Разделы презентаций


Тема лекции: Социализация личности

Содержание

?Основные вопросы лекции:Понятие личности в социологииСоциализация: понятие, виды, основные этапыТеории социализацииСоциальный статус и социальная роль

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема лекции: Социализация личности

Тема лекции:  Социализация личности

Слайд 2?
Основные вопросы лекции:

Понятие личности в социологии
Социализация: понятие, виды, основные этапы
Теории

социализации
Социальный статус и социальная роль


?Основные вопросы лекции:Понятие личности в социологииСоциализация: понятие, виды, основные этапыТеории социализацииСоциальный статус и социальная роль

Слайд 3Вопрос 1. Понятие личности в социологии

Вопрос 1. Понятие личности в социологии

Слайд 4ЧЕЛОВЕК как родовое понятие
Индивид
Личность
Индивидуальность

ЧЕЛОВЕК  как родовое понятиеИндивидЛичностьИндивидуальность

Слайд 5?

Индивид - единичный представитель человеческого рода и является таковым по

факту рождения
Личность характеризует человека как члена общества, формирование личности возможно

только в социуме
Индивидуальность - совокупность отличительных черт (физических, психологических, социальных) одного человека от другого. В социологии - это проявление личностных качеств, благодаря которым человек способен привнести в культуру нечто новое.
?Индивид - единичный представитель человеческого рода и является таковым по факту рожденияЛичность характеризует человека как члена общества,

Слайд 6?
Социологическая трактовка личности:
Подчеркивается «надприродная» сущность человека, его социальное начало
«…личность важна

не как индивидуальность, а как обезличенная личность, как социальный тип…»

(В.А. Ядов)

Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития, субъект социальных отношений и сознательной деятельности
?Социологическая трактовка личности:Подчеркивается «надприродная» сущность человека, его социальное начало«…личность важна не как индивидуальность, а как обезличенная личность,

Слайд 7?
Черты «современной личности»:
Открытость экспериментам, инновациям и изменениям
Готовность к плюрализму мнений


Ориентация на настоящее и будущее, пунктуальность
Умение преодолевать создаваемые жизнью препятствия
Планирование

будущих действий
Вера в регулируемость и предсказуемость социальной жизни
Чувство справедливости распределения
Высокая ценность формального образования и обучения
Уважение достоинства других
?Черты «современной личности»:Открытость экспериментам, инновациям и изменениямГотовность к плюрализму мнений Ориентация на настоящее и будущее, пунктуальностьУмение преодолевать

Слайд 8Вопрос 2. Социализация: понятие, виды, основные этапы

Вопрос 2. Социализация: понятие, виды, основные этапы

Слайд 9Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм

и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно

Слайд 10?
Этапы социализации:
первичная (детская) социализация – этап младенческого возраста;
вторичная социализация –

этап, совпадающий с получением формального образования;
социализация зрелости – этап превращения

индивида в самостоятельного экономического агента и создания им собственной семьи;
социализация старости – этап постепенного отхода от активной трудовой деятельности и превращение в своеобразного «иждивенца»
?Этапы социализации:первичная (детская) социализация – этап младенческого возраста;вторичная социализация – этап, совпадающий с получением формального образования;социализация зрелости

Слайд 11?

Первичная социализация

Происходит под воздействием ближайшего окружения и сводится к приобретению

первых представлений о жизни в обществе

В процессе социализации происходит

наделение физиологических актов социальным смыслом.
?Первичная социализацияПроисходит под воздействием ближайшего окружения и сводится к приобретению первых представлений о жизни в обществе В

Слайд 12?

Вторичная социализация

Общая подготовка индивида к предстоящей ему в дальнейшем жизнедеятельности

в образовательных институтах и получение формального и неформального образования

Выработка навыков

функционирования в условиях формальной организации
?Вторичная социализацияОбщая подготовка индивида к предстоящей ему в дальнейшем жизнедеятельности в образовательных институтах и получение формального и

Слайд 13?

Социализация зрелости

Активная интеграция индивида в общество

Освоение роли самостоятельного экономического

агента

Создание собственной семьи

?Социализация зрелостиАктивная интеграция индивида в общество Освоение роли самостоятельного экономического агента Создание собственной семьи

Слайд 14?

Социализация старости

Неизбежное понижение социального статуса (снижение уровня доходов, ухудшение состояния

здоровья)
Ощущение социальной и профессиональной невостребованности, которое требует определенной психической адаптации
Появляется

необходимость освоения новых ролей (пенсионер, иждивенец, дедушка, бабушка…)
?Социализация старостиНеизбежное понижение социального статуса (снижение уровня доходов, ухудшение состояния здоровья)Ощущение социальной и профессиональной невостребованности, которое требует

Слайд 15?
Смерть как социальная проблема - принятие социального статуса «умирающий», при

котором социальные структуры формируют опыт соприкосновения со смертью
Элизабет Кюблер-Росс

выделяет пять стадий примирения человека со смертью:
отрицание того факта, что он умирает
гнев, вызванный тем, что его жизнь скоро подойдет к концу
попытка выпросить у Бога или судьбы отсрочку от смерти
депрессия, или «предваряющая скорбь»
примирение с фактом смерти



?Смерть как социальная проблема - принятие социального статуса «умирающий», при котором социальные структуры формируют опыт соприкосновения со

Слайд 16?
Каждый этап жизненного цикла сопровождается взаимодополняющими друг друга процессами:
десоциализацией

– процессом отучения от старых норм, ролей и правил поведения


ресоциализацией – процессом обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых
?Каждый этап жизненного цикла сопровождается взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией – процессом отучения от старых норм, ролей

Слайд 17?
Виды социализации:
Неполная социализация - неполное освоение необходимого объема знаний и

культуры
Частичная социализация - овладение в полной мере только какой-то частью

знаний и культуры в ущерб остальным
Односторонняя социализация - полном и даже сверх того объеме социализирован какой-то один участок жизни человека
Актуальная социализация - объем и содержание социального знания и культуры полностью соответствуют требованиям социума
?Виды социализации:Неполная социализация - неполное освоение необходимого объема знаний и культурыЧастичная социализация - овладение в полной мере

Слайд 18Агенты социализации
Первичные
это социальные группы, в которых протекают процессы первичной

социализации
семья, друзья, ближайшее окружение
Вторичные
это формальные социальные контексты: социальные институты,

организации
школа, вуз, армия, церковь
Агенты социализацииПервичные это социальные группы, в которых протекают процессы первичной социализациисемья, друзья, ближайшее окружениеВторичные это формальные социальные

Слайд 19 Вопрос 3. Теории социализации

Вопрос 3. Теории социализации

Слайд 20?
Теория «зеркального Я» Ч. Кули
в процессе «зеркального Я» индивид мысленно

принимает на себя точку зрения других людей и видит себя

как бы их глазами
Выделял три фазы:
индивид представляет себе, как он выглядит в глазах других людей
индивид воображает, как другие люди будут оценивать его внешность
он вырабатывает некий тип внутреннего самоощущения и на его основе формирует представление о том, что думают о нем прочие люди.

?Теория «зеркального Я» Ч. Кулив процессе «зеркального Я» индивид мысленно принимает на себя точку зрения других людей

Слайд 21?
Концепция «обобщенного другого» Дж. Герберта Мида
в процессе выработки полного самосознания

дети, как правило, проходят три стадии:
«стадию ролевой игры» -

ребенок в игре берет на себя роль только одного человека и «примеряет» на себя модель его поведения
«коллективной игры» - ребенок уже принимает в расчет множество ролей и должен учитывать роли большого числа людей
«обобщенного другого» - дети осознают, что они принадлежат к более крупному сообществу людей и это сообщество придерживается вполне определенных взглядов относительно его поведения
?Концепция «обобщенного другого» Дж. Герберта Мидав процессе выработки полного самосознания дети, как правило, проходят три стадии: «стадию

Слайд 22?
Таким образом,
Социальная группа, дающая индивиду сознание цельности собственной личности, по

Дж. Миду называется «обобщенный другой»
А. Халлер дополнил концепцию понятием «значимый

другой» - это та личность, одобрение которой добивается индивид и чьи действия он по преимуществу принимает

?Таким образом,Социальная группа, дающая индивиду сознание цельности собственной личности, по Дж. Миду называется «обобщенный другой»А. Халлер дополнил

Слайд 23?
Теория З. Фрейда
объединил основные потребности с влиянием общества, чтобы создать

модель личности, состоящую из трех частей:
Ид (оно) - воплощает

основные бессознательные влечения человеческого су­щества
Эго (я) - сознатель­ные усилия индивида, направленные на уравновешивание врожденных влечений к по­иску наслаждения с требованиями общества
Суперэго (сверх я) - представляет собой культурные ценности и нормы, интериоризированные индивидом
?Теория З. Фрейдаобъединил основные потребности с влиянием общества, чтобы создать модель личности, состоящую из трех частей: Ид

Слайд 24?
Элементами социализации выступают:

интернализация (от лат. internus - внутренний) – превращения

внешних норм во внутренние правила поведения
интериориза́ция — формирование внутренних

структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом
?Элементами социализации выступают:интернализация (от лат. internus - внутренний) – превращения внешних норм во внутренние правила поведения интериориза́ция

Слайд 25?
Итак, социализация:

Идентифицирует человека не только как «существо разумное», но

и как «существо социальное»
Способствует становлению социального «Я». Все человеческое поведение

– прежде всего результат научения, или социализации
Является процессом приобретения статусов и обучения ролевому поведению
?Итак, социализация: Идентифицирует человека не только как «существо разумное», но и как «существо социальное»Способствует становлению социального «Я».

Слайд 26Вопрос 4. Социальный статус и социальная роль

Вопрос 4. Социальный статус и социальная роль

Слайд 27?
Социальный статус обозначает конкретное место, которое за­нимает индивид или группа

в данной социальной системе

Социальная роль — это совокупность действий, кото­рые

должен выполнить субъект, занимающий данный статус в социальной системе
?Социальный статус обозначает конкретное место, которое за­нимает индивид или группа в данной социальной системеСоциальная роль — это

Слайд 28Ролевой набор - со­вокупность ролей, вытекающих из нескольких статусов
Главный (интегральный)

статус

определяет положение в обществе
отражается во внешнем поведении и облике и

внутренней позиции
часто определяется профессией

Дополнительные статусы
определяет положение в статусных группах
набор ролей, которые предписаны индивиду, исходя из позиции в социальной системе
определяется семейным положением, кругом общения, вероисповеданием и пр.

Ролевой набор - со­вокупность ролей, вытекающих из нескольких статусовГлавный (интегральный) статусопределяет положение в обществеотражается во внешнем поведении

Слайд 29Виды статусов
Предписанный — это навязанный обществом вне зависимости от усилий

и заслуг лично­сти. Он обусловливается этническим происхождением, местом рожде­ния, семьей

и т. д.
Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (н-р, писатель, директор и т. д.)
Личный статус – это положение, которое человек занимает в малой (как правило, первичной) группе,
Социальный – позиция, занимаемая человеком в большой общности
Виды статусовПредписанный — это навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг лично­сти. Он обусловливается этническим происхождением,

Слайд 30Ролевые требования — предписания, положения и ожидания соответствующего поведения, которые

воплощаются в конкретных социаль­ных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса
Ро­левое ожидание

- модель поведения, которую ожидают от нас другие

Ролевое исполнение – реальная модель поведения, реализуемая при исполнении социальной роли

Эффективность взаимодействия в социальной системе

Ролевые требования — предписания, положения и ожидания соответствующего поведения, которые воплощаются в конкретных социаль­ных нормах, сгруппированных вокруг

Слайд 31Статусно-ролевой комплекс как структурный компонент социальной системы (Т.Прасонс)
Статус является

структурной позицией в пределах социальной системы
Роль есть то, что

человек делает, занимая данную позицию, рассматриваемую в контексте ее функциональной значимости для системы в целом.

Следовательно, актор не более чем набор статусов и ролей
Статусно-ролевой комплекс как структурный компонент социальной системы (Т.Прасонс) Статус является структурной позицией в пределах социальной системы Роль

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика