Слайд 1ТЕМА ЛЕКЦИИ: ОРГАНЫ, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
1. Система
органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
2. Подведомственность дел об
административных правонарушениях.
Слайд 2ВОПРОС 1. Система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Система
органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, отличается неоднородностью субъектов этой
деятельности.
Законодатель в ст. 194 КоАП дает перечень органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях образующих определенную систему.
Система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, строится по территориальному и отраслевому принципу.
Слайд 3Дела об административных правонарушениях рассматриваются:
Слайд 4ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ - функционирующие
в пределах того или иного административно-
территориального
деления
Административные
комиссии
Комиссии по делам
несовершеннолетних
Исполнительные комитеты
поселковых, сельских
Советов депутатов
Районные
(городские)
суды (судьи)
Слайд 5
Административные комиссии (ст. 199 КоАП) являются единственными органами, специально образованными
для рассмотрения дел об административных правонарушениях и применения к нарушителям
административных взысканий.
Примерное положение об административной комиссии, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 сентября 2001 г. № 1396).
Административные комиссии наделены наиболее широкими полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Слайд 6
В состав административной комиссии входят:
председатель комиссии,
его
заместитель,
ответственный секретарь
иные члены комиссии.
Административная комиссия при районном, городском исполнительном
комитете и местной администрации образуется из 9 - 11 человек, при поселковом и сельском исполнительном комитете - из 5 - 7 человек.
Слайд 7Заседания административной комиссии созываются ответственным секретарем комиссии по согласованию с
председателем административной комиссии по мере необходимости, но не реже одного
раза в 15 дней.
Они вправе рассматривать дела об административных правонарушениях при наличии определенного кворума (не менее половины членов их состава).
Постановление административной комиссии принимается простым большинством голосов членов административной комиссии, присутствующих на заседании.
Слайд 8
Заседания административной комиссии проводятся по месту нахождения местного исполнительного и
распорядительного органа, при котором образована административная комиссия, или в специально
отведенном помещении, а также по месту работы, учебы или жительства лиц, в отношении которых рассматриваются дела об административных правонарушениях.
О дне заседания административной комиссии извещается прокурор города (района в городе, района).
Председательствующим на заседании административной комиссии является председатель административной комиссии, а в его отсутствие либо по его поручению - заместитель председателя административной комиссии.
Слайд 9В состав административной комиссии при городском, районном исполнительном комитете включаются:
один из заместителей председателя либо управляющий делами исполнительного комитета (председатель
административной комиссии),
представители структурных подразделений исполнительного комитета (юридическое, организационно-кадровой работы, внутренних дел, по экономическому регулированию, рыночным отношениям и потребительскому рынку, по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и другие),
представитель органа санитарного надзора, жилищного ремонтно-эксплуатационного объединения и иных организаций, находящихся на территории соответствующего города или района,
освобожденный ответственный секретарь комиссии.
Слайд 10 Дела об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к компетенции административных
комиссий, можно подразделить на две группы:
дела
об административных
правонарушениях,
которые
находятся
исключительно в
подведомственности
административных
комиссий.
дела
об административных
правонарушениях
смешанной компетенции,
т.е. их могут рассматривать
и разрешать
как административные
комиссии,
так и другие органы,
уполномоченные
на это законодательством
Слайд 11Комиссии по делам несовершеннолетних (городские, районные) - ст. 201 КоАП
РБ -рассматривают дела об административных проступках несовершеннолетних (от 16 до
18 лет), а также дела в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих.
Исполнительные комитеты поселковых, сельских Советов депутатов - ст. 200 КоАП РБ - вправе рассматривать дела об административных правонарушениях при наличии определенного кворума (не менее двух третей состава исполнительного комитета).
Они рассматривают дела о нарушении права государственной собственности на животный мир; нарушении правил пользования жилыми помещениями; нарушении законодательства об охране историко-культурного наследия; потраве посевов и повреждении насаждений; нарушении порядка приобретения, хранения, передачи или продажи гражданами огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия и др.
Слайд 12В последние годы выделена значительная категория административных правонарушений, меры административной
ответственности за которые назначаются районными (городскими) судами (судьями) ст. 202
КоАП Республики Беларусь.
К ним относятся дела о неповиновении законному распоряжению или требованию работника милиции, о реализации продукции, загрязненной радионуклидами сверхдопустимых уровней; мелком хищении; о нарушении установленного порядка проведения валютных операций; мелком хулиганстве и др.
Слайд 13Отраслевые органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, тесно связаны
с отраслями государственного управления. Этим органам присуща не только отраслевая
специализация в рассмотрении конкретных дел, но и четкая иерархичность юрисдикционной подведомственности.
за нарушение правил охоты полномочны рассматривать соответствующие дела и налагать административные взыскания руководители республиканских, областных и районных органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты ст. 222 КоАП РБ;
за нарушение правил пожарной безопасности – органы госуд.пожарного надзора ст. 204 КоАП РБ,
за нарушение правил рыболовства – органы рыбоохраны ст. 219 КоАП РБ.
Слайд 14ВОПРОС 2. Подведомственность дел об административных правонарушениях.
Для научной организации исследуемой
юрисдикционной деятельности большое значение имеет четкое определение того, какой субъект
власти какими делами владеет, кто такие дела оформляет, рассматривает, исполняет.
Правильное решение вопросов подведомственности - необходимое условие квалифицированного, оперативного разрешения дела об административных правонарушениях.
Подведомственность составляет неотъемлемую часть компетенции.
Слайд 15
Подведомственность, представляет собой распределение (закрепление) всех дел об административных правонарушениях
между органами административной юрисдикции, которые уполномочены рассматривать дела, отнесенные законом
к их компетенции, и налагать административные взыскания.
При определении подведомственности дел об административных правонарушениях следует помнить о существовании разных уровней подведомственности и порядке последовательного их выявления.
Слайд 17
Видовая подведомственность - закрепляется юридическими нормами, в которых сказано, какой
вид государственных органов занимается такими делами.
Территориальная подведомственность (ст. 256 КоАП),
следует выяснить, какой конкретно орган исполнительной власти данного вида, какой суд (судья) должен заниматься делом.
Должностная подведомственность - необходимо определить, кто в государственном органе должен заниматься рассмотрением дела.
Слайд 18Видовая подведомственность закрепляется :
чаще всего однозначно (дело рассматривает ОВД или
судья),
иногда альтернативно (гражданин вправе обжаловать постановление таможенного органа в
вышестоящий таможенный орган или суд, значит, жалобу вправе рассматривать либо первый, либо второй орган государственной власти).