Слайд 1ТЕМА ЛЕКЦИИ : Административно-правовые основы управления социально-культурной сферой
1. Административно-правовые
основы управления образованием: управление средним образованием, управление средним специальным образованием.
управление высшим образованием.
2. Административно-правовые основы управления в области науки.
3. Административно-правовые основы управления в области культуры. Организационно-правовая система управления.
4. Административно-правовые основы управления здравоохранением.
Управление в области спорта и туризма. Административно-правовые основы управления в области социальной защиты граждан.
Слайд 2ВОПРОС 1. Административно-правовые основы управления образованием: управление средним образованием, управление
средним специальным образованием, управление высшим образованием.
Понятие образования содержится в статье
2 Закона Республики Беларусь «Об образовании»
Образование - процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.
Слайд 3
основное
дополнительное
Образование в Республике Беларусь
подразделяется
внешкольное
воспитание
и обучение
повышение
квалификации
и переподготовка
кадров
Слайд 4Основное образование многоуровневое:
дошкольное образование;
общее базовое образование:
общее среднее образование;
профессионально-техническое образование;
среднее специальное
образование;
высшее образование;
послевузовское образование.
Слайд 5ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
в учреждениях образования:
очная (дневная и вечерняя)
заочная
самостоятельно
Слайд 6Организационно-правовая система управления образованием
Министерство образования Республики Беларусь
Областное управление образованием
Районные
отделы образования
Учреждения образования (институты, школы)
Слайд 7Структура Министерства образования
Министр.
Заместители министра.
Пресс-центр.
Главное управление общего среднего образования.
Главное управление
высшего и среднего специального образования.
Управление профессионально-технического образования.
Управление дошкольного воспитания.
Управление специального
образования.
Главное управление социальной и воспитательной работы.
Управление науки и подготовки научных кадров.
Главное управление кадровой политики.
Управление зарубежных связей.
Главное управление социально-экономического развития.
Управление развития материально-технической базы.
Управление контроля, делопроизводства и материально-технического обеспечения.
Контрольно-ревизионное управление.
Департамент контроля качества образования.
Департамент по делам молодежи.
Учетно-финансовое управление.
Издательский центр.
Слайд 8
Компетенция Министерства образования Республики Беларусь
осуществление инспектирования, аттестации и аккредитации
организаций образования, входящих в национальную систему образования Республики Беларусь;
утверждение положений
об учебных заведениях, других учреждениях системы образования, образцы документов об образовании, типовые штаты и нормативы численности работников организаций системы образования;
осуществление лицензирования отдельных видов образовательной деятельности;
организация разработки и утверждение образовательных стандартов, учебных планов и программ по всем уровням образования, организация подготовки и издание учебников, учебных пособий и иной учебно-методической литературы;
осуществление учебно-методического руководства и координации деятельности всех учебных заведений и иных организаций по вопросам своей компетенции;
Слайд 9На местном уровне органами государственного управления
образованием являются:
управления (комитеты) образования областных,
Минского городского исполнительных комитетов;
отделы образования районных, городских исполнительных комитетов (местных
администраций).
Слайд 10ВОПРОС 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ НАУКОЙ
Наука представляет собой определяющий фактор
решения экономических, социальных и политических задач и функций государства.
Правовую основу
управления в области науки и технологий в Республике Беларусь составляют:
- Закон Республики Беларусь «Об основах государственно-технической политики» (в ред. от 12 ноября 1997 г.).
- Закон Республики Беларусь «О Национальной академии наук Беларуси» (в ред. от 29 ноября 2003 г.)
Слайд 11Управление в области науки и технологий осуществляет система специальных органов
управления в сфере науки:
Государственный комитет по науке и технологиям
(Комитет),
Национальная академия наук Беларуси (Академия наук),
Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь (ВАК).
Слайд 12Государственный комитет по науке и технологиям действует в соответствии с
Положением о Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь,
утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2004 N 282
Слайд 13Основными задачами ГКНТ являются:
реализация государственной политики в сфере научной, научно-технической
и инновационной деятельности, а также в области охраны прав на
объекты интеллектуальной собственности;
организационно-экономическое регулирование вопросов развития научной, научно-технической деятельности;
анализ уровня проводимых исследований и разработок, выработка предложений по повышению их экономической эффективности;
координация деятельности республиканских органов государственного управления, организаций в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности;
проведение единой государственной политики в области международного научно-технического сотрудничества;
обеспечение контроля за исполнением законодательства Республики Беларусь по вопросам развития научной, научно-технической, деятельности и охраны прав на объекты интеллектуальной собственности, а также целевым использованием средств республиканского бюджета, выделяемых на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Республике Беларусь и международного научно-технического сотрудничества;
проведение государственной научно-технической экспертизы и ведение реестра высокотехнологичных производств и предприятий.
Слайд 14Академия наук является высшей государственной научной организацией Республики Беларусь, осуществляющей
организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований и
разработок в целях научного обеспечения экономического, социального и культурного развития Республики Беларусь.
Правовой статус Академии определяет Закон Республики Беларусь «О национальной Академии наук Беларуси» от 5 мая 1998 г. N 159-З
Слайд 15Органами управления Академии наук являются Общее собрание Академии наук, Президиум
Академии наук и Бюро Президиума Академии наук.
Отделения Академии наук являются
ее основными научными и научно-организационными подразделениями, объединяющими действительных членов (академиков) и членов-корреспондентов Академии наук одной или нескольких областей науки.
Отделение Академии наук координирует и направляет деятельность закрепленных за ним Президиумом Академии наук научных и иных организаций соответствующих областей науки.
В состав Академии наук входят:
Отделение физики, математики и информатики;
Отделение физико-технических наук;
Отделение химии и наук о Земле;
Отделение биологических наук;
Отделение медицинских наук;
Отделение гуманитарных наук и искусств;
Отделение аграрных наук.
Слайд 16Основными направлениями деятельности Академии наук являются:
разработка и утверждение государственных программ
фундаментальных и прикладных научных исследований, перспективных и ежегодных планов важнейших
научно-исследовательских работ в Республике Беларусь и организация их выполнения;
создание научных и научно-технических советов, комитетов, комиссий по актуальным проблемам естественных, технических, гуманитарных и социальных наук и искусств;
внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию законодательства;
обеспечение подготовки научных и научно-педагогических работников высшей квалификации;
проведение в установленном порядке научной экспертизы проектов важнейших нормативных правовых актов, научных, научно-технических и народнохозяйственных программ, инновационных проектов;
осуществление международного научного и научно-технического сотрудничества, развитие взаимовыгодных связей с академиями наук и другими научными организациями зарубежных стран, выполнение межгосударственных научных программ и проектов, участие в деятельности международных научных и научно-технических организаций;
участие в подготовке специалистов с высшим образованием и повышении квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений;
создание в установленном порядке представительств Академии наук;
проведение научных сессий, конференций, школ, семинаров и совещаний.
Слайд 17Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь (ВАК).
утверждает состав советов по защите
диссертаций, создаваемых при высших учебных заведениях, научных организациях, проводит их
регистрацию, осуществляет контроль за их деятельностью;
рассматривает диссертации, поступившие из советов по защите диссертаций;
присуждает ученую степень доктора наук на основании ходатайств советов по защите диссертаций;
утверждает решения советов по защите диссертаций о присуждении ученой степени кандидата наук;
присваивает в установленном порядке на основании ходатайств ученых советов высших учебных заведений и научных организаций ученые звания профессора и доцента;
проводит нострификацию (приравнивание) документов о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий, выданных в других государствах, с которыми Республикой Беларусь заключены договоры о признании этих документов;
Слайд 18проводит в установленном порядке переаттестацию лиц, имеющих ученые степени и
ученые звания других государств, с которыми Республика Беларусь не имеет
договоров о признании документов о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий;
согласовывает в установленном порядке вопросы открытия и закрытия докторантур и аспирантур (адъюнктур), участвует в проведении их аттестации, осуществляет контроль за их деятельностью;
рассматривает в установленном порядке апелляции и жалобы, поступающие в ВАК;
разрабатывает описания национальных дипломов доктора наук и кандидата наук, аттестатов профессора и доцента и в установленном порядке вносит их на утверждение Президенту Республики Беларусь, устанавливает порядок выдачи этих документов и их дубликатов;
ведет учет защищенных диссертаций, создает банки данных о научных работниках;
Слайд 19ВОПРОС 3. Административно-правовые основы управления в области культуры. Организационно-правовая система
управления.
Правовая база культуры Республики Беларусь определяется законами:
«О культуре в
Республике Беларусь»,
«Об охране историко-культурного наследия»,
«О музеях и Музейном фонде Республики Беларусь»,
«О народном творчестве, народных промыслах (ремеслах) в Республике Беларусь»,
Положением о Министерстве культуры Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров от 30 октября 2001 г. № 1558.
В области культуры создана следующая система государственных органов специальной компетенции:
Министерство культуры Республики Беларусь,
управления и отделы местных исполнительных и распорядительных органов.
Слайд 20Министерство культуры Республики Беларусь (Минкультуры) является республиканским органом государственного управления,
проводящим государственную политику в области культуры, искусства, историко-культурного наследия. Оно
подчиняется непосредственно Совету Министров Республики Беларусь.
Основные направления деятельности (функции) Министерства культуры:
осуществление государственной политики в сфере культуры, обеспечивающей реализацию прав граждан Республики Беларусь на свободу художественного творчества, участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, доступ к культурным ценностям;
разработка государственных программ и обеспечение государственных гарантий в сфере культуры, организация выполнения актов законодательства Республики Беларусь по вопросам культуры;
обеспечение сохранения национального культурного наследия, имеющего значение для народа Беларуси, его духовного и морального совершенствования, формирования национального самосознания;
координация проведения научных, проектных, реставрационных и консер-вационных работ в целях сохранения историко-культурного наследия;
содействие развитию культур национальных меньшинств Беларуси;
развитие сотрудничества с зарубежными странами в сфере культуры.
создание, реорганизация и ликвидация в установленном порядке подчиненных организаций.