Слайд 1Тема 6. «Золотой век» русской культуры
Слайд 2Основные тенденции развития культуры
в первой половине XIX в.
Усиление социально-политической роли
культуры.
2. Общая демократизация культуры и расширение сферы художественного творчества.
3. Одновременное
развитие двух взаимосвязанных и в то же время противоречивых тенденций в культуре.
Слайд 3«Золотой век» русской культуры
Победа в Отечественной войне 1812 г.
«Вторая волна»
западного влияния после Заграничного похода 1813 г.
Начало промышленного переворота (1830-1850-е
годы)
«Брожение умов»
Движение декабристов
Подъем национального самосознания
Регламентация всех областей культуры со стороны государства
Усиление агитационно-пропагандистской функции культуры
Слайд 4Образование
1802 г.
Министерство
образования
приходские училища – для детей «низших состояний»
уездные училища –
для детей горожан
гимназии – для дворянских детей
Дети крепостных могли учиться
только
в церковноприходских школах
С 1817 г.
Министерство
духовных дел и
народного просвещения
Устав учебных заведений 1828 г.
Слайд 5Новые высшие учебные заведения России:
Дерптский университет
Виленский университет
Казанский университет
Харьковский университет
Главный педагогический
институт Петербурга (с 1819 г. - университет)
Царскосельский (Александровский) лицей
Демидовский лицей
в Ярославле
Ришельевский лицей в Одессе
Лицей – привилегированное учебное заведение, сопоставимое по уровню подготовки с университетами
Слайд 6Литература
Классицизм (нач. XIX в.)
(идея служения государю и Отечеству)
Г.Р. Державин
Сентиментализм (нач.
XIX в.)
(чувства, переживания человека)
Н.М. Карамзин
Романтизм (I четв. XIX в.)
(противопоставление романтического,
идеального
образа реальности,
самобытность русской истории)
В.А. Жуковский
А.А. Бестужев-Марлинский
М.Н. Загоскин
Реализм (II четв. XIX в.)
(изображение реальной жизни)
А.С. Пушкин
М.Ю. Лермонтов
Н.В. Гоголь
Слайд 7Наука
Н.И. Лобачевский
Неевклидова геометрия
(1826)
Б.С. Якоби
Первый электродвигатель
(1834)
Н.Н. Зинин
А.М. Бутлеров
Химия красителей
В.Я. Струве
Пулковская обсерватория
(1839)
Н.И.
Пирогов
Военно-полевая хирургия
(Крымская война)
И.Ф. Крузенштерн
Ю.Ф. Лисянский
Кругосветное путешествие
(1803)
Ф.Ф. Беллинсгаузен
М.П. Лазарев
Открытие Антарктиды
(1820)
Н.М. Карамзин
«История
государства Российского»
(1816-1829)
Слайд 9До начала XIX столетия флот Российской империи был привязан к
внутренним, прибрежным акваториям, таким, как Балтийское, Белое и Чёрное море,
и все фрегаты, барки и шхуны плавали без большого удаления от берега.
И лишь со вступлением на престол Александра I и приходом к власти команды его молодых друзей-реформаторов, Россия начинает смотреть в сторону океана, замышляя кругосветное плавание. Это было важно и для научно-исследовательских целей, и для престижа государства, как океанской державы, не уступающей Англии и Франции
Слайд 11В первой половине XIX в. – русские корабли вышли в
Мировой океан
1803 – 1806 гг.- первая кругосветная экспедиция Ивана Крузенштерна
и Юрия Лисянского на кораблях «Надежда» и «Нева».
Слайд 12Ива́н Фёдорович Крузенште́рн (при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн)
(1770 —
1846) — российский мореплаватель, адмирал.
Слайд 14Второе кругосветное плавание 1819—1821.
Возглавил Фадей Фадеевич Беллинсгаузен
В 1819—1821 был
начальником кругосветной антарктической экспедиции, отправленной в южнополярные моря. Она состояла
из шлюпов «Восток» и «Мирный».
Выйдя 4 июня 1819 из Кронштадта, экспедиция прибыла 2 ноября в Рио-де-Жанейро. Оттуда Беллинсгаузен сперва направился прямо на юг. В 1820 экспедиция открыла Антарктиду.
В марте 1820 шлюпы разделились и пошли в Австралию (порт Джексон, ныне Сидней) по пространству Индийского и Южного океанов (55° шир. и 9° долг.), ещё никем до того не посещённым. Из Австралии экспедиция отправилась в Тихий океан, открыла несколько островов и атоллов.
Поход экспедиции Беллинсгаузена по справедливости считается одним из самых важных и трудных, когда-либо совершенных. Знаменитый Кук в 70-х годах XVIII века первый достиг южнополярных морей и, встретив в нескольких местах сплошной лёд, объявил, что далее его невозможно проникнуть на юг. Ему поверили, и 45 лет не было южнополярных экспедиций.
Беллингсгаузен доказал неверность этого мнения и сделал чрезвычайно много для исследования южнополярных стран посреди постоянных трудов и опасностей, на двух небольших парусных судах, не приспособленных для плавания во льдах.
Именем Беллинсгаузена названы:
Море Беллинсгаузена в Тихом океане,
мыс на Сахалине
остров в архипелаге Туамоту,
острова Фаддея и залив Фаддея в море Лаптевых,
ледник Беллинсгаузена,
лунный кратер
научная полярная станция Беллинсгаузен в Антарктиде.
Слайд 16Естественно – математические науки.
Н. Лобачевский (1792 – 1856).
Создал
неевклидову геометрию. Известный английский математик Уильям Клиффорд назвал Лобачевского
«Коперником геометрии». Лобачевский в течение 40 лет преподавал в Казанском университете, в том числе 19 лет руководил им в должности ректора; его активность и умелое руководство вывели университет в число передовых российских учебных заведений.
Слайд 17М. Остроградский (1801 – 1862).
Став знаменитостью мирового класса, Остроградский развернул
в Петербурге большую педагогическую и общественную деятельность. Он стал профессором
Николаевских инженерных Академии и училища, Морского кадетского корпуса, Института инженеров путей сообщения, Главного педагогического института, Главного артиллерийского училища и других учебных заведений. Много лет он работал в качестве главного наблюдателя за преподаванием математики в военных школах.
Слайд 18В.В. Петров (1761 – 1834).
Нашёл новую форму перехода энергии постоянного
тока в тепловую и световую энергию. В 102 г. открыл
электрическую дугу., которая стала применяться в металлургии при освещении.
Слайд 19Б. С. Якоби (1801 – 1874).
Сконструировал первую модель электродвигателя.
Мировую славу ему принесло изобретение гальванопластики.
1839- изобрёл
первое телеграфное устройство, действовавшее на подземной линии Петербург – Царское село.
Слайд 201839 – основана Пулковская обсерватория. (Николаевская Пулковская). Главное направление –
составление каталога координат звёзд).
Струве Борис Яковлевич (1793 – 1864). Создатель
школы русских астрономов. В области звёздной астрономии Струве открыл реальное сгущение звёзд к центральным частям Галактики и обосновал вывод о существовании и величине межзвёздного поглощения света. Много времени уделял Струве изучению двойных звёзд.
Слайд 21Павел Петрович Аносов (1799 – 1851).
В 1831 г.
положил начало изучению структуры стали. Первым применил микроскоп в изучении
металла.
Слайд 22Живопись
Классицизм
К.П. Брюллов
(1799-1852)
Взаимодействие
романтизма и
классицизма
А.А. Иванов
(1806-1858)
Евангельская
тема
Явление Христа народу
Последний день Помпеи
Слайд 24Всадница
Портрет графини О. И. Орловой-Давыдовой с дочерью Наталией.
Слайд 26Портрет Гоголя
Голова Иоанна Крестителя. Этюд к картине «Явление Христа народу»
Слайд 27Бытовой жанр
А.Г. Венецианов
(1780-1847)
Повседневная
жизнь крестьян,
красота родной
природы
На пашне. Весна
Слайд 28Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780 —1847)— русский живописец, мастер жанровых сцен из
крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.
Слайд 30Крестьянские дети в поле
Крестьянка за вышивкой
Слайд 31Романтизм
О.А. Кипренский
(1782-1836)
Романтические
портреты
В.А. Тропинин
(1776-1857)
Романтические
портреты в сочетании
с жанровостью
Кружевница
А.С. Пушкин
Слайд 32Орест Адамович Кипренский
Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке
Слайд 33Портрет А.С. Пушкина
Портрет Авдотьи Ивановны Молчановой с дочерью Елизаветой.
Слайд 34Критический реализм
П.А. Федотов
(1815-1852)
Склонность к сатире,
смешение
трагического и
комического
Сватовство майора
Слайд 35Морской пейзаж
И.К. Айвазовский
(1817-1900)
Маринист
Девятый вал
Слайд 38А.С. Пушкин на берегу чёрного моря
Неаполитанский залив
Слайд 39Скульптура
И.П. Мартос
(1754-1835)
Памятник
Минину и Пожарскому
на Красной площади
(1804-1818)
П.К. Клодт
(1805-1867)
Конные группы
на Аничковом мосту
в
Петербурге
(1833-1850)
Классицизм
Романтизм
Слайд 40«Укротители коней» Пётр Карлович Клодт
(1805-1867)
Слайд 41Пётр Клодт – памятник Николаю Первому на Исаакиевской площади.
Слайд 42Театр
Петровский театр
в Москве
1824 г.
Большой театр
Малый театр
Александринский театр в Петербурге
опера, балет
драма,
демократизм
официоз
Драматургия (реализм)
А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский
П.С. Мочалов
актер Малого театра
(романтизм)
М.С.
Щепкин
актер Малого театра
(реализм)
Слайд 43Значительным явлением культурной жизни России первой половины XIX в. стал
театр. Популярность театрального искусства росла. Крепостной театр сменялся "вольным" -
государственным и частным. Государственные театры появились в столичных городах еще в XVIII в. В частности, в Петербурге в начале XIX в. их было несколько - дворцовый театр в Эрмитаже, Большой и Малый театры. В 1827 г. в столице открылся цирк, где ставились не только цирковые представления, но и драматические спектакли. В 1832 г. в Петербурге по проекту К.И.Росси было построено здание драматического театра, оборудованного по последнему слову театральной техники.
Карл Иванович Росси
Слайд 44Музыка
М.И. Глинка
(1804-1857)
Алябьев
Варламов
Бортнянский
Даргомыжский
Формирование
национальной
музыкальной
школы
Лучшее:
«Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» (М.И. Глинка)
«Русалка», «Каменный
гость» (А.С. Даргомыжский)
Слайд 45Первая половина XIX в. стала временем формирования в России национальной
музыкальной школы. В этот же период создается русская национальная опера. Огромный
вклад в развитие музыкального искусства внесло творчество
Михаила Ивановича Глинки.
Слайд 46Архитектура
Ампир – поздний классицизм
(массивные монументальные формы,
строгие линии и украшения, военные
эмблемы)
А.Д. Захаров
Здание Адмиралтейства (Петербург)
А.Н. Воронихин
Казанский собор (Петербург)
К.И. Росси
Ансамбль Дворцовой площади,
Александринский
театр,
Михайловский дворец (Петербург)
О.И. Бове
Большой и Малый театры,
Триумфальные ворота, Александровский
сад (Москва)
Русско-византийский
стиль (с 1830-х гг.)
К.А. Тон
Храм Христа Спасителя
Большой Кремлевский дворец
Оружейная палата
Слайд 47Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных знаний, а целых
ансамблей.
Архитектор Андриян Дмитриевич Захаров
(1761-1811).
Архитектор подчеркнул центральную башню. Адмиралтейство венчает вверх
золочёная игла с корабликом.
Слайд 48Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси
Главное внимание по-прежнему уделялось строительству
в Петербурге. Именно в этот период складывается традиционный для него
классический облик. В стиле зрелого классицизма в городе создается ряд монументальных ансамблей. В центре столицы, на Дворцовой площади К.И.Росси возводит здание Генерального штаба (1819-1829), несколько позднее по проекту О.Монферрана здесь устанавливается Александровская колонна (1830-1834), а в 1837-1843 гг. А.П.Брюллов строит здание Штаба гвардейского корпуса. Тот же Росси в 1829-18Э4 гг. создает здания Сената и Синода, Михайловский дворец (1819-1825), Александрийский театр и застраивает целую улицу (Театральная, ныне ул. Зодчего Росси). В первое десятилетие XIX в. в Петербурге строится Смольный институт (Д.Кваренги), здание Биржи с Ростральными колоннами (Тома-де-Томон), Казанский собор (А.Н.Воронихин). В последующие годы возводятся Исаакиевский собор (О.Монферран), Главное Адмиралтейство (А.Д.Захаров).
Слайд 49К работам Росси в Петербурге и его окрестностях относятся реконструкция Аничкова
дворца (1816), ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце (1815—1822), Елагин дворец с оранжереей
и павильонами (1816—1818). Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему Петербург обрёл новое лицо.
Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819—1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819—1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829—1834), Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827—1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы.
Слайд 53Здание Главного штаба на Дворцовой площади
Слайд 57Здание биржи на стрелке Васильевского острова. Проектировал Тома де Томон,
дорабатывал А. Захаров
Слайд 59Андрей Никифорович Воронихин (1759 – 1814).
Казанский собор – за образец
был взят собор святого Петра в Риме.
В собор перенесён прах
М. Кутузова.
Перед собором поставлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли, выполненные Б.Орловским.
Слайд 60Огюст Монферран (1786-1858).
Алексадровская колонна
47 метровая колонна из гранитного монолита на
дворцовой площади (1829-1834) – памятник Александру Первому и одновременно –
монумент в честь победы в 1812 году.
Слайд 61Фигура ангела, державшего крест выполнена Б.Орловым.
Слайд 62Исаакиевский собор (1818 -1858).
Слайд 63Исаакиевский собор (1818 -1858).
Слайд 64Московский классицизм – запечатлён не в ансамблях, а в отдельных
зданиях.
Слайд 65Манеж в Москве был построен в 1817 по случаю 5-летней
годовщины победы России в Отечественной войне 1812 года по проекту
архитектора А.А.Бетанкура. В 1824—1825 годах отделано в стиле ампир О.Бове. Манеж был предназначен для проведения военных смотров, поэтому был рассчитан на 2000 человек.
Слайд 67Здание Большого театра (строительство 1824 г., архитекторы Бове, Жилярди и
др.) - один из лучших образцов русской, классической архитектуры
Слайд 69В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа
Спасителя
в память избавления России от наполеоновского нашествия.
Заложен в
1839 году по проекту архитектора К.А.Тона. Он соединил классицизм с «русским стилем». Храм расположен в центре Москвы недалеко от Кремля на берегу Москва-реки. Он строился почти 44 года, в 1883 был открыт для богослужения. 5 декабря 1931 здание храма было до основания уничтожено взрывом. Храм был восстановлен в 90-е годы ХХ века и вновь открыт для посещений и службы с 2000 года.
Слайд 71На высоком Боровицком холме расположен Большой Кремлевский дворец. Его фасад
обращен в сторону Москвы-реки и протянулся с запада на восток
на 125 метров. Дворец построен в 1838-1849 годах группой русских архитекторов под руководством К.А.Тона. Дворец был временной резиденцией императорской семьи во время пребывания ее в Москве.