Слайд 1Тема №9
«Основы поддержания средств связи и автоматизации в работоспособном состоянии
в ходе ее эксплуатации»
Слайд 2Занятие №1
«Основы организации технического обслуживания средств связи и автоматизации»
Слайд 3Литература
Руководство по техническому обеспечению связи и АСУ Вооруженных Сил СССР
(РТОС и АСУ ВС-87)
Гирш В.А., Музыкантов А.Н. Техническое обеспечение связи
и автоматизации –М.:СПбГУТ 2011г. 475с. Стр. 126-144; 161-171
Слайд 4Учебные вопросы
Общие положения теории технического обслуживания объектов.
Единая система технического обслуживания
и ремонта. Задачи и виды технического обслуживания.
Организация и проведение технического
обслуживанию средств связи и автоматизации.
Слайд 5Учебный вопрос №1
Общие положения теории технического обслуживания объектов.
Слайд 6
Под сервисным обслуживанием понимается комплекс работ (мероприятий) по поддержанию (восстановлению)
исправного или работоспособного состояния ВВТ и (или) их ресурсов и
сроков службы, проводимых в войсковых и (или) заводских условиях предприятиями промышленности, ремонтными предприятиями, сервисными центрами в соответствии с государственным контрактом.
Слайд 7Система ТО и войскового ремонта – совокупность взаимосвязанных образцов ВВТ,
средств технического диагностирования, технического обслуживания и войскового ремонта, исполнителей и
документации, взаимодействие которых происходит в соответствии с задачами эксплуатации и ремонта в войсковых условиях.
Слайд 8При ТОН перечень и периодичность выполнения операций ТО определяются значением
наработки ТС и АСУ с начала эксплуатации или после капитального
(среднего) ремонта.
В случае ТОС перечень и периодичность выполнения операций определяются фактическим техническим состоянием образца ТС и АСУ в момент начала технического обслуживания.
Слайд 9Принципы организации технического обслуживания ТС и А:
календарный, когда все работы
по ТО проводятся через календарные отрезки времени вне зависимости от
наработки за это время;
по наработке, когда все работы по ТО проводятся после достижения определённой наработки, (в часах, циклах, километрах пробега) вне зависимости от текущего времени;
по состоянию, когда решение о необходимой периодичности и объеме ТО принимается по результатам контроля технического состояния;
смешанный, когда одна часть работ по ТО проводится в соответствии с календарным временем или по наработке объекта, а другая - в соответствии с его состоянием.
Слайд 10Контроль технического состояния может быть следующим:
визуальный контроль технического состояния ТС
и АСУ без использования средств измерений
(в основном проводится личным
составом, эксплуатирующим образец);
контроль работоспособности ТС и АСУ с помощью встроенной системы контроля без измерения параметров (проводится личным составом, эксплуатирующим образец);
инструментальный контроль технического состояния ТС и АСУ с помощью внешних средств измерения.
Слайд 11Учебный вопрос №2
Единая система технического обслуживания и ремонта. Задачи и
виды технического обслуживания
Слайд 12Техническое обслуживание техники связи и АСУ – это комплекс операций
или операция по поддержанию работоспособного или исправного состояния образца ТС
и АСУ при использовании по назначению, при поддержании его в установленной степени готовности, хранении и транспортировании.
Слайд 13ТО выполняет следующие задачи:
предупреждение преждевременного износа механических элементов и ухода
параметров, характеристик и показателей за пределы допусков и норм;
выявление и
устранение неисправностей и причин их возникновения в аппаратуре;
доведение электрических параметров и характеристик до норм;
продление межремонтных ресурсов (сроков) и сроков службы.
Слайд 14Основные виды контроля технического состояния ТС и АСУ:
контрольный осмотр –
совокупность операций, которые проводятся в целях определения степени готовности образца
к использованию по назначению;
контрольно-технический осмотр – совокупность операций, которые проводятся специалистами подразделений и воинских частей в целях определения технического состояния образца ВВТ, а также сроков и объемов его технического обслуживания и ремонта по техническому состоянию;
Слайд 15Основные виды контроля технического состояния ТС и АСУ:
3. техническое диагностирование
– определение технического состояния образца ВВТ и (или) составных частей
комплексных образцов ВВТ;
4. дефектация – определение технического состояния образца ВВТ, состава и объема операций, обеспечивающих восстановление его в соответствии с требованиями эксплуатационной или ремонтной документации.
Слайд 16При эксплуатации ТС и АСУ контроль выполняется в следующем порядке:
контрольный
осмотр (выполняется на привалах, перед выходом и по возвращению в
парк; на технике ДХ – ежемесячно);
контрольно-технический осмотр (выполняется не реже 1 раза в месяц, на гусеничной технике – через 250 км, на колесной технике – через
500 км пробега, на технике ДХ – 1 раз в год);
техническое диагностирование (выполняется по наработке межремонтного срока эксплуатации, либо с периодичностью, установленной генеральным заказчиком, на гусеничной технике – через 1000 км, на колесной технике – через 5000 км пробега, на технике ДХ – при проведении ТО-2 с переконсервацией и контрольным пробегом (ПКП)).
Слайд 17Контрольный осмотр
неплановый
Проводится при:
ежедневном техническом обслуживании
текущем ремонте
Слайд 18Контрольно-технический осмотр
плановый
Проводится при:
контроле технического состояния при проведении технического обслуживания;
техническом
диагностировании;
номерных технических обслуживаниях (ТО-1, ТО-2);
техническом обслуживании № 2 при хранении
с переконсервацией и контрольным пробегом (только для автомобильной техники, бронетанкового вооружения и техники, комплексных образцов ВВТ, смонтированных на средствах подвижности вооружения);
сезонном техническом обслуживании;
регламентированном техническом обслуживании;
средним и капитальном ремонте ВВТ при отработке межремонтных сроков (ресурсов) в мирное время.
Слайд 19Техническое диагностирование ВВТ
Ежегодно (в год, предшествующий проведению сервисного обслуживания ВВТ)
Проводится
комплексной комиссией в составе:
специалистов ремонтных предприятий и сервисных центров (в
рамках государственных контрактов на выполнение работ по техническому диагностированию ВВТ);
представителей технических служб воинской части;
в необходимых случаях специалистов предприятий промышленности, если с ними не заключался государственный контракт на проведение технического диагностирования.
Слайд 20Техническое диагностирование ВВТ находящихся на длительном хранении
проводится в процессе проведения:
технического
обслуживания № 2 при хранении – для образцов ВВТ, не
смонтированных на базовых шасси;
технического обслуживания № 2 при хранении с переконсервацией и контрольным пробегом – для комплексных и некомплексных образцов ВВТ, смонтированных на базовых шасси;
регламентированного технического обслуживания ВВТ.
Слайд 21На основании акта технического состояния ВВТ определяется:
потребность в привлечении к
техническому обслуживанию и войсковому ремонту ВВТ, выполняемым в воинских частях,
специалистов предприятий;
потребность в капитальном (среднем) ремонте ВВТ;
целесообразность (на основе прогнозирования технического состояния ВВТ) продолжения использования образца ВВТ по назначению на определенный период;
необходимость снятия с эксплуатации образца ВВТ по достижении им предельного состояния и (или) нецелесообразности его ремонта.
Слайд 22Виды технического обслуживания имеют следующую классификацию
По этапам эксплуатации:
ТО при использовании
по назначению;
ТО при хранении;
ТО при транспортировании.
Слайд 23Виды технического обслуживания имеют следующую классификацию:
2. По регламентации выполнения:
неплановое –
ЕТО;
плановое – номерные ТО, ТО-2х, ПКП (на автомобильной технике), СО,
РТО;
Слайд 24Виды технического обслуживания имеют следующую классификацию:
3. По условиям эксплуатации:
сезонное обслуживание
(СТО);
техническое обслуживание в особых условиях.
Слайд 25проводится силами расчетов (экипажей, ДС), водителями машин.
ЕТО
привлекаются:
специалисты подразделений технического обеспечения
записываются
в аппаратный (технический) журнал или книгах приема (сдачи) дежурства
используются
ЗИП-О
организуется
и контролируется
командирами подразделений
Слайд 26ежедневно при непрерывном использовании техники по назначению свыше суток
после марша
после
занятий
после учений
после транспортирования
ЕТО
проводится
Слайд 27Основными работами ЕТО являются:
чистка без вскрытия блоков,
мойка, проверка внешнего
вида,
состояние заземляющих и АФУ,
надежность соединения фишек и разъемов,
проверка состояния систем блокировки и сигнализации, систем пожаротушения,
проверка работоспособности с помощью системы встроенного контроля,
проведение регулировочных работ,
устранение выявленных недостатков.
Слайд 28технические обслуживания № 1, № 2 – плановые.
Периодичность и
объем их проведения устанавливаются в зависимости от результатов контрольно-технического осмотра
(перед ТО-1) или технического диагностирования (перед ТО-2).
Целью их проведения является поддержание ТС и АСУ в исправном (работоспособном) состоянии до подготовки к использованию или очередного ТО;
Слайд 29проводится личным составом экипажей (дежурных смен) на закрепленных средствах связи
под руководством командиров подразделений
ТО-1
привлекаются:
специалисты ремонтных подразделений (подразделений обслуживания и ремонта).
записываются в аппаратный (технический) журнал;
используются
ЗИП-О, ЗИП-Г, оборудование и средства измерений ремонтных подразделений (подразделений обслуживания и ремонта).
организуется и контролируется
командиром части (начальником связи части)
Слайд 30техническое обслуживание № 1 проводится 1 раз в месяц, а
также перед постановкой на кратковременное хранение.
При ТО-1 выполняются:
работы
в объеме ЕТО;
детальный осмотр и чистка блоков всей аппаратуры;
проверка, чистка, регулировка контактов, переключателей, разъемов и т. д.;
проверка работоспособности комплектующих изделий во всех режимах с использованием встроенной системы контроля и входящих в комплект средств измерений;
проведение при необходимости электрических и механических регулировок, а также чистка и смазка трущихся частей;
проверка состояния систем освещения, отопления и вентиляции;
доукомплектование одиночного комплекта ЗИП и израсходованных эксплуатационно-расходных материалов.
Слайд 31проводится личным составом экипажей (дежурных смен) на закрепленных средствах связи
под руководством командиров подразделений
ТО-2
привлекаются:
инженерно-технический состав и специалисты ремонтных подразделений.
записываются в
формуляры (паспорта).
используются
ЗИП-О, ЗИП-Г, оборудование и средства измерений ремонтных подразделений (подразделений обслуживания и ремонта).
организуется и контролируется
командиром части (начальником связи части)
Слайд 32техническое обслуживание № 2 проводится 1 раз в год на
всей ТС и АСУ, а также перед постановкой ее
на
длительное хранение (ДХ).
При ТО-2 выполняются :
работы в объеме ТО-1;
измерение параметров и характеристик аппаратуры, предусмотренных эксплуатационной документацией, и доведение их до установленных норм;
проверка и замена электрорадиоэлементов, гермопрокладок и других материалов, имеющих ограниченный срок службы (хранения);
проверка правильности ведения формуляров (паспортов) и другой эксплуатационной документации.
При выявлении неработоспособности техники связи и АСУ на ней может быть произведен текущий ремонт.
Слайд 33На средствах подвижности комплексных образцов ТС и АСУ дополнительно предусматриваются:
Сезонное
обслуживание (СО) для подготовки техники к использованию в зимних или
летних условиях эксплуатации. Проводится 2 раза в год силами экипажей с привлечением сил и средств подразделений ТО.
Регламентированное ТО (РТО) для поддержания работоспособного (исправного) состояния техники с ограниченной наработкой. Проводится в сроки, установленные генеральным заказчиком, личным составом подразделений и ремонтных органов.
Слайд 34виды ТО для средств ТС и АСУ,
находящихся на хранении:
Техническое
обслуживание ТО-1х предусматривает проверку:
состояния консервационных материалов
показаний индикатора влажности в
герметизированных объемах,
наличия карточки консервации и технологической карты расконсервации,
также устранение неисправностей техники вне герметизированных объемов.
Техническое обслуживание ТО-2х включает в себя:
мероприятия ТО-2
проводится на:
негерметизированной технике (например, при кратковременном хранении).
Техническое обслуживание ТО-2х ПКП
включает в себя:
мероприятия ТО-2,
переконсервацию,
контрольный пробег (наработку) средств подвижности (средств связи, агрегатов электропитания и других составных частей).
Слайд 35Учебный вопрос №3
Организация и проведение технического обслуживания средств связи и
автоматизации
Слайд 36Подготовительные мероприятия перед проведением контроля технического состояния и ТО ВТС
в объеме ТО-1 и ТО-2 :
планирование контроля и ТО;
организацию взаимодействия
между подразделениями и специалистами различных служб, участвующими в проведении работ;
разработку мероприятий по обеспечению непрерывности связи при ТО;
подготовку материальной базы для выполнения контроля и ТО;
подготовку рабочих мест;
проведение занятий с л/с, участвующим в работах.
Слайд 37Основными планирующими документами в организации работ по техническому диагностированию, техническому
обслуживанию в объеме ТО-2 и войсковому ремонту ВВТ части (соединения)
связи являются:
план-график проведения работ по техническому диагностированию, техническому обслуживанию и войсковому ремонту ВВТ;
календарный план-график выполнения работ по техническому диагностированию, техническому обслуживанию и войсковому ремонту образцов ВВТ в воинской части;
план-задание на день на выполнение работ по техническому диагностированию, техническому обслуживанию и войсковому ремонту ВВТ.
Слайд 38ПЛАН-ЗАДАНИЕ
на выполнение работ по техническому диагностированию,
техническому обслуживанию и войсковому ремонту
ВВТ
на «___» ___________20__г.
Руководитель работ от войсковой части___________
Руководитель выездной ремонтной бригады
Примечание.
План-задание на день может вестись в сброшюрованной книге заданий.
ПЛАН-ЗАДАНИЕ
на выполнение работ по техническому диагностированию,
техническому обслуживанию и войсковому ремонту ВВТ
на «___» ___________20__г.
Руководитель работ от войсковой части___________
Руководитель выездной ремонтной бригады
________________________________________________________
(Воинское звание, подпись, инициал имени, фамилия)
_________________________________________________________________________
(Наименование исполнителя работ)
Слайд 39В акте указывается перечень выполненных работ
и прилагаются следующие документы:
акт технического
состояния ВВТ;
разделительная ведомость работ на образце ВВТ;
перечень неисправностей, выявленных при
проведении технического диагностирования, технического обслуживания и войскового ремонта ВВТ в воинской части;
перечень израсходованных материалов, комплектующих изделий из обменного фонда предприятия (сервисного центра), ЗИП и материалов из наличия воинской части;
список специалистов выездной ремонтной бригады;
сводный табель отработанного времени;
ведомость технического (качественного) состояния образцов ВВТ и их составных частей, находящихся на сервисном обслуживании, воинской части;
перечень организационно-технических недостатков, выявленных в ходе подготовки и проведения работ по техническому диагностированию, техническому обслуживанию и войсковому ремонту ВВТ.
Слайд 40Планирование ТО и мероприятий контроля ТС и АСУ, находящейся на
ДХ, осуществляется на период в 3–8 лет.
Основным документом, планирующим
проведение этих мероприятий на технике ДХ, является план-график технического обслуживания техники связи и АСУ, находящейся на длительном хранении. На основании данного документа составляется годовой график технического обслуживания.
Для организации и контроля качества проведения ТД и ТО-2х ПКП приказом командира части назначается комиссия. Результаты работы комиссии оформляются актом.
Слайд 41Особенности проведения ТО техники связи стационарных объектов и на учениях
в полевых условиях.
Ежедневное техническое обслуживание ТС и АСУ организуется командирами
подразделений и проводится личным составом дежурных расчетов боевых постов под руководством начальников дежурных расчетов.
Разрешение на выполнение ЕТО дает дежурный по объекту связи (узлу, центру).
Оценка работоспособности техники связи и АСУ по встроенным приборам в рамках ЕТО, как правило, проводится при приеме-сдаче дежурства. Время выполнения ЕТО на каждом конкретном образце техники определяется начальником подразделения. Результаты выполнения ЕТО оформляются в аппаратном (техническом) журнале по окончании работ.
Слайд 42проводится личным составом дежурных расчетов боевых постов под руководством начальников
дежурных расчетов
ЕТО
Разрешение на выполнение дежурный по объекту связи (узлу, центру).
.
записываются аппаратном (техническом) журнале
по окончании работ.
Оценка
работоспособности по встроенным приборам при приеме-сдаче дежурства.
организуется командирами подразделений
Особенности проведения ТО техники связи стационарных объектов
и на учениях в полевых условиях.
Слайд 43ТО-1,2,СО
привлекается личный состав, за которым закреплена обслуживаемая техника.
записываются в формуляр
организуется
начальником стационарного объекта
Особенности проведения ТО техники связи стационарных объектов
и на учениях в полевых условиях.
проводится
группами технического обслуживания и ремонта или бригадами, создаваемыми из наиболее квалифицированных, подготовленных специалистов, под руководством старшего инженера.
Слайд 44
Техническое обслуживание конкретных образцов ТС и АСУ в объеме ТО-2
проводится в соответствии с планом эксплуатации и ремонта техники связи
и АСУ на год, разрабатываемым старшим инженером (инженером) стационарного объекта связи и утверждаемым начальником объекта связи.
Особенности проведения ТО техники связи стационарных объектов
и на учениях в полевых условиях.
Слайд 45
Особенности проведения мероприятий контроля и обслуживания техники связи
и АСУ в период проведения учений в полевых условиях заключаются
в следующем:
перед выходом на учения проводится контрольный осмотр;
в ходе учений – ЕТО;
по окончании – КТО и ТО-1.