Слайд 1Тема: Патриотизм и гражданственность в общественно-политической культуре (ОПК)
ПЛАН
Сущность, понятие и
структура ОПК
Духовное пространство патриотизма
3. Национальная идея: основы научного понимания
Слайд 2
1. Сущность, понятие и структура ОПК
Вопрос об ОПК наиважнейший как
в общественной практике, так и в социально-гуманитарных науках, т.к. уже
по определению «культура» очевидно, что он тесно связан с человеком.
Таким образом ОПК является одухотворяющим началом любого общественного действия или процесса. Невозможно добиться эффективных действий государства или институтов гражданского общества, если не сформирована соответствующая ОПК.
Слайд 3 «…развитие стабильного и эффективного демократического правления зависит от чего-то большего,
нежели правительственные структуры и политический процесс. Оно зависит... от общественно-политической
культуры. Если эта культура не способна поддержать демократическую систему, шансы последней на успех невелики».
Так писали в своей известной книге “Гражданская культура” американские политологи Г.Алмонд и С.Верба (50-е гг ХХ в).
Слайд 5Но данное явление было известно и ранее. Впервые его употребил
немецкий философ-просветитель XVIII века Иоганн Гердер в рамках исследований, посвященных
национальному характеру. Категориальный статус понятие приобрело во второй половине ХХ в, благодаря двум факторам: изучение причин Второй мировой войны (сравнительное изучение политических систем. Почему одни и те же политические системы и институты работают в разных странах по-разному, а некоторые, будучи перенесенными на другую почву, из Америки в Азию – не работают вообще) и освобождение ряда стран от колониальной зависимости (искусственно насаждаемые институты и отношения перестали работать).
Слайд 6Общественно-политическая культура есть совокупность психологических установок людей в отношении таких
политических объектов, как партии, правительства и конституции, - установок, выражающихся
в политических позициях, убеждениях, символах и ценностях.
ОПК - качественное состояние политической жизни общества, характеризующее уровень развития политических институтов, в т. ч. качество взаимодействия субъектов политического процесса.
Слайд 7Общественно-политическая культура прямо или косвенно влияет на поведение людей и
деятельность их организаций, на восприятие населением явлений внутренней и международной
политики, оценку политических систем и режимов, определение человеком своего места в политической сфере общественной жизни
Слайд 8Точки зрения на сферу и границы ОПК различны, но в
целом, обобщая, можно утверждать, что она состоит из 3-х элементов:
Сфера
общественно-политического сознания – проявляется на трех уровнях (когнитивном, аффективном и оценочном).
Слайд 92. Образцы общественно-политического поведения – не все в нашей жизни
контролируется сознанием;
3.Социокультурный опыт обеспечивают вхождение человека в общественную жизнь.
Сфера общественно-политического
сознания включает 2 компонента: идеологический и психологический. Ценности патриотизма и гражданственности представлены в каждом из них. Например:
Слайд 10- степень интереса человека к событиям, происходящих в стране и
в мире;
- отношение к государству, его институтам, символам и лидерам;
-
отношение к закону;
- отношение к другим участникам общественной жизни;
- готовность принять личное участие в общественно-политических событиях и связанные с этим ожидания и т.д.
Слайд 11 Общественно-политическая культура – продукт естественно-исторического развития. Общество стремиться сформировать ее
в соответствии со своими представлениями, но базовые элементы патриотизм и
гражданственность неизменны, т.к. именно они являются залогом духовной безопасности общества и государства. Поэтому ценности патриотизма используют практически все институты, формирующие ОПК:
Слайд 12государство (разрабатывает основные параметры ОПК, т.е. государственно-национальную символику, законы, основы
системы образования);
политические партии (которые в зависимости от идеологической принадлежности
трактуют роль и место патриотизма и гражданственности в ценностной системе общества;
институт парламентаризма (именно он является процедурной основой гражданственности. Через систему парламентаризма гражданин доносит свои интересы до институтов власти.
СМИ часто выступают как средства массового манипулирования и формируют установки, мнения, стереотипы, определяющие сознание и поведение.
Слайд 13Типология ОПК предложена Г.Алмондом и С.Вербой.
Приходская (патриархальная) – человек имеет
смутные представления об общественно-политической жизни и равнодушен к ней. Гражданственность
не сформирована, гражданская компетентность не реализуется.
Подданическая – пассивное отношение к общественной жизни и к своим гражданским правам и обязанностям. Интерес только к практическим результатам деятельности власти
Культура политического учения – высокий уровень интереса к ОПК, активное участие в ней, хорошая информированность
Гражданская ОПК – сочетание 2 и 3. Баланс между активностью и пассивностью, между инструменталистскими и эмоциональными общественными ориентациями.
Слайд 14«Налицо общественно-политическая активность, но она не столь высока, чтобы подорвать
авторитет правительства, налицо вовлеченность и преданность, но в умеренной степени,
налицо и политические разногласия, но их держат под контролем».
Г. Алмонд и С. Верба «Гражданская культура»
Слайд 152. Духовное пространство патриотизма - сферы существования и проявления феномена
патриотизма в его бытийном, сакральном и потенциальном существовании.
Одной из важнейших
составляющих осмысления духовного пространства патриотизма является историческая память, выполняющая интегральную функцию в сохранении для ныне живущих поколений глубинные, жизненно важные смыслы, символы, идеалы, образы, ценностные ориентации, традиции, стереотипы.
Слайд 16 Н.А. Бердяев, исследуя духовные процессы, протекающие в российском обществе, подчеркивал:
«Завоевание духовности – есть главная задача человеческой жизни». По мнению
Бердяева, структура русской духовности складывается из целого набора ценностей, среди которых выделяются стремление к самосовершенствованию, социальная чувствительность, нравственный потенциал, ответственность. Этот ряд ценностей построен на важнейшем принципе человеческого общежития.
«Я признаю другого подобным и равным с собою, утверждая за ним то же самое значение, которое приписываю себе» В. Соловьев
Слайд 17Условия формирования социокультурного пространства России:
борьба за выживание и сохранение самобытности
(нации, государства);
очень сильное государство и крайний этатизм (Этатизм - убеждение
в том, что государство должно вмешиваться в жизнь общества и контролировать его экономические и социальные аспекты);
огромное влияние духовно-религиозного фактора, который преобладает над материальным;
срединное положение между Востоком и Западом.
Слайд 18На данной основе формируется российский культурный архетип (архетип – первичный
образ, оригинал; общечеловеческие символы, положенные в основу мифов, фольклора и
самой культуры в целом).
Черты архетипа:
• равенство, обусловленное, в том числе общинностью;
• соборность, коллективизм;
• патриотизм и национальное чувство, соединяющие в одно неразрывное целое любовь к родине, народу и государству;
• солидарность.
Слайд 19Выделяют ряд черт общественно-политической культуры:
Резкая политизированность (склонность к бунту) –
Политическая апатия
Стремление к державности, патернализм – Стремление к анархии
Низкий уровень
правовой культуры, неумение выражать свою политическую позицию – Политизация духовной сферы, стремление подойти к нравственности с религиозной позиции.
Слайд 20Патриотизм, в этой связи, выступает формой интеграции, т.к. вырабатывает ценностные
слагаемые российского менталитета:
1.духовности - самоотреченности, 2.государственничества - служения,
3. коллективизма -
соборности,
4. мессианства(осознание своей особой роли и особой задачи в историческом развитии) - подвижничества.
Слайд 21В трудах многих отечественных мыслителей излагаются различные точки зрения на
явление патриотизма как стержневого компонента, призванного служить объединению и упрочению
российского общества и государства, идеи, способной сцементировать здоровые гражданские силы на основаниях патриотизма.
Слайд 22Поэтому сегодня, в условиях начала третьего тысячелетия, необходима выработка идеологических
и духовно-смысловых ориентиров самого феномена патриотизма, осознание державности как необходимого
условия взаимосвязи в диаде: личность - агент государственных интересов, а государство - гарант интересов личности.
Слайд 23Духовными основами патриотизма гражданина России, живущего в сложных условиях нарастающей
глобализации, активизации межнациональных конфликтов, экономической нестабильности и социальных коллизий могут
являться:
вера в возрождение России;
надежда на безопасность личности и общества;
любовь к своей малой и большой Родине.
Слайд 24
Домашнее задание на 28.10.2020 г.
1. Привести конкретные примеры символического выражения
патриотизма.
2. Изучить программы российских политических партий, определить в них место
патриотизма и гражданственности