Слайд 1
Тема. Ф.М.Достоевский. Сонечка как нравственный
идеал автора. Раскольников и «вечная
Сонечка»
(по роману «Преступление и наказание»).
Класс – 10
Слайд 2
Жанровые особенности романа:
психологический, роман-исповедь, полифонический, социально-бытовой роман, философский роман-рассуждение, роман-трагедия,
философский роман, нравственно-психологический, исторический, полемический, фантастический, социальный, детективный, политический, приключенческий,
сатирический, семейный, автобиографический, биографический, христианский роман, идеологический
Идеи вырастают не в книгах, а в умах и сердцах.
Н.Ф.Карякин
Без Христа человек стоит за чертой морали.
Ф.М.Достоевский
Вывод 1. «Идея романа - православное воззрение». (Ф.М.Достоевский)
Слайд 4
Актуализация знаний и фиксация
затруднений в деятельности.
Родион Раскольников
«Вошь или
человек, тварь дрожащая или право имею?».
Вывод 2. В романе
«Преступление и наказание» главная идея – религиозная, или христианская
Слайд 5
«Двойники» Раскольникова
Лужин
Свидригайлов
«возлюби прежде «одного поля ягоды»
всего самого себя»
Вывод 3. Видя в них своих «двойников» (хотя он ни за что не признается даже себе в этом), Раскольников испытывает к ним глубочайшее отвращение и примкнуть к ним не может, не может принять мир людей, живущих по его «теории». В этом - сила Раскольникова, его превосходства над «сильными мира сего». В этом — и надежда на его нравственное возрождение и возвращение к людям.
Слайд 6Тест
«Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с
замечательными голубыми глазами… выражение лица такое доброе и простодушное, что
невольно привлекло к ней».
1) Дуня Раскольникова, 2) Соня Мармеладова, 3) Девушка на мосту
Вывод 4. Соня – «дщерь, что мачехе
злой и чахоточной, детям чужим и
малолетним себя предала». У нее
есть четкий нравственный ориентир-
библейская мудрость очистительного
страдания.
Слайд 7
Реализация построенного проекта. Первичное закрепление во внешней речи.
Духовная эволюция
Достоевского.
2. Образ Сони Мармеладовой.
Обрести Христа – значит
обрести собственную душу.
Ф. М. Достоевский
Слайд 8
1) Первое знакомство с Соней.
Соня
Робкая, падшая
Грешит, страдает, верует
Приносит себя в
жертву
«Блудница»
А «как вы назовете ее за этот поступок: грязной потаскушкой
или великодушною героинею, принявшею с спокойным достоинством свой мученический венец?» (Д.И.Писарев)
Вывод 5. Образ Сони Мармеладовой развивает в романе библейский мотив всепрощения, христианской любви.
Слайд 9
Сравнительная характеристика
Раскольникова и Сони.
Слайд 102) Сравнительная характеристика
Раскольникова и Сони.
Слайд 11
Коллаж к образам
Раскольникова и Сони.
У Раскольникова:
Глаза – черные (символ
зла, ада, пещеры, могилы, отсутствия Божественного света)
Волосы – темно-русые (раздвоение
личности)
Шляпа – коричневая (цвет голой земли, праха, всего временного и тленного)
Руки – в крови (красные) (1) символ Воскресения – победы жизнью над смертью; 2) цвет жертвы Христа, мученик)
У Сони:
Глаза – голубые (цвет неба, энергии, Богородицы, символ чистоты)
Волосы – светлые (символ святости, чистоты)
Платок – зеленый (символ обновления всего живого)
Скатерть – синяя
Руки – детские
У Раскольникова и у Сони:
Желтый цвет (в комнате обои, у Сони – «желтый билет») (1) цвет власти ангелов, 2) грязь, болезнь)
Слайд 12Вывод 6.
В ходе сравнительного анализа героев выявлено много сходств и
различий. Героев влечет друг к другу Они нужны друг другу.
А их путь к Царствию Небесному Достоевский видит в христианстве.
Слайд 13 Визиты Раскольникова.
Первый визит Раскольникова к Соне.
(Часть 4,
глава IV)
Первая встреча - это первый шаг к сближению
«Ты тоже
переступила,
ты загубила жизнь свою».
«Что бы я без бога-то была?»
Вывод 7. Самоотверженность Сони далека от смирения, она имеет активный характер. И в христианской вере героини на первом месте стоит не обрядовая сторона (в действительности, писал К.Леонтьев, «… эта молодая девушка молебнов не служит, духовников и монахов для совета не ищет, к чудотворным иконам и мощам не прикладывается»), а практическая – забота о ближних.
Слайд 14Капернаум
«И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари пришли и
возлегли с ним и учениками Его. Увидевши это, Фарисей сказал
ученикам его: «Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные». (Из Библии)
Вывод 8. После первого визита к Соне Раскольников понял, что есть люди, живущие по законам нравственным, в основе которых – любовь, сострадание. По этому закону живет и Соня. В этом и есть идея Сони – идея Бога.
Слайд 16 Второй визит Раскольникова к Соне (Часть
5, глава IV)
Вторая встреча – путь к взаимопониманию.
«Что вы,
что вы это над собой
сделали!.. Нет, нет тебя
несчастнее никого теперь
в целом свете!.. От бога вы
отошли, и вас бог поразил,
дьяволу предал!»
Вывод 9. Соня своей любовью, состраданием, своей верой в Бога спасает Раскольникова. «В ней искал он человека, когда ему понадобился человек…». Образ Сони – это лик настоящей праведницы. Намечается путь Раскольникова к покаянию.
Слайд 17
Третий визит Раскольникова к Соне (Часть
6, глава VIII)
Третья встреча - это поддержка двух близких людей.
«Раскольников почувствовал
и понял в эту минуту,
раз навсегда, что Соня
с ним навеки и пойдет
за ним хоть на край света»
Вывод 10. Соня помогла «сгореть» индивидуалистической философии Раскольникова. Своей любовью, состраданием, своей верой в Бога она в очередной раз спасла заблудшую душу Раскольникова. Раскольников понял, что, убивая, он «убил» самого себя.
Вывод 11. Соня судит себя сама: отправляется вслед за Раскольниковым на каторгу в Сибирь.
Слайд 18 Роль эпилога в романе.
Соня «последовала Раскольниковым на край света,
спасала и спасает его ежедневно, ежечасно, не давая погаснуть едва
тлеющему огоньку добра в его душе».
«Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка» - символ самопожертвования во имя ближнего и бесконечного страдания.
Вывод 12. Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский создал антипод Раскольникову и его теории (добро, сострадание, противостоящие злу). Жизненная позиция Сони отражает взгляды самого писателя, его веру в любовь, справедливость и всепрощение.
Слайд 19«Как вы назовете ее (Соню) за этот поступок: грязной потаскушкой
или великодушною героинею, принявшею с спокойным достоинством свой мученический венец?»
Вывод. Соня – «святая грешница», нравственный идеал
Слайд 20Рефлексия деятельности.
10-А !
Письмо напишите в тетради!
Письмо Соне.
Слайд 21Синквейн к образу Сони.
Синквейн напишите в тетради!
Итог урока.
Вывод 13. Соня – это символ, это
нравственный
идеал Достоевского,
и не только. Она - божественный
идеал. Именно в образе Сони Достоевский сконцентрировал самые высокие христианские добродетели: смирение, милосердие, сострадание и любовь к людям, жертвенность. Судьба Сони – это подтверждение в жизни слов Христа: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царствие Божие». Они идут впереди силой своего смирения. «Прощаются грехи твои мнози за то, что возлюбила много». [Лк, 7, 47-48] Мастерство писателя позволило реализовать идею Христа об испепеляющей силе добра и любви, о великой роли сострадания к «малым сим».
Слайд 23 Информация о домашнем
задании: стр. 236-239 – конспект.