Слайд 1 Тема урока
«Окончание»
Цели: повторить
сведения об окончании, познакомить с понятием нулевое окончание; научить определять
основу слова.
- уметь выделять окончания различных частей речи и основу, определять грамматическое значение;
- развивать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; уметь работать самостоятельно;
- формировать познавательный интерес; воспитывать аккуратность, ответственное отношение к учению.
Слайд 2Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может
каждый грамотей
Делать слово из частей!
Слайд 3 Вопросы на засыпку
1. Назовите науку, изучающую
значимые части слова.
2. Назовите изменяемую часть слова.
3. Как называется
часть слова без окончания или неизменяемое слово
целиком?
4. Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.
5. Главная значимая часть слова – это… .
6. Произнесите правильно скороговорку и найдите в ней однокоренные
слова: «Косарь траву косит косой».
Слайд 4 Вот правильный ответ :
1.Морфемика
2. окончание
3.
основа слова
4. корень, суффикс, приставка
5. корень
Слайд 5 Морфемика
Раздел
языка который изучает морфемы .
А морфемы –корень , суффикс
, окончание ,приставка
Слайд 7 Игра «Ловушка»
Вини-Пух
и Пятачок поспорили, какое окончание в слове мармелад. Вини-Пух утверждает,
что – ад, а Пятачок считает, что окончания здесь вообще нет. Кто из них прав?
Игра «Не угоди в ловушку!»
- Распределите слова в три столбика. (Работа в группах)
Осенний, шиповник, травы, день, сырой, вдруг, холодок, шипы, туманный, неожиданно, канавы, расцвёл, цветок, сегодня, шиповника.
С падежным окончанием
С нулевым окончанием
Без окончания (неизменяемыеслова)
Слайд 9 Самостоятельная работа
1. Записать слова, распределяя их в
два столбика в зависимости от наличия окончания.
Весело, правда, красива, аллея,
вчера, читать, бесшумно, урок, никогда, написала.
Слайд 10 Лингвистический диктант
1. Раздел лингвистики, изучающий состав
(строение) слова –
(морфемика)
2. Главная значимая часть слова, в которой
заключено общее значение всех однокоренных слов –
(корень)
3. Часть слова, которая служит для образования формы слова –
(окончание)
4. Часть изменяемого слова без окончания –
(основа)
5. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов -
(приставка)
6. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов –
(суффикс)
7. В каком порядке проводится морфемный разбор?
Слайд 11Что мы делали сегодня на уроке
Образовывали, тренировались, использовали, доказывали,
пробовали