестоящим. Для осуществления независимого контроля создаются также специальные государственные структуры: уполномоченные парламента, прокуратура, контрольные управления, счетные палаты и др.
Правовые формы осуществления функций государства	Правовые формы реализации функций урегулированы юридически. В данном случае государство действует на основе

Слайд 39Неправовые (организационные) формы осуществления функций государства
Неправовые (организационные) формы осуществления государственных

функций детально не урегулированы законом и связаны с выполнением государственным

аппаратом повседневной проектной, технической, хозяйственной, воспитательной работой, принятием текущих управленческих решений.
К организационным формам относятся:
1) организационно-регламентирующая – деятельность, связанная с обеспечением функционирования государственных органов, которая выражается, главным образом, в планировании, подготовке проектов документов, организации политических и правовых процессов, координации действий, контроле качества исполнения и т.п.;
2) организационно-хозяйственная – оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с ведением бухгалтерского учета, статистикой, снабжением, кредитованием и т.д.;
3) организационно-идеологическая – практическая деятельность соответствующих структур, направленная на разъяснение целей и содержания государственной политики, формирование общественного мнения и пр.

Неправовые (организационные) формы осуществления функций государства	Неправовые (организационные) формы осуществления государственных функций детально не урегулированы законом и связаны

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика