Слайд 1Тема: Духовная культура
Урок 87-88
Наука
Обществознание 11 класс
профильный уровень
Гудзишевская Н.В.
МБОУ СШ
№ 1
г.Вилючинск
Слайд 2Цель урока:
охарактеризовать науку как одну из форм общественного сознания
Задачи
урока:
познакомить с ценностью науки, ее функциями и призна-ками, показать
основные положения этики ученых, возрастание ответственности ученых в мире
развивать умения осуществлять информационный по-иск, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, развивать исследовательскую деятельность
формировать отношение к проблеме развития науки, осознание ценности этики ученых.
?
Слайд 3План урока:
Наука, ее функции.
«Большая наука».
Этика науки.
Слайд 5 Наука - это сфера творческой деятельности, направленной на
получение, обоснование, системати-зацию и оценку новых знаний о природе, обществе,
человеке.
Слайд 6Научное знание
полезно для чело-веческой деятель-ности
открывает перспек-тивы для
поиска
самоценно, т. е. цен-но само по себе
объективность, ис-тинность знания
Двойная ценность
Слайд 7
Наука
Особая система знаний
Особая система
об-щественных органи-заций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распрост-раняющих и внедря-ющих знания (НИИ,
вузы, академические институты. Академия наук РФ)
Особый вид деятельности
Система научных исследований
Опытно-конструкторские изыскания и др.
Слайд 8
Признаки науки
Предмет
изучения
Системность знаний
Специфические
методы познания, связанные с сущностью предмета изучения
Виды:
естественно-гумани-тарные
фундаментальные
прикладные и т.д.
Слайд 9Общекультурные характеристики:
рациональность
критичность
индивидуальность
коммуникабельность
Специфика научного познания:
целенаправленность, решение
конкретных задач
определенные формы, методы познания, точность, строгая определенность
цель
научного познания – получение новых, более глубоких знаний
Слайд 10
Функции современной науки
Культурно-мировоззрен-ческая
Определяет ми-ровоззрение, ко-торое превра-щается
в сос-тавную часть культуры
Прогностическая
Данные науки ис-пользуются для
разработки планов и программ соци-ального и экономи-ческого развития, для управления культурными про-цессами
Познавательно-объяснительная
Наука стала фак-тором производ-ства, развитие техники все боль-ше зависит от ус-пехов научных ис-следований
Слайд 12 Наука зародилась в Древнем мире в связи
с потребностями общественной практики.
Архимед
Закон Архимеда
Арабские астрономы времен Аббасидов
современном смысле слова начала складываться с XVI - XVII вв.
В ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом.
Анатомическая студия
И.Ньютон. Математические начала натуральной философии.
Слайд 14?
В развитии науки чередуются
экстенсивные и революционные периоды — научные революции, приводящие к изменению
ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации; для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.
Задание: вспомните и приведите примеры научных революций.
Слайд 15 Начало XIХв. - становление теории атомно-молекулярного строения
мира.
Демокрит(прим.460-360гг.до н.э.) предположил, что Вселенная слагается из мельчайших
неделимых частиц.
1808г Дж. Дальтон доказал экспериментально, что каждый химический элемент состоит из одинаковых атомов и вошел в историю как создатель химического атомизма.
Слайд 16 В 1811г. итальянский физик и химик Амедео Авогадро выдвинул
гипотезу молекуляр-ного строения веществ (в частности, простых газов).
1897г.
- открытие Дж. Томсоном
первой элементарной частицы - электрона и измерение отношение его заряда к массе.
Слайд 17 В 1911г Эрнест Резерфорд предложил ядерную планетарную
модель строения атома, в 1919г осуществил первую искусственную ядерную реакцию,
в 1921г. предсказал существование нейтрона.
Слайд 18 Во II пол. ХХв. началась научно – техническая
револю-ция, которая резко ускоряет научно-технический прогресс. НТР оказывает воздействие на
все стороны жизни общества:
возрастают требования к уровню образования, квалифи-кации, культуры, организованности, ответственности ра-ботников
меняется место и роль человека в процессе производ-ства
возрастает взаимодействие науки с техникой и производ-ством, наука становится одной из составляющих произ-водительных сил общества.
Слайд 19
Современная или «большая наука»
не просто следует за
развитием техники, а обгоняет её, становится ведущей силой прогресса материального
производства
резкий рост ученых и научной информации
все более характеризуется переходом от предметной к проблемной ориентации для решения определенной крупной теоретической или практической проблемы
пронизывает все сферы общественной жизни, тесно взаимодействует с ними
ориентируется не только на технику, но прежде всего на самого человека, на безграничное развитие его интеллекта, творческих способностей, культуры мышления, на создание материальных и духовных предпосылок для его всестороннего, целостного развития
Слайд 20?
Задание: познакомьтесь с оценкой роли
современной науки в жизни человечества.
Какая точка зрения вам
представляется наиболее правильной, вывод обоснуйте?
Слайд 21
Оценка роли современной науки
Сциентизм:
«наука превыше всего»
всемерное
внедрение науки как эталона и абсолютной со-циальной ценности во все
формы и виды человеческой деятельности
отождествление науки с ес-тественно-математическим и техническим знанием
наука может решить все об-щественные проблемы
принижение или отрицание социальных наук
Антисциентизм:
резкая критика науки и тех-ники, которые не в сос-тоянии обеспечить социаль-ный прогресс, улучшение жизни людей
отрицание науки и техники как сил враждебных и чуж-дых человеку, разрушающих культуру (негативные по-следствия НТР, обострение экологической ситуации, военная опасность)
Слайд 23?
Задание: посмотрите видеофрагмент.
Как вы
понимаете определение «этика науки»?
Приведите примеры, иллюстрирующие это явление.
Центральной для
этики проблемой является проблема добра и зла.
Слайд 24 Какие отрасли науки требуют особой осторожности и ответственности
ученых за результаты своего труда?
Слайд 25 научная деятельность предполагает свободу творчества ученых.
но одновременно ученые
должны придерживаться системы определенных ценностей в науке
К ним относятся:
общечеловеческие ценности
и запреты
этические нормы, предполага-ющие бескорыстный поиск и отстаивание истины
свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.
Выводы:
Слайд 26 уже с древности представители науки не только проявляли интерес
к проблемам морали, но и часто своими жизненными взглядами, поступками
формировали моральные нормы, как собственные («не навреди»), так и научного сообщества.
сплав высоких моральных качеств - добра и совести - образовал новое качество - добросовестность - одно из первейших требований к научному труду
Слайд 27 добросовестность проявляется:
в тщательном продумывании и безукоризненно точном проведении
всех этапов исследований
в доказательности новых научных знаний, их неодно-кратной
проверке
в научной честности и объективности, в стремлении к истине (пример, изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже»)
в том, чтобы не вводить в науку скороспелые, необо-снованные новации.
Слайд 28Домашнее задание:
§ 31
привести обоснование научной этики