Слайд 1Тема: Технология принятия управленческого решения
Цель: раскрыть основные этапы процесса разработки
и принятия управленческого решения
1. Требования к организации процесса разработки УР.
2.
Этапы процесса разработки и реализации УР.
Слайд 2Технология принятия управленческого решения –
совокупность процедур и приемов управленческой
деятельности, выполняемых в определенной последовательности и направленных на выбор наиболее
оптимального решения проблемы из нескольких возможных вариантов
Слайд 3Требования к организации процесса разработки и принятия решений
Непротиворечивость цели (цель
решения не должна противоречить целям организации, а также должна учитывать
интересы лиц, для которых разрабатывается решение;
Решение должно разрабатываться на том уровне управления, где имеется достаточно информационных ресурсов и полномочий для принятия подобных решений;
Технология разработки решения должна включать качественные и количественные методы исследования;
Слайд 4Требования к организации процесса разработки и принятия решений
Число альтернативных вариантов
решения должно быть не менее двух;
Учет риска и принятие мер
по защите от негативного влияния рисков на результаты реализации решения;
Экономическая обоснованность решения;
Эффективность решения (стоимость работ по разработке решения должна быть ниже, чем эффект, ожидаемый в результате реализации решения).
Слайд 5Технология принятия УР включает:
Слайд 6Формирование информационной базы решения
Основным содержанием данного этапа является сбор, обработка
и анализ информации о ситуации принятия решения.
Информация может быть
количественной и качественной. Источниками количественной информации являются различные сводки данных, статистические данные, информационные бюллетени, прайсы и т.п.
Получаемая информация о ситуации принятия решения должна удовлетворять основным требованиям, предъявляемым к информации – полноты, полезности и ценности, точности и достоверности, актуальности, своевременности и т.д.
Слайд 7Структура проблемы
Предмет проблемы характеризует суть проблемы, т.е. признаки неудовлетворенности ситуацией
и возможности ее изменения.
Объектом проблемы выступает событие, явление, ситуация, персона,
коллектив, которые являются носителями неудовлетворенности субъекта проблемы.
Субъектом проблемы является лицо, непосредственно связанное с проблемой, которого прямо затрагивают возникшие трудности и на которого ляжет вся тяжесть последствий в случае бездействия или недолжного разрешения проблемы.
Источники проблемы отражают причины возникновения проблемы.
Слайд 8Пример описания проблемы
Например, при повышении уровня бракованных изделий, поступающих
из цеха № 115 (начальник цеха А.И. Гусев), составляющими проблемы
будут:
предмет – высокий уровень бракованных изделий;
объект – цех № 115;
субъект – начальник цеха А.И. Гусев;
источники – некачественное сырье, низкая квалификация основных, ремонтных рабочих, высокая изношенность оборудования, недостаточный контроль качества на рабочих местах.
Слайд 9Разработка альтернативных вариантов решения проблемы
Альтернативные варианты решения проблемы разрабатываются на
основе имеющейся информации, а также аналитических данных и прогнозов развития
ситуации.
Альтернативные варианты могут разрабатываться не только руководителем, но и подчиненными.
При этом используются различные объективные, активизирующие, экспертные и комплексные методы.
Слайд 10Оценка – мнение, суждение о ценности, уровне, значении, качествах чего-либо
или кого-либо.
Оценка в разработке управленческого решения – это процедура определения
наиболее эффективного решения из всех возможных вариантов на основе выбранной системы показателей (критериев) с учетом целей организации.
Критерии оценки – признаки, на основании которых производится оценка, или классификация чего – либо, мерило оценки
Слайд 11Для представления системы критериев, предназначенных для оценки объекта, целесообразно использовать
дерево критериев, отражающее структуру их иерархической подчиненности
Слайд 12Набор критериев, предназначенный для оценки объекта, должен обладать рядом свойств,
делающих его использование оправданным. К ним относятся:
Полнота – способность
обеспечить адекватную оценку объекта
Измеримость – возможность оценки интересующих свойств объекта
Разложимость – возможность разделения критериев на группы
Неизбыточность – разные критерии не должны использоваться для оценки одних и тех же признаков
Минимальная размерность
Слайд 13Разработка оценочной системы предполагает определение набора критериев, на основании которых
мы будем осуществлять оценку АУР, а также конструирование шкал для
оценки варианта УР по каждому критерию.
Слайд 14
Шкала – инструмент для измерения социального объекта путем присвоения ему
количественных и качественных характеристик.
Количественные
Абсолютная
Интервальная
С равными интервалами
С неравными интевалами
Качественные
Номинальная
Порядковая
Вербально-числовая
Слайд 15Количественные шкалы
Абсолютная шкала - предполагает такой вариант измерения, который понимается
однозначно и является единственным.
Например, экспертам предлагается определить затраты на выполнение
проекта или его временные рамки.
Интервальная шкала используется для измерения количественных параметров оцениваемого объекта (альтернативы УР), при этом допускается несколько вариантов измерения, каждый из который имеет определенный диапазон значений.
Подразделяется на два подвида:
С равными интервалами
С неравными интервалами
Слайд 16Количественные шкалы
Шкала с равными интервалами имеет вид:
«Какое количество персонала
необходимо для реализации данного УР в срок?»
- от 10
до 20 человек включительно;
̶ от 21 до 30 человек включительно;
- от 31 до 40 человек включительно;
- от 41 до 50 человек включительно.
Шкала с неравными интервалами имеет вид:
«Оцените объем затрат на проведение праздничных мероприятий в связи с 500-летним юбилеем г. Загорье?»
- менее 100000 руб.;
- от 100000 до 150000 руб. включительно;
- от 150001 до 300000 руб. включительно;
- более 300000 руб.
Слайд 17Качественные шкалы
Номинальная шкала - применяется для оценки (измерения) преимущественно объективных
признаков социального объекта (проекта, альтернативы УР)
Например:
Какое место проведения праздничных мероприятий
по случаю 500-летия г. Загорье является наиболее оптимальным:
центральная площадь города
городской парк
городской ДК
городской стадион
крупнейший ТЦ города
Слайд 18Качественные шкалы
Порядковая шкала - используется для ранжирования, т.е. определения порядка
предпочтения альтернатив, значимости, выраженности того или иного признака.
Например:
Насколько Вас удовлетворяет
перенос нескольких праздничных дней с января на май?
Удовлетворяет полностью
Удовлетворяет частично
Не удовлетворяет
Слайд 19Вербально-числовые шкалы
позволяют количественно
измерить степень интенсивности какого-либо свойства, носящего субъективный характер.
Например,
шкала Харрингтона
Слайд 20Требования к шкале измерения
Валидность – это правильность, корректность измерения.
Полнота шкалы - предполагает, что в перечне показателей (индикаторов) учтены
все их возможные значения.
Чувствительность шкалы - способность оценить свойства изучаемого явления с той или иной степенью точности.
Надежность – мера стабильности (устойчивости) шкалы.
Слайд 21Выбор наилучшего варианта. Утверждение выбранного управленческого решения вышестоящим руководством
Выбор наилучшего
варианта осуществляется после проведения оценочных процедур.
Утверждение решения осуществляется, как правило,
руководителем, который выдал задание на разработку решения, и несет ответственность за его реализацию и результаты. В процессе принятия решения ЛПР может учитывать результаты предварительного выбора, а может принимать и собственный вариант, не обсуждаемый с экспертами.
Слайд 22Организация процесса исполнения решения
Включает следующие процедуры: информирование заинтересованных лиц
о начале реализации УР, согласование с исполнителями и заказчиком процесса
реализации УР, собственно реализацию.
Организация реализации решения должна включать план конкретных действий с указанием исполнителей, сроков, ресурсов, также можно установить санкции за неисполнение наиболее важных условий реализации решения.
План реализации может быть жестким и гибким. Жесткий план – это план, который составляется перед началом реализации решения. Плановые показатели сравниваются с фактическими без какой-либо корректировки. Гибкий план предполагает создание условий, при которых возможна корректировка первоначальных показателей.
Слайд 23Контроль исполнения решения, анализ отклонений от поставленных целей
Методы контроля
исполнения решений определяются типами планов реализации решения. При жестком планировании
задача контроля состоит в фиксировании значений показателей и сравнении их с плановыми. При гибком планировании к функциям контроля добавляется функция обратной связи, т.е. появляется возможность для корректировки планов.
Результаты контроля служат информацией для ЛПР о степени достижения цели решения, а также о наличии и характере отклонений.
Анализ отклонений предполагает выявление причин отклонений и возможностей исправления допущенных ошибок. Полученные выводы служат информационной базой для последующих УР.