Слайд 2 «Четвертый лишний»
(Не)здоровится, (не)был, (не)хотел, (не)заметил.
Слайд 3«Перегрузите» в подходящий транспорт
эти слова
(Не)доумевать, (не)горевать, (не)навидеть,
(не)ждать, (не)взирать, (не)готовить,
(не)здоровится, (не)применить, (не)завидовать, (не)сносить.
Слайд 4Ёжик переходит дорогу
(что делает?)
несовершенный вид
Слайд 5Ёжик перешёл дорогу
(что сделал?)
совершенный вид
Слайд 6 виды глагола
Несовершенный
совершенный
что
делал?
сделал?
Слайд 8СОВЕРШИЛ (закончил, завершил)
Что сделал?
Что сделать?
Что сделаю?
Слайд 10несовершенный
НЕ совершил (действие не совершилось; началось, но не закончилось, не
завершилось)
Что делать?
Что делал?
Что делаю?
Что буду делать?
Слайд 11Поиграем в Золушку?
Из данных глаголов выбрать глаголы совершенного вида.
Слепил,
долбил,
схватил,чинил, стукнул, поссориться, мириться, подлечил, примерз, хохотал, бормочет, думать, рассмеяться,
подарю,
увезу, буду рисовать,
нарисую, расхвалил, кувыркался, помог.
Придумайте и запишите
еще 5 глаголов совершенного вида.
Слайд 12Поиграем в Золушку?
Из данных глаголов выбрать глаголы несовершенного вида.
Кудахтал,
буду пилить, выдумал, зевать, притащить, жгу, визжал, завизжал, побелю, буду
шуметь, лечу, купаюсь. Выкупаюсь, буду нырять, нырну, наряжаюсь. Боялся, испугался, буду сочинять, придумаю, буду барабанить, заснял, бриться.
Придумайте и запишите
еще 5 глаголов несовершенного вида.
Слайд 13В чём разница?
сов. в.
несов. в.
Втолкнуть вталкивать
Освоить осваивать
Посмотреть посматривать
Спросить спрашивать
Умолчать умалчивать
Разбросать разбрасывать
Слайд 14Сравните лексическое значение в парах глаголов.
Давайте предположим, какие из перечисленных
пар
являются видовыми.
сказала - говорила
перекувыркнулось - перекувыркивалось
«вверх»
«вниз»
«немного»
совпадает
залезла - лезла
слезла - лезла
повисела - висела
попрыгала - прыгала
Слайд 15С В -а-, -ыва- (-ива), -ва-
Н С В
видовая пара
одинаковое лексическое
значение
Слайд 16
Положить - класть
Друзья Петя и Вася забежали в класс.
Петя весело крикнул:
Ложи портфель на парту!
Не ложи, а поклади, -
исправил друга Вася.
Ну, вы и грамотеи, - засмеялась Ира, - разве так говорят?
А как правильно употреблять в речи видовую пару – положить – класть?
Слайд 17Говорим правильно!
ПОЛОЖИЛ КЛАЛ
ПОЛОЖИ КЛАДИ
ПОЛОЖИТЕ КЛАДИТЕ
В чем особенность глаголов
с корнем –лож–?
В чем особенность глаголов с корнем –кла(д)–?
Эти
глаголы не употребляются без приставки.
Эти глаголы не употребляются с приставкой.
Слайд 18Спишите, вставьте подходящую форму глаголов класть, положить.
Митя … чертеж
в портфель.
Пятиклассники, … все всегда на место – не будете
ничего искать.
… горчицу в отдельную посуду.
Митя положил чертеж в портфель.
Пятиклассники, кладите все всегда на место – не будете ничего искать.
Положи горчицу в отдельную посуду.