Разделы презентаций


Тема лекции: Предмет и история развития патопсихологии

Содержание

Предмет и задачи патопсихологии.История развития патопсихологииПлан лекции

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема лекции: Предмет и история развития патопсихологии
Лектор: кандидат педагогических наук,

доцент кафедры специальной педагогики и психологии БГПУ им. М. Акмуллы
Фатихова

Лидия Фаварисовна

Тема лекции:  Предмет и история развития патопсихологииЛектор: кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии

Слайд 2Предмет и задачи патопсихологии.
История развития патопсихологии
План лекции

Предмет и задачи патопсихологии.История развития патопсихологииПлан лекции

Слайд 3Патопсихология – от греческого pathos – болезнь, страдание, страсть, порок

и psyche – душа, logos – слово, речь, высказывание, учение.
Возникновение

патопсихологии

1. Предмет и задачи патопсихологии.

Патопсихология – от греческого pathos – болезнь, страдание, страсть, порок и psyche – душа, logos – слово,

Слайд 4Связь патопсихологии с другими науками

Специальная психология

Связь патопсихологии с другими наукамиСпециальная психология

Слайд 5Предметом патопсихологии являются закономерности распада психической деятельности и свойств личности

в сопоставлении с закономерностями и протекания психических процессов, закономерности искажений

отражательной деятельности.

Предметом патопсихологии являются закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями и протекания психических

Слайд 6результаты исследования расстройств психики позволяют проследить строение различных форм психической

деятельности, факторы, которые ответственны за ту или иную структуру психической

деятельности человека;
изучение мотивационно-потребностной сферы человека на материале искажения, разрушения иерархии мотивов и формирования новых мотивов, появлению новых качеств личности, что позволяет решить вопросы соотношения биологического и социального развития психики здорового человека;
проблема распада и развития психики, сформулированная еще в 1930-х гг. Л.С. Выготским: распад психики не является негативом развития, а создает условия для развития аномальной психики.

Теоретическое значение патопсихологии:

результаты исследования расстройств психики позволяют проследить строение различных форм психической деятельности, факторы, которые ответственны за ту или

Слайд 7данные патопсихологического исследования могут быть использованы для дифференциально-диагностических целей, т.е.

служить дополнительным материалом для установления диагноза;
использование данных психопатологического исследования для

определения характера действия различных терапевтических (в том числе и психофармокологических) средств;
использование психопатологического исследования в психиатрической экспертизе (трудовой, судебной, воинской);
участие в психотерапевтической работе (лечение неврозов, алкоголизма и др.);
участие в установлении прогноза обучаемости детей, что важно для определения типа учреждения, в котором лучше обучаться ребенку

Прикладное (практическое) значение патопсихологии:

данные патопсихологического исследования могут быть использованы для дифференциально-диагностических целей, т.е. служить дополнительным материалом для установления диагноза;использование данных

Слайд 8сбор дополнительной информации о психическом состоянии больного – познавательной, эмоционально-волевой,

мотивационно-потребностной сфер и личности в целом, а именно определение особенностей,

структуры и взаимосвязи психических нарушений;
проведение экспериментально-психологического исследования с целью психиатрической экспертизы (трудовой, воинской, судебной), которая в связи с заинтересованностью больного в результатах исследования чревата следующими сложностями:
а) диссимуляция – преуменьшение выраженности болезненных нарушений;
б) аггравация – усиление тяжести нарушений вплоть до симуляции болезненных проявлений психики;
исследование изменений психики под влиянием терапии с целью установления эффективности последней;
выявление сохранных сторон психики и личности больного, изучению его отношений в социальной среде, трудовых, учебных установок и разработки рекомендаций, способствующих его трудовой и социальной реабилитации;
участие в системе психотерапевтических мероприятий

Задачи патопсихологии:

сбор дополнительной информации о психическом состоянии больного – познавательной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер и личности в целом, а

Слайд 9Предпосылки развития патопсихологии:
в конце XIX в. психология стала постепенно утрачивать

характер умозрительной науки, в ее исследования проникли методы естествознания
экспериментальные методы

В. Вундта и его учеников проникают и в область психиатрических клиник (клиника психиатрии Крепелина);
Эоткрываются экспериментально-психологические лаборатории в психиатрических клиниках России - лаборатория В.М. Бехтерева в Казани (1885) и лаборатория в клинике С.С. Корсакова (1886);
В 20-х гг. ХХ века появляются работы по медицинской психологии известных зарубежных психиатров: «Медицинская психология» Э. Кречмера, трактующая проблемы распада и развития с неприемлемых для нас позиций конституционализма, и «Медицинская психология» П. Жанэ

2. История развития патопсихологии.

Предпосылки развития патопсихологии:в конце XIX в. психология стала постепенно утрачивать характер умозрительной науки, в ее исследования проникли

Слайд 10Вклад ученых в развитие отечественной патопсихологии
Окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге.
Предметом

его изучения стало устройство мозга и нервной ткани. Создал в

1908 году Психоневрологический институт, ныне носящий его имя. В 1918 году, Бехтерев объявил о создании новой науки - рефлексологии. По его мнению, объективное исследование личности возможно на основании изучения рефлексов.
В 1885 г. в Казани В.М. Бехтеревым была открыта первая клиническая экспериментально-психологическая лаборатория в России, которая была потом переведена в Петербург.

Бехтерев Владимир Михайлович (1957-1927)

Под руководством В.М. Бехтерева в клинике душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии было проведено большое количество экспериментально-психологических исследований.
Работы его учеников были посвящены экспериментальному исследованию внимания и умственной работоспособности при разных душевных болезнях.
В.М. Бехтерев выдвинул основные требования к экспериментальным методикам, применяемым в патопсихологическом исследовании. Наибольшее применение среди использовавшихся методик получили словесный ассоциативный эксперимент, методика определения и сравнения понятий, корректурная проба, счетные задачи для учета динамики работоспособности больных.

Вклад ученых в развитие отечественной патопсихологииОкончил Медико-хирургическую академию в Петербурге.Предметом его изучения стало устройство мозга и нервной

Слайд 11Окончил Лубянскую гимназию с золотой медалью и поступил в Военно-медицинскую

академию, где активно занимался психологией. Под руководством В.М. Бехтерева изучал

психические и нервные болезни. С 1895 г. работал в психиатрической лаборатории, где изучал проблемы экспериментальной психологии и клинической психофизиологии. Созданная А.Ф. Лазурским психологическая лаборатория в Психоневрологическом институте, основанном В.М. Бехтеревым, превратилась в один из важнейших центров русской научной психологии.

Лазурский Александр Федорович (1874-1917)

А.Ф. Лазурский раздвинул границы эксперимента в психологии, применяя его в обычных условиях повседневной жизни, и сделал предметом экспериментального исследования конкретные формы деятельности и сложные проявления личности.
Им предложена система экспериментальных приемов, которые были названы «естественным экспериментом». Данный метод занимает как бы промежуточное место между наблюдением и экспериментом. Вначале эти приемы применялись к детям, а потом были перенесены в психиатрическую клинику.

Окончил Лубянскую гимназию с золотой медалью и поступил в Военно-медицинскую академию, где активно занимался психологией. Под руководством

Слайд 12
Вторым центром, в котором развивалась клиническая психология, была психиатрическая клиника

С.С. Корсакова в Москве. В этой клинике была организована с

1886 г. вторая в России психологическая лаборатория, которой заведовал А.А. Токарский.
С.С. Корсаков придерживался мнения, что знание основ психологической науки дает возможность правильного понимания распада психической деятельности душевнобольного.

Корсаков Сергей Сергеевич


В работах, вышедших из клиники С.С. Корсакова, содержатся положения, вносящие ценный вклад в теорию психологической науки. Работы С.С. Корсакова "К психологии микроцефалии", "Медико-психологические исследования одной формы нарушений памяти"содержат в себе интересный анализ структуры слабоумия, они подводят к мысли о том, что нарушения интеллектуальной деятельности больных не сводятся к распаду отдельных способностей, а что речь идет о сложных формах нарушений всей целенаправленной мыслительной деятельности.

Вторым центром, в котором развивалась клиническая психология, была психиатрическая клиника С.С. Корсакова в Москве. В этой клинике

Слайд 13Выготский Лев Семенович (1896-1934)
Л.С. Выготский использовал данные патопсихологических исследований для

построения своей теории о высших психических функциях и в своей

принципиальной дискуссии с К. Левиным. Идеи Л.С. Выготского, которые были в дальнейшем развиты его учениками и сотрудниками А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, П.Я. Гальпериным, Л.И. Божович, А.В. Запорожцем, а именно:
1) мозг человека располагает иными принципами организации функции, нежели мозг животного;
2) развитие высших психических функций не предопределено одной лишь морфологической структурой мозга; психические процессы не возникают в результате одного лишь созревания мозговых структур, они формируются прижизненно в результате обучения и воспитания и присвоения опыта человечества;
3) поражения одних и тех же зон коры имеют разное значение на разных этапах психического развития.

Разработал культурно-историческую теорию в психологии. Своими экспериментальными исследованиями положил начало изучению распада мышления.
С 1924 работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им Институте дефектологии. Профессор института психологии в Москве.

Выготский Лев Семенович (1896-1934)Л.С. Выготский использовал данные патопсихологических исследований для построения своей теории о высших психических функциях

Слайд 14Лурия Александр Романович (1902-1977)
Профессор, доктор педагогических наук , доктор медицинских

наук, действительный член Академии Педагогических наук РСФСР, действительный член АПН

СССР, принадлежит к числу выдающихся отечественных психологов, получивших широкую известность своей научной, педагогической и общественной деятельностью. В течение более чем 50-летней научной работы Александр Романович внес важный вклад в развитие различных областей психологии.

Окончил факультет общественных наук Казанского университета в 1921 г. и в 1937 г. - 1-й Московский медицинский институт. В 20-х гг., как ученик Л.С.Выготского, он участвовал в создании отечественной психологической науки, в разработке теории культурно-исторического развития психических процессов.
Начиная с 1940 г. Лурия проводил исследования, посвященные анализу мозговых механизмов психических процессов. Он создал новое направление в психологии - нейропсихологию, является автором теории функциональной локализации психических функций, которая легла в основу патопсихологии.

Лурия Александр Романович (1902-1977)Профессор, доктор педагогических наук , доктор медицинских наук, действительный член Академии Педагогических наук РСФСР,

Слайд 15Мясищев Владимир Николаевич (1893-1973)
Окончил медицинский факультет Психоневрологического института, основанного выдающимся

неврологом, психиатром и психологом В.М. Бехтеревым. Научную деятельность начал еще

в студенческие годы под руководством В. М. Бехтерева и известного русского психолога А. Ф. Лазурского. С 1919 г. работает в Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева.
В.Н. Мясищев стремился к сочетанию психиатрии и психологии и внедрению объективных методов исследования больных в психиатрические клиники.

Им разработаны методики объективной регистрации эмоциональных компонентов психической деятельности человека (в качестве объективного показателя использовалась электрокожная характеристика человека (ЭКХ), регистрируемая с помощью гальванометра). На основании работ, посвященных анализу строения трудовой деятельности больных, В.Н. Мясищев выдвинул положение о том, что нарушение трудоспособности следует рассматривать как основное проявление душевной болезни человека и что показатель трудоспособности служит одним из критериев психического состояния больного.

Мясищев Владимир Николаевич (1893-1973)Окончил медицинский факультет Психоневрологического института, основанного выдающимся неврологом, психиатром и психологом В.М. Бехтеревым. Научную

Слайд 16Зейгарник Блюма Вульфовна (1900-1988)
Основоположник современной отечественной патопсихологии, одна из создателей

факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии.
Широко известен результат

дипломной работы Зейгарник, выполненной под руководством Курта Левина в Берлинском университете, где она показала, что незавершённые действия запоминаются лучше, чем завершённые («эффект Зейгарник»).
С 1931 года работала в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины под руководством Л. С. Выготского.


Б.В. Зейгарник разработала теоретико-методологические основы патопсихологии, ввела деятельностный подход к изучению психических расстройств, согласно которому нарушение психической деятельности может проявляется на разных уровнях – мотивационном, операциональном, регуляторном.

Зейгарник Блюма Вульфовна (1900-1988)Основоположник современной отечественной патопсихологии, одна из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии.

Слайд 17Поляков Юрий Федорович (1927-2002)

Родился 9 декабря 1927 в г. Москве,

специалист в области клинической психологии, закончил отделение русского языка, логики

и психологии филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (1951), доктор психологических наук (1968), профессор (1969), заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии (с 1980 по 2001). Умер в 2002 году.
Занимался исследованием патологии познавательных процессов. Работал в Институте судебной психиатрии, собрал уникальный материал о формах патологии мышления при различных психических заболеваниях. Им изучены и структурированы психологические синдромы при шизофрении и других формах психических заболеваний.

Ю.Ф. Поляков выдвинул стратегическую программу построения общей теории отклонений, изменений, нарушений и восстановления психической деятельности при разных видах патологии и аномалиях развития, или программу своего рода «общей патопсихологии».

Поляков Юрий Федорович (1927-2002)Родился 9 декабря 1927 в г. Москве, специалист в области клинической психологии, закончил отделение

Слайд 18Современное состояние патопсихологии
Одной из ведущих проблем в области патопсихологии является

проблема распада познавательной деятельности. Работа в этой области ведется в

разных направлениях: исследуются изменения личностного компонента в структуре расстройств познавательных процессов (лаборатория московского Института психиатрии и лаборатория патопсихологии факультета психологии МГУ), разрабатывается вопрос о связи нарушений познавательных процессов с процессом актуализации знаний (лаборатория Института психиатрии Академии медицинских наук).
Другая линия исследований направлена на психологический анализ наблюдаемых в психиатрической клинике нарушений личности. Изменяя психическую деятельность человека, болезнь приводит к различным формам патологии личностных особенностей.


Современное состояние патопсихологииОдной из ведущих проблем в области патопсихологии является проблема распада познавательной деятельности. Работа в этой

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика