1. Предмет и задачи патопсихологии.
Теоретическое значение патопсихологии:
Прикладное (практическое) значение патопсихологии:
Задачи патопсихологии:
2. История развития патопсихологии.
Бехтерев Владимир Михайлович (1957-1927)
Под руководством В.М. Бехтерева в клинике душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии было проведено большое количество экспериментально-психологических исследований.
Работы его учеников были посвящены экспериментальному исследованию внимания и умственной работоспособности при разных душевных болезнях.
В.М. Бехтерев выдвинул основные требования к экспериментальным методикам, применяемым в патопсихологическом исследовании. Наибольшее применение среди использовавшихся методик получили словесный ассоциативный эксперимент, методика определения и сравнения понятий, корректурная проба, счетные задачи для учета динамики работоспособности больных.
Лазурский Александр Федорович (1874-1917)
А.Ф. Лазурский раздвинул границы эксперимента в психологии, применяя его в обычных условиях повседневной жизни, и сделал предметом экспериментального исследования конкретные формы деятельности и сложные проявления личности.
Им предложена система экспериментальных приемов, которые были названы «естественным экспериментом». Данный метод занимает как бы промежуточное место между наблюдением и экспериментом. Вначале эти приемы применялись к детям, а потом были перенесены в психиатрическую клинику.
Корсаков Сергей Сергеевич
В работах, вышедших из клиники С.С. Корсакова, содержатся положения, вносящие ценный вклад в теорию психологической науки. Работы С.С. Корсакова "К психологии микроцефалии", "Медико-психологические исследования одной формы нарушений памяти"содержат в себе интересный анализ структуры слабоумия, они подводят к мысли о том, что нарушения интеллектуальной деятельности больных не сводятся к распаду отдельных способностей, а что речь идет о сложных формах нарушений всей целенаправленной мыслительной деятельности.
Разработал культурно-историческую теорию в психологии. Своими экспериментальными исследованиями положил начало изучению распада мышления.
С 1924 работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им Институте дефектологии. Профессор института психологии в Москве.
Окончил факультет общественных наук Казанского университета в 1921 г. и в 1937 г. - 1-й Московский медицинский институт. В 20-х гг., как ученик Л.С.Выготского, он участвовал в создании отечественной психологической науки, в разработке теории культурно-исторического развития психических процессов.
Начиная с 1940 г. Лурия проводил исследования, посвященные анализу мозговых механизмов психических процессов. Он создал новое направление в психологии - нейропсихологию, является автором теории функциональной локализации психических функций, которая легла в основу патопсихологии.
Им разработаны методики объективной регистрации эмоциональных компонентов психической деятельности человека (в качестве объективного показателя использовалась электрокожная характеристика человека (ЭКХ), регистрируемая с помощью гальванометра). На основании работ, посвященных анализу строения трудовой деятельности больных, В.Н. Мясищев выдвинул положение о том, что нарушение трудоспособности следует рассматривать как основное проявление душевной болезни человека и что показатель трудоспособности служит одним из критериев психического состояния больного.
Б.В. Зейгарник разработала теоретико-методологические основы патопсихологии, ввела деятельностный подход к изучению психических расстройств, согласно которому нарушение психической деятельности может проявляется на разных уровнях – мотивационном, операциональном, регуляторном.
Ю.Ф. Поляков выдвинул стратегическую программу построения общей теории отклонений, изменений, нарушений и восстановления психической деятельности при разных видах патологии и аномалиях развития, или программу своего рода «общей патопсихологии».
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть