Разделы презентаций


Тема урока

Содержание

ПовторениеПрактическое задание. Запишите словосочетания и объясните пропущенные орфограммы.Об…ять необъятное под…ехать незаметнооб…ективная оценка ш…ешь платьеаккуратно отреж… выйти замуж…трех…этажный дом

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема урока
Словосочетание

Тема урокаСловосочетание

Слайд 2Повторение
Практическое задание. Запишите словосочетания и объясните пропущенные орфограммы.

Об…ять необъятное

под…ехать незаметно
об…ективная оценка ш…ешь

платье
аккуратно отреж… выйти замуж…
трех…этажный дом новый ад…ютант
хорошо поёш… воздух свеж…
быстро достич… проехать раз…езд
опытный врач… ребенок пригож…
пуститься вскач… в течение встреч… .


ПовторениеПрактическое задание. Запишите словосочетания и объясните пропущенные орфограммы.Об…ять необъятное     под…ехать незаметнооб…ективная оценка

Слайд 3Что такое синтаксис?

Синтаксис (от греч. syntaxis − составление,

строй) −
это раздел грамматики, изучающий строй

связной
речи, способы соединения слов в словосочетания
и предложения, а также типы синтаксических единиц, условия их функционирования и употребления.

Основные единицы синтаксиса:
словосочетание
предложение (простое и сложное),
текст.

Что такое синтаксис?  Синтаксис (от греч. syntaxis − составление, строй) −это раздел  грамматики,  изучающий

Слайд 4Найдите среди записанных вами словосочетаний именные, глагольные и наречные (если они есть)
Объять

необъятное подъехать незаметно
объективная оценка

шьешь платье
аккуратно отрежь выйти замуж
трехэтажный дом новый адъютант
вокруг дач*

хорошо поешь
воздух свеж*
быстро достичь проехать разъезд
опытный врач ребенок пригож*
пуститься вскачь
в течение встреч*

Найдите среди записанных вами словосочетаний именные, глагольные и наречные (если они есть)Объять необъятное

Слайд 5ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ глагольные, именные и наречные
Объять необъятное
шьешь платье
проехать разъезд
хорошо поёшь
выйти

замуж
пуститься вскачь
подъехать незаметно
аккуратно отрежь
быстро

достичь
_________________


- А к какой группе нужно отнести невыписанные сочетания слов?






объективная оценка
трехэтажный дом новый адъютант
опытный врач




ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ  глагольные, именные и наречныеОбъять необъятноешьешь платьепроехать разъездхорошо поёшьвыйти замужпуститься вскачь

Слайд 6 * Не являются словосочетаниями:
Сочетание самостоятельного слова со

служебным
вокруг дач
перед грозой
в течение встреч
Подлежащее и сказуемое


Наступила ночь.
Ландыш пахуч.
 Воздух свеж
 Однородные члены предложения
 пели и смеялись,
вода и воздух,
вчера или сегодня
 

Сочетания слов в составе фразеологизмов:
валять дурака,
бить баклуши
играть первую скрипку
хоть кол на голове теши
А еще географические
названия и слова- термины:
Черное море
железная дорога,
прямое дополнение.





*    Не являются словосочетаниями: Сочетание самостоятельного слова со служебным вокруг дач перед грозой

Слайд 7Выборочный диктант
Выписать только словосочетания
Возле леса
хвойный лес
лес шумит
лес да поле


в течение часа
настольные часы
часы приема
часы остановились





засушливое лето
от

засухи и зноя
вследствие засухи
следствие закончено
виртуозно играть
черная смородина
во время игры
сломя голову

Выборочный диктантВыписать только словосочетанияВозле леса хвойный леслес шумитлес да поле в течение часа настольные часычасы приема часы

Слайд 8Проверьте себя
Не словосочетания
хвойный лес
засушливое лето
виртуозно играть
настольные часы
часы приема

словосочетания



возле леса


от засухи и зноя
вследствие засухи
следствие закончено
Лес шумит.
лес

да поле
в течение часа
черная смородина
во время игры
сломя голову
Часы остановились.


Проверьте себяНе словосочетанияхвойный лесзасушливое летовиртуозно игратьнастольные часычасы приема словосочетаниявозле леса от засухи и зноя вследствие засухи следствие

Слайд 9Типы подчинительной связи

СОГЛАСОВАНИЕ – подчинительная
связь, при

которой зависимое слово
согласуется с

главным в роде, числе и падеже.
УПРАВЛЕНИЕ – подчинительная связь,
при которой зависимое слово ставится в определенном падеже по отношению к главному.
ПРИМЫКАНИЕ - подчинительная связь,
при которой в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова:
наречия,
деепричастия,
инфинитив.



хвойный лес
засушливое лето
настольные часы

часы приема
шьешь платье

виртуозно играть
желание учиться
говорил стоя

Типы подчинительной связиСОГЛАСОВАНИЕ – подчинительная   связь, при  которой зависимое слово   согласуется

Слайд 10Запомнить
Притяжательные местоимения
ЕГО, ЕЕ, ИХ
не изменяются и являются зависимыми словами

в словосочетаниях с примыканием


ЕГО КНИГА – ПРИМ.
ЕЕ ТЕТРАДИ –

ПРИМ.
ИХ УЧЕБНИКИ – ПРИМ.

Их следует отличать от личных местоимений , которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением:
ВИЖУ ЕГО, ОКЛИКНУЛ ЕЕ, ВСТРЕТИЛ ИХ


ЗапомнитьПритяжательные местоимения ЕГО, ЕЕ, ИХне изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием ЕГО КНИГА –

Слайд 11Можно ли точно определить способ связи в СЛС, в котором

имеется ПРЕДЛОГ?

2. Одинаков ли способ связи слов

в словосочетании
МОЯ ДОЧЬ,

ЕГО ДОЧЬ ?




Да, можно. Это только УПРАВЛЕНИЕ:
учусь в лицее


Нет!
Моя дочь, моей дочери, … -
это согласование!

Его дочь, его дочери, … -
это примыкание (зависимое слово не изменяется при изменении главного)

Можно ли точно определить способ связи в СЛС, в котором имеется ПРЕДЛОГ? 2. Одинаков  ли

Слайд 12Надо подумать
Присутствие


Решение


Прогулка





Образуйте с каждым из данных слов словосочетания
со всеми видами

подчинительной связи

Присутствие на уроке
Ежедневное присутствие
Их присутствие
Правильное решение
Решение вопроса
Его решение
Вечерняя прогулка
Прогулка по лесу
Ее прогулка

Надо подумать  Присутствие   Решение   Прогулка Образуйте с каждым из данных слов словосочетания

Слайд 13Укажите вид подчинительной связи
Вернуться из поездки
приехал ночью
глубокий отсвет
шел не оглядываясь
серьезный

ученик
возвращение домой
бассейн для плавания*
сидеть на веранде
шум дождя
плавательный бассейн*
кофе по-турецки

управление
примыкание
согласование
примыкание
согласование
примыкание
управление
управление
управление
согласование
примыкание

Укажите вид подчинительной связиВернуться из поездкиприехал ночьюглубокий отсветшел не оглядываясьсерьезный учениквозвращение домойбассейн для плавания*сидеть на верандешум дождяплавательный

Слайд 14Являются ли синтаксическими синонимами словосочетания?

Клетчатый шарф
Шарф в клетку

Плавательный бассейн
Бассейн для плавания

Хозяйка

дома
Домашняя хозяйка
 

Запишите еще подобные примеры

Являются ли синтаксическими синонимами словосочетания?Клетчатый шарфШарф в клеткуПлавательный бассейнБассейн для плаванияХозяйка домаДомашняя хозяйка Запишите еще подобные примеры

Слайд 15Проверочная работа
I вариант
II вариант
Наш класс
Чей-то взгляд
Очень любя
Один из нас
Любить

рыбалку
Любя рыбалку
Вижу их
Казалось нам
Его ответ
Пять дней
Пятью днями














Весело шагать
Шагать по пригоркам
По

крутым пригоркам
Вернуться вечером
Поздним вечером
Три тетради
О трех тетрадях
Встретил его
Листать медленно
Ее интересы
Уже коснулся

Проверочная  работаI вариантII вариантНаш классЧей-то взглядОчень любяОдин из насЛюбить рыбалкуЛюбя рыбалкуВижу ихКазалось намЕго ответПять днейПятью днямиВесело

Слайд 16   запомнить  
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Предлоги
согласно,
благодаря,
вопреки, подобно
употребляются
с существительными
в

дательном падеже:

согласно приказу,
благодаря помощи,
вопреки предсказанию,
подобно взрыву.
Трудные случаи

управления

ПО = ПОСЛЕ + П.п.

по прибытии,
по окончании,
по приезде,
по завершении

   запомнить    КУЛЬТУРА РЕЧИПредлоги согласно, благодаря, вопреки, подобно употребляются с существительными в дательном

Слайд 17Задание по культуре речи
Укажите предложение с грамматической ошибкой
В деревне Ольховке

было три десятка домов.
Плохая погода препятствует или затягивает уборку урожая.


препятствует

чему?
затягивает что?
Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает ее.

Задание по культуре речиУкажите предложение с грамматической ошибкойВ деревне Ольховке было три десятка домов.Плохая погода препятствует или

Слайд 18 Оцените свои знания. Выпишите все словосочетания. Определите способ подчинительной связи.

У

лесной опушки домик небольшой
Посещал я часто прошлою весной.

А.Плещеев.
Весной все звуки сливаются в одну песню
воды.
Оцените свои знания. Выпишите все словосочетания.  Определите способ подчинительной связи.  У лесной опушки домик

Слайд 19Проверьте
Посещал часто – прим.
посещал домик – прим.

посещал весной – упр.
прошлою

весной – согл.*

небольшой домик – согл.
домик у опушки – упр.
у

лесной опушки – согл.



все звуки – согл.
сливаются весной – прим.*
сливаются в песню – упр.
в одну песню – согл.
в песню воды – упр.
____________________________

- Почему СЛС* являются разными по способу подчинительной связи?

ПроверьтеПосещал часто – прим.посещал домик – прим.посещал весной – упр.прошлою весной – согл.*небольшой домик – согл.домик у

Слайд 20Всего словосочетаний – 12. Посчитай, сколько верных ответов было дано. Если 11-12

- молодец. Если меньше – материал требует серьезного осмысления.

Всего словосочетаний – 12. Посчитай, сколько верных ответов было дано. Если 11-12 - молодец.   Если

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика