Слайд 1ТЕМА 7. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Что такое организационное проектирование
Этапы организационного проектирования
Методы
организационного проектирования
Переходной период
Сопротивления организационным изменениям
Методы преодоления трудностей оргпроектирования
Слайд 2Проектирование рассматривается как процесс составления описания, необходимого для создания еще
не существующего объекта, алгоритма его функционирования или алгоритма процесса.
Проектирование
предполагает необходимость предвидеть последствия, к которым приведет появление объекта, и определить меры по реализации проекта
Слайд 3Цель проектирования
— положить начало изменениям в окружающей человека искусственной
среде.
Результатом же проектирования является описание будущего объекта и тех
изменений, которые возникнут в мире после его появления.
Слайд 4Организационное проектирование как процесс
это упорядочение организационно-структурных характеристик системы для
достижения или улучшения их эффективности, адаптивности и результативности.
Слайд 5Предмет организационного проектирования
система организации производства, труда и управления в
организации в целом, в ее подразделениях или отдельных видах деятельности
Слайд 6Цель организационного проектирования
разработка новых организационных систем или предложений по
изменению существующих систем
Результат — комплект технической, организационной и планово-экономической
документации, необходимой для создания и осуществления на практике организационной, производственной системы.
Слайд 7Подхода к решению задачи проектирования организационных структур
нормативно-функциональный подход
организационного моделирования,
функционально-технологический
системно-целевой
Слайд 8Нормативно-функциональный подход
основан на методе аналогии и прототипов, на допущении,
что высоким результатам деятельности обязательно соответствует рациональная организационная структура.
он ориентирован
на типовую номенклатуру функций управления и структурных управленческих подразделений.
Слайд 9Функционально-технологический подход
основан на рационализации потоков информации и технологии ее
обработки.
В условиях проектирования нового объекта использование функционально-технологического подхода вызовет
серьезные трудности из-за отсутствия информации, необходимой для его реализации.
Слайд 10Метод организационного моделирования
представляет собой разработку формализованных математических, графических, иных
отображений распределения полномочий и ответственности в субъекте управления, что является
базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных.
Слайд 11Системный подход к оргпроектированию
позволяет организации получить следующие преимущества:
1. Создать систему
чёткого распределения задач между подразделениями и исполнителями и, следовательно, прав
и ответственности руководителей за их решения.
2. Точно ориентировать деятельность каждого подразделения, исполнителя и руководителя на достижение общей цели организации, обеспечив при этом их необходимую оперативную самостоятельность и творческий подход к достижению поставленных целей.
3. Повысить эффективность планирования деятельности организации, создав ясную систему бизнес-планирования, исключающую проблемы взаимоотношений между структурными подразделениями организации.
Слайд 124. Сформировать систему объективной оценки работы всех структурных подразделений организации
- от функциональной подсистемы до конкретного отдельного исполнителя и, следовательно,
объективную информационную базу управления.
5. Создать условия заинтересованности работников организации в наилучшем выполнении их функциональных обязанностей и реализации прав, которыми они наделены.
6. Обеспечить максимальную восприимчивость организации к любым нововведениям - техническим, технологическим, экономическим, организационным и управленческим - и преодолеть объективное сопротивление их внедрению.
Слайд 13Теория Гласиер
Теория Гласиер выделяет сосуществование, по меньшей мере, четырех подсистем
в каждой организации
исполнительная подсистема
апелляционная подсистема
представительская подсистема
функция
законодательной подсистемы
Каждая из этих подсистем выполняет исключительные функции в рамках организации, и в то же время они частично пересекаются и взаимодействуют друг с другом.
Слайд 14а) Исполнительная подсистема
— это структура, состоящая из функций, исполнители
которых должны следовать определенным требованиям.
Процесс разделения труда, департаментализация и
передача полномочий приводят к созданию различных функций, которые должны взаимодействовать для выполнения работы в организации.
Функции образуют иерархию, или цепь команд, а оптимальное количество уровней определяется с помощью требуемой нагрузки времени для каждой функции.
Слайд 15Концепция нагрузки времени
Ключевая в теории Гласиер. Она определяет уровень
нагрузки для выполнения работы.
Характер работы меняется, если двигаться вверх
по иерархии.
При оптимальной исполнительной структуре работа анализируется на каждом уровне для определения нагрузки времени.
Иерархия исполнительной подсистемы разработана таким образом, чтобы показать, что каждая пара «руководитель—подчиненный» — это отличительный признак именно одного уровня.
Слайд 16б) Апелляционная подсистема
каждый член организации имеет право обжаловать любое
решение руководителя на более высоком уровне управления, вплоть до уровня
главного управляющего;
в отдельных случаях он может обратиться в апелляционный суд, состоящий из представителей рабочего совета, правления и председателя суда, приглашенного со стороны;
задача работника, рассматривающего жалобу, состоит в принятии решения исходя из политики организации, «установленного порядка» и прецедента;
любая сторона, заслушивающаяся по поводу жалобы, может обратиться к адвокату за консультацией. Адвокат может дать рекомендации обеим сторонам;
не существует реального различия между ролями руководителя в исполнительной и апелляционной подсистемах.
Слайд 17в) Представительская подсистема
формируется путем избрания представителей, входящих в рабочий
совет вместе с руководителями. Представители доводят до сведения руководителей жалобы
членов организации. Эти жалобы могут относиться к любому аспекту работы, управления или качественных и количественных аспектов.
Слайд 18г) Функция законодательной подсистемы
выработка политики организации с участием избранных
представителей рабочего совета. Представители на встречах с руководителями вырабатывают «установленный
порядок», который позволяет руководителям действовать в широких рамках. Законодательная подсистема принимает решения о найме, распределении работ во времени, правилах работы и др.
Слайд 19Теория административного поведения
Конечные цели организаций могут служить отправной точкой
для конструирования цепочек «средства-цели», включающих следующий комплекс действий:
выбор общей цели,
которую необходимо достичь;
нахождение набора средств для достижения данной цели;
принятие средств достижения цели, в свою очередь, в качестве новых подчиненных целей и поиск более детальных средств для их достижения и т. д.
Слайд 20Теория организационного потенциала
Два основных подхода к формированию организационных структур.
Первый (статический) подход нацелен на оптимизацию внутреннего строения организации.
Второй (динамический)
подход сосредоточен на анализе связей организации с внешней средой и с источниками ресурсов.
При динамическом подходе организация рассматривается как в условиях стабильных внешних связей, так и в условиях изменяющейся внешней среды.
Слайд 21Теория организационного потенциала говорит о том, что изменение внешней среды
вызывает изменение стратегии организации, изменение стратегии в свою очередь вызывает
изменение организационного потенциала, а изменение организационного потенциала вызывает адекватное изменение организационной структуры.
Слайд 22Проектирование организации
Необходимость организационного проектирования обусловлена следующими факторами:
1. Быстро меняющимися условиями,
в которых уже нельзя использовать организационные формы, хорошо служившие в
прошлом.
2. В сфере управления организациями нельзя использовать механистический подход (завод - винтик отрасли, а человек - винтик завода").
3. Проектирование новых организаций или совершенствование существующих должно опираться не только на опыт, аналогию, интуицию, но и на научные методы организационного проектирования.
4. Проектирование новых организаций и совершенствование существующих должно осуществляться специалистами специалистами-консультантами с участием руководителей всех уровней управления организацией.
Слайд 23Комплексное и локальное оргпроектирование
Комплексное оргпроектирование предусматривает разработку системы мероприятий
по созданию новой или совершенствованию деятельности организации и проводится одновременно
по нескольким основным направлениям:
1. Разработка проекта новой организации.
2. Рационализация организационной, функциональной и других видов структур.
Слайд 243. Рационализация технологии выполнения основных видов работ, совершенствование условий труда,
использования рабочего времени и т.п.
4. Совершенствование информационного, кадрового, финансового, материально-технического
и других видов обеспечения, совершенствование документооборота и т.п.
5. Комплексное оснащение рабочих мест сотрудников организации средствами механизации, автоматизации, вычислительной и организационной техники и т.п.
Слайд 25К основным направлениям организационного проектирования можно отнести:
определение числа основных подразделений
организации и их функций;
разработка организационных структур отдельных подразделений;
разработка рациональных процедур
выполнения подразделениями, аппаратами управления своих основных функций;
определение состава, численности работников аппаратов управления и подразделений и направлений организации их труда;
проектирование рационального пространственного размещения структурных подразделений организации и т.п.
Слайд 26Локальное организационное проектирование
осуществляется по одному из выбранных направлений или
участков работы организации.
В основу организационного проектирования должна быть положена
концепция, специально разработанная для создания или реформирования (перестройки) данной организации.
В основе концепции должно быть положение о принципиальной возможности улучшить деятельность организации.
Слайд 27Концепция создания новой должна строиться с учётом следующих факторов:
социальные, экономические,
политические и другие условия в стране и регионах;
цели новой (или
обновлённой) организации, её целевая ориентация;
требования к новой организации;
возможности новой организации;
научные достижения в области теории управления, теории организации и других;
отечественный прогрессивный опыт создания и перестройки организаций в новых условиях;
зарубежный опыт, который может быть использован в условиях нашей страны.
Слайд 28Организация (предприятие, фирма и т.п.) представляет собой большую и сложную
систему, для которой характерно:
наличие социальной экономической, информационной, технической и других
подсистем и элементов;
наличие большого числа самых разнообразных связей между подсистемами и между элементами
наличие связей между организацией и внешней средой (государство, поставщики, потребители, конкуренты и т.п.)
обращение внутри организации больших информационных и материальных потоков.
Слайд 29Правильно сформулированные цели и взаимодействие подразделений в организации часто становятся
важнее, чем состав и содержание функций управления.
Использование системного подхода
при проектировании организации предполагает определение системы целей организации, которые обусловливают структуру задач и содержание функций управления.
Общая последовательность работ по переходу от целей организации к её структуре может иметь следующий вид:
Слайд 30Последовательность работ
сформулировать главную, глобальную цель, стратегическую концепцию и стратегию деятельности
организации, аппарата управления;
определить как организация собирается достичь успеха;
определить сильные и
слабые стороны, опасности и возможности;
распределить цели, задачи, функции, права, полномочия и ответственность;
определить все связи и взаимоотношения между подразделениями;
Слайд 31определить соотношение централизации и децентрализации подразделений и органов управления;
построить организационную
структуру;
исследовать процессы документирования и потоки информации;
провести организацию документооборота с целью
наиболее полного и своевременного информационного обеспечения процесса функционирования;
сформировать в органах управления и подразделениях благоприятный социально-психологический климат и др.
Слайд 32Проектирование изменений в функционирующей организации
Главными этапами разработки любого проекта рационализации
являются:
1. Анализ существующей структуры (диагноз).
2. Формирование общей структурной схемы главных
характеристик (композиция).
3. Разработка состава подразделений и основных связей между ними (структуризация).
4. Разработка количественных характеристик системы управления (т.е. управляющей и управляемой подсистем), установление порядка её функционирования (регламентации).