Слайд 1Тема лекции
ЛЕКЦИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
МЕТОДИКА ЕЕ ПОДГОТОВКИ И ЧТЕНИЯ
Слайд 2Основные вопросы, рассматриваемые на лекции
Главные дидактические цели лекции
Виды лекций, их
характеристика и возможности применения
Дидактические требования к лекции и методика ее
подготовки
Методика чтения лекции
Слайд 3 В последние годы система общего среднего образования живет
в эпоху внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий.
Среди них свою нишу на старшей ступени обучения занимает такая форма обучения, как лекция.
Слайд 4Лекция (от лат. lectio – чтение)
- это систематическое, последовательное,
монологическое изложение учителем учебного материала, как правило, теоретического характера
Слайд 5Лекция традиционна для высшей школы, где на ее основе формируются
учебные курсы
В средней общеобразовательной школе лекция обычно дополняет
специфические для них формы и методы обучения
Слайд 6это адаптированная к условиям школы основная форма лекционно-семинарской системы
Школьная лекция
–
Слайд 7 Лекции относятся к словесным методам обучения, так как
они предполагают монологическое изложение материала учителем
Лекция в школе во
многом приближается к рассказу, вместе с тем она отличается большей:
информационно-познавательной емкостью
сложностью логических построений, доказательств и обобщений
продолжительностью во времени
(не более 30 минут)
Слайд 8Методологическое значение лекции состоит в том, что в ней раскрываются
фундаментальные теоретические основы предмета и научные методы, с помощью которых
анализируются жизненные явления
Лекция содержит последние данные науки и в ней наука выступает в виде живого человеческого слова
Слайд 9
дать школьникам современные, целостные, систематизированные знания, уровень которых определяется целью
изучения каждой конкретной темы
привить интерес к изучаемому предмету – химии,
развить самостоятельность и творчество в мышлении
Школьная лекция по химии представляет собой последовательное описание деятельности учителя и учащихся для достижения поставленных дидактических целей:
Слайд 10 В лекции, как в форме и методе обучения,
можно вычленить четыре основные дидактические функции:
обучающую
развивающую
воспитывающую
организующую
Слайд 11 лекции заключается в вооружении учащихся пониманием основ науки,
научно обоснованных путей решения научно-практических задач и проблем
Обучающая функция
Лекция дает целостное, систематизированное, доказательное представление решения той или иной прикладной проблемы
Слайд 12 выполняется тогда, когда лекция ориентирована не на память,
не дается как набор фактов, а учит думать, рассуждать и
сопоставлять, проводить анализ и синтез поставленной проблемы.
Развивающая функция
Следовательно, развивающая функция лекции находится в зависимости от методики ее изложения
Слайд 13 лекции заключена в ее содержании, в формировании научно-материалистического
мировоззрения, развития самоанализа своих действий и поступков
Воспитательная функция
Слайд 14 лекции предусматривает управление самостоятельной работой учащихся как в
процессе лекции, так и после нее
Организующая функция
Эта функция усиливается
при чтении вводных лекций, а также лекций, по которым планируется проведение семинаров и практических занятий
Слайд 15Для этого чтобы учащиеся не были пассивными слушателями, а осуществляли
познавательное движение, лекция должна иметь каркас, определяющий структуру ее содержания
Слайд 16По дидактическому назначению выделяют следующие разновидности лекций:
вводные (или установочные)
классические (традиционные)
тематические
обзорные
заключительные
(по теме, разделу, курсу)
лекции-консультации
Слайд 17
первоначальное ознакомление учащихся с основными научно-теоретическими положениями учебного предмета, раздела,
темы
ориентация в источниках информации
указания для самостоятельной работы и практические
рекомендации
выделение наиболее важных и трудных частей материала.
Вводная
(установочная) лекция – это:
Слайд 18дается традиционно вначале изучения темы
раскрывает цели и задачи изучения данного
учебного материала, его структуру и место в системе образования учащихся
излагает
основные требования и исходные теоретические понятия, термины, с которыми предстоит ознакомиться учащихся
определяет место изучаемого материала в общей системе научных знаний
Вводная лекция
Слайд 19Основным методом изложения является популярное чтение вводной лекции, заинтересовывающее в
изучении нового материала
пробудить или усилить интерес
развить мотивы познания
помочь ориентироваться в литературе
дать своего рода заряд для самостоятельной работы
Таким образом,
вводная лекция призвана:
Слайд 20 последовательное изложение материала в логике данной науке, осуществляемое
преимущественно вербальными средствами в виде монолога учителя
Классическая (традиционная) лекция -
Слайд 21 это лекции, содержащие факты, их анализ, выводы, доказательства
конкретных научных положений
Тематические лекции -
Слайд 22 представляют науку (раздел) в системе и развитии как
логическое целое, дают выход к дальнейшему теоретическому анализу за пределами
первоначального понимания
Обзорные ( обобщающие ) лекции
Слайд 23
освещаются наиболее важные темы, вызывающие наибольшее
затруднение при изучении либо воспроизведении учащимися
В обзорной лекции:
Слайд 24 анализируются типичные ошибки и недочеты
делаются
выводы из полученных практических результатов при изучении данной темы (тем,
раздела, курса, предмета) на практических занятиях
Слайд 25Особый вид лекций представляет собой лекции-консультации
К этим лекциям учащиеся должны
готовиться заранее:
сформулировать ключевые вопросы, которые взывают у них затруднения
прочитать
какой-либо материал
Они проводятся, как правило, перед экзаменом или зачетом
Слайд 26Основными определяющими любой лекции являются ее содержание и методика проведения
Слайд 27
Содержание
школьной лекции включает:
научность и актуальность данной темы в
системе научных знаний
внутрипредметные и межпредметные связи темы
прикладное значение и
практическая значимость излагаемого
Слайд 28воспитывающее значение
творческий характер
системность, убедительность и доказательность
логику построения
Слайд 29Методика проведения лекции охватывает:
вовлечение учащихся в тему лекции
создание проблемных
ситуаций и их разрешение в диалоговом, дискуссионном режиме
широкое использование
наглядного и иллюстративного материала
Слайд 30демонстрация прикладной направленности и значимости для учащихся материала темы
эмоциональность, образность,
увлеченность
эмоциональность учителя во время изложения материала, яркая демонстрация им заинтересованности
в изучении учащимися данной темы
Слайд 31 1) каким должно быть содержание лекции, как его
простроить
2) какие методические приемы будут использованы
При подготовке
к лекции учитель должен вычленить для себя решение двух проблем:
Слайд 32Для отбора содержания лекции определяющими являются:
требования учебной программы к уровню
подготовки учащихся
учебно-воспитательные цели и задачи темы
время изложения лекции и ее
разновидность
место данной темы в системе изучения предмета
Слайд 33Выбор методики изложения материала лекции определяется:
поставленными дидактическими целями
написанием текста лекции
структурой
и объемом содержания
видом лекции и логикой ее построения
возможностью использования наглядных
и технических средств обучения
Слайд 34Процесс подготовки лекции состоит из следующих этапов:
целеполагание
формулировка темы
и определение основной цели
формулирование названия лекции, которое должно быть
кратким и отражать суть темы
определение идеи, являющейся стержнем лекции, и от которой будет зависеть цель и основные задачи лекции
уточнение вида лекции
Слайд 35составление предварительного плана лекции
План лекции:
позволяет лектору представить себе мысленно, что
он должен сказать по данной теме
помогает отобрать самый существенный материала
записывается
на доске или представляется на экране
Слайд 36подбор и систематизация материала
с соблюдением баланса
«необходимо и достаточно»
Лектору следует выбивать факты типичные и убедительные, достаточные для соответствующих
обобщений
Слайд 37написание конспекта лекции
Конспект лекции в отличие от плана и тезисов,
содержит доводы, доказательства, примеры, пояснения, иллюстрации, ссылки на авторов и
т.д.
Слайд 38определение методов и методических приемов поддержания интереса, внимания, стимулирования творческого
мышления учащихся
обеспечение текста лекции наглядностью для придания ему удобства использования
выделение
структурных элементов, опорных, узловых и переходных моментов, что позволяет учителю следовать логике продуманного заранее плана изложения отобранного материала
Слайд 39решение
организационно-методических вопросов
предварительный просмотр слайдов, видеофрагментов, таблиц и схем
проверка, а
при необходимости – овладение навыками пользования, используемой аппаратуры
определение времени, необходимого
для включения и использования аппаратуры
Слайд 40Типичная структура лекции включает следующие элементы:
введение или вводная часть
основное содержание
или главная часть
заключение
Подготовка к лекции начинается с представления ее структуры.
Слайд 41 темой лекции
планом ее изложения
целью и задачами
Вводная
часть (введение)
знакомит учащихся с:
Слайд 42
актуальность темы
степень разработанности темы в науке и практике
место изучаемой темы
внутри данного учебного предмета и в системе других учебных предметов
определяет:
формирует
учебную проблему и создает атмосферу творческого поиска
Слайд 43
расчленение материала на этапы изложения с использованием ораторского искусства
(вариация темпа, интонация, громкость, повторение важных, основных моментов)
Главная часть лекции раскрывает
тему лекции в соответствии
с задуманным планом и подразумевает:
Слайд 44 соблюдение научности, логики изложение с использованием доказательных или
сопутствующих путям изложения иллюстративных материалов
опору на основной, подготовленный текст, его
основные положения и выводы
отслеживание хода временных затрат на этапы лекции
Слайд 45
контроль учителя за своей речью, манерами поведения и общения с
аудиторией
поддержание, а при необходимости и корректировка, обратной связи с аудиторией,
использование диалоговых приемов
Слайд 46организация и обучение учащихся приемам конспектирования, акцентирования на основных, важных
моментах содержания
медленное (под диктовку) воспроизведение необходимых определений, доказательств и
т.д.
с введением при необходимости пунктов или нумерации
Слайд 47подведение итогов лекции и получение выводов и обобщений
рекомендации по самостоятельной
работе учащихся над изложенной темой
доведение до учащихся требований к знанию
изложенной темы на практических занятиях и зачетах
Завершает лекцию заключение, которому
свойственны следующие моменты:
Слайд 48Занимая важное место в педагогическом процессе и решая конкретные дидактические
задачи в обучении химии, лекция во всех случаях остается формой
живого активного общения учителя с аудиторией, их совместной продуктивной деятельностью