Разделы презентаций


Тема лекции: Минимальная мозговая дисфункция как неврологическая основа

Содержание

В данной теме раскрывается понятие минимальной мозговой дисфункции (ММД), дается анализ причин и проявлений ММД , в том числе и ЗПР, описываются типы ММД и способы коррекции и компенсации ММД

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема лекции: Минимальная мозговая дисфункция как неврологическая основа задержки психического

развития
Лектор: кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии

БГПУ им. М. Акмуллы
Фатихова Лидия Фаварисовна
Тема лекции:  Минимальная мозговая дисфункция  как неврологическая основа задержки психического развития Лектор: кандидат педагогических наук,

Слайд 2В данной теме раскрывается понятие минимальной мозговой дисфункции (ММД), дается

анализ причин и проявлений ММД , в том числе и

ЗПР, описываются типы ММД и способы коррекции и компенсации ММД
В данной теме раскрывается понятие минимальной мозговой дисфункции (ММД), дается анализ причин и проявлений ММД , в

Слайд 3План лекции:

Понятие о ММД. Биологическая основа ММД.
Причины ММД.
СДВГ как одно

из проявлений ММД.
Типы ММД.
Возрастная динамика проявлений ММД.
Лечение и психолого-педагогическая коррекция

детей с ММД.
План лекции:Понятие о ММД. Биологическая основа ММД.Причины ММД.СДВГ как одно из проявлений ММД.Типы ММД.Возрастная динамика проявлений ММД.Лечение

Слайд 4Понятие о ММД. Биологическая основа ММД.
Минимальные мозговые дисфункции (ММД) -

наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие вслед­ствие самых разнообразных причин,

но имеющие однотипную невыраженную, стертую неврологическую симптоматику и про­являющиеся в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. ММД представляют собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте.
ММД является чаще всего следствием перинательной энцефалопатии (ПЭП).

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - собирательный диагноз, подразумевающий нарушение функции или структуры головного мозга различного происхождения, возникающее в перинатальный период (к перинатальному периоду относятся антенатальный, интранатальный и ранний неонатальный периоды), т.е. начиная с 28 недели внутриутробного периода и заканчивая первыми двумя неделями жизни ребенка.

Понятие о ММД. Биологическая основа ММД.Минимальные мозговые дисфункции (ММД) - наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие вслед­ствие

Слайд 5Последствия перинатального поражения ЦНС у детей раннего возраста
Полное выздоровление


Задержка психического, моторного или речевого развития ребенка
Синдром дефицита внимания с

гиперактивностью (СДВГ)
Невротические реакции
Церебрастенический (посттравматический) синдром
Синдром вегетативно-висцеральной дисфункции
Эпилепсия
Гидроцефалия
Детский церебральный паралич
Последствия перинатального поражения ЦНС  у детей раннего возраста Полное выздоровление Задержка психического, моторного или речевого развития

Слайд 6Перечень состояний по классификации МКБ-10 (ВОЗ), рассматриваемых среди ММД
Раздел F8/Нарушения

психологического развития
F80/Расстройства развития речи
F81/Расстройства развития школьных навыков: дисграфия, дислексия, дискалькулия
F82/Расстройства

развития двигательных функций: диспраксия

Раздел F9/Поведенческие и эмоциональные расстройства детского и подросткового возраста
F90/Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
F91/Нарушения поведения
Перечень состояний по классификации МКБ-10 (ВОЗ), рассматриваемых среди ММДРаздел F8/Нарушения психологического развитияF80/Расстройства развития речиF81/Расстройства развития школьных навыков:

Слайд 7Причины ММД
I. Причины, влияющие на возникновение перинатальных поражений ЦНС:
соматические заболевания

матери с явлениями хронической интоксикации.;
острые инфекционные заболевания или обострение хронических

очагов инфекции в организме матери в период беременности;
нарушение питания и общая незрелость беременной женщины;
наследственные заболевания и нарушения обмена веществ;
патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.);
вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.);
патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при применении родового пособия.;
недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.

II. Антенатальный период:
внутриутробные инфекции;
обострения хронических заболевании будущей матери с неблагоприятными изменениями метаболизма;
Интоксикации;
действие различных видов излучения;
генетическая обусловленность .

III. Интранатальный период:
длительный безводный период;
отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях стимуляция родовой деятельности;
недостаточное раскрытие родовых путей;
стремительные роды;
применение ручных родовспомогательных приемов;
кесарево сечение;
обвитие плода пуповиной.

Причины ММДI. Причины, влияющие на возникновение перинатальных поражений ЦНС:соматические заболевания матери с явлениями хронической интоксикации.;острые инфекционные заболевания

Слайд 83. СДВГ как одно из проявлений ММД
Наиболее распространенным вариантом ММД

является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Симптомы СДВГ
Раздел 1. Нарушения

внимания:
1. Часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
3. Часто складывается впечатление о том, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
6. Обычно избегает, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Раздел 2. Гиперактивность:
1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
Импульсивность:
6. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
7. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
8. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
9. Часто бывает болтливым.


3. СДВГ как одно из проявлений ММД Наиболее распространенным вариантом ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Слайд 9Основные диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по классификациям

МКБ-10 :
не соответствующие нормальным возрастным характеристикам нарушения внимания, гиперактивность и

импульсивность, свидетельствующие о недостаточных адаптационных возможностях;
появление первых симптомов в возрасте младше 7 лет;
постоянное сохранение симптомов на протяжении как минимум 6 мес. в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптации ребенка;
проявление недостаточной адаптации в различных ситуациях и видах окружающей обстановки (дома и в школе), несмотря на соответствие уровня интеллектуального развития нормальным возрастным показателям.

Для постановки диагноза необходимо наличие 6 или более из 9 перечисленных симптомов нарушений внимания (раздел 1) и/или 6 или более из 9 признаков гиперактивности и импульсивности (раздел 2). Имеющиеся у ребенка симптомы должны сохраняться на протяжении как минимум 6 мес и быть выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам.

Основные диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по классификациям МКБ-10 :не соответствующие нормальным возрастным характеристикам нарушения

Слайд 104. Типы ММД
Формирование типов ММД связано с сочетанием и выра­женностью

следующих факторов:
1. Ослабленность мозговой деятельности.
2. Общая неуправляемость, рассогласованность деятельности отдельных

подструктур мозга.
3. Дисбаланс нервных процессов.
4. Типы ММДФормирование типов ММД связано с сочетанием и выра­женностью следующих факторов:1. Ослабленность мозговой деятельности.2. Общая неуправляемость,

Слайд 11Распространенность выделенных типов в популяции детей с ММД:
астеничный -

15%;
реактивный - 25%;
ригидный - 20%;
активный – 10%;
субнормальный - 30%.

Характеристика типов

ММД
Астенический тип
повышенная утомляемость, которая может быть характерна только для интеллектуальной деятельности;
замедленная переключаемость с одного вида деятельности на другой;
частые периодические отключения внимания на уроке;
малый объем кратковременной и оперативной памяти;
необходимость в опоре на внешние стимулы;
бедность образной сферы, представлений;
эмоциональная вялость, инертность
2. Реактивный тип
двигательная расторможенность, вынужденная, неуправляемая реактивность, сочетающаяся с повышенной возбудимостью, переключаемостью и утомляемостью;
быстрая автоматическая смена видов деятельности, без участия внимания;
«полевое» поведение, направляемое окружающими предметами и людьми; присутствие взрослых не является сдерживающим фактором;
периодические отключения внимания на уроке;
память может быть в норме, но носит непланомерный характер;
бурные, но быстро проходящие эмоциональные реакции, сочетающиеся с неглубокими переживаниями;
резкая и неадеватная реакция на замечания, повышенная конфликтность;
неспособность следовать правилам, сдерживать обещания.
Распространенность выделенных типов в популяции детей с ММД: астеничный - 15%;реактивный - 25%;ригидный - 20%;активный – 10%;субнормальный

Слайд 123. Ригидный тип
замедленность движений, речи, реакций;
тугоподвижность, инертность психических процессов, замедленная

врабатываемость;, включаемость особенно в новые виды деятельности
устойчивость и концентрация

внимания средние, плохая переключаемость;
интерференция (наложение) предыдущей деятельности на последующую, что приводит к путанице;
плохое выполнение коротких работ, хорошое – длинных;
память в норме;
эмоциональные застревания на глубоких переживаниях.
4. Активный тип
неорганизованность и импульсивность;
активное включение в работу, но низкая работоспособность, быстрое утомление, неспособность к регуляции своей работоспособности;
скорость деятельности хорошая, особенно в группе, но резко снижается к концу работы;
низкая точность работы;
высокая скорость работы в начале работы и низкая – в конце;
хорошее выполнение работы в ее начале и плохое – в конце;
хорошее выполнение коротких работ, плохое – длинных;
память в норме, объем внимания и памяти мал.
5. Субнормальный тип
поведение в норме;
несколько повышенная утомляемость, хотя с помощью волевых усилий и самоконтроля могут несколько корректировать свою деятельность;
«отключения» от деятельности значительно редки в сравнении с другими типами ММД;
малый объем оперативной памяти;
низкий уровень развития произвольного внимания;
интеллект сохранен.
3. Ригидный типзамедленность движений, речи, реакций;тугоподвижность, инертность психических процессов, замедленная врабатываемость;, включаемость особенно в новые виды деятельности

Слайд 135. Возрастная динамика проявлений ММД

5. Возрастная динамика проявлений ММД

Слайд 146. Лечение и психолого-педагогическая коррекция детей с ММД
Схема лечения детей

с ММД
Медикаментозное лечение .
Мероприятия поведенческой терапии (оперантные техники (программы подкрепления,

тренинг самоинструктажа, тренинг социальных умений) .
Функциональный тренинг, помогающий преодолеть трудности в обучении и проблемы с успеваемостью и, благодаря этому, повысить самооценку.
Консультирование родителей.
Рекомендации по организации обучения детей с ММД:
обеспечить детям «мягкое», замедленное включение в учебу;
более позднее начало обучения в школе (с 8 лет);
профилактика переутомления в течение дня: уроки в течение 30 минут, большой перерыв с прогулкой после 2-3 урока;
оборудование специального помещения для отдыха на переменах, где дети могут посидеть, полежать, поиграть;
не рекомендуется оставлять детей в группе продленного дня (в связи с необходимостью дневного сна, одиночества, отдыха от общения со сверстниками);
заранее объяснять материал, который собираются проходить в школе, чтобы обеспечить включение ребенка в объяснение учителя на уроке;
как можно меньше писать в 1 классе (специальные тетради с напечатанными примерами и т.д.);
вместо письма на доске предлагать ребенку выбрать карточку с правильным ответом;
использовать на уроке игровые моменты, что снижает переутомление;
проблему дисциплины решить посредством оборудования класса отдельными партами, рассчитанными на 1 человека;
выделять существенные моменты в объясняемым материале (правило, принцип, алгоритм решения);
материал на уроке строить таким образом, чтобы варьировался один и тот же алгоритм или тип задания;
учитывать цикличность интеллектуальной активности ребенка как на уроке, так и в домашней работе;
дома не только выполнять домашние задания, но и повторять материал, пройденный в школе;
находиться рядом с ребенком при выполнении домашних заданий, не раздражаться и не нервировать ребенка;
использовать черновик при выполнении домашних заданий, но перед переписыванием выполненного задания в чистовик дать ребенку отдохнуть.
6. Лечение и психолого-педагогическая коррекция детей с ММД Схема лечения детей с ММДМедикаментозное лечение .Мероприятия поведенческой терапии

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика