Разделы презентаций


ТЕМА: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Содержание

1. понятие и сущность стратегии, анализ Внешней и внутренней среды. Существует несколько определений стратегии, предложенных учеными конкретных областей знаний. В Большом экономическом словаре стратегия толкуется как

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ТЕМА: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Понятие и сущность стратегии, анализ

внешней и внутренней среды
Виды антикризисной стратегии
Основные этапы разработки антикризисной стратегии.
Разработка

тактических мероприятий по ликвидации кризиса

ТЕМА: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯПонятие и сущность стратегии, анализ внешней и внутренней средыВиды антикризисной стратегииОсновные этапы

Слайд 21. понятие и сущность стратегии, анализ Внешней и внутренней среды.

Существует несколько определений стратегии, предложенных учеными

конкретных областей знаний. В Большом экономическом словаре стратегия толкуется как «искусство руководства, общий план ведения работы исходя из сложившейся действительности на данном этапе развития».
В Современном экономическом словаре стратегией определяется «совокупность долговременных, наиболее важных и принципиальных установок, планов, намерений, определяемых соответствующим уровнем менеджмента относительно управляемого объекта»
В Большом толковом словаре русского языка одно из значений стратегии трактуется как «искусство планирования какой либо деятельности на длительную перспективу».

1. понятие и сущность стратегии, анализ Внешней и внутренней среды.      Существует несколько

Слайд 3 Различают стратегию экономическую, инновационную, инвестиционную, маркетинговую, стратегию снижения издержек

производства и обращения, аграрную, промышленную, а также антикризисную. Антикризисная стратегия

может реализовываться в форме стратегий восстановления, поворота и выхода.
Антикризисная стратегия применительно к аграрной экономике предполагает решение организационных, производственных, экономических и социальных проблем развития любой коммерческой организации, в том числе несостоятельной, тем более - организации-должника, в определенной перспективе. Стратегия реализуется в конкретной тактике.
Различают стратегию экономическую, инновационную, инвестиционную, маркетинговую, стратегию снижения издержек производства и обращения, аграрную, промышленную, а также

Слайд 4 Под тактикой, применительно к экономическим процессам и явлениям, понимается или

кратковременное экономическое поведение, или линия экономических действий, рассчитанная на относительно

кратковременный период (исходя из текущей ситуации).
Антикризисная тактика направлена на недопущение возникновения кризисных ситуаций, своевременную нейтрализацию угрозы и признаков банкротства в общем контексте выбранной и реализуемой стратегии.
Антикризисная стратегия (рис.1) на уровне отдельных организаций (предприятий) призвана реализовывать долговременные намерения собственников, участников и (или) руководства организации для реализации поставленных перед нею целей и задач.

Под тактикой, применительно к экономическим процессам и явлениям, понимается или кратковременное экономическое поведение, или линия экономических действий,

Слайд 5Рисунок 1. Схема стратегии и тактики в антикризисном управлении

Рисунок 1. Схема стратегии и тактики в антикризисном управлении

Слайд 6 На схеме представлены два блока – антикризисное стратегическое планирование,

как первая, основополагающая стадия и тактическое планирование, как результат практической

реализации выбранной стратегии. Основу первого составляет детальное изучение внешней и внутренней ситуации, возможная корректировка миссии и целей организации в зависимости от того, как они складываются в действительности на момент разработки антикризисной стратегии и, что немаловажно, анализ вариантов.
Для этого должна быть проведена критическая оценка условий и последствий выбора и реализации альтернативных вариантов антикризисной стратегии, с тем, чтобы выбрать наиболее экономически и социально обоснованный вариант из всех рассматриваемых (первая стадия).
На схеме представлены два блока – антикризисное стратегическое планирование, как первая, основополагающая стадия и тактическое планирование,

Слайд 7 На второй стадии показана последовательность тактических действий, состоящая из

непосредственной реализации стратегических направлений и систематического отслеживания и контроля их

результатов. Основная тактического планирования в процессе реализации антикризисной стратегии - своевременно вносить необходимые тактические корректировки в реализуемую стратегию как реакцию на происходящие изменения и во внешней, и во внутренней среде организации. Особенно это важно в условиях постоянно меняющейся кризисной ситуации.
При этом базой и антикризисной стратегии, и антикризисной тактики должно быть устранение причин, обусловивших возникновение кризисных явлений. Выявление же этих причин в достаточно полной мере возможно лишь на основе предметного детального анализа условий деятельности организации, то есть ее внешней и внутренней среды.
На второй стадии показана последовательность тактических действий, состоящая из непосредственной реализации стратегических направлений и систематического отслеживания

Слайд 8 Внешняя среда включает:

макросреду, включающую оценку политического, экономического, социального, технологического

окружения;
конкурентную среду в части изучения покупателей, поставщиков, существующих конкурентов, потенциальных,

новых конкурентов, конкуренции со стороны производителей товаров-заменителей.
Внешняя среда может быть изучена различными способами, из поля зрения не должны выйти значимые обстоятельства, а информация о внешней среде оказалась бы достаточно объективной и полной.
На этой основе рассчитывают несколько вариантов сценариев возможного развития событий, поскольку трудно выявить заранее тенденции изменения различных элементов внешней среды организации и их потенциальное влияние на результаты ее деятельности.
Известно, что из одной и той же трудной ситуации, как правило, есть несколько выходов, и выбор наиболее приемлемого варианта выхода определяется той предположительной комбинацией факторов внешней среды, которая в большей степени соответствует реальному и позитивному развитию событий.
Под воздействием факторов внешней среды формируется внутренняя среда организации (предприятия).

Внешняя среда включает: 		макросреду, включающую оценку политического, экономического, социального, технологического окружения;		конкурентную среду в части изучения покупателей, поставщиков,

Слайд 9 Внутренняя среда организации включает:

производственные ресурсы, то есть оценку земельного,

материального, трудового потенциала и его использование;
финансовое состояние, то есть

оценку финансовых результатов, имущества, обязательств, платежеспособности, ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности;
систему внутрипроизводственных отношений и ее целесообразность.
В ходе исследования внутренней среды организации дается оценка недостаткам использованной ею ранее стратегии развития в части производства, менеджмента, маркетинга, финансов, кадров, выявляются сильные и слабые стороны, конкурентоспособность цен и издержек организации (то есть оценивается прочность конкурентной позиции организации).
Внутренняя среда организации включает:		производственные ресурсы, то есть оценку земельного, материального, трудового потенциала и его использование; 		финансовое

Слайд 10 Это необходимо для того, чтобы за счет устранения выявленных

негативных моментов и усиления позитивных обеспечить реальную возможность выхода организации

из кризисной ситуации.
Факт возникновения кризисной ситуации в организации убедительно свидетельствует или о выборе недостаточно эффективной стратегии развития, или о серьезных нарушениях в тактике развития, вследствие чего возникает необходимость разработки более действенной антикризисной стратегии.
Результаты исследования внешней и внутренней среды обязательно учитываются при выработке антикризисной стратегии или частичном корректировании существующей.
Это необходимо для того, чтобы за счет устранения выявленных негативных моментов и усиления позитивных обеспечить реальную

Слайд 112. Виды антикризисной стратегии


В зависимости от экономического и финансового состояния

предпринимательской структуры с целью обеспечения ее устойчивого развития могут применяться

различные стратегии антикризисного управления, в том числе стратегии восстановления, поворота и выхода.
Необходимость применения стратегии восстановления заключается в ликвидации последствий кризиса и обеспечении возврата предпринимательской структуры к предкризисному состоянию в части ее деловой активности, экономической и финансовой устойчивости.

2. Виды антикризисной стратегии 				В зависимости от экономического и финансового состояния предпринимательской структуры с целью обеспечения ее

Слайд 12 Применение стратегии поворота обусловлено тем, что кризис обостряет наиболее

слабые стороны деятельности организации и нередко вызывает необходимость коренных изменений

в содержании ее миссии, структуры, технологии, вплоть до смены ее отраслевой принадлежности и масштабов деятельности.
В случае, если очевидной оказывается невозможность применения в антикризисном управлении как стратегии восстановления, так и стратегии поворота, то вариантом его обеспечения выступает стратегия выхода, основой которой служит минимизация ущерба.
Выбор хозяйственным менеджментом конкретной антикризисной стратегии также определяется комплексом факторов внешнего и внутреннего характера, их сложившимся сочетанием и возможными изменениями в перспективе.
Применение стратегии поворота обусловлено тем, что кризис обостряет наиболее слабые стороны деятельности организации и нередко вызывает

Слайд 13 Антикризисная стратегия восстановления основывается на учете и рациональном использовании комплекса

факторов:

внешнего окружения:
- характер проявления кризиса;
- структура

рынка отрасли;
- стабильность цен;
- сегменты спроса;
- наличие вертикальной интеграции.
внутренних факторов:
- позиция хозяйственных менеджеров;
- положение с затратами в отрасли;
- доля рынка;
- патенты и лицензии.

Антикризисная стратегия восстановления основывается на учете и рациональном использовании комплекса факторов: 		 внешнего окружения:-  характер проявления

Слайд 14 Антикризисная стратегия поворота состоит из совокупности следующих частных стратегий:

-

сокращения расходов;
- изменения ценообразования;
- переориентации;
- разработки нового

товара;
- рационализации ассортимента товаров;
сосредоточения на продажах и рекламе.

Антикризисная стратегия выхода из кризиса может быть осуществлена за счет следующих действий:

- минимизации ущерба;
- изъятия инвестиций;
- выкупа предпринимательской структуры у собственника.

Антикризисная стратегия поворота состоит из совокупности следующих частных стратегий:-  сокращения расходов;-  изменения ценообразования;-  переориентации;-

Слайд 15 По содержательным характеристикам и способам осуществления, кроме перечисленных видов антикризисных

стратегий выделяют стратегию маркетинговую, производственную (ресурсную), инновационную, инвестиционную, кадровую, стратегию

снижения издержек производства и обращения, аграрную, промышленную.
Маркетинговая стратегия представляет собой деятельность, связанную с формированием реальной величины спроса на свой товар, воздействием на потребителя с целью побуждения его к приобретению товара, разработкой реальных и гибких программ действий организации на конкурентном рынке. С учетом этого, маркетинговая антикризисная программа должна содержать комплекс мероприятий, стабилизирующих ее положение на конкретном рынке и выход из кризиса неплатежеспособности.
По содержательным характеристикам и способам осуществления, кроме перечисленных видов антикризисных стратегий выделяют стратегию маркетинговую, производственную (ресурсную), инновационную,

Слайд 16 Достижение целей маркетинговой антикризисной программы производится определенным набором средств

маркетинга, которые представляют собой совокупность факторов, обеспечивающих реализацию «комплекса маркетинга»,

основу которого составляют товар; цена; методы распределения, коммуникации.
На каждом конкретном рынке, у каждой конкретной организации и по каждому конкретному товару могут складываться различные соотношения между составными частями комплекса маркетинга, а потому исследование каждой из них в отдельности и затем – в совокупности – позволяет более объективно оценить положение организации и ее товара на рынке, выяснить маркетинговые возможности организации и рыночные опасности как базовую информацию для выработки маркетинговой стратегии.
Достижение целей маркетинговой антикризисной программы производится определенным набором средств маркетинга, которые представляют собой совокупность факторов, обеспечивающих

Слайд 17 Анализ положения организации на рынке и ее реальных возможностей

укрепления там своего положения, в первую очередь, производится путем изучения

факторов маркетинговой микросреды организации: надежности партнеров и поставщиков, формирования новых и поддержания действующих контактов с потребителями, стратегии конкурентов, их логики поведения на конкретных рынках, а также их преимуществ и слабых сторон. На уровне маркетинговой макросреды изучается проявление объективных экономических тенденций развития, научно-технические, социальные, демографические и культурные процессы, действие которых нужно учитывать с целью определения более жизнеспособной маркетинговой стратегии развития организации.
Анализ положения организации на рынке и ее реальных возможностей укрепления там своего положения, в первую очередь,

Слайд 18 Помимо перечисленных ранее методов изучения рыночной ситуации, в разработке

маркетинговой стратегии особое место принадлежит мониторингу (непрерывному наблюдению за экономическими

явлениями и процессами), причем как внешней, так и внутренней среды организации. Он позволяет своевременно уловить сигналы об ухудшении положения организации на рынке, потере конкурентоспособности, снижении платежеспособности. Однако такие сигналы могут быть и положительного свойства, свидетельствующие о реально возникшей у организации возможности укрепления своего положения на рынке за счет происходящих прогрессивных изменений во внешней или внутренней среде. Своевременная информация об этом позволит скорректировать в нужном направлении намеченные ранее стратегии и программы развития организации, в том числе и маркетинговые.
Помимо перечисленных ранее методов изучения рыночной ситуации, в разработке маркетинговой стратегии особое место принадлежит мониторингу (непрерывному

Слайд 19 Производственная (ресурсная) стратегия представляет собой программу управленческих долговременных действий,

содержащую набор правил, регламентирующих процессы формирования и использования производственных ресурсов

предприятия (фондов, персонала, финансов, земли).
В составе этой стратегии выделяются две подсистемы управления ресурсами (производством):
централизованная (строгая управленческая вертикаль в единой организации, построенная на соподчиненности уровней);
децентрализованная (рассредоточение управления ресурсами и производством по подразделениям, дочерним фирмам, совместным предприятиям, стратегическим центрам хозяйствования);
смешанная.
Однако могут быть стратегии, основанные на совместном использовании элементов централизованной и децентрализованной производственной (ресурсной) стратегии.
Производственная (ресурсная) стратегия представляет собой программу управленческих долговременных действий, содержащую набор правил, регламентирующих процессы формирования и

Слайд 20
В условиях кризиса организации персонал, несмотря на чрезвычайно высокую

кадровую динамику, составляет ее главное наполнение.


Отсюда кадровая стратегия определяется способом управления персоналом, избранным в организации.
Кадровая стратегия организации включает:
оценку персонала в кризисной динамике;
планирование перспективной кадровой структуры (кризисной и посткризисной);
прием и увольнение работников;
общую подготовку и обучение работе в экстремальных условиях;
профилактику конфликтов.
В условиях кризиса организации персонал, несмотря на чрезвычайно высокую кадровую динамику, составляет ее главное наполнение.

Слайд 21 Эти функции антикризисного менеджмента находятся в тесной взаимообусловленности. Так,

планирование кадрового состава организации на близкую и отдаленную перспективы базируется

на оценке персонала в его кризисной динамике; прием новых и увольнение ставших лишними работников исходит из запланированной структуры; общая профессиональная подготовка и обучение работе в кризисных условиях, профилактика конфликтов являются средством достижения целей, стоящих перед организацией в каждый конкретный момент и совершенствования ее кадровой стратегии в целом.
Эти функции антикризисного менеджмента находятся в тесной взаимообусловленности. Так, планирование кадрового состава организации на близкую и

Слайд 22 Финансовая стратегия ставит своей целью оптимизацию движения финансовых и

денежных потоков, что предполагает своевременное выполнение следующих мероприятий:
проведение переоценки

имущественного комплекса, позволяющей получить его достоверные стоимостные параметры. Ориентировочно это может привести к снижению стоимости имущества, экономии в налогообложении организации, уменьшения амортизационных отчислений, позволит избежать лишних налоговых потерь при продаже имущества;
инвентаризация всего имеющегося оборудования и машин с целью выявления наличия используемых объектов, потенциально используемых, подлежащих списанию и реализации. Понятно, что от третьей группы машин и оборудования нужно как можно скорее избавиться, что обеспечит некоторый приток средств, а при отдаленной перспективе практического использования второй группы оборудования нужно применять режим консервации оборудования, имеющий своей целью снижение амортизационных отчислений.


Финансовая стратегия ставит своей целью оптимизацию движения финансовых и денежных потоков, что предполагает своевременное выполнение следующих

Слайд 23 Для погашения просроченной кредиторской задолженности в процессе применения финансовой

стратегии пересматриваются отношения с партнерами, закрепляются отношения с наиболее перспективными

из них, идет поиск новых выгодных партнеров и т.д.
Необходима мобилизация резервов, которые могут обеспечить финансовую устойчивость организации в перспективе. Это: поиск новых стратегических партнеров и разрыв с неперспективными партнерами, что может улучшить распоряжение своими неиспользуемыми площадями, способствовать частичной реанимации основной производственной деятельности организации за счет улучшения сбытовой деятельности и повышения качества перспективных видов продукции, товаров, развивать собственную товаропроводящую сеть.
Для погашения просроченной кредиторской задолженности в процессе применения финансовой стратегии пересматриваются отношения с партнерами, закрепляются отношения

Слайд 243. Основные этапы разработки антикризисной стратегии.
Для успешной реализации стратегических и

тактических мер антикризисного управления организацией (в том числе и организацией-должником)

необходима определенная логически обоснованная последовательность действий, предполагающая выполнение их в несколько этапов.
Возможная последовательность разработки и реализации антикризисной стратегии:
первый этап – создание специализированной рабочей группы, квалификация участников которой позволяет выявить и решать проблемы организационного, управленческого, экономического и финансового характера (членами этой группы могут быть как наиболее квалифицированные специалисты организации, так и, в случае отсутствия таковых, привлеченные сторонние специалисты);

3. Основные этапы разработки антикризисной стратегии. 		Для успешной реализации стратегических и тактических мер антикризисного управления организацией (в

Слайд 25 второй этап - разработка системы возможных мероприятий по антикризисному управлению

с учетом их целесообразности и своевременности проведения и принятие решения

или о введении конкретной системы антикризисного управления, или о необходимости разработки качественно иных целей и идей развития организации. В случае, если органами управления организации признано необходимым введение в действие предложенной системы антикризисного управления, включается следующий этап;
третий этап - разработка механизма управленческих решений антикризисного характера через принятие антикризисной программы, как системы мер по недопущению кризисного состояния (смягчить, отодвинуть, предупредить кризисное состояние), выводу организации из кризиса (в том числе и снять его негативные последствия);

второй этап - разработка системы возможных мероприятий по антикризисному управлению с учетом их целесообразности и своевременности проведения

Слайд 26 четвертый этап - подбор конкретных исполнителей по всем элементам антикризисной

программы, способных успешно решать поставленные в ней задачи;
пятый этап -

непосредственная организация выполнения намеченных антикризисной программой задач и принятие необходимых для этого управленческих решений;
шестой этап - оценка и анализ выполнения принятых управленческих решений. При этом изучаются полученные результаты, сопоставляются с программными данными, устанавливаются причины, вызвавшие конкретные позитивные или негативные их отклонения относительно предполагаемых в антикризисной программе, вносятся необходимые коррективы;
седьмой этап - установление степени выполнения намеченной антикризисной программы, а также целесообразность дальнейшего осуществления антикризисного управления и перечень его основных содержательных моментов.
Может, однако, оказаться, что проведенная работа по антикризисному управлению организацией не принесла ожидаемого эффекта. В таком случае принимается решение о проведении законодательно установленных процедур банкротства.

четвертый этап - подбор конкретных исполнителей по всем элементам антикризисной программы, способных успешно решать поставленные в ней

Слайд 274. Разработка тактических мероприятий по ликвидации кризиса
Тактические мероприятия

антикризисного характера представляют собой комплекс управленческих, экономических, технологических действий, принятие

которых необходимо для достижения организацией, в том числе и агропромышленного комплекса, стратегической цели и не противоречит избранной тактике.
Для нейтрализации, уменьшения негативных последствий возникновения кризисных ситуаций используется различная тактика – пассивная или активная. При выборе пассивной руководствуются соображениями желательного самопогашения кризисной ситуации, что возможно лишь в том случае, если она не приняла еще угрожающего характера. В противном случае требуется выбор активной тактики, то есть активизация управленческих решений антикризисного характера, повышение их оперативности и действенности.

4. Разработка тактических мероприятий по ликвидации кризиса  		Тактические мероприятия антикризисного характера представляют собой комплекс управленческих, экономических,

Слайд 28 На практике существует достаточно хорошо отработанный набор таких мероприятий.


К тактическим антикризисным мероприятиям можно отнести:
максимально возможное, не противоречащее

целям и задачам организации, сокращение непроизводительных расходов,
налаживание и укрепление хозяйственной, финансовой и трудовой дисциплины,
совершенствование штатного расписания, упорядочение численности персонала в четком соответствии со сложившимися объемами производства и продаж, совершенствование организационной структуры (закрытие неэффективных подразделений, их перепрофилирование),
На практике существует достаточно хорошо отработанный набор таких мероприятий. 		К тактическим антикризисным мероприятиям можно отнести: 		максимально

Слайд 29 обеспечение сбалансированности ресурсов с уменьшаемыми объемами производства и сбыт неконкурентоспособной

продукции,
активные маркетинговые исследования,
выявление и использование внутрихозяйственных резервов,
модернизацию

технологии и оборудования,
повышение качества продукции и, соответственно, цен на нее,
пересмотр условий договоров купли-продажи с точки зрения защиты собственных интересов,
совершенствование работы с дебиторами и кредиторами;
ужесточение внутрихозяйственного контроля и учета движения и использования материальных и финансовых ресурсов;
повышение квалификации имеющихся специалистов (или привлечение сторонних высококлассных специалистов) и другие меры, определяемые спецификой организации и ее отраслевой принадлежностью.

обеспечение сбалансированности ресурсов с уменьшаемыми объемами производства и сбыт неконкурентоспособной продукции, 		активные маркетинговые исследования, 		выявление и использование

Слайд 30 Приведенный перечень тактических мероприятий антикризисного характера может быть существенно

расширен и дополнен (или сокращен) в зависимости от складывающейся текущей

ситуации и перспектив развития организации, однако разработка, принятие и исполнение их жизненно важно для организаций, особенно организаций-должников, поскольку позволяет своевременно избежать значительных экономических и финансовых потрясений, сохраниться в рыночном пространстве соответствующих территорий.
Приведенный перечень тактических мероприятий антикризисного характера может быть существенно расширен и дополнен (или сокращен) в зависимости

Слайд 31
Благодарю за внимание !

Благодарю за внимание !

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика