Слайд 1Тема №1
Информационная безопасность
преподаватель: Фролова Юлия Борисовна
Слайд 2Контрольные вопросы
Информация, доступность, целостность и конфиденциальность.
Задачи РФ обеспечения национальной безопасности
в информационной среде.
Что такое информационная безопасность?
Угрозы безопасности и методы их
устранения.
Понятия и определения в информационной безопасности.
Слайд 3Средства информационной безопасности должны обеспечивать содержание информации в состоянии, которое
описывается тремя категориями требований: доступность, целостность и конфиденциальность.
Доступность информации —
обеспечение готовности системы к обслуживанию поступающих к ней запросов.
Целостность информации — обеспечение существования информации в неискаженном виде.
Конфиденциальность информации — обеспечение доступа к информации только авторизованному кругу субъектов.
Слайд 4Информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях
независимо от формы их представления.
Слайд 5Задачи РФ обеспечения национальной безопасности в информационной среде:
установление необходимого баланса
между потребностью свободном обмене информацией и допустимыми ограничениями ее распространения;
Совершенствование
информационной структуры;
Унификация средств поиска, сбора, хранения, обработки и анализа информации;
Развитие отечественной индустрии, телекоммуникации и информационных средств;
Защита гос. информационных ресурсов.
Слайд 6Информационная безопасность - это защищенность ее национальных интересов в информационной
среде, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Слайд 7Угрозы безопасности и методы их устранения
Слайд 8Понятия и определения в информационной безопасности.
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
(АС)
- организационно-техническая система, представляющая собой совокупность следующих взаимосвязанных компонентов:
технических средств обработки и передачи данных (средств вычислительной техники и связи), методов и алгоритмов обработки в виде соответствующего программного обеспечения, массивов (наборов, баз) данных на различных носителях, персонала и пользователей, объединенных по организационно-структурному, тематическому, технологическому или другим признакам для выполнения автоматизированной обработки данных с целью удовлетворения информационных потребностей государственных органов, общественных или коммерческих организаций (юридических лиц), отдельных граждан (физических лиц) и иных потребителей информации.
Слайд 9ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ В АС - совокупность операций, (сбор, накопление, хранение,
преобразование, отображение, выдача и т.п.), осуществляемых над информацией (сведениями, данными)
с использованием средств АС.
Слайд 10СУБЪЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ - государство, государственные органы, государственные, общественные или
коммерческие организации (объединения) и предприятия (юридические лица), отдельные граждане (физические
лица) и иные субъекты, взаимодействующие с целью совместной обработки информации.
По отношению к информации, обрабатываемой в АС различные субъекты - участники информационных отношений могут выступать (возможно одновременно) в качестве:
источников информации;
пользователей (потребителей) информации;
собственников (владельцев, распорядителей) информации;
физических и юридических лиц, о которых собирается и обрабатывается информация;
владельцев АС и участников процессов обработки и передачи информации и т.д.
Слайд 11ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ ИНТЕРЕСЫ - совокупность потребностей, удовлетворение которых необходимо для
надежного обеспечения существования и возможности прогрессивного развития субъекта (личности, организации,
общества или государства).
УЯЗВИМОСТЬ ИНФОРМАЦИИ - подверженность информации воздействию различных дестабилизирующих факторов, которые могут привести к нарушению ее конфиденциальности, целостности, доступности, или неправомерному ее тиражированию.
Слайд 12УГРОЗА ИНТЕРЕСАМ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ - потенциально возможное событие, действие,
процесс или явление, которое посредством воздействия на информацию и другие
компоненты АС может привести к нанесению ущерба интересам данных субъектов.
УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИИ - потенциально возможное событие, действие, процесс или явление, которое может привести к нарушению конфиденциальности, целостности, доступности информации, а также неправомерному ее тиражированию.
Слайд 13БЕЗОПАСНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ - защищенность субъектов информационных отношений от
нанесения им материального, морального или иного ущерба путем воздействия на
информацию и/или средства ее обработки и передачи.
БЕЗОПАСНОСТЬ АС (компьютерной системы) - защищенность АС от несанкционированного вмешательства в нормальный процесс ее функционирования, а также от попыток хищения, незаконной модификации или разрушения ее компонентов.
Слайд 14ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ - ознакомление с информацией (копирование, тиражирование), ее
модификация (корректировка) или уничтожение (удаление).
ПРАВИЛА РАЗГРАНИЧЕНИЯ ДОСТУПА - совокупность
правил регламентирующих права доступа субъектов к объектам в некоторой системе.
РАЗГРАНИЧЕНИЕ ДОСТУПА К РЕСУРСАМ АС - это такой порядок использования ресурсов системы, при котором субъекты получают доступ к объектам в строгом соответствии с установленными правилами.
Слайд 15ОБЪЕКТ - пассивный компонент системы, единица ресурса автоматизированной системы (устройство,
диск, каталог, файл и т.п.), доступ к которому регламентируется правилами
разграничения доступа.
СУБЪЕКТ - активный компонент системы (пользователь, процесс, программа), действия которого регламентируются правилами разграничения доступа.
Слайд 16АВТОРИЗОВАННЫЙ СУБЪЕКТ ДОСТУПА - субъект, которому предоставлены соответствующие права доступа
к объектам системы (полномочия).
ДОСТУП К РЕСУРСУ - получение субъектом
возможности манипулировать (использовать, управлять, изменять характеристики и т.п.) данным ресурсом.
НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЙ ДОСТУП (НСД) - доступ субъекта к объекту в нарушение установленных в системе правил разграничения доступа.
Слайд 17НЕСАНКЦИОНИРОВАННОЕ ДЕЙСТВИЕ - действие субъекта в нарушение установленных в системе
правил обработки информации.
НАРУШИТЕЛЬ - это лицо (субъект), которое предприняло
(пыталось предпринять) попытку несанкционированного доступа к ресурсам системы (попытку выполнения запрещенных ему действий с данным ресурсом) по ошибке, незнанию или осознанно со злым умыслом (из корыстных интересов) или без такового (ради игры или с целью самоутверждения и т.п.) и использовавшее для этого различные возможности, методы и средства (чисто агентурные методы получения сведений, технические средства перехвата без модификации компонентов системы, штатные средства и недостатки систем защиты, подключение к каналам передачи данных, внедрение программных закладок и использование специальных инструментальных и технологических программ и т.п.).
Слайд 18ЗЛОУМЫШЛЕННИК - нарушитель, действующий умышленно из корыстных побуждений.
СИСТЕМА ЗАЩИТЫ
АС (ИНФОРМАЦИИ) - совокупность (комплекс) специальных мер правового (законодательного) и
административного характера, организационных мероприятий, физических и технических (программных и аппаратных) средств защиты, а также специального персонала, предназначенных для обеспечения безопасности АС (циркулирующей в АС информации).
Слайд 19ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ - непрерывный процесс построения, поддержки нормального функционирования и
совершенствования системы защиты информации.
ЦЕЛЬ ЗАЩИТЫ АС (ИНФОРМАЦИИ) - предотвращение
или минимизация наносимого ущерба (прямого или косвенного, материального, морального или иного) субъектам информационных отношений посредством нежелательного воздействия на компоненты АС, а также разглашения (утечки), искажения (модификации), утраты (снижения степени доступности) или незаконного тиражирования информации.
Слайд 20ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ - действующие в стране законы, указы
и другие нормативные акты, регламентирующие правила обращения с информацией и
ответственность за их нарушения, препятствующие тем самым неправомерному ее использованию и являющиеся сдерживающим фактором для потенциальных нарушителей.
МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ МЕРЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ - традиционно сложившиеся в стране или обществе нормы поведения и правила обращения с информацией. Эти нормы большей частью не являются обязательными, как законодательно утвержденные нормы, однако, их несоблюдение ведет обычно к падению авторитета, престижа человека, группы лиц или организации. Морально-этические нормы бывают как неписаные (например, общепризнанные нормы честности, патриотизма и т.п.), так и писаные, то есть оформленные в некоторый свод (устав) правил или предписаний.
Слайд 21ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ (АДМИНИСТРАТИВНЫЕ) МЕРЫ ЗАЩИТЫ - это меры, регламентирующие процессы функционирования
системы обработки данных, использование ее ресурсов, деятельность персонала, а также
порядок взаимодействия пользователей с системой таким образом, чтобы в наибольшей степени затруднить или исключить возможность реализации угроз безопасности циркулирующей в ней информации.
Слайд 22ФИЗИЧЕСКИЕ МЕРЫ ЗАЩИТЫ - это разного рода механические или электронно-механические
устройства и сооружения, специально предназначенные для создания физических препятствий на
возможных путях проникновения и доступа потенциальных нарушителей к компонентам АС и защищаемой информации, а также технические средства визуального наблюдения, связи и охранной сигнализации.
Слайд 23ТЕХНИЧЕСКИЕ (АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЕ) СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ - различные электронные устройства и специальные
программы, входящие в состав АС, которые выполняют (самостоятельно или в
комплексе с другими средствами) функции защиты информации (идентификацию и аутентификацию пользователей, разграничение доступа к ресурсам, регистрацию событий, криптографическое закрытие информации и т.д.).
Слайд 24АДМИНИСТРАТОР БЕЗОПАСНОСТИ - лицо или группа лиц, ответственных за обеспечение
безопасности системы, за реализацию и непрерывность соблюдения установленных административных мер
защиты и осуществляющих постоянную организационную поддержку функционирования применяемых физических и технических средств защиты.
Слайд 25АУТЕНТИФИКАЦИЯ – проверка подлинности субъекта или объекта.
ВЕРИФИКАЦИЯ – проверка
целостности информации, программы, документа и т. д.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ – присвоение имени
субъекту или объекту.
Слайд 26КРИПТОГРАФИЯ – метод специального преобразования информации с целью сокрытия от
посторонних лиц.
КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ – преобразование информации в виде условных
сигналов с целью автоматизации ее хранения, обработки, передачи и ввода-вывода. Иногда применяется в значении слова «шифрование».
Шифрование — преобразование информации с помощью алгоритма и ключа.
ЛИНЕЙНОЕ ШИФРОВАНИЕ – криптографическое преобразование информации при ее передаче по каналам связи от одного элемента вычислительной сети к другому.
Слайд 27МОДИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ – несанкционированное изменение информации, корректное по форме и
содержанию, но другое по смыслу.
ПАРОЛЬ – строка или последовательность
символов, недоступных для посторонних и предназначенных для идентификации и аутентификации субъектов или объектов между собой.
Вирус — программа, которая в процессе своей активизации повреждает файлы компьютера.
Слайд 28Брандмауэр — фильтр, устанавливаемый между корпоративной сетью и сетью Интернет
для защиты информации и файлов от несанкционированного доступа и для
разрешения доступа уполномоченным лицам.
Трафик — 1)объем данных в килобайтах, проходящий через сервер за определенный период времени. 2)количество посетителей сайта за единицу времени /день, месяц т. п./
Слайд 29На следующем занятии опрос каждого студента по контрольным вопросам.
Ответ
оценивается по пятибальной шкале.