Слайд 1
Тема 5. Подготовительный этап
проведения аудита эффективности
2. Определение целей,
вопросов и объектов
аудита эффективности
3. Выбор критериев оценки эффективности
4. Выбор способов
проведения аудита эффективности
5. Подготовка программы и рабочего плана проведения аудита эффективности
1. Предварительное изучение предмета и объектов аудита эффективности
Слайд 2План предварительного изучения предмета и объектов аудита эффективности
перечень изучаемых
объектов аудита эффективности;
конкретные вопросы для изучения предмета и деятельности каждого
объекта аудита эффективности и сроки изучения вопросов;
источники и методы получения информации;
сроки представления материалов по результатам изучения и подготовки отчета о предварительном изучении предмета и объектов;
состав группы проверяющих и их распределение по объектам и вопросам изучения.
Слайд 3В процессе предварительного изучения проводится (1)
анализ нормативных правовых документов,
регламентирующих предмет и деятельность объектов аудита эффективности;
анализ отчетов
о проделанной работе, планов работы и приоритетных направлений деятельности объектов аудита эффективности;
изучение организационной структуры, систем и механизмов управления и внутреннего контроля объектов аудита эффективности;
анализ выполнения объектами аудита эффективности поставленных задач и достижения ими конкретных результатов;
анализ и оценку основных рисков, с которыми сталкивается в работе объекты аудита эффективности;
Слайд 4
В процессе предварительного изучения проводится (2):
консультации с независимыми организациями
и специалистами;
изучение материалов предыдущих контрольных мероприятий в данной
сфере, а также результатов проверок, проводимых другими контрольными органами;
собеседования с руководителями министерств, агентств, служб и объектов аудита эффективности.
Слайд 5
Вопросы для изучения
а) соответствует ли деятельность объекта аудита эффективности положениям
нормативных правовых актов, были ли приняты в их развитие документы
или мероприятия, необходимые для эффективного осуществления этой деятельности, и проводился ли анализ их результатов с целью оценки эффективности;
б) обеспечивают ли организационная структура объекта аудита эффективности, проводимая его руководством политика и методы управления достижение поставленных целей;
в) существует ли в объекте аудита эффективности четкое разделение функций, полномочий и ответственности на каждом уровне управления;
Слайд 6г) имеется ли система измерения, отчетности и мониторинга деятельности объекта
аудита эффективности, которая давала бы уверенность в получении достоверной информации
о результатах его работы;
д) какие существуют процедуры и принимаются меры по обеспечению сохранности материальных ресурсов и т.д.
е) надежна ли система внутреннего контроля на объекте аудита эффективности, каковы результаты ее работы, прежде всего в той части, которая имеет непосредственное отношение к предмету аудита эффективности.
Слайд 8 Определение целей
проведения аудита
эффективности
Цель проведения аудита эффективности – это то, что необходимо выполнить и установить в процессе его осуществления .
При определении целей следует исходить из того, на какие вопросы, касающиеся проверяемой сферы использования государственных средств или деятельности объектов аудита эффективности, ответит проведение данного аудита эффективности.
Для проведения аудита эффективности необходимо устанавливать не менее 3 целей.
Слайд 9Примеры, как не надо
выбирать цели
Слайд 11«Аудит эффективности расходования средств областного бюджета Ленинградской области,
выделенных на финансирование дорожной отрасли, за
период с 2002 по 2005 год включительно (по методике Контрольно-счетной палаты Ленинградской области)»
"Цель аудита: в соответствии с положениями бюджетного законодательства Российской Федерации настоящему аудиту подлежала деятельность объектов проверки, связанная с фактическим использованием средств федерального бюджета и бюджета Ленинградской области, выделенных на финансирование строительства, реконструкции, капитального ремонта и текущего содержания автомобильных дорог общего пользования...".
Слайд 12«Проверка эффективности деятельности Территориального Фонда обязательного медицинского страхования по Ивановской
области по обеспечению конституционных прав граждан Ивановской области на бесплатную
медицинскую помощь в 2006 году»
Цель: Выполнение конституционной нормы оказания населению Ивановской области бесплатной медицинской помощи в государственных муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств обязательного медицинского страхования в части амбулаторно-поликлинической помощи.
Слайд 13«Аудит эффективности использования средств бюджета Республики …, выделенных на развитие
физкультурно-спортивной и оздоровительной работы среди детей и подростков
Целью аудита
являлась разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности проверяемых объектов, повышению эффективности использования ими бюджетных средств.
Слайд 14«Аудит эффективности использования бюджетных средств, выделенных на государственную поддержку агропромышленного
комплекса … области»
- определить законность и эффективность использования бюджетных средств,
выделенных в 2002-2006 году на государственную поддержку агропромышленного комплекса;
- установить факторы, влияющие на эффективность средств, выделяемых на финансирование поддержку агропромышленного комплекса;
- подготовить предложения по повышению эффективности использования средств, выделяемых на эти цели.
Цели:
Слайд 15«Комплексная проверка соблюдения законодательства, эффективности использования бюджетных средств при исполнении
бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов – получателей межбюджетных трансфертов
из федерального бюджета в … крае»
Цели контрольного мероприятия:
проверка соблюдения условий и требований законодательства Российской Федерации, … края, нормативных правовых актов муниципальных образований, а также целевое и эффективное использование средств при исполнении бюджета края и местных бюджетов;
проверка эффективности распоряжения и использования органами исполнительной власти края, а также органами муниципальных образований края (выборочно) государственной (муниципальной) собственности;
анализ эффективности финансового контроля за исполнением бюджета края, осуществляемого федеральными и региональными контрольными органами.
Слайд 16
Как правильно формулировать
цели аудита эффективности
Слайд 17«Аудит эффективности использования бюджетных средств на профессиональную реабилитацию и интеграцию
инвалидов в Российской Федерации в 2006-2007 годах»
Цель 1. Определить,
соответствуют ли нормативные правовые акты, принятые органами исполнительной власти по вопросам профессионального образования, трудоустройства и занятости инвалидов, действующему законодательству о социальной защите инвалидов.
Цель 2. Определить, обеспечивает ли организация деятельности органов исполнительной власти, федеральных государственных учреждений, занимающихся проблемами инвалидов, создание условий для их профессиональной деятельности.
Цель 3. Определить, обеспечивает ли система обучения в специальных учебных заведениях права инвалидов на получение профессионального образования.
Цель 4. Определить, обеспечивает ли существующий механизм профессиональной реабилитации инвалидов их дальнейшее трудоустройство и занятость.
Слайд 18Выбор вопросов и объектов аудита эффективности
Слайд 20Пример формулировки вопросов аудита эффективности
Цель «Определить, обеспечивает
ли организация деятельности объекта аудита эффективности выполнение установленной ему задачи».
1.
Проверить, разработаны ли на объекте планы или организационные мероприятия по выполнению поставленной задачи.
2. Выяснить, установило ли руководство объекта процедуры, обеспечивающие реализацию запланированных мероприятий в установленные сроки.
3. Выявить, существуют ли качественные и количественно измеримые показатели, позволяющие оценить результаты деятельности объекта по достижению установленной задачи.
4. Провести анализ результатов деятельности объекта по выполнению установленной задачи и определить, удовлетворяют ли они потребителей его продукции (услуг).
5. Установить, рассматривало ли руководство объекта альтернативные варианты достижения поставленной задачи.
6. Проверить наличие на объекте и проанализировать действенность механизма внутреннего контроля результатов его деятельности.
Слайд 21Объекты аудита эффективности
степень влияния объекта аудита эффективности
на достижение результатов в проверяемой сфере использования государственных средств;
наличие
рисков в деятельности объекта;
объем используемых объектом государственных средств;
будут ли результаты аудита эффективности способствовать повышению эффективности использования государственных средств в проверяемой сфере.
При выборе объектов необходимо учитывать:
Слайд 22Выбор
критериев оценки эффективности использования государственных средств
Слайд 23О соотношении понятий «показатель» и «критерий»
Показатели – это «величины, характеризующие
какую-либо сторону деятельности хозяйствующих субъектов, государства, населения, связанную с формированием
и использованием денежных доходов и накоплений, или степень выполнения определенной задачи».
(Финансово-кредитный энциклопедический словарь)
Критерий – это «признак, на основании которого формируется оценка качества объекта, процесса, мерило такой оценки».
(Большой юридический энциклопедический словарь)
Слайд 24Критерии оценки эффективности
- это качественные и количественные характеристики организации, процессов
и результатов использования государственных средств, а также деятельности объектов аудита
эффективности которые показывают, какими должны быть организация и процессы и какие результаты являются свидетельством эффективного использования государственных средств.
Критерии характеризуют, что должно быть в сфере предмета и в деятельности объекта аудита эффективности
Слайд 25Источники критериев
Нормативные, правовыые акты, а также документы
специальная литература
разработанные группой
проверяющих
результаты работы других подобных организаций
результаты работы проверяемого объекта
в предшествующие периоды
стандарты, разработанные профессиональнымиорганизациями
статистические данные
отчеты о результатах аналогичных аудитов
Слайд 26
Нормативные правовые акты
(что должно
быть)
Деятельность
объекта аудита
эффективности
Соответствует
?
Аудит
эффективности
Как выполняются
?
Два вопроса аудита эффективности
Слайд 27Требования к критериям
Приемлемость
Ясность
Объективность
Сравнимость
Достаточность
Слайд 29Показатели:
Рост
Вес
Цвет волос
Объем талии
Цвет глаз
Объем
бедер
Образование
Возраст
Критерии
Рост
Вес
Объем талии
Объем бедер
Объем
груди
175-180 см
55-58 кг
60 см
90 см
90 см
признаки
мерило
оценки
ВЫБОР МОДЕЛЕЙ
Объем груди
Возраст
18 – 25 лет
Слайд 30Критерии оценки эффективности могут иметь:
Количественные значения -
выражаются в натуральных и стоимостных показателях, характеризующих достигнутые результаты деятельности
объекта аудита эффективности (объемы производства продукции и оказания услуг, себестоимость продукции и объем полученной прибыли).
Качественные значения - представляют характеристики различных аспектов организации деятельности объекта аудита эффективности по использованию государственных средств (например, соответствие положениям нормативных документов, организация управления и контроля, выполнение установленных правил и процедур).
Относительные значения - выражаются в соотношениях между различными результатами деятельности объекта аудита эффективности или сфере использования государственных средств (например, уровень рентабельности и доходности, уровень рождаемости и смертности, уровень безработицы).
Динамические значения - отражают изменения как количественных, так и относительных значений критериев за определенные периоды времени (например, темпы роста (снижения) продукции и услуг, прибыли и доходности, рождаемости и смертности.
Слайд 31Примеры правильного выбора критериев оценки эффективности
Слайд 32Совместная проверка выполнения Конвенции по предотвращению загрязнения окружающей среды судами
на море и в портах (МАРПОЛ)
(проведена высшими органами финансового
контроля Кипра, Франции, Греции, Италии, Нидерландов, Мальты, Турции и Великобритании)
Цель 1. Определить эффективность системы мер по выявлению загрязнения, причиняемого судами.
Критерии оценки эффективности:
Система мер по выявлению загрязнения окружающей среды отвечает современным требованиям и отражает новейшие знания в данной области.
Система мер четко формулирует и определяет свои цели, задачи и средства по их достижению.
Система мер по выявлению загрязнения окружающей среды соответствует международным соглашениям.
Расходы на осуществление мер по выявлению загрязнения окружающей среды и их доходность рассчитываются в соответствии с международными принципами. Затраты на данную деятельность являются минимально необходимыми.
Слайд 33Аудит эффективности использования бюджетных средств на профессиональную реабилитацию и интеграцию
инвалидов
Цель: «Определить, обеспечивает ли система обучения в специальных учебных заведениях
права инвалидов на получение профессионального образования»
количество специальных учебных заведений полностью обеспечивает потребности инвалидов в профессиональном образовании;
существующие учебные программы соответствуют образовательным стандартам с учетом специфики профессионального обучения инвалидов и обеспечивают им профессиональную интеграцию;
в образовательных учреждениях созданы все необходимые учебные, медицинские и бытовые условия для обучения инвалидов;
инвалиды, окончившие специальные учебные заведения, в полной мере удовлетворены уровнем полученного профессионального образования.
Критерии:
Слайд 34Аудит эффективности расходов на ФЦП «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005
годы»
Критерии оценки эффективности:
Граждане в полной мере информированы о
своих правах на протезно-ортопедическую помощь.
Показатели результатов деятельности каждого исполнителя программы позволяют дать объективную оценку их вклада в выполнение ее мероприятий.
Расходы на реализацию мероприятий программы определены на основе разработанных нормативов и стандартов.
Существует четкий порядок разработки и рассмотрения бюджетных заявок и распределения финансов на реализацию мероприятий.
.Система контроля обеспечивает достоверность оценки деятельности участников программных мероприятий.
Цель: Определить, обеспечивают ли механизмы управления программой решение проблем оказания инвалидам протезно-ортопедической помощи.
Слайд 35
Аудит эффективности использования государственных средств, направленных на поддержку среднего и
малого предпринимательства, стимулирование инвестиционной активности и развитие инновационной деятельности
Цель 3 – Оценка развития инновационного потенциала и инновационной деятельности в Республике Татарстан
Критерии:
Обеспечен ежегодный прирост доли инновационной продукции в составе ВРП – не менее 2%
Обеспечено ежегодное увеличение доли конкурентоспособной инновационной продукции и услуг в добавленной стоимости на 2 процентных пункта.
Доля затрат на технологические инновации по отношению к объему валового регионального продукта увеличена до 3%
Удельный вес инновационной продукции в объеме промышленной продукции достигнет в 2010 году – 15%.
Слайд 36«Аудит эффективности
целевой программы. . . . . . .
. . . . . . . . . .
. . . . . .»
«Определить, соответствует ли разработка и реализация программы установленным требованиям».
Цель:
Критерии:
программа имеет четкие формулировки целей, соответствующих приоритетам государственной политики, полномочиям и сферам ответственности органов исполнительной власти;
определены и имеют количественную оценку ожидаемые результаты реализации программы, включающие как непосредственные, так и конечные результаты ее выполнения;
система показателей для измерения результатов реализации программы и их целевые значения обеспечивают возможность объективной оценки выполнения программы;
потребности в ресурсах для достижения цели и результатов программы являются обоснованными, оценены внешние условия и риски реализации программы;
установлена система управления реализацией программы, которая имеет четкие разграничения полномочий и ответственности различных единиц управления.
Слайд 37Примеры ошибочных подходов к выбору критериев оценки эффективности
Слайд 38Цель 1. Установить соблюдение законности передачи федеральных полномочий публично-правовым образованиям.
Показатели
и критерии эффективности:
Критерии
Показатели
Правомерность и достаточность принятых нормативных правовых актов на
федеральном и региональном уровнях в части исполнения делегируемых федеральных полномочий.
Соответствие решений принимаемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления по исполнению делегируемых федеральных полномочий требованиям законодательных, нормативных правовых актов.
Наличие принятых нормативных правовых актов на федеральном и региональном уровнях.
Наличие решений субъекта Российской Федерации в корреспонденции с федеральными законодательными и нормативными правовыми актами (Да/нет).
«Аудит эффективности использования отдельных субвенций из федерального бюджета для исполнения делегируемых полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации…»
Слайд 39Аудит эффективности использования государственных средств, выделенных в 2002-2005 годах на
финансирование дорожного хозяйства Ленинградской области
Критерии:
Критерий доступности, как количественные и качественные
характеристики объектов дорожного хозяйства – автомобильных дорог и другой дорожной инфраструктуры, отражающие возможность обеспечения в Ленинградской области оказания транспортных услуг (протяженность, плотность).
Критерий безопасности, как степень влияния объектов дорожного хозяйства, - в первую очередь автомобильных дорого, на обеспечение экономической и социальной безопасности (жизни и здоровья) участников дорожного движения.
Критерий экстериальности, под которым понимается степень влияния количественного и качественного состояния объектов дорожного хозяйства на социально-экономическое развитие Ленинградской области в целом.
Слайд 40Это должны быть не критерии,
а ЦЕЛИ аудита эффективности
Цель
1. Определить, обеспечивают ли объекты дорожного хозяйства Ленинградской области потребности
в оказании транспортных услуг ?
Цель 2. Установить, обеспечивают ли объекты дорожного хозяйства экономическую и социальную безопасность (жизни и здоровья) участников дорожного движения?
Цель 3. Определить, обеспечивает ли состояние объектов дорожного хозяйства решение актуальных задач социально-экономического развития Ленинградской области?
Слайд 41Аудит эффективности использования бюджетных средств на ремонт и содержание автомобильных
дорог
Критерии оценки эффективности:
«безопасность»
«экологичность»
«комфортность»
устанавливающий степень достижения поставленных
целей по обеспечению безопасности для участников движения
устанавливающий степень достижения поставленных целей по обеспечению снижения негативного воздействия автотранспорта и противогололедных реагентов
устанавливающий степень достижения поставленных целей по обеспечению необходимого комфорта, удобства пользования объектами дорожного хозяйства
Слайд 42Аудит эффективности использования бюджетных средств на ремонт и содержание автомобильных
дорог
Следовало бы поставить следующие цели:
Выявить степень достижения поставленных целей
по обеспечению необходимого комфорта, удобства пользования объектами дорожного хозяйства
Установить, достигнуты ли поставленные цели по обеспечению снижения негативного воздействия автотранспорта и противогололедных реагентов на окружающую среду
Определить результативность использования бюджетных средств на обеспечение безопасности объектов дорожного хозяйства для участников движения
Слайд 43
Аудит эффективности функционирования целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в
городе Москве
В качестве критериев оценки эффективности использования средств Фонда были
выбраны:
доступность рабочих мест для инвалидов и
отдельных категорий молодежи;
результативность функционирования Фонда
квотирования;
адекватность системы управления средствами
Фонда квотирования требованиям их
эффективного использования.
Слайд 44
«Проверка использования государственных средств, выделенных в рамках проекта «Образование» на
государственную поддержку образовательных учреждений…..» (СП Владимирской обл.)
Критерии эффективности деятельности объектов
проверки:
образовательные учреждения полностью укомплектованы педагогическими
кадрами;
обеспечена государственная поддержка учреждений образования, активно
реализующих инновационные образовательные программы;
увеличена доля учащихся, получивших образование с использованием
информационных технологий;
увеличена доля педагогических работников, реализующих инновационные
педагогические технологии и авторские программы;
выделены и направлены средства на поддержку одаренных детей;
обеспечено выравнивание доступа к получению качественного образования,
приняты меры по обеспечению детей школьным транспортом для подвоза к
образовательному учреждению на 100%;
уменьшена доля учащихся асоциального поведения;
Слайд 45Аудит эффективности использования средств областного бюджета,
направленных на поддержку агропромышленного
комплекса
Эффективность кадровой политики в агропромышленном комплексе оценивалась по следующим критериям:
- занятость в сельском хозяйстве;
- заработная плата в сельском хозяйстве;
- привлечение молодых специалистов в сельское хозяйство;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников, занятых в сельском хозяйстве;
- ввод жилья в сельской местности;
- оздоровление работников.
Эффективность социальной политики на селе оценивалась по следующим критериям:
- мероприятия в области здравоохранения;
- мероприятия в области образования;
- мероприятия в области культуры;
- мероприятия в области жилищно-коммунального обеспечения.
Слайд 46Для проведения аудита эффективности представляется необходимым закрепление критериев оценки эффективности
использования денежных средств в Бюджетном кодексе
Необходима разработка критериев и
методологии эффективности бюджетных расходов и порядка их применения для различных отраслей и видов расходов по всей вертикали контрольно-счётных и правоохранительных органов
Слайд 47Способы проведения аудита эффективности
анализ методов организации деятельности объектов
аудита эффективности;
анализ результатов работы объектов аудита эффективности;
анализ конкретных
проблем или ситуаций использования государственных средств в проверяемой сфере или в деятельности объектов аудита эффективности;
рассмотрение проблем «сверху вниз» и «снизу вверх»;
проведение обследований.
Слайд 48Управление рисками
Идентификация областей риска
Минимизация последствий возникновения
Мониторинг
Оценка вероятности возникновения
Минимизация
вероятности возникновения
Определение возможных рисков
меры
А Н А Л
И З
Слайд 49Управление рисками в процессе проведения аудита эффективности
Слайд 50Отсутствие условий для проведения аудита эффективности
невозможность выбрать критерии
оценки эффективности;
отсутствие требуемых специалистов;
наличие больших сомнений
в том, что по результатам аудита будет получен достаточный эффект;
необходимость слишком больших затрат на ее проведение и другие.
пересмотреть тему и объекты
аудита эффективности, чтобы
избежать неоправданных
финансовых расходов и трудовых затрат
В этой ситуации
Причины:
Слайд 51ПРОГРАММА
проведения «_____________________________________________________»
(наименование аудита эффективности)
1. Основание для проведения аудита эффективности:
_____________________________________________________________________________________
2. Предмет аудита
эффективности:
____________________________________________________________________________________
(указывается, что именно проверяется)
3. Объекты аудита эффективности:
_________________________________________________________________
(указываются наименования проверяемых органов государственной власти, организаций)
4. Проверяемый период _______________________________________
(указывается в случае его отсутствия в наименовании аудита эффективности)
5. Срок проведения аудита эффективности с____ по_____
6. Цели и вопросы аудита эффективности, критерии оценки эффективности:
Слайд 52Цель 1.____________________________________________
(формулируется цель аудита эффективности)
Вопросы:
___________________________________________________________
(формулируется перечень вопросов по цели 1)
Критерии оценки эффективности:
___________________________________________________________
(перечень критериев оценки эффективности по цели 1)
7. Методы проведения проверки и сбора фактических данных для получения доказательств:
________________________________________________________________________________________
(дается краткое описание методов проведения проверки)
8. Состав ответственных исполнителей:
______________________________________________________________________________________________________
9. Срок подготовки актов и других документов по результатам проверки и анализа «__» __________ 200__ г.
Слайд 53
Основной этап аудита эффективности
Задача - формирование аудиторских доказательств.
Содержание
- проведение проверки, сбор фактических данных и информации на объектах.
Анализ собранных фактических данных и информации.
Результаты – акты и рабочая документация (справки, аналитические материалы и т.п.)
Слайд 54
Формирование аудиторских доказательств
КАБИНЕТНАЯ РАБОТА
ПОЛЕВЫЕ
РАБОТЫ
( на объектах)
Слайд 55
КАБИНЕТНАЯ РАБОТА
«исследование
за письменным
столом»
поиск, сбор и анализ вторичной информации (отчеты, электронные
базы данных, статистические данные и т.д.)
Слайд 56
ПОЛЕВЫЕ РАБОТЫ НА ОБЪЕКТАХ
Осуществление
контрольных действий, сбор и анализ первичных документальных и иных фактических
данных по вопросам программы непосредственно на объектах аудита эффективности
Слайд 57Методы получения информации и фактических данных
Проверка, просмотр и анализ документов
Вторичный
анализ (отчеты, результаты исследований, результаты проведенных проверок и др.)
Интервью
Вопросники
Физические наблюдения
Использование
материалов внутреннего контроля
Запрос экспертам
Слайд 58-
фактические данные и информация, собранные группой инспекторов в соответствии
с установленными критериями оценки эффективности, на основе которых формируются результаты
аудита эффективности.
АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА -
Слайд 59Использование аудиторских доказательств
Определение соответствия результатов работы объектов аудита
эффективности установленным критериям оценки эффективности.
Обоснование заключений и выводов
по итогам аудита эффективности.
Выявление возможностей для совершенствования работы объектов аудита эффективности.
Формулирование рекомендаций по повышению эффективности использования государственных средств.
Слайд 60Аудиторские доказательства должны быть:
Достаточными - их объем и содержание
способны убедить в обоснованности и правильности сделанных выводов по результатам
аудита эффективности.
Надлежащими -получены из надежных и достоверных источников.
Адекватными (релевантными) - имеют непосредственное отношение к сделанным выводам и логически связаны с целями аудита эффективности и критериями оценки эффективности.
Слайд 61
Виды аудиторских доказательств
Вещественные доказательства
Документация
Аналитические доказательства
Доказательства в электронной форме
Устные доказательства
Экспертные заключения
Слайд 62Методы сбора и анализа фактических данных
Слайд 63Принцип тройственности информации
(Triangulation)
Надежность, достоверность
информации
информация
опрос
Сравнение с эталоном
фокус - группа
информация
информация
Слайд 64
Сравнение с эталоном (Benchmarking)
эффективная
(эталон)
Деятельность
(результаты, организация, процессы,
технологии, методы)
Возможности повышения эффективности
проверяемая
(предмет аудита эффективности)
сравнение
Слайд 65Фокус-группы (Focus groups)
получение аудиторских доказательств
формулировки гипотез
разработка практических рекомендаций
выбор
целей, вопросов и объектов аудита эффективности
обоснование полученных результатов
создание атмосферы
для
обсуждения
управление процессом обсуждения
ведение дискуссии по
сценарию
письменные задания
модератор
Слайд 66
Заключительный этап аудита эффективности
Задача -
Содержание
–
Результаты –
Подготовка заключений, выводов и рекомендаций
отчет
и другие документы по результатам аудита эффективности
оформление результатов аудита
эффективности
Слайд 67Заключительный этап аудита эффективности
Подготовка заключений, выводов и рекомендаций
Отчет
о
результатах аудита эффективности
Утверждение отчета
о результатах аудита эффективности
Публикация
отчета
о результатах аудита эффективности
Представление отчета
о результатах аудита эффективности
Законодательный
(представительный) орган
Представления,
предписания
Слайд 68Подготовка заключения
Цель 1
Критерий 1
Критерий 2
Критерий 3
Фактические
данные
Фактические
данные
Фактические
данные
Заключение по цели 1
Фактические
данные
Критерий
4
Степень
соответствия
Степень
соответствия
Степень
соответствия
Степень
соответствия
Слайд 69Заключения, выводы и рекомендации
Заключения - указывается, в какой степени
фактические результаты в проверяемой сфере использования государственных средств или деятельности
объектов аудита эффективности соответствуют установленным критериям, дается оценка эффективности по каждой цели.
Выводы – определяются причины выявленных отклонений фактических результатов в проверяемой сфере использования государственных средств или деятельности объектов аудита эффективности от установленных критериев оценки эффективности и их последствия.
Рекомендации – формулируются предложения руководителям органов государственной власти и объектам аудита эффективности для принятия практических мер по устранению выявленных недостатков и повышению эффективности использования государственных средств.
Слайд 70Достижение заданных результатов с использованием установленного объема бюджетных средств
Нарушение принципа
эффективности
?
Неэффективное
использование
Слайд 71
Ответственность за неэффективное использование ???
дисциплинарная
уголовная
административная
финансовая
Слайд 73Бюджетный кодекс Российской Федерации
Статья 1604. Особенности оценки эффективности использования бюджетных средств, установленные
федеральными законами
1. Бюджетные полномочия по оценке эффективности использования бюджетных средств осуществляются
с учетом особенностей, установленных указанным в настоящей статье федеральным законом.
2. Оценка эффективности использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, осуществляется с соблюдением требований, установленных Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике"
Слайд 74Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О
науке и государственной научно-технической политике"
Статья 16.5. Оценка эффективности расходования бюджетных
средств, направляемых на государственную поддержку инновационной деятельности
2. Оценка эффективности государственной поддержки с точки зрения реализации государственной политики в соответствующей области и достижения поставленных целей осуществляется высшими органами управления субъектов государственной поддержки, а также иными органами и организациями в случаях, установленных законодательством.
3. При оценке эффективности государственной поддержки осуществляется проверка выполнения установленного порядка, регламентирующего предоставление такой поддержки, а также соответствие указанного порядка требованиям, установленным настоящей статьей.
Слайд 75Правила оценки эффективности, особенности определения целевого характера использования бюджетных средств,
направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, а также средств из
внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, и применяемые при проведении такой оценки критерии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
5. При оценке эффективности государственной поддержки проверяется наличие и соблюдение утвержденных субъектами государственной поддержки:
документов, определяющих стратегию, цели и задачи предоставления государственной поддержки инновационной деятельности;
документов, определяющих порядок предоставления государственной поддержки инновационной деятельности.
Слайд 7610. При оценке эффективности государственной поддержки учитывается высокорисковый характер инновационной
деятельности, неопределенность рыночных и технологических перспектив инновационных проектов, которые могут
повлечь в том числе потерю финансовых и иных ресурсов, вложенных в инновационный проект.
11. С учетом специфики инновационной деятельности оценка эффективности государственной поддержки осуществляется на основе анализа эффективности формируемых субъектами государственной поддержки совокупностей инновационных проектов, обладающих схожими целями и характеристиками.
Слайд 77Организация встречи с руководством объектов аудита эффективности
определение участников встречи;
распределение ролей между участниками аудита эффективности в предстоящей встрече.
определение и
согласование сроков и места проведения встречи;
определение предварительных заключений, выводов и рекомендаций по результатам аудита эффективности;
Слайд 78
Подготовка участниками аудита эффективности стратегии обсуждения
определение наиболее существенных фактов
недостатков и проблем, выносимых на обсуждение;
определение позиции и соответствующих
аргументов по каждому факту и вопросу, которые могут быть вынесены на обсуждение.
подготовка перечня возможных спорных фактов;
подготовка перечня возможных вопросов от представителей объектов аудита эффективности;
Слайд 79«Проверка эффективности использования областной собственности в виде полного пакета акций
ОАО «Кировская региональная ипотечная корпорация» за 2007 – 2008 годы
в сравнении с предшествующим периодом деятельности»
Установлено, что «введение должности первого заместителя генерального директора в совокупности с организационно-управленческими решениями генерального директора было нецелесообразно.
За 2008 год средства, израсходованные Корпорацией на содержание первого заместителя генерального директора, составили 1 535,1 тыс. руб. (1 370,8 тыс. руб. – заработная плата с начислениями, 152,3 тыс. руб. – обеспечение служебным помещением и оргтехникой, 12 тыс. руб. – телефон). С учётом изложенного, средства в сумме 1 535,1 тыс. руб., выделенные на содержание первого заместителя генерального директора, Корпорацией использованы неэффективно».
Слайд 80
Аудит эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2004 году–первом полугодии
2007 года на укрепление материально-технической базы, компьютеризацию, внедрение информационных технологий
в средних общеобразовательных школах (Счетная палата Республики Татарстан)
Экономичность укрепления материально-технической базы:
Отклонение показателя экономичности от единицы на 0,104 или 18155,2 рублей свидетельствует о нерациональном использовании части закупленных товарно-материальных ценностей.
Экономичность использования средств, выделенных на компьютеризацию:
Отклонение показателя составляет 0,053. Общий экономический эффект достигнут в сумме 4 449,5 тыс.рублей, что составляет 5,04% от стартовой цены.
Отчет
о результатах проверки комитета Ивановской области по лесному хозяйству как главного администратора доходов областного бюджета и главного распорядителя расходов на предмет целевого и эффективного использования средств областного бюджета за 2007 год:
«Таким образом, согласно методике, разработанной КСП, в 2007 году Комитетом в полной мере выполнялись 6 из 16 установленных функций, что составляет 37,5% эффективности административной деятельности исполнительного органа государственной власти Ивановской области».
Слайд 82Система критериев оценки ОЦП Оренбургской области
К-1. Соответствие ОЦП приоритетам
социально-экономического развития Оренбургской области и актуальность индикаторов целей программы.
К-2. Выполнение
плановых объемов финансирования и привлечение дополнительных средств для реализации ОЦП.
К-3. Достижение индикаторов целей ОЦП и полнота выполнения ее мероприятий.
К-4. Оценка организации управления и контроля за ходом реализации ОЦП.
(Весовой коэффициент критерия: Z3 = 0,4)
(Весовой коэффициент критерия: Z2 = 0,3)
(Весовой коэффициент критерия: Z1 = 0,1)
(Весовой коэффициент критерия: Z4= 0,2)
Слайд 83Оценка по критерию К-4 «Оценка организации управления и контроля за
ходом реализации ОЦП»
Слайд 84Расчет интегральной оценки областной целевой программы
R = К1 х Z1
+ К2 х Z2 + К3 х Z3 + К4
х Z4,
R - интегральная оценка в баллах;
К1, ,К2, К3, К4 - критерии оценки
Z1, Z2, Z3, Z4 - весовые коэффициенты критериев.
Слайд 85Подготовка рекомендаций
по результатам аудита эффективности
Слайд 86Требования к рекомендациям:
направлены на устранение основных причин существования выявленного
недостатка или проблемы;
ясными, сжатыми и простыми по
форме изложения;
ориентированны на принятие конкретных мер и обращены в адрес должностных лиц органов государственной власти и организаций, отвечающих за принятие соответствующих мер и уполномоченных на это;
позитивными с точки зрения их тональности и содержания;
практическими и экономически эффективными;
ориентированными на результаты, которые можно оценить или измерить;
сформулированы таким образом, чтобы можно было проверить их исполнение.
Должны быть:
Слайд 87Рекомендации по результатам аудита эффективности расходов на ФЦП «Социальная поддержка
инвалидов на 2000-2005 годы»
Правительству Российской Федерации - рассмотреть
вопрос об обеспечении прав граждан на получение льготной и бесплатной протезно-ортопедической помощи в полном объеме в соответствии с федеральными законами и принятыми Правительством решениями по этому вопросу, обратив особое внимание на продолжающийся рост инвалидности в Российской Федерации и недостаточно эффективное использование выделяемых на эти цели бюджетных средств.
Министерству труда и социального развития Российской Федерации:
разработать и утвердить необходимые нормативные документы по обеспечению населения протезно-ортопедической помощью в соответствии с законодательством;
совместно с органами государственной статистики разработать предложения по совершенствованию учета численности граждан, нуждающихся в протезно-ортопедической помощи;
совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и внедрить систему подведомственных учреждений и предприятий, обеспечивающую доступность инвалидов к услугам по протезно-ортопедической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и эффективность контроля за рациональным использованием средств федерального бюджета.
Слайд 88Структура отчета
Цели аудита эффективности и критерии, которые использовались для
оценки эффективности.
Перечень объектов аудита эффективности.
Проверяемый период.
Краткая характеристика проверяемой сферы, программы или деятельности объекта проверки.
Рекомендации по устранению выявленных недостатков.
1. Введение:
2. Результаты аудита эффективности (по целям):
3. Реакция проверенных организаций на результаты аудита эффективности.
4. Заключение: обобщенная оценка результатов аудита эффективности в соответствии с его целями.
Заключения о соответствии фактических данных, полученных по итогам проверки, установленным критериям оценки эффективности.
Выводы о причинах и последствиях выявленных отклонений и недостатков.
Слайд 89Требования к содержанию отчета
Полнота информации - содержит достаточный объем
материалов и доказательств, необходимых для обоснования результатов аудита эффективности.
Точность информации - заключения и выводы подтверждаются надлежащими и соответствующими фактическими данными и доказательствами в актах и рабочих документах.
Объективность информации - представленные доказательства излагаются в беспристрастной форме, не должно быть преувеличения и излишнего подчеркивания выявленных недостатков.
Убедительность информации – изложенные результаты соответствуют целям аудита эффективности; заключения, выводы и рекомендации аргументированы и логически вытекают из представленных фактов.
Ясность информации - написан простым языком, легко читаем и понятен, выделяются наиболее важные вопросы и ключевые предложения, используются наглядные средства (таблицы, графики и т.п.).
Лаконичность информации - объем отчета не превышает разумных пределов, составляя, с учетом масштаба аудита эффективности, как правило, не более 30 страниц.
Слайд 90
«Эффективность использования государственных средств, направленных на оказание гражданам Российской Федерации
бесплатной медицинской помощи за период 2010-2012 годов» Контрольно-счетной палаты Республики
Адыгея»
Средняя стоимость 1 законченного случая углубленной диспансеризации 14-летних подростков составила:
Слайд 91«Аудит эффективности использования государственных средств, направленных на оказание гражданам Волгоградской
области бесплатной медицинской помощи
за период 2010-2012 годов»
Оценкой эффективности размера
тарифа ОМС на оплату медицинской помощи, установлено, что он утверждается с учетом необходимости оказания гарантированного объема медицинской помощи в условиях недостатка финансового обеспечения территориальных программ.
Можно сделать вывод о неэффективности тарифов оплаты медицинской помощи по ОМС в силу недофинансирования системы здравоохранения, так как он не способен обеспечить финансирование всех статей затрат в равной степени.
Слайд 92Предписания
Документы
по результатам контрольного мероприятия
Обращение в правоохранительные органы
Представления
Информационные письма
Уведомление
о применении бюджетных мер принуждения
Слайд 93
Представление отчета о результатах аудита эффективности средствам массовой информации
Отчет
о результатах аудита эффективности
Интернет-сайт
Пресс-релизы
Пресс-конференции
Слайд 94Цель контроля реализации результатов аудита эффективности
- обеспечение качественного выполнения задач,
возложенных на орган государственного аудита, и достижение высокого уровня эффективности
его контрольной деятельности.
Слайд 95Задачи контроля реализации результатов аудита эффективности
оценка выполнения предложений (рекомендаций)
принятие
дополнительных мер для устранения нарушений и недостатков
определение результативности проведенных
аудитов эффективности
выявление возможностей для повышения качества и эффективности контрольной деятельности органа государственного аудита
подготовка предложений по привлечению к ответственности должностных лиц за неисполнение представлений или предписаний
разработка предложений по совершенствованию бюджетного законодательства
Слайд 96Контроль реализации результатов контрольных мероприятий осуществляется посредством:
контроля своевременности и полноты
выполнения представлений и предписаний
мониторинга результатов устранения нарушений и недостатков
проведения специальных проверок на объектах проведенного аудита эффективности
включения в программы последующих контрольных мероприятий вопросов проверки реализации представлений и предписаний, направленных по результатам ранее проведенных аудитов эффективности