Разделы презентаций


Тема: Патриотизм и гражданственность в общественно-политической культуре (ОПК)

Содержание

1. Сущность, понятие и структура ОПК Вопрос об ОПК наиважнейший как в общественной практике, так и в социально-гуманитарных науках, т.к. уже по определению «культура» очевидно, что он тесно связан

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема: Патриотизм и гражданственность в общественно-политической культуре (ОПК)
ПЛАН
Сущность, понятие и

структура ОПК
Духовное пространство патриотизма
3. Национальная идея: основы научного понимания


Тема: Патриотизм и гражданственность в общественно-политической культуре (ОПК)ПЛАНСущность, понятие и структура ОПКДуховное пространство патриотизма3.  Национальная идея:

Слайд 2 1. Сущность, понятие и структура ОПК
Вопрос об ОПК наиважнейший как

в общественной практике, так и в социально-гуманитарных науках, т.к. уже

по определению «культура» очевидно, что он тесно связан с человеком.
Таким образом ОПК является одухотворяющим началом любого общественного действия или процесса. Невозможно добиться эффективных действий государства или институтов гражданского общества, если не сформирована соответствующая ОПК.
1. Сущность, понятие и структура ОПК  Вопрос об ОПК наиважнейший как в общественной практике, так

Слайд 3 «…развитие стабильного и эффективного демократического правления зависит от чего-то большего,

нежели правительственные структуры и политический процесс. Оно зависит... от общественно-политической

культуры. Если эта культура не способна поддержать демократическую систему, шансы последней на успех невелики».
Так писали в своей известной книге “Гражданская культура” американские политологи Г.Алмонд и С.Верба (50-е гг ХХ в).
«…развитие стабильного и эффективного демократического правления зависит от чего-то большего, нежели правительственные структуры и политический процесс. Оно

Слайд 5Но данное явление было известно и ранее. Впервые его употребил

немецкий философ-просветитель XVIII века Иоганн Гердер в рамках исследований, посвященных

национальному характеру. Категориальный статус понятие приобрело во второй половине ХХ в, благодаря двум факторам: изучение причин Второй мировой войны (сравнительное изучение политических систем. Почему одни и те же политические системы и институты работают в разных странах по-разному, а некоторые, будучи перенесенными на другую почву, из Америки в Азию – не работают вообще) и освобождение ряда стран от колониальной зависимости (искусственно насаждаемые институты и отношения перестали работать).
Но данное явление было известно и ранее. Впервые его употребил немецкий философ-просветитель XVIII века Иоганн Гердер в

Слайд 6Общественно-политическая культура есть совокупность психологических установок людей в отношении таких

политических объектов, как партии, правительства и конституции, - установок, выражающихся

в политических позициях, убеждениях, символах и ценностях.
ОПК - качественное состояние политической жизни общества, характеризующее уровень развития политических институтов, в т. ч. качество взаимодействия субъектов политического процесса.
Общественно-политическая культура есть совокупность психологических установок людей в отношении таких политических объектов, как партии, правительства и конституции,

Слайд 7Общественно-политическая культура прямо или косвенно влияет на поведение людей и

деятельность их организаций, на восприятие населением явлений внутренней и международной

политики, оценку политических систем и режимов, определение человеком своего места в политической сфере общественной жизни
Общественно-политическая культура прямо или косвенно влияет на поведение людей и деятельность их организаций, на восприятие населением явлений

Слайд 8Точки зрения на сферу и границы ОПК различны, но в

целом, обобщая, можно утверждать, что она состоит из 3-х элементов:
Сфера

общественно-политического сознания – проявляется на трех уровнях (когнитивном, аффективном и оценочном).



Точки зрения на сферу и границы ОПК различны, но в целом, обобщая, можно утверждать, что она состоит

Слайд 92. Образцы общественно-политического поведения – не все в нашей жизни

контролируется сознанием;

3.Социокультурный опыт обеспечивают вхождение человека в общественную жизнь.

Сфера общественно-политического

сознания включает 2 компонента: идеологический и психологический. Ценности патриотизма и гражданственности представлены в каждом из них. Например:
2. Образцы общественно-политического поведения – не все в нашей жизни контролируется сознанием;3.Социокультурный опыт обеспечивают вхождение человека в

Слайд 10- степень интереса человека к событиям, происходящих в стране и

в мире;
- отношение к государству, его институтам, символам и лидерам;
-

отношение к закону;
- отношение к другим участникам общественной жизни;
- готовность принять личное участие в общественно-политических событиях и связанные с этим ожидания и т.д.
- степень интереса человека к событиям, происходящих в стране и в мире;- отношение к государству, его институтам,

Слайд 11 Общественно-политическая культура – продукт естественно-исторического развития. Общество стремиться сформировать ее

в соответствии со своими представлениями, но базовые элементы патриотизм и

гражданственность неизменны, т.к. именно они являются залогом духовной безопасности общества и государства. Поэтому ценности патриотизма используют практически все институты, формирующие ОПК:
Общественно-политическая культура – продукт естественно-исторического развития. Общество стремиться сформировать ее в соответствии со своими представлениями, но базовые

Слайд 12государство (разрабатывает основные параметры ОПК, т.е. государственно-национальную символику, законы, основы

системы образования);
политические партии (которые в зависимости от идеологической принадлежности

трактуют роль и место патриотизма и гражданственности в ценностной системе общества;
институт парламентаризма (именно он является процедурной основой гражданственности. Через систему парламентаризма гражданин доносит свои интересы до институтов власти.
СМИ часто выступают как средства массового манипулирования и формируют установки, мнения, стереотипы, определяющие сознание и поведение.
государство (разрабатывает основные параметры ОПК, т.е. государственно-национальную символику, законы, основы системы образования); политические партии (которые в зависимости

Слайд 13Типология ОПК предложена Г.Алмондом и С.Вербой.
Приходская (патриархальная) – человек имеет

смутные представления об общественно-политической жизни и равнодушен к ней. Гражданственность

не сформирована, гражданская компетентность не реализуется.
Подданическая – пассивное отношение к общественной жизни и к своим гражданским правам и обязанностям. Интерес только к практическим результатам деятельности власти
Культура политического учения – высокий уровень интереса к ОПК, активное участие в ней, хорошая информированность
Гражданская ОПК – сочетание 2 и 3. Баланс между активностью и пассивностью, между инструменталистскими и эмоциональными общественными ориентациями.
Типология ОПК предложена Г.Алмондом и С.Вербой.Приходская (патриархальная) – человек имеет смутные представления об общественно-политической жизни и равнодушен

Слайд 14«Налицо общественно-политическая активность, но она не столь высока, чтобы подорвать

авторитет правительства, налицо вовлеченность и преданность, но в умеренной степени,

налицо и политические разногласия, но их держат под контролем».
Г. Алмонд и С. Верба «Гражданская культура»
«Налицо общественно-политическая активность, но она не столь высока, чтобы подорвать авторитет правительства, налицо вовлеченность и преданность, но

Слайд 152. Духовное пространство патриотизма - сферы существования и проявления феномена

патриотизма в его бытийном, сакральном и потенциальном существовании.
Одной из важнейших

составляющих осмысления духовного пространства патриотизма является историческая память, выполняющая интегральную функцию в сохранении для ныне живущих поколений глубинные, жизненно важные смыслы, символы, идеалы, образы, ценностные ориентации, традиции, стереотипы.
2. Духовное пространство патриотизма - сферы существования и проявления феномена патриотизма в его бытийном, сакральном и потенциальном

Слайд 16 Н.А. Бердяев, исследуя духовные процессы, протекающие в российском обществе, подчеркивал:

«Завоевание духовности – есть главная задача человеческой жизни». По мнению

Бердяева, структура русской духовности складывается из целого набора ценностей, среди которых выделяются стремление к самосовершенствованию, социальная чувствительность, нравственный потенциал, ответственность. Этот ряд ценностей построен на важнейшем принципе человеческого общежития.
«Я признаю другого подобным и равным с собою, утверждая за ним то же самое значение, которое приписываю себе» В. Соловьев
Н.А. Бердяев, исследуя духовные процессы, протекающие в российском обществе, подчеркивал: «Завоевание духовности – есть главная задача человеческой

Слайд 17Условия формирования социокультурного пространства России:
борьба за выживание и сохранение самобытности

(нации, государства);
очень сильное государство и крайний этатизм (Этатизм - убеждение

в том, что государство должно вмешиваться в жизнь общества и контролировать его экономические и социальные аспекты);
огромное влияние духовно-религиозного фактора, который преобладает над материальным;
срединное положение между Востоком и Западом.
Условия формирования социокультурного пространства России:борьба за выживание и сохранение самобытности (нации, государства);очень сильное государство и крайний этатизм

Слайд 18На данной основе формируется российский культурный архетип (архетип – первичный

образ, оригинал; общечеловеческие символы, положенные в основу мифов, фольклора и

самой культуры в целом).
Черты архетипа:
• равенство, обусловленное, в том числе общинностью;
• соборность, коллективизм;
• патриотизм и национальное чувство, соединяющие в одно неразрывное целое любовь к родине, народу и государству;
• солидарность.

На данной основе формируется российский культурный архетип (архетип – первичный образ, оригинал; общечеловеческие символы, положенные в основу

Слайд 19Выделяют ряд черт общественно-политической культуры:
Резкая политизированность (склонность к бунту) –

Политическая апатия
Стремление к державности, патернализм – Стремление к анархии
Низкий уровень

правовой культуры, неумение выражать свою политическую позицию – Политизация духовной сферы, стремление подойти к нравственности с религиозной позиции.
Выделяют ряд черт общественно-политической культуры:Резкая политизированность (склонность к бунту) – Политическая апатияСтремление к державности, патернализм – Стремление

Слайд 20Патриотизм, в этой связи, выступает формой интеграции, т.к. вырабатывает ценностные

слагаемые российского менталитета:
1.духовности - самоотреченности, 2.государственничества - служения,
3. коллективизма -

собор­ности,
4. мессианства(осознание своей особой роли и особой задачи в историческом развитии) - подвижничества.

Патриотизм, в этой связи, выступает формой интеграции, т.к. вырабатывает ценностные слагаемые российского менталитета:1.духовности - самоотреченности, 2.государственничества -

Слайд 21В трудах многих отечественных мыслителей излагаются различные точки зре­ния на

явление патриотизма как стержневого компонента, призванного служить объединению и упрочению

российского общества и государства, идеи, способной сцемен­тировать здоровые гражданские силы на основаниях патриотизма.

В трудах многих отечественных мыслителей излагаются различные точки зре­ния на явление патриотизма как стержневого компонента, призванного служить

Слайд 22Поэтому сегодня, в условиях начала третьего тысячелетия, не­обходима выработка идеологических

и духовно-смысловых ориенти­ров самого феномена патриотизма, осознание державности как не­обходимого

условия взаимосвязи в диаде: личность - агент государ­ственных интересов, а государство - гарант интересов личности.
Поэтому сегодня, в условиях начала третьего тысячелетия, не­обходима выработка идеологических и духовно-смысловых ориенти­ров самого феномена патриотизма, осознание

Слайд 23Духовными основами патриотизма гражданина России, живущего в сложных условиях нарастающей

глобализации, активизации межнациональных конфликтов, экономи­ческой нестабильности и социальных коллизий могут

являться:
вера в возрождение России;
надежда на безопасность личности и общества;
любовь к своей малой и большой Родине.
Духовными основами патриотизма гражданина России, живущего в сложных условиях нарастающей глобализации, активизации межнациональных конфликтов, экономи­ческой нестабильности и

Слайд 24 Домашнее задание на 28.10.2020 г. 1. Привести конкретные примеры символического выражения

патриотизма. 2. Изучить программы российских политических партий, определить в них место

патриотизма и гражданственности
Домашнее задание на 28.10.2020 г. 1. Привести конкретные примеры символического выражения патриотизма. 2.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика