Слайд 1Тема 6. Анализ доходности и рентабельности.
Комплексная оценка деятельности предприятия
Слайд 2Показатели доходности и рентабельности отражают эффективность деятельности предприятия
Доходность - характеризует
отношение (уровень) дохода к авансированному капиталу или его элементам; источникам
средств или их элементам; общей величине текущих расходов или их элементам.
Рентабельность - характеризует отношение (уровень) прибыли к авансированному капиталу или его элементам; источникам средств или их элементам; общей величине текущих расходов или их элементам.
Слайд 3Наиболее обобщенным является термин «рентабельность инвестиций»
(ROI, return on investment),
который для разных субъектов отражает инвестиционную выгодность капитала, функционирующего в
той или иной форме, объеме, условиях эксплуатации, а также протяженности во времени
Слайд 4ROS – (Return on sales) - рентабельность продаж по операционной
прибыли (NI -Net income) отражает долю операционной прибыли (финансового результата
обычной деятельности) в совокупной величине выручки от продаж (NR - Net Revenue) (в нетто-оценке, без косвенных налогов – НДС, акцизов)
Слайд 5ROA (return on assets) – процентный уровень рентабельности совокупных активов
(экономическая рентабельность), исчисленная как отношение прибыли д налогообложения и расходов
по привлечению заемных средств (earnings before interest and taxes - EBIT) к средней балансовой величине совокупных активов (total assets - TA)
Слайд 6 ROE (return on shareholders’ equity) – отношение чистой прибыли
(NP - net profit), полученной за период, к средней величине
собственного капитала
(Е - equity capital) за этот период
Слайд 7Рентабельность оборотных активов (Return on current assets, ROCA) - показывает,
какая величина операционной прибыли (OI - Operating income) приходится на
каждую денежную единицу, вложенную в оборотные активы (CA - Сurrent Assets) компании
Слайд 8Рентабельность инвестиций
(Return on investments, ROI) или
рентабельность инвестированного капитала
(Return оn Invested Capital, ROIC) - отношение прибыли к инвестициям,
направленным на получение данной прибыли.
Инвестиции рассматриваются либо как акционерный капитал, либо общий основной капитал, либо как совокупные инвестиции (сумма собственного капитала и долгосрочных заемных средств) (Invested Capital - IC
Слайд 9Каждый показатель рентабельности представляет собой двухфакторную модель
,
которая путем моделирования преобразуется в многофакторные аддитивные,
кратные или мультипликативные
Слайд 10Каждый показатель рентабельности представляет собой двухфакторную модель
которая путем моделирования преобразуется в многофакторные аддитивные, кратные
или мультипликативные
Слайд 12Расчет влияния факторов методом абсолютных разниц:
∆ROAх1=(-1,2114) · 0,3241 ∙ 0,7118
· 12,9112 · 5,5005 =-19,85%
∆ROAх2 = 0,8742 ∙ (0,2095) ∙
0,7118 · 12,9112 · 5,5005 = 9,26%
∆ROAх3 = 0,8742 ∙ 0,5336 ∙ (0,2963) ∙ 12,9112 · 5,5005 = 9,82%
∆ROAх4 = 0,8742· 0,5336 ∙1,0081 ∙ (-1,7503) · 5,5005 = -4,53%
∆ROAх5 = 0,8742 · 0,5336 ∙1,0081· 11,1609 · (2,7087) = 14,22%
Проверка: ∆ROAх1+∆ROAх2+Δ ROAх3+∆ROAх4 +∆ROAх5 =
=(-19,85) + 9,26 + 9,82+ (-4,53) +14,22=8,92=∆ROAобщ
Слайд 13= [1 – (x1 + x2 + x3 + x4)]
100
где N – выручка от продаж;
М – материальные расходы;
U – расходы на оплату труда, включая социальные отчисления;
А – расходы на амортизацию;
Sпроч – прочие виды расходов по обычным видам деятельности;
- материалоемкость производства и продажи продукции;
- зарплатоемкость производства и продажи продукции;
- амортизациеемкость производства и продажи продукции;
- прочая расходоемкость производства и продажи продукции.
Слайд 14Расчет влияния факторов на рентабельность продаж ОАО
Слайд 15Система комплексного финансово-экономического анализа
Метод экстенсификации и интенсификации совокупного использования ресурсов
Общий
прирост выручки от продаж (как в абсолютном, так и в
относительном выражении) благодаря данному методу распределяется на две составляющих: одна из них связана с действием ресурсной, экстенсивной составляющей, другая – с действием отдачи ресурсов, то есть интенсивной составляющей:
,
где - общая величина прироста выручки от продаж;
- прирост выручки, обусловленный влиянием экстенсификации использования ресурсов;
- прирост выручки, обусловленный влиянием интенсификации использования ресурсов.
(табл. А и Б)
Слайд 17Методика рейтинговой оценки
Алгоритм сравнительной рейтинговой оценки:
Формирование матрицы исходных данных
(aij): строки матрицы – номера показателей (i = 1, 2,
3, …, n), столбцы матрицы - номера предприятий (j = 1,2, 3, …, m)
По каждому показателю определяется наилучшее значение и заносится в столбец условного эталонного предприятия (m + 1)
Рассчитываются стандартизированные показатели по отношению к соответствующему эталонному показателю по формуле:
Рассчитываются показатели рейтинговой оценки (Rj) по каждому предприятию по формуле:
Rj = ,
где X1j,, X1j,,…. , Xnj, - стандартизированные показатели j-го предприятия
Предприятия ранжируются в порядке убывания рейтинговой оценки. Наивысший рейтинг будет иметь предприятие с минимальным значением Rj
Слайд 18Пример расчета рейтинговой оценки деятельности акционерных обществ
Матрица исходных показателей:
Слайд 19Матрица стандартизированных показателей:
Слайд 20Для повышения (понижения) значимости самих финансово-экономических показателей, используемых для расчета
рейтинговой оценки организаций, можно установить для каждого показателя индивидуальный балл
значимости
Кj = ,
где х1j, х2j,…. , хnj, - стандартизированные показатели j-й организации;
β1 – весовая значимость (балл) i-го коэффициента
Слайд 21Матрица стандартизированных показателей для расчета комплексной рейтинговой оценки с учетом
весовой значимости показателя
Слайд 22Экономический анализ в системе бизнес-планирования
Виды бизнес-планов:
планирование текущей деятельности
создание новой организации
осуществление
инвестиционных проектов
проведение реорганизации хозяйствующего субъекта
финансовое оздоровление организации
реализация отдельных коммерческих проектов
эмиссия
ценных бумаг и др.
Слайд 23Примерный перечень разделов бизнес-плана и задач экономического анализа
Слайд 24Продолжение разделов
бизнес-плана