Слайд 2Малые социальные группы
Малая социальная группа – немногочисленная по составу группа,
члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном
контакте (общении).
Слайд 3Минимальный объем малой группы равен двум-трем персонам, а максимальный определяется
тем количеством людей, которые могут быть объединены в единой совместной
деятельности (например, 12 человек в групповой психотерапии или 35 учеников, составляющих школьный класс).
Слайд 4К характеристикам группы относятся композиция группы, структура и групповые процессы.
Композиция
группы (ее состав) – это совокупность характеристик членов группы
Структура группы
– функции, которые выполняют отдельные члены группы, и межличностные отношения в ней.
Социометрическая структура, социальная власть (руководство и лидерство)
Слайд 6Группы по уровню организованности:
-Неорганизованные (номинальные, конгломераты). Случайно организованные группы. Сходные
интересы или общее пространство.
-Ассоциации – группа, в которой взаимоотношения определяются
только личностно значимыми целями (группа друзей и приятелей).
-Кооперация – организованная группа, в которой общение носит деловой характер, подчинено достижению результата.
-Коллектив – устойчивая, организованная группа, с органами управления, общими целями, совместной деятельностью, формальным и неформальным общением.
Слайд 7Понятие психологического климата группы
Психологический климат (от греч. klima (klimatos) –
наклон) – это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде
совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
Слайд 8Отношения между людьми в группе состоят из трех климатических зон:
Первая
климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в
данной группе осознанны цели и задачи социума, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей персонала как граждан.
Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности приняты в данной группе.
Третья климатическая зона – это психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между персоналом, находящимся в непосредственном контакте друг с другом.
Слайд 9Важнейшие признаки благоприятного психологического климата:
доверие и требовательность членов группы друг
к другу;
доброжелательная и деловая критика;
свободное выражение собственного мнения при обсуждении
вопросов, касающихся всей группы;
отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
достаточная информированность членов группы о ее задачах и состоянии дел при их выполнении;
удовлетворенность принадлежностью к группе;
высокая степень эмоциональной взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов группы;
принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.
Слайд 10Динамические процессы
малой группы
Сплоченность – это устойчивость структуры группы, ее
способность оказывать сопротивление силам, направленным на ослабление или разрыв межличностных
связей.
– это удовлетворенность от взаимодействия и идентификация с группой
Слайд 11Динамические процессы
малой группы
Срабатываемость – это совместимость в деятельности и
взаимная удовлетворенность взаимодействием партнеров .
Слайд 13Эффект социальной фасилитации. Эффект связан с усилением доминантных реакций в
присутствии других.
Эффект присутствия других может как усиливать, так и
снижать мотивацию человека. При усилении мотивации это «эффект социальной фасилитации», а при снижении «эффект социальной ингибиции».
Динамические процессы
малой группы
Слайд 14Динамические процессы
малой группы
Эффект «синергии». Это прибавочная интеллектуальная энергия, которая
возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в
групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т.е. отвечает требованию 1+1>2.
Слайд 15Динамические процессы
малой группы
Эффект Рингельмана. По мере увеличения количества членов
в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу.
Слайд 16Динамические процессы
малой группы
Эффект группового фаворитизма. Это тенденция каким-либо образом
благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы.
Он базируется
на эффекте «мы и они».
Слайд 17Эффект конформизма. Это изменение поведения или мнения человека в результате
реального или воображаемого давления группы.
Выделяют несколько условий возникновения конформизма:
Тип личности:
люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению
Численность группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек;
Состав группы: конформность повышается, если, во-первых, группа состоит из экспертов; во-вторых, члены группы являются значительными людьми.
Сплоченность: чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами;
Статус, авторитет: люди, имеющие наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием.
Наличие союзника.
Слайд 18В отношении к давлению группы различают четыре типа поведения:
внешний конформизм
– мнения и нормы группы человек принимает лишь внешне. А
внутренне, на уровне своего самосознания, он продолжает не соглашаться с группой.
внутренний конформизм – человек действительно усваивает мнение большинства и полностью согласен с этим мнением.
негативизм – человек сопротивляется давлению группы, активно отстаивает свое мнение, показывает свою независимую позицию.
нонкорформизм – независимость, самостоятельность норм, ценностей и суждений, неподверженность давлению группы.
Слайд 19Динамические процессы
малой группы
Эффект моды (подражания). Подражание - один из
основных механизмов групповой интеграции. В процессе группового взаимодействия члены группы
вырабатывают общие эталоны, стереотипы поведения, следование которым подчеркивает и укрепляет их членство в группе.
Слайд 20Динамические процессы
малой группы
Эффект «волны». Это распространение в группе идей,
целей, норм и ценностей. Новая идея зарождается у одного человека,
он делится ею со своим ближайшим окружением, которое обсуждает, корректирует, дополняет и развивает предложенную идею.
Слайд 21Лидерство
-Универсальный и ситуативный лидер.
Деловой и эмоциональный лидер.
Лидер эмоционального притяжения и
генератор эмоционального настроя.
Лидер – организатор, инициатор и вдохновитель.
-Лидер – исполнитель,
умелец.
Лидер – эрудит.
Слайд 22Стили управления
-Авторитарный (директивный, диктаторский).
Единоличное, жесткое принятие решений (минимум демократии), жесткий
постоянный контроль с угрозой наказания (максимум контроля), отсутствие интереса к
работнику как к личности.
Высокие и быстрые результаты, дисциплина.
Высокая вероятность ошибки, подавление инициативы, творческий застой, пассивность, неудовлетворенность коллектива, неблагополучный психологический климат (подхалимы, козлы отпущения, сплетни).
Оправдан в критической ситуации, на начальной стадии развития коллектива, в слабом и неорганизованном коллективе.
Слайд 23-Демократический стиль (коллективный).
Решение принимается коллективно с учетом мнений и инициатив
(максимум демократии), контроль высокий и руководителем и сотрудниками (максимум контроля),
внимание и учет личности сотрудников.
Высокая производительность, высокая вероятность верного решения, инициатива и развитие, удовлетворенность работой, сплоченность.
Возможен только при высоких интеллектуальных, профессиональных, коммуникативных способностях руководителя, при высоком уровне организации коллектива профессионалов.
Слайд 24-Либеральный (анархический, попустительский, нейтральный). Максимум демократии, минимум контроля. Отсутствует реальный
учет мнений и согласованность, самотёк.
Низкие результаты, неудовлетворенность, конфликтность.
Возможен только в
хорошо организованном коллективе самостоятельных и компетентных профессионалов, умеющих сотрудничать.
Слайд 25-Непоследовательный (алогичный). Непредсказуемый переход от одного стиля к другому. Крайне
низкие результаты, высокая конфликтность.
-Ситуативный. Гибкий, индивидуальный, адекватный ситуации стиль. Учитывает
уровень развития коллектива и особенности сотрудников.
Слайд 26Большие социальные группы
Большая социальная группа — количественно не ограниченная социальная общность,
имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические
группы, общественные организации и др.).
Слайд 27Виды больших социальных групп:
Целевые социальные группы, которые создаются для выполнения функций,
связанных с определенной деятельностью. Например, студентов вуза можно считать формальной
целевой социальной группой (цель ее членов — получение образования);
Территориальные (местные) социальные группы образуются на основе связей, сложившихся на основе близости места проживания. Особенно важной формой территориальной общности является этнос — совокупность индивидов и групп, относящихся к сфере влияния какого-либо государства и связанных между собой особыми отношениями (общность языка, традиций, культуры, а также самоидентификация).
Слайд 28Виды больших социальных групп:
Стихийно возникшие, достаточно кратковременные существующие общности, куда
относятся толпа, публика, аудитория;
Социальные группы в точном значении слова, то есть
группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании - социальные классы, различные этнические группы, нации, профессиональные группы, половозрастные группы.