Слайд 1Тема лекции: 
Минимальная мозговая дисфункция 
как неврологическая основа задержки психического
                                                            
                                    
развития
Лектор: кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии
                                    БГПУ им. М. Акмуллы 
Фатихова Лидия Фаварисовна
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2В данной теме раскрывается понятие минимальной мозговой дисфункции (ММД), дается
                                                            
                                    
анализ причин и проявлений ММД , в том числе и
                                    ЗПР, описываются типы ММД и способы коррекции и компенсации ММД
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3План лекции:
Понятие о ММД. Биологическая основа ММД.
Причины ММД.
СДВГ как одно
                                                            
                                    
из проявлений ММД.
Типы ММД.
Возрастная динамика проявлений ММД.
Лечение и психолого-педагогическая коррекция
                                    детей с ММД.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Понятие о ММД. Биологическая основа ММД.
Минимальные мозговые дисфункции (ММД) -
                                                            
                                    наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин,
                                    но имеющие однотипную невыраженную, стертую неврологическую симптоматику и проявляющиеся в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. ММД представляют собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте. 
ММД является чаще всего следствием перинательной энцефалопатии (ПЭП).
Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - собирательный диагноз, подразумевающий нарушение функции или структуры головного мозга различного происхождения, возникающее в перинатальный период (к перинатальному периоду относятся антенатальный, интранатальный и ранний неонатальный периоды), т.е. начиная с 28 недели внутриутробного периода и заканчивая первыми двумя неделями жизни ребенка.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Последствия перинатального поражения ЦНС 
у детей раннего возраста 
Полное выздоровление
                                                            
                                    
Задержка психического, моторного или речевого развития ребенка
Синдром дефицита внимания с
                                    гиперактивностью (СДВГ) 
Невротические реакции 
Церебрастенический (посттравматический) синдром 
Синдром вегетативно-висцеральной дисфункции 
Эпилепсия
Гидроцефалия 
Детский церебральный паралич 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Перечень состояний по классификации МКБ-10 (ВОЗ), рассматриваемых среди ММД
Раздел F8/Нарушения
                                                            
                                    
психологического развития
F80/Расстройства развития речи
F81/Расстройства развития школьных навыков: дисграфия, дислексия, дискалькулия
F82/Расстройства
                                    развития двигательных функций: диспраксия
Раздел F9/Поведенческие и эмоциональные расстройства детского и подросткового возраста
F90/Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
F91/Нарушения поведения
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Причины ММД
I. Причины, влияющие на возникновение перинатальных поражений ЦНС:
соматические заболевания
                                                            
                                    матери с явлениями хронической интоксикации.;
острые инфекционные заболевания или обострение хронических
                                    очагов инфекции в организме матери в период беременности;
нарушение питания и общая незрелость беременной женщины;
наследственные заболевания и нарушения обмена веществ;
патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.);
вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.);
патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при применении родового пособия.;
недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни. 
II. Антенатальный период:
внутриутробные инфекции;
обострения хронических заболевании будущей матери с неблагоприятными изменениями метаболизма;
Интоксикации;
действие различных видов излучения;
генетическая обусловленность .
III. Интранатальный период:
длительный безводный период; 
отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях стимуляция родовой деятельности;
недостаточное раскрытие родовых путей;
стремительные роды;
применение ручных родовспомогательных приемов;
кесарево сечение;
обвитие плода пуповиной.
                                
 
                            							
								 
							 
														
						 
											
                            Слайд 83. СДВГ как одно из проявлений ММД
Наиболее распространенным вариантом ММД
                                                            
                                    
является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Симптомы СДВГ
Раздел 1. Нарушения
                                    внимания:
1. Часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
3. Часто складывается впечатление о том, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
6. Обычно избегает, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Раздел 2. Гиперактивность:
1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
Импульсивность:
6. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
7. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
8. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
9. Часто бывает болтливым.
                                
                            							
								 
							 
														
						 
											
                            Слайд 9Основные диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по классификациям
                                                            
                                    
МКБ-10 :
не соответствующие нормальным возрастным характеристикам нарушения внимания, гиперактивность и
                                    импульсивность, свидетельствующие о недостаточных адаптационных возможностях;
появление первых симптомов в возрасте младше 7 лет;
постоянное сохранение симптомов на протяжении как минимум 6 мес. в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптации ребенка;
проявление недостаточной адаптации в различных ситуациях и видах окружающей обстановки (дома и в школе), несмотря на соответствие уровня интеллектуального развития нормальным возрастным показателям.
Для постановки диагноза необходимо наличие 6 или более из 9 перечисленных симптомов нарушений внимания (раздел 1) и/или 6 или более из 9 признаков гиперактивности и импульсивности (раздел 2). Имеющиеся у ребенка симптомы должны сохраняться на протяжении как минимум 6 мес и быть выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 104. Типы ММД
Формирование типов ММД связано с сочетанием и выраженностью
                                                            
                                    
следующих факторов:
1. Ослабленность мозговой деятельности.
2. Общая неуправляемость, рассогласованность деятельности отдельных
                                    подструктур мозга.
3. Дисбаланс нервных процессов.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Распространенность выделенных типов в популяции детей с ММД: 
астеничный -
                                                            
                                    
15%;
реактивный - 25%;
ригидный - 20%;
активный – 10%;
субнормальный - 30%.
Характеристика типов
                                    ММД
Астенический тип
повышенная утомляемость, которая может быть характерна только для интеллектуальной деятельности;
замедленная переключаемость с одного вида деятельности на другой;
частые периодические отключения внимания на уроке;
малый объем кратковременной и оперативной памяти;
необходимость в опоре на внешние стимулы;
бедность образной сферы, представлений;
эмоциональная вялость, инертность
2. Реактивный тип
двигательная расторможенность, вынужденная, неуправляемая реактивность, сочетающаяся с повышенной возбудимостью, переключаемостью и утомляемостью;
быстрая автоматическая смена видов деятельности, без участия внимания;
«полевое» поведение, направляемое окружающими предметами и людьми;
присутствие взрослых не является сдерживающим фактором;
периодические отключения внимания на уроке;
память может быть в норме, но носит непланомерный характер;
бурные, но быстро проходящие эмоциональные реакции, сочетающиеся с неглубокими переживаниями;
резкая и неадеватная реакция на замечания, повышенная конфликтность;
неспособность следовать правилам, сдерживать обещания.
                                
                            							
								 
							 
														
						 
											
                            Слайд 123. Ригидный тип
замедленность движений, речи, реакций;
тугоподвижность, инертность психических процессов, замедленная
                                                            
                                    
врабатываемость;, включаемость особенно в новые виды деятельности 
устойчивость и концентрация
                                    внимания средние, плохая переключаемость;
интерференция (наложение) предыдущей деятельности на последующую, что приводит к путанице;
плохое выполнение коротких работ, хорошое – длинных;
память в норме;
эмоциональные застревания на глубоких переживаниях.
4. Активный тип
неорганизованность и импульсивность;
активное включение в работу, но низкая работоспособность, быстрое утомление, неспособность к регуляции своей работоспособности;
скорость деятельности хорошая, особенно в группе, но резко снижается к концу работы;
низкая точность работы;
высокая скорость работы в начале работы и низкая – в конце;
хорошее выполнение работы в ее начале и плохое – в конце;
хорошее выполнение коротких работ, плохое – длинных;
память в норме, объем внимания и памяти мал.
5. Субнормальный тип
поведение в норме;
несколько повышенная утомляемость, хотя с помощью волевых усилий и самоконтроля могут несколько корректировать свою деятельность;
«отключения» от деятельности значительно редки в сравнении с другими типами ММД;
малый объем оперативной памяти;
низкий уровень развития произвольного внимания;
интеллект сохранен.
                                
                            							
								 
							 
														
						 
											
                            Слайд 135. Возрастная динамика проявлений ММД
                            							
														
						 
											
                            Слайд 146. Лечение и психолого-педагогическая коррекция детей с ММД
Схема лечения детей
                                                            
                                    
с ММД
Медикаментозное лечение .
Мероприятия поведенческой терапии (оперантные техники (программы подкрепления,
                                    тренинг самоинструктажа, тренинг социальных умений) .
Функциональный тренинг, помогающий преодолеть трудности в обучении и проблемы с успеваемостью и, благодаря этому, повысить самооценку. 
Консультирование родителей. 
Рекомендации по организации обучения детей с ММД:
обеспечить детям «мягкое», замедленное включение в учебу;
более позднее начало обучения в школе (с 8 лет);
профилактика переутомления в течение дня: уроки в течение 30 минут, большой перерыв с прогулкой после 2-3 урока;
оборудование специального помещения для отдыха на переменах, где дети могут посидеть, полежать, поиграть;
не рекомендуется оставлять детей в группе продленного дня (в связи с необходимостью дневного сна, одиночества, отдыха от общения со сверстниками);
заранее объяснять материал, который собираются проходить в школе, чтобы обеспечить включение ребенка в объяснение учителя на уроке;
как можно меньше писать в 1 классе (специальные тетради с напечатанными примерами и т.д.);
вместо письма на доске предлагать ребенку выбрать карточку с правильным ответом;
использовать на уроке игровые моменты, что снижает переутомление;
проблему дисциплины решить посредством оборудования класса отдельными партами, рассчитанными на 1 человека;
выделять существенные моменты в объясняемым материале (правило, принцип, алгоритм решения);
материал на уроке строить таким образом, чтобы варьировался один и тот же алгоритм или тип задания;
учитывать цикличность интеллектуальной активности ребенка как на уроке, так и в домашней работе;
дома не только выполнять домашние задания, но и повторять материал, пройденный в школе;
находиться рядом с ребенком при выполнении домашних заданий, не раздражаться и не нервировать ребенка;
использовать черновик при выполнении домашних заданий, но перед переписыванием выполненного задания в чистовик дать ребенку отдохнуть.
                                
                            							
								