Слайд 1Тема № 6 Организация контроля качества в гражданской авиации
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
Введение
1. Производимые мероприятия до поступления транспортных средств
2. Входной контроль
Занятие №
2. Контроль качества авиаГСМ при приеме на склад
Учебные вопросы:
Меню
Разделы текущей лекции
Дисциплина «Применение горючего на авиационной технике и при проведении авиационных работ»
Заключение
Открыть учебник
3. Производимые мероприятия при сливе авиаГСМ
4. Прием продукта в заводской таре
Слайд 2Литература
Основная:
1.Применение горючего на авиационной технике и при проведении авиационных работ.
Смазочные масла, пластичные смазки, специальные жидкости. Учебное пособие / составители
М.А. Егоров, А.В. Калякин, Р.Р. Файзуллин – Ульяновск: УВАУ ГА (И), 2015. - 178 с.
2.Химмотология горюче-смазочных материалов. Научно-техническое издание/ А.С.Сафонов, А.И.Ушаков. В.В.Гришин В.В. – Санкт-Петербург: «НПИКЦ», 2007. – 488 с.
Дополнительная:
1.Применение горючего на военной технике: учебник/Е.И.Гулин, А.Ф.Горенков, С.Н.Зайцев, и др. – М.: ВОЕННОЕ ИЗДАНИЕ, 1989. - 432 с.
2.Химмотология горючего. Учебное пособие: в 2 ч.Ч. 1 / А.Н.Литвиненко, Н.В.Логинов, Н.В. Волков, Р.Р.Файзуллин, А.В. Калякин и др.; Под ред. А.Н.Литвиненко. – Ульяновск: УВВТУ, 2005. С. 262 c.
3. Химмотология. Учебник / А.А. Гуреев, И.Г. Фукс, В.Л. Лашхи – М.: ХИМИЯ, 1986. - 366 с.
Разделы текущей лекции
Открыть учебник
Меню
Слайд 31. Производимые мероприятия до поступления транспортных средств
Разделы текущей лекции
Открыть учебник
Меню
Слайд 4
До поступления продукта в наливном транспорте на складе ГСМ проверить:
-исправности
и чистоты сливных устройств;
-герметичности запорной арматуры и фланцевых соединений;
-подготовленности насосов
и задвижек согласно выбранной технологической схемы приема;
-готовности приборов и посуды для отбора проб.
Произвести слив отстоя из корпусов фильтров коллектора эстакады (при наличии топлива в коллекторе).
Слайд 5Подготовка складских резервуаров для приема поступившей партии авиатоплива:
- выбрать резервуар,
предназначенный для приема поступившей партии авиатоплива и резервный резервуар на
случай возникновения нештатной ситуации;
- проверить исправность технологического оборудования резервуаров, предназначенных для приема;
- проверить наличие Паспорта качества на авиаГСМ лаборатории ГСМ на остаток авиатоплива в приемном резервуаре;
Слайд 6- замерить остаток авиатоплива, сравнить с записью в Порезервуарном журнале
и установить достаточность свободных объемов для принятия всей поступившей партии;
-
слить отстой из сифонного крана резервуара, отобрать пробу авиатоплива и провести визуальную оценку уровня чистоты авиатоплива в отобранной пробе. При необходимости провести повторную проверку;
- на случай разногласия с поставщиком отобрать пробу с остатка в резервуаре;
- убедится в правильности подготовки схемы приема продукта в резервуары склада.
Слайд 7В случае приемки авиакеросина по трубопроводу до начала приемки необходимо
проверить:
-исправность коммуникаций трубопровода;
соблюдение сроков зачистки;
получить информацию о наличии у
поставщика положительного заключения в паспорте на авиаГСМ.
Отстойник в конце магистрали перед фильтром очищается от скопившихся загрязнений.
Слайд 82. Входной контроль
Разделы текущей лекции
Открыть учебник
Меню
Слайд 9После подачи транспортных средств под слив при входном контроле проверяется:
-
состояние ждц (герметичность люков, исправность поручней и площадок, затянутость болтов,
наружная чистота цистерн, наличие и сохранность прокладок), наличие и исправность пломб на цистернах, а также чистота нижних сливных устройств;
- наличие сертификатов и паспортов на прибывшие авиаГСМ, соответствие фактических значений показателей в паспорте требованиям ГОСТ (ТУ).
- соответствие номеров ждц номерам, указанным в транспортных накладных и в паспортах;
Слайд 10Производится очистка от загрязнений, пыли, следов коррозии с последующей протиркой
разъемных соединений, сливных шлангов, сливных наконечников. Не должно иметься следов
пыли, грязи и коррозии в присоединительной головке установки нижнего слива.
Из транспортных средств до слива авиаГСМ отбираются пробы для проверки чистоты продукта, анализа плотности и составления арбитражной пробы с составлением акта на отбор проб.
По внешним признакам продукта (виду, цвету, запаху, маслянистости) устанавливается принадлежность к виду нефтепродуктов.
Слайд 11Проверяется уровень налива продукта, наличие подтоварной воды (с использованием водочувствительной
пасты).
Разность между определенной величиной плотности, приведенной к стандартной температуре, и
величиной, указанной в паспорте, не должна превышать 0,002 г/см3 .
После получения информации о начале перекачки по трубопроводу при входном контроле проверяются данные по показателям качества, номер паспорта и наличие заключения о соответствии продукта ГОСТ, которые могут передаваться по телефону (электронной почте, факсу).
Слайд 12Показатели входного контроля (номер ждц, уровень взлива, плотность, температура, наличие
воды и механических примесей) фиксируются в контрольно-регистрационной документации.
На основании положительных
результатов входного контроля принимается решение о начале слива авиатоплива из прибывших ждц в выделенный резервуар склада с отметкой ответственного лица в контрольно-регистрационной документации: "На основании положительных результатов входного контроля слив разрешаю в резервуар № ____ ". Отмечается дата, время, подпись, Ф.И.О, ответственного лица.
Слайд 13При неудовлетворительных результатах анализа плотности, отсутствии паспорта, нарушении герметичности транспортных
емкостей производится отбор проб авиаГСМ из транспортного средства и донной
пробы с оформлением акта комиссии в установленном порядке.
Принимается решение о сливе продукта в отдельный резервуар, по возможности, по отдельным трубопроводным коммуникациям и о проведении исследований отобранных проб.
Решение о рациональном применении продукта принимается на основании заключения по результатам исследований проб.
Слайд 14При неудовлетворительных результатах контроля чистоты при входном контроле продукт сливается
в приемный резервуар по возможности по отдельному трубопроводу, минуя ступень
предварительной фильтрации.
Решение о порядке подготовки такого продукта принимается в зависимости от степени загрязненности продукта.
Слайд 153. Производимые мероприятия при сливе авиаГСМ
Разделы текущей лекции
Открыть учебник
Меню
Слайд 16В процессе слива авиаГСМ:
- контролируется уровень наполнения резервуара;
- проверяется герметичность
узлов и соединений;
через каждые 3 часа слива производится слив
отстоя и визуальная проверка чистоты проб, отобранных из сливных кранов отстойников средств фильтрации;
контролируется перепад давления на средствах фильтрации.
Слив авиационного топлива из транспортных средств должен проводиться в резервуары через установленные перед насосными агрегатами предохранительные сетчатые фильтры и после насосных агрегатов через фильтры с тонкостью фильтрования 15-20 мкм.
Слайд 17При приемке по трубопроводу контроль чистоты авиатоплива производится в начале
перекачки и через каждые 500 м3 перекаченного продукта, но не
менее 3 раз: в начале, середине и конце перекачки в пробах, отобранных из пробоотборника на приемном трубопроводе.
Слайд 18
После окончания слива:
- на паспортах изготовителя (поставщика) делается отметка о
номерах поступивших цистерн, дате слива продукта, номерах резервуаров, в которые
слит продукт, указывается фамилия лица, под руководством которого производился слив;
не ранее чем через 2 часа (через 30 мин. если топливо с антистатической присадкой) после окончания слива (наполнения резервуара) производится отбор донной и точечных проб.
- составляется объединенная проба (из точечных проб) авиатоплива на каждую марку и каждый завод-изготовитель.
Пробы оформляются в установленном порядке и сдаются вместе с актом на отбор проб, паспортом продукции (картой входного контроля при необходимости) в лабораторию ГСМ для приемного контроля.
Слайд 19При удовлетворительных результатах приемного контроля лабораторией оформляется паспорт качества.
Продукт
может непосредственно использоваться для подготовки к заправке ВС или закладываться
на хранение.
При неудовлетворительных результатах приемного контроля производится отбор донной и точечных проб и их отправка в ГосНИИ ГА с приложением сопроводительной документации и копий паспортов поставщика и анализа показателей качества лаборатории ГСМ предприятия для решения вопроса о рациональном использовании продукта.
Слайд 203. Прием продукта в заводской таре
Разделы текущей лекции
Открыть учебник
Меню
Слайд 21При поставке продукта в запаянной или другой герметичной заводской таре
до поступления производится подготовка в тарном хранилище раздельных мест хранения
по маркам и видам авиаГСМ.
После поступления продукта в таре производится проверка сопроводительной документации, паспорта изготовителя (поставщика), наличия маркировки на таре, сохранности тары (входной контроль).
При удовлетворительных результатах входного контроля продукт принимается и складируется.
Слайд 22При неудовлетворительных результатах входного контроля продукта в заводской таре:
- при
отсутствии сопроводительной документации или паспорта изготовителя (поставщика) решение о рациональном
использовании продукта принимается после ее получения;
- при отсутствии маркировки или незначительном повреждении тары (отсутствует вероятность попадания постороннего продукта) продукт складируется отдельно, производится отбор проб и отправка их на анализ. Решение о рациональном расходовании продукта принимается на основании результатов анализа;
- при нарушении герметичности тары, если есть вероятность попадания в принимаемый продукт посторонних веществ (по заключению лица, принимавшего продукт), продукт складируется отдельно, производится отбор проб и их отправка в ГосНИИ ГА. Решение о использовании продукта принимается на основании заключения ГосНИИ ГА.