Слайд 1ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Слайд 2План:
1. Понятие о физических способностях.
2. Основные закономерности и принципы развития
физических способностей.
3. Принципы развития физических способностей.
Слайд 31. Понятие о физических способностях
Физические качества человека, как некоторые характеристики
его двигательных возможностей следует рассматривать применительно к тем или иным
формам проявления физических способностей, т.е. о физических качествах можно судить на основе уже реализованных способностей.
Слайд 4
Реализация физических способностей в двигательных
действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей конкретных органов
и структур организма человека. Поэтому отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество.
Слайд 5 В основе неодинакового развития способностей лежит иерархия разных
врожденных (наследственных) анатомо-физиологических и психических задатков (Лях, 1996):
анатомо-морфологические особенности мозга
и нервной системы (свойства нервных процессов - сила, подвижность, уравновешенность; индивидуальные варианты строения коры и др.);
Слайд 6 физиологические особенности (особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем - максимальное
потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);
• биологические (особенности
биологического окисления, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);
Слайд 7• телесные (длина тела и конечностей,
масса тела, масса мышечной
и жировой
ткани и др.);
• хромосомные (генные);
•психодинамические (темперамент,
характер, особенности
регуляции и
саморегуляции психических процессов).
Слайд 8
ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ – это комплекс морфологических и психофизиологических
свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих
эффективность ее выполнения.
В настоящее время принято различать пять основных физических способностей: силовые, скоростные, координационные способности, выносливость и гибкость.
Слайд 9 Наиболее распространенной является систематизация, предложенная
В.И.
Ляхом (2000 г.)
Слайд 11
2. Основные закономерности развития физических способностей
Закономерности рассматриваются, как выражение действия законов и отражают общие тенденции
педагогического процесса не зависимо от состояния здоровья занимающихся.
Слайд 121. Зависимость развития способностей от режима двигательной деятельности
Физические
способности развиваются в процессе деятельности, требующей не только их проявления,
но и определенного режима ее выполнения.
Слайд 13 РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – это точно установленный порядок чередования
работы, связанной с выполнением каких-либо физических упражнений и интервалов отдыха
между ними в рамках одного занятия или в системе занятий.
Слайд 14При отдыхе (после окончания упражнения) происходит восстановление работоспособности. Организм при
этом проходит ряд состояний:
- фазу пониженной работоспособности;
- фазу полного
восстановления
- фазу повышенной работоспособности (сверхвосстановления).
Слайд 15Режимы двигательной активности:
1-й режим, при котором каждое последующее упражнение повторяется
через короткие интервалы отдыха, т.е. в фазе недовосстановления работоспособности.
Такой
режим соответствует развитию выносливости.
Слайд 16
2-й режим, где каждое последующее упражнение будет повторяться через такие
интервалы отдыха, которые обеспечивают возвращение ряда функциональных показателей организма к
дорабочему уровню, т.е. в фазе полного восстановления работоспособности. Такой режим характерен для занятий, направленных на развитие скоростных, силовых и координационных возможностей.
Слайд 17 3-й режим, при котором каждое последующее упражнение повторяется через
интервалы отдыха, совпадающие с фазой повышенной работоспособности.
При таком режиме
от повторения к повторению наблюдается разнонаправленное изменение двигательных возможностей человека – мышечная сила и быстрота будут увеличиваться, а выносливость – снижаться.
Слайд 182. Этапность развития физических способностей
На первом этапе в
результате применения нагрузки происходят всесторонние приспособи-тельные изменения в организме, которые
вызывают постепенное расширение его функциональных возможностей и поступа-тельный рост физических способностей, обусловленный спецификой двигательной деятельности.
Слайд 19 Для этапа, как правило, характерны неадекватные реакции организма
в ответ на выполняемую нагрузку, низкая экономичность механической работы.
На втором
этапе. По мере развития приспособительных изменений, стандартная нагрузка будет вызывать все меньшие функциональные сдвиги в организме.
Это является одним из признаков перехода приспособительных процессов в стадию устойчивой адаптации.
Слайд 20
Для того, чтобы повысить эффект воздействия, необходимо изменить содержание нагрузки
(увеличить мощность работы, ее продолжительность или условия выполнения упражнения), создав
тем самым новые повышенные требования к физическим способностям. Иными словами, необходимо перевести развитие способностей на предыдущие этапы.
На третьем этапе данная нагрузка перестает вызывать приспособительные сдвиги и не обеспечивает дальнейший рост способностей, т.е. развивающий эффект ее снижается или исчезает.
Слайд 213. Неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей
Каждая способность
имеет свой сенситивный период, причем периоды интенсивного развития той или
иной физической способности у девушек и юношей не совпадают. Как правило, девушки обгоняют подростков на 1,5-2 года.
Слайд 22Сенситивные периоды развития физических способностей детей (по А.П. Матвееву)
Слайд 25
4. Обратимость показателей развития способностей
Функциональные и структурные изменения, достигаемые в
результате систематических занятий физическими упражнениями, обратимы, они могут претерпевать обратное
развитие.
Слайд 26В первую очередь снижаются скоростные способности, позднее – силовые. А
в последнюю очередь – выносливость. Наблюдения за спортсменами показали, что
прекращение тренировки, приводит к возвращению исходного уровня темпа движений через 4-6 месяцев, мышечной силы – через 18 месяцев, а выносливости – через 2-3 года.
Слайд 275. Единство и взаимосвязь двигательных умений и физических способностей
Проявляясь в деятельности, физические способности неотделимы от двигательных умений и
навыков. От того, насколько человек владеет тем или иным успешная реализация двигательным действием в решающей мере зависит соответствующих физических способностей.
Слайд 283. Принципы развития физических
способностей
Данные принципы выражают закономер-ности взаимосвязи состояния человека
и физи-ческой нагрузки в зависимости от ее органи-зации во времени.
Слайд 291. Принцип регулярности педагогических воздействий
Этот принцип предполагает
необходимость постоянных занятий физическими упражнениями для развития физических способностей человека.
В результате многократного выполнения двигательных действий в отдельном занятии и повторяемость самих занятий в организме человека происходят функциональные сдвиги, которые характеризуют соответствующий эффект.
Слайд 30СРОЧНЫЙ (ближайший) ЭФФЕКТ –
это изменения, наступившие в организме
после
выполнения каждого упражнения
или к моменту завершения занятия.
Этот эффект
не исчезает сразу, а cохраняется
некоторое время.
ТРАНСФОРМИРОВАННЫЙ (отставленный)
ЭФФЕКТ – это изменения в состоянии
организма, наблюдаемые после окончания
предыдущего занятия до начала следующего.
Слайд 31Если между занятиями следует слишком большой перерыв, то данный эффект
может исчезнуть. Поэтому для прогрессивного изменения показателей физических способностей, педагог
должен строить педагогический процесс так, чтобы «следы» от каждого предыдущего занятия наслаивались на эффект последующего. Благодаря такому сложению возникает кумулятивный (накопительный) эффект.
КУМУЛЯТИВНЫЙ (накопительный) ЭФФЕКТ. - это суммирование эффектов от тренировочных занятий.
Слайд 323. Принцип прогрессирования и
адаптационно-адекватной предельности
в наращивании эффекта педагогических
воздействий
Данный принцип базируется на закономер-
ностях этапности и неравномерности
развития физических
способностей (другими
словами, постепенности и предельности).
Постепенность означает плавное увеличение
нагрузки, как в отдельном, так и в целом
ряде занятий.
Слайд 33Постепенность в повышении нагрузок
предполагает применение предельных (максимальных) нагрузок.
Предельной
нагрузкой считают такую, которая в полной мере мобилизует функцио-нальные резервы
организма человека и не приводит к его перенапряжению и перет-ренировке.
Понятие «предельная» нагрузка имеет относительный характер: то, что является предельной нагрузкой при одном уровне подготовленности, перестает быть таковой при другом
Слайд 344. Принцип рационального сочетания и
распределения во времени педагогических
Воздействий
различного характера
Этот принцип требует соблюдения разумно
обоснованного, целесообразного способа
взаимосвязи и
порядка следования,
различных по величине нагрузок как внутри
отдельного занятия, так и в рамках серии
занятий.
Слайд 35В процессе развития физических способностей могут использоваться нагрузки избирательного (однонаправленного)
и комплексного характера.
Первые предусматривают преимущественное развитие отдельных способностей (скоростных,
силовых и др.), а вторые обеспечивают последовательное или параллельное (одновременное), совершенствование разных способностей, скажем, скоростных возмож-ностей и выносливости.
Слайд 36При использовании нагрузок комплексной направленности с последовательным развитием различных способностей
в первую очередь необходимо:
1. Определить рациональную последова-тельность, т.е. порядок и
очередность введения в занятие нагрузок, соответствующих развитию разных способностей.
2. Выбрать рациональное соотношение объема и интенсивности нагрузок.
Слайд 37При выборе оптимальной последовательности нагрузки в комплексных занятиях целесообразно придерживаться
следующего порядка применения по их преимущественной направленности: СИЛОВЫЕ - СКОРОСТНЫЕ
- НА ВЫНОСЛИВОСТЬ или СКОРОСТНЫЕ – СИЛОВЫЕ – НА ВЫНОСЛИВОСТЬ.
Слайд 385. Принцип целенаправленности и адаптивной адекватности воздействий
В основе формирования и
совершенст-вования физических способностей лежат механизмы долговременной адаптации человека к условиям
двигательной деятель-ности.
Под влиянием нагрузки происходят биохимические,
морфологические, физиологические и психологические
изменения в организме, которые вызывают
определенный развивающий эффект.
Слайд 396. Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий
Обязывает педагога осуществлять формирование способностей
в соответствии с естественно сменяющимися периодами онтогенеза занимающегося. Зная крити-ческие
(сенситивные) периоды в форми-ровании той или иной способности, возможно направленно и эффективно влиять на уро-вень их развития.
Слайд 40
7. Принцип опережающих воздействий и
развития физических способностей
Суть его заключается
в следующем: чтобы
постоянно развивать физические способности,
внешние воздействия (средства,
методы и формы)
должны опережать внутреннее развитие
конкретной способности.
Если такого соответствия не будет, то в развитии
способностей произойдет остановка, застой «плато»).
Слайд 418. Принцип сопряженного воздействия
Основывается на взаимодействии процессов
развития физических способностей, формирования
двигательных
навыков и возможности их
регулирования. Согласно этому принципу
тренировочные воздействия
должны соответствовать
не только развитию необходимых способностей, но и
умению использовать их в двигательной структуре
конкретного упражнения.