Разделы презентаций


Тема лекции

Содержание

Основные вопросы, рассматриваемые на лекцииГлавные дидактические цели лекцииВиды лекций, их характеристика и возможности примененияДидактические требования к лекции и методика ее подготовки Методика чтения лекции

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема лекции

ЛЕКЦИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. МЕТОДИКА ЕЕ ПОДГОТОВКИ И ЧТЕНИЯ

Тема лекцииЛЕКЦИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. МЕТОДИКА ЕЕ ПОДГОТОВКИ И

Слайд 2Основные вопросы, рассматриваемые на лекции
Главные дидактические цели лекции

Виды лекций, их

характеристика и возможности применения

Дидактические требования к лекции и методика ее

подготовки

Методика чтения лекции
Основные вопросы, рассматриваемые на лекцииГлавные дидактические цели лекцииВиды лекций, их характеристика и возможности примененияДидактические требования к лекции

Слайд 3 В последние годы система общего среднего образования живет

в эпоху внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий.

Среди них свою нишу на старшей ступени обучения занимает такая форма обучения, как лекция.
В последние годы система общего среднего образования живет в эпоху внедрения в образовательный процесс новых

Слайд 4Лекция (от лат. lectio – чтение)

- это систематическое, последовательное,

монологическое изложение учителем учебного материала, как правило, теоретического характера

Лекция (от лат. lectio – чтение) - это систематическое, последовательное, монологическое изложение учителем учебного материала, как правило,

Слайд 5Лекция традиционна для высшей школы, где на ее основе формируются

учебные курсы
В средней общеобразовательной школе лекция обычно дополняет

специфические для них формы и методы обучения
Лекция традиционна для высшей школы, где на ее основе формируются учебные курсы В средней общеобразовательной школе лекция

Слайд 6это адаптированная к условиям школы основная форма лекционно-семинарской системы
Школьная лекция


это адаптированная к условиям школы основная форма лекционно-семинарской системыШкольная лекция –

Слайд 7 Лекции относятся к словесным методам обучения, так как

они предполагают монологическое изложение материала учителем
Лекция в школе во

многом приближается к рассказу, вместе с тем она отличается большей:

информационно-познавательной емкостью

сложностью логических построений, доказательств и обобщений

продолжительностью во времени
(не более 30 минут)
Лекции относятся к словесным методам обучения, так как они предполагают монологическое изложение материала учителем Лекция

Слайд 8Методологическое значение лекции состоит в том, что в ней раскрываются

фундаментальные теоретические основы предмета и научные методы, с помощью которых

анализируются жизненные явления

Лекция содержит последние данные науки и в ней наука выступает в виде живого человеческого слова
Методологическое значение лекции состоит в том, что в ней раскрываются фундаментальные теоретические основы предмета и научные методы,

Слайд 9
дать школьникам современные, целостные, систематизированные знания, уровень которых определяется целью

изучения каждой конкретной темы

привить интерес к изучаемому предмету – химии,

развить самостоятельность и творчество в мышлении

Школьная лекция по химии представляет собой последовательное описание деятельности учителя и учащихся для достижения поставленных дидактических целей:

дать школьникам современные, целостные, систематизированные знания, уровень которых определяется целью изучения каждой конкретной темыпривить интерес к изучаемому

Слайд 10 В лекции, как в форме и методе обучения,

можно вычленить четыре основные дидактические функции:

обучающую
развивающую
воспитывающую
организующую

В лекции, как в форме и методе обучения, можно вычленить четыре основные дидактические функции: обучающуюразвивающую

Слайд 11 лекции заключается в вооружении учащихся пониманием основ науки,

научно обоснованных путей решения научно-практических задач и проблем
Обучающая функция


Лекция дает целостное, систематизированное, доказательное представление решения той или иной прикладной проблемы

лекции заключается в вооружении учащихся пониманием основ науки, научно обоснованных путей решения научно-практических задач и

Слайд 12 выполняется тогда, когда лекция ориентирована не на память,

не дается как набор фактов, а учит думать, рассуждать и

сопоставлять, проводить анализ и синтез поставленной проблемы.

Развивающая функция

Следовательно, развивающая функция лекции находится в зависимости от методики ее изложения

выполняется тогда, когда лекция ориентирована не на память, не дается как набор фактов, а учит

Слайд 13 лекции заключена в ее содержании, в формировании научно-материалистического

мировоззрения, развития самоанализа своих действий и поступков
Воспитательная функция

лекции заключена в ее содержании, в формировании научно-материалистического мировоззрения, развития самоанализа своих действий и поступковВоспитательная

Слайд 14 лекции предусматривает управление самостоятельной работой учащихся как в

процессе лекции, так и после нее
Организующая функция
Эта функция усиливается

при чтении вводных лекций, а также лекций, по которым планируется проведение семинаров и практических занятий
лекции предусматривает управление самостоятельной работой учащихся как в процессе лекции, так и после нее Организующая

Слайд 15Для этого чтобы учащиеся не были пассивными слушателями, а осуществляли

познавательное движение, лекция должна иметь каркас, определяющий структуру ее содержания


Для этого чтобы учащиеся не были пассивными слушателями, а осуществляли познавательное движение, лекция должна иметь каркас, определяющий

Слайд 16По дидактическому назначению выделяют следующие разновидности лекций:
вводные (или установочные)
классические (традиционные)
тематические
обзорные
заключительные

(по теме, разделу, курсу)
лекции-консультации

По дидактическому назначению выделяют следующие разновидности лекций:вводные (или установочные)классические (традиционные)тематическиеобзорныезаключительные (по теме, разделу, курсу)лекции-консультации

Слайд 17
первоначальное ознакомление учащихся с основными научно-теоретическими положениями учебного предмета, раздела,

темы

ориентация в источниках информации

указания для самостоятельной работы и практические

рекомендации

выделение наиболее важных и трудных частей материала.

Вводная
(установочная) лекция – это:

первоначальное ознакомление учащихся с основными научно-теоретическими положениями учебного предмета, раздела, темы ориентация в источниках информацииуказания для самостоятельной

Слайд 18дается традиционно вначале изучения темы
раскрывает цели и задачи изучения данного

учебного материала, его структуру и место в системе образования учащихся
излагает

основные требования и исходные теоретические понятия, термины, с которыми предстоит ознакомиться учащихся
определяет место изучаемого материала в общей системе научных знаний

Вводная лекция

дается традиционно вначале изучения темыраскрывает цели и задачи изучения данного учебного материала, его структуру и место в

Слайд 19Основным методом изложения является популярное чтение вводной лекции, заинтересовывающее в

изучении нового материала
пробудить или усилить интерес
развить мотивы познания

помочь ориентироваться в литературе
дать своего рода заряд для самостоятельной работы

Таким образом,
вводная лекция призвана:

Основным методом изложения является популярное чтение вводной лекции, заинтересовывающее в изучении нового материала пробудить или усилить интерес

Слайд 20 последовательное изложение материала в логике данной науке, осуществляемое

преимущественно вербальными средствами в виде монолога учителя
Классическая (традиционная) лекция -

последовательное изложение материала в логике данной науке, осуществляемое преимущественно вербальными средствами в виде монолога учителяКлассическая

Слайд 21 это лекции, содержащие факты, их анализ, выводы, доказательства

конкретных научных положений
Тематические лекции -

это лекции, содержащие факты, их анализ, выводы, доказательства конкретных научных положенийТематические лекции -

Слайд 22 представляют науку (раздел) в системе и развитии как

логическое целое, дают выход к дальнейшему теоретическому анализу за пределами

первоначального понимания

Обзорные ( обобщающие ) лекции

представляют науку (раздел) в системе и развитии как логическое целое, дают выход к дальнейшему теоретическому

Слайд 23
освещаются наиболее важные темы, вызывающие наибольшее

затруднение при изучении либо воспроизведении учащимися
В обзорной лекции:

освещаются наиболее важные темы, вызывающие наибольшее затруднение при изучении либо воспроизведении учащимися В

Слайд 24 анализируются типичные ошибки и недочеты



делаются

выводы из полученных практических результатов при изучении данной темы (тем,

раздела, курса, предмета) на практических занятиях
анализируются типичные ошибки и недочеты   делаются выводы из полученных практических результатов при изучении

Слайд 25Особый вид лекций представляет собой лекции-консультации
К этим лекциям учащиеся должны

готовиться заранее:

сформулировать ключевые вопросы, которые взывают у них затруднения
прочитать

какой-либо материал

Они проводятся, как правило, перед экзаменом или зачетом

Особый вид лекций представляет собой лекции-консультацииК этим лекциям учащиеся должны готовиться заранее: сформулировать ключевые вопросы, которые взывают

Слайд 26Основными определяющими любой лекции являются ее содержание и методика проведения

Основными определяющими любой лекции являются ее содержание и методика проведения

Слайд 27 Содержание школьной лекции включает:
научность и актуальность данной темы в

системе научных знаний
внутрипредметные и межпредметные связи темы
прикладное значение и

практическая значимость излагаемого
Содержание  школьной лекции включает:  научность и актуальность данной темы в системе научных знаний внутрипредметные

Слайд 28воспитывающее значение

творческий характер

системность, убедительность и доказательность

логику построения

воспитывающее значение творческий характер системность, убедительность и доказательность логику построения

Слайд 29Методика проведения лекции охватывает:

вовлечение учащихся в тему лекции

создание проблемных

ситуаций и их разрешение в диалоговом, дискуссионном режиме

широкое использование

наглядного и иллюстративного материала
Методика проведения лекции охватывает:вовлечение учащихся в тему лекции создание проблемных ситуаций и их разрешение в диалоговом, дискуссионном

Слайд 30демонстрация прикладной направленности и значимости для учащихся материала темы


эмоциональность, образность,

увлеченность


эмоциональность учителя во время изложения материала, яркая демонстрация им заинтересованности

в изучении учащимися данной темы
демонстрация прикладной направленности и значимости для учащихся материала темыэмоциональность, образность, увлеченностьэмоциональность учителя во время изложения материала, яркая

Слайд 31 1) каким должно быть содержание лекции, как его

простроить

2) какие методические приемы будут использованы
При подготовке

к лекции учитель должен вычленить для себя решение двух проблем:
1) каким должно быть содержание лекции, как его простроить  2) какие методические приемы будут

Слайд 32Для отбора содержания лекции определяющими являются:
требования учебной программы к уровню

подготовки учащихся

учебно-воспитательные цели и задачи темы

время изложения лекции и ее

разновидность

место данной темы в системе изучения предмета
Для отбора содержания лекции определяющими являются:требования учебной программы к уровню подготовки учащихсяучебно-воспитательные цели и задачи темывремя изложения

Слайд 33Выбор методики изложения материала лекции определяется:
поставленными дидактическими целями

написанием текста лекции

структурой

и объемом содержания

видом лекции и логикой ее построения

возможностью использования наглядных

и технических средств обучения
Выбор методики изложения материала лекции определяется:поставленными дидактическими целяминаписанием текста лекцииструктурой и объемом содержаниявидом лекции и логикой ее

Слайд 34Процесс подготовки лекции состоит из следующих этапов:
целеполагание
формулировка темы

и определение основной цели
формулирование названия лекции, которое должно быть

кратким и отражать суть темы
определение идеи, являющейся стержнем лекции, и от которой будет зависеть цель и основные задачи лекции
уточнение вида лекции
Процесс подготовки лекции состоит из следующих этапов: целеполагание формулировка темы и определение основной цели формулирование названия лекции,

Слайд 35составление предварительного плана лекции
План лекции:

позволяет лектору представить себе мысленно, что

он должен сказать по данной теме

помогает отобрать самый существенный материала

записывается

на доске или представляется на экране
составление предварительного плана лекцииПлан лекции:позволяет лектору представить себе мысленно, что он должен сказать по данной темепомогает отобрать

Слайд 36подбор и систематизация материала с соблюдением баланса «необходимо и достаточно»


Лектору следует выбивать факты типичные и убедительные, достаточные для соответствующих

обобщений
подбор и систематизация материала  с соблюдением баланса  «необходимо и достаточно»  Лектору следует выбивать факты

Слайд 37написание конспекта лекции
Конспект лекции в отличие от плана и тезисов,

содержит доводы, доказательства, примеры, пояснения, иллюстрации, ссылки на авторов и

т.д.
написание конспекта лекцииКонспект лекции в отличие от плана и тезисов, содержит доводы, доказательства, примеры, пояснения, иллюстрации, ссылки

Слайд 38определение методов и методических приемов поддержания интереса, внимания, стимулирования творческого

мышления учащихся
обеспечение текста лекции наглядностью для придания ему удобства использования

выделение

структурных элементов, опорных, узловых и переходных моментов, что позволяет учителю следовать логике продуманного заранее плана изложения отобранного материала
определение методов и методических приемов поддержания интереса, внимания, стимулирования творческого мышления учащихсяобеспечение текста лекции наглядностью для придания

Слайд 39решение организационно-методических вопросов
предварительный просмотр слайдов, видеофрагментов, таблиц и схем

проверка, а

при необходимости – овладение навыками пользования, используемой аппаратуры

определение времени, необходимого

для включения и использования аппаратуры
решение  организационно-методических вопросовпредварительный просмотр слайдов, видеофрагментов, таблиц и схемпроверка, а при необходимости – овладение навыками пользования,

Слайд 40Типичная структура лекции включает следующие элементы:
введение или вводная часть
основное содержание

или главная часть
заключение
Подготовка к лекции начинается с представления ее структуры.

Типичная структура лекции включает следующие элементы:введение или вводная частьосновное содержание или главная частьзаключениеПодготовка к лекции начинается с

Слайд 41 темой лекции

планом ее изложения

целью и задачами

Вводная

часть (введение)
знакомит учащихся с:

темой лекции планом ее изложения целью и задачами Вводная часть (введение)знакомит учащихся с:

Слайд 42
актуальность темы
степень разработанности темы в науке и практике

место изучаемой темы

внутри данного учебного предмета и в системе других учебных предметов
определяет:
формирует

учебную проблему и создает атмосферу творческого поиска
актуальность темы степень разработанности темы в науке и практикеместо изучаемой темы внутри данного учебного предмета и в

Слайд 43
расчленение материала на этапы изложения с использованием ораторского искусства

(вариация темпа, интонация, громкость, повторение важных, основных моментов)


Главная часть лекции раскрывает тему лекции в соответствии
с задуманным планом и подразумевает:

расчленение материала на этапы изложения с использованием ораторского искусства  (вариация темпа, интонация, громкость, повторение важных, основных

Слайд 44 соблюдение научности, логики изложение с использованием доказательных или

сопутствующих путям изложения иллюстративных материалов
опору на основной, подготовленный текст, его

основные положения и выводы

отслеживание хода временных затрат на этапы лекции

соблюдение научности, логики изложение с использованием доказательных или сопутствующих путям изложения иллюстративных материаловопору на основной,

Слайд 45

контроль учителя за своей речью, манерами поведения и общения с

аудиторией


поддержание, а при необходимости и корректировка, обратной связи с аудиторией,

использование диалоговых приемов
контроль учителя за своей речью, манерами поведения и общения с аудиториейподдержание, а при необходимости и корректировка, обратной

Слайд 46организация и обучение учащихся приемам конспектирования, акцентирования на основных, важных

моментах содержания

медленное (под диктовку) воспроизведение необходимых определений, доказательств и

т.д.
с введением при необходимости пунктов или нумерации
организация и обучение учащихся приемам конспектирования, акцентирования на основных, важных моментах содержания медленное (под диктовку) воспроизведение необходимых

Слайд 47подведение итогов лекции и получение выводов и обобщений

рекомендации по самостоятельной

работе учащихся над изложенной темой

доведение до учащихся требований к знанию

изложенной темы на практических занятиях и зачетах

Завершает лекцию заключение, которому
свойственны следующие моменты:

подведение итогов лекции и получение выводов и обобщенийрекомендации по самостоятельной работе учащихся над изложенной темойдоведение до учащихся

Слайд 48Занимая важное место в педагогическом процессе и решая конкретные дидактические

задачи в обучении химии, лекция во всех случаях остается формой

живого активного общения учителя с аудиторией, их совместной продуктивной деятельностью
Занимая важное место в педагогическом процессе и решая конкретные дидактические задачи в обучении химии, лекция во всех

Слайд 49Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика