средств для осуществления деятельности общения.
В общей психологии речь определяется как
исторически сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.
Речь и язык составляют сложное диалектическое единство
Язык становится средством общения, речевой коммуникации и одновременно инструментом мышления только в процессе речи (осуществления речевой деятельности). В свою очередь речь (как психофизиологический процесс порождения и восприятия речевых высказываний) осуществляется по правилам языка и на основе использования соответствующих знаков языка.
Влияние речи на язык
Под влиянием ряда факторов (требования общественной практики, развитие научных знаний, взаимное влияние различных языков) речь изменяет и совершенствует язык.
Речь построена из элементов языка, подчинена его законам, но она не равна, не тождественна языку. В живом процессе речи языковые единицы получают «чрезвычайную прибавку», а именно выбор, размещение, комбинирование, повторение и трансформирование)
Речевая деятельность
Речь рассматривается как речевая деятельность, выступающая или в виде целого акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в какую-либо неречевую деятельность
Отличительными признаками речевой деятельности, по А. А. Леонтьеву, являются следующие.
Предметность деятельности.
Целенаправленность,
Мотивированность
Иерархическая («вертикальная») организация
Фазная («горизонтальная») организация.