Слайд 1ТЕМА: Характеристика подвижных игр для детей 4-6 классов
Слайд 2Подвижные игры для детей 10-12 лет становятся более сложными. Организм
детей среднего школьного возраста характеризуется большей стабильностью. Костно-связочный аппарат ещё
довольно гибок, пластичен. Мышцы продолжают расти и укрепляться, поэтому силовые данные детей ещё невелики; организм пока не готов к большим физическим напряжениям, к односторонним нагрузкам. Однако в этом возрасте деятельность сердца и сосудов стабилизируется, ёмкость лёгких увеличивается. Поэтому в игры включаются непродолжительный бег и прыжки, разнообразные энергичные недолговременные движения руками, ногами, туловищем, что способствует нормальному физическому развитию детей этого возраста.
Слайд 3В процессе занятий подвижными играми дети осваивают многие движения, требующие
тренировки, сознательного волевого усилия. Игры для 10-12-летних по времени более
продолжительны, чем игры для младших школьников. Иногда играющие довольно долго находятся в постоянном движении, что способствует развитию выносливости.
Слайд 4Действия детей в подвижных играх становятся более согласованными, точными, совершенствуется
их игровая тактика. Заметно повышается способность быстро и ловко увёртываться
от преследующих игроков (или от мяча, направленного в играющего); обогащается выбор приёмов ухода от условного противника, а также способов борьбы с ним в единоборстве или при поддержке товарищей. Условия выполнения действий становятся сложнее, повышается трудность выполнения задач, поставленных перед играющими; требования к взаимоотношениям с играющим коллективом, с товарищами по команде возрастают. Правила игр усложняются, а разрешение игровых конфликтов требует от участников достаточно развитых волевых способностей и выдержанности.
Слайд 5К концу этого возрастного периода детей начинают особенно интересовать игры,
позволяющие совершенствовать собственные двигательные действия. Им интересен не только результат,
но и сам процесс игры, когда они могут проявить свою ловкость, меткость, выносливость, силу и сообразительность. Хороводы, пение, речитативы, подражание образам используются в их играх редко. В этом возрасте дети начинают обучаться ходьбе на лыжах и бегу на коньках; полученные навыки используются в играх.
Слайд 6Подвижные игры детей этого возраста по характеру действий и видам
движений разнообразны. Преимущественно это игры с бегом наперегонки, с прыжками
через неподвижные и движущиеся препятствия, бросанием, ловлей и метанием мяча и мелких предметов на дальность, в неподвижные и подвижные цели.
Слайд 7Игры детей 10-12 лет остаются сюжетными, однако играющих больше интересует
символическое воспроизведение знакомых понятий, нежели прямое подражание образам, как было
раньше. Сюжетные игры продолжают занимать ведущее место среди других подвижных игр ещё и потому, что отвечают живости детского воображения. Однако к концу этого возрастного периода всё больший интерес у детей начинают вызывать игры без сюжета. Многие игры с мячом представляют переходную ступень к спортивным играм и содержат целый ряд элементов спортивной техники и тактики.
Слайд 8Сложные по организации взаимодействий, двусторонние игры удовлетворяют стремление детей к
самостоятельности, отвечают их интересам бороться за спортивную честь своего коллектива,
своей команды. Однако руководителю необходимо помнить, что при неправильной организации подвижных игр некоторая неустойчивость в поведении детей, переоценка ими своих сил могут привести к нежелательным поступкам.
Слайд 9Для развития быстроты и выносливости используются игры, в которых дети
всё время находятся в движении ("Перебежка с выручкой", "Погоня"). Такие
игры проводятся не более 15 мин, чтобы не переутомить играющих. В командных играх в 4-6 классах можно дифференцировать роли ("Перестрелка").
Слайд 10В некоторых подвижных играх водящие исполняют свои обязанности с начала
и до конца игры. Для таких игр надо подбирать наиболее
подготовленных игроков. При их выборе хорошо пользоваться советами учащихся, которые уже в состоянии оценить силы своих товарищей и быть самокритичными. Руководитель может предложить учащимся выбрать водящего, указав, какими качествами он должен обладать. Можно использовать и другие способы выбора водящих.
Слайд 11В конце объяснения игры необходимо обратить особое внимание на её
правила. Образность рассказа об игре в этом возрасте уже не
нужна, но изложить сюжет некоторых игр нужно. Детям легче воспроизводить знакомые понятия, чем подражать образам, а их творческой фантазии достаточно, чтобы понимать, что игра условна.
Слайд 12В этот период хорошо приучать детей к честному поведению в
игре. Так, в игре "День и ночь" можно предложить пойманным
оставаться в своих командах и при их подсчёте поднимать руки. На тех, кто не сделает этого, руководитель должен обратить особое внимание. Когда играющие научатся смело и честно признавать свои ошибки, играть будет интереснее и судить игру станет значительно легче.
Слайд 13Необходимо очень серьёзно относиться к судейству, поскольку дети этого возраста
очень строго оценивают объективность судьи. Для воспитания судейских и организаторских
навыков можно широко привлекать учащихся в качестве помощников, иногда предоставляя им возможность судить самостоятельно. Учащиеся 4-6 классов обычно очень добросовестно исполняют возложенные на них обязанности.
Слайд 14Подвижные игры на уроках используются в сочетании с гимнастикой, лёгкой
атлетикой и лыжной подготовкой. С детьми этого возраста не проводятся
уроки, состоящие из одних игр. Для закрепления и совершенствования гимнастических или лёгкоатлетических движений в целом игры могут составлять содержание всей основной части урока. В этом случае они должны состоять из разнохарактерных движений, способствующих решению задач урока. Обычно же подвижные игры занимают вторую половину основной части урока, а в начале её разучивают элементы гимнастики, лёгкой атлетики.
Слайд 15Иногда знакомая игра может использоваться в качестве разминки в подготовительной
части урока (после контрольных уроков в классе, на последнем уроке,
когда учащиеся утомлены и рассеянны).
В некоторых случаях малоподвижные игры проводятся в заключительной части урока, чтобы привести учащихся в относительно спокойное состояние и сосредоточить их внимание.