Слайд 1Тема лекции №3: «Оценка и контроль качества товаров»
План
Оценка качества товаров,
сущность и необходимость. Градации качества товаров.
Дефекты товаров, понятие и классификация.
Методы
оценки качества товаров.
Оценка уровня качества, сущность, необходимость и методы (с. 247-256).
Контроль качества товаров и количественная характеристика товаров.
Методы контроля качества, правила отбора выборки, проб и образцов.
Слайд 21. Оценка качества товаров, сущность и необходимость. Градации качества товаров.
Оценка
качества товаров – совокупность операций по
- выбору номенклатуры показателей
качества;
- определению их действительного значения;
- сопоставлению с базовыми показателями.
Градация качества – это категории, которые ранжируют товары одного наименования от высших до низших ступеней качества на основе
значений показателей качества;
наличия дефектов
Слайд 3Градации качества
Градация качества – категория или разряд, присвоенные различным требованиям
к качеству товаров, имеющих то же самое функциональное применение (ГОСТ
Р ИСО 9000 - 2001).
Градации качества
Стандартные товары
- сорт;
- группа сложности;
- марка;
- группа качества;
- номер;
- категория качества
Нестандартные товары
-ликвидные;
- условно-пригодные товары
Брак и отходы
- неликвидные;
- опасные товары
Слайд 4Градации товаров по качеству
Слайд 5Категории товаров, имеющие риски при контроле таможенной стоимости
Предметы роскоши;
Товары известных
брендов;
Товары класса «люкс»;
4. Товары класса «премиум»;
5. Товары «комфорт»
Слайд 62. Дефекты товаров
Дефект – невыполнение требования, связанного с предполагаемым или
установленным использованием
( ГОСТ Р ИСО 9000-2001).
Классификация дефектов
По степени значимости:
критические,
значительные, малозначительные;
2. По возможности обнаружения: явные, скрытые;
3. По возможности устранения : устранимые, неустранимые;
4. По происхождению:
сырьевые, технологические, предреализационные;
5. По размерам: мелкие, крупные
Слайд 73. Методы оценки качества товаров в исследованиях.
Слайд 81. Органолептические методы или сенсорные – методы определения значений показателей
качества товаров на основе восприятия органов чувств
Слайд 92. Измерительные методы – методы определения значений показателей качества с
помощью технических средств
Слайд 115. Контроль качества товаров, сущность и количественная характеристика товаров.
Единичные экземпляры
– отдельные товары, которые обладают целостностью и присущими потребительским свойствами
(автомобиль, обувь, банка с краской, бутылка вина и др.);
Комплексная упаковочная единица – совокупность единичных экземпляров одинаковых товаров, объединенных общностью упаковки (упаковка напитков);
Комплект товаров – совокупность единичных экземпляров разнородных товаров, предназначенных для одного назначения (одежда, мебель, посуда, запасные детали);
Товарная партия – совокупность единичных экземпляров товаров или комплексных упаковочных единиц, объединенных по определенному признаку и оформленная одним транспортным документом (одного способа изготовления, произведенная в одних и тех же условиях, одной градации качества).
Слайд 12Выборочный контроль
Выборка – определенное минимально допустимое количество упаковочных единиц, составляющих
представительную часть товарной партии;
Проба (образец) – минимально допустимая часть товарной
партии, отобранная по установленным правилам;
Точечная проба – единичная проба определенного размера, отбираемая из одного места товарной партии;
Объединенная проба – совокупность точечных проб, отобранных от одной товарной партии;
Средняя проба – часть объединенной пробы для проведения лабораторных испытаний (разделение на аналитическую, арбитражную и контрольная пробы)
Слайд 13Правила отбора проб (образцов) и методы отбора
Оптимальность размера пробы –
проба должна быть не ниже минимально допустимого предела, но не
излишне большой;
Представительность (репрезентативность) пробы – способность с достаточной достоверностью отражать свойства всей товарной партии;
Случайность – равная вероятность попадания товаров в выборку;
Отбор с применением случайных чисел для товаров, представленных в виде ряда (таблицы случайных чисел в соответствии со стандартом);
Метод многоступенчатый для товаров, представленных в упаковке;
Метод «вслепую» для товаров, представленных россыпью;
Метод систематический для товаров, представленных в виде потока