Слайд 2Зарождение музыкального искусства на Руси
Народное музыкальное искусство зародилось задолго до возникновения
профессиональной музыки православного храма. В общественной жизни древней Руси фольклор играл
гораздо большую роль, нежели в последующие времена. В отличие от средневековой Европы, Древняя Русь не имела светского профессионального искусства. В ее музыкальной культуре развивались народное творчество устной традиции, включающее различные, в том числе и «полупрофессиональные» жанры (искусство сказителей, гусляров и др.).
Слайд 3Зарождение музыкального искусства на Руси
Народная музыка, народное творчество прочно вошло
в быт людей, отражая самые разнообразные стороны социальной, семейной и личной жизни.
Исследователи полагают, что догосударственный период (то есть до того как сложилась Древняя Русь) восточные славяне уже имели достаточно развитый календарный и семейно бытовой фольклор, героический эпос и инструментальную музыку.
Слайд 4Фольклор
Фольклор (от folk – народ, lore – учение) – народное
творчество.
Слайд 5Устный фольклор
К устному фольклору относятся:
Сказки
Пословицы
Поговорки
Загадки
Потешки
Прибаутки
Слайд 6Музыкальный фольклор
К музыкальному фольклору относится:
Народные песни
Танцы
Былины
Инструментальные наигрыши
Слайд 7Зарождение музыкального искусства на Руси
С принятием христианства языческие (ведические) знания стали
искоренятся. Смысл магических действ, породивших тот или иной вид народной
деятельности, постепенно забывался. Однако чисто внешние формы древних праздников оказались необычайно устойчивы, и некоторый обрядовый фольклор продолжал жить как бы вне связи с породившим его древним язычеством.
Задорные, весёлые народные гуляния с элементами театрального действа и с непременным участием музыки, истоки которых следует искать в древних ведических обрядах, принципиально отличались от храмовых праздников.
Слайд 8Обрядовые песни
Самую обширную область народного музыкального творчества Древней Руси составляет
обрядовый фольклор. Наиболее древними считаются календарно-обрядовые песни. Их содержание связано с представлениями
о круговороте природы, с земледельческим календарем. Эти песни отражают различные этапы жизни земледельцев.
Они входили в зимние, весенние, летние обряды, которые соответствуют поворотным моментам в смене времен года. Совершая этот природный обряд (песни, танцы), люди верили, что их услышат могучие боги, силы Любви, Рода, Солнца, Воды, Матери-Земли и родятся здоровые дети, родится хороший урожай, будет приплод скота, будет развиваться жизнь в любви и гармонии.
Слайд 9Обрядовые песни
Колядки – поздравительные песни в первый день праздника Рождества.
Масленичные
песни пелись на веселом народном гулянии Проводы Масленицы.
Веснянки – закликания
весны пелись на день весеннего равноденствия 22 марта.
Слайд 10Былины
Древние эпические сказания о важных исторических событиях
Герои былин – легендарные
русские богатыри, совершающие подвиги и одерживающие победу над страшными сказочными
чудовищами.
Слайд 12Исторические песни
Это песни, в которых рассказывается о подлинных исторических событиях
и героях.
Мелодии этих песен звучат более широко и распевно
Например, «Из-за
острова на стрежень»
Слайд 13Протяжные лирические песни
В этих песнях пели о безответной любви и
горькой женской доле, о долгой разлуке, о смерти в чужом
краю.
Например, «Ах ты, степь широкая»
«Степь да степь кругом»
Слайд 14Трудовые песни
Эти песни исполнялись во время тяжелой работы, организуя людям
совместные усилия.
Например, «Эй, ухнем!»
Слайд 15Хороводные песни
Один из самых древних русских жанров — хороводные песни. На Руси водили
хороводы на протяжении почти всего года — на Коловорот (Новый год), Масленица (проводы
зимы и встреча весны), Зелена неделя (хороводы девушек вокруг берёз), Ярило (священные костры), Овсень (праздники урожая).
Слайд 16Игровые песни
Распространенными были хороводы-игры и хороводы-шествия. Первоначально хороводные песни входили
в земледельческие обряды, но с течением столетий они стали самостоятельными, хотя образы труда
сохранились во многих из них:
А мы просо сеяли, сеяли!
Ой, Дид Ладо, сеяли, сеяли!
Слайд 17Плясовые песни
Сохранившиеся до наших дней плясовые песни сопровождали мужские и женские танцы.
Мужские — олицетворяли силу, мужество, отвагу, женские — нежность, любовь, статность.
Слайд 18Поздние жанры русского народного творчества - гулянья
Расцвет гуляний приходится на XVII-XIX
века, хотя отдельные виды и жанры народного искусства, составлявшие непременную принадлежность
ярмарочной и городской праздничной площади, создавались и активно бытовали задолго до обозначенных столетий и продолжают, часто в трансформированном виде, существовать по сей день. Таков кукольный театр, медвежья потеха, отчасти прибаутки торговцев, многие цирковые номера. Другие жанры были порождены ярмарочной площадью и ушли из жизни вместе с прекращением гуляний. Это комические монологи балаганных зазывал, раек, представления балаганных театров, диалоги клоунов-петрушек.
Слайд 19Поздние жанры русского народного творчества - гулянья
Обычно во время гуляний и ярмарок
в традиционных местах возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями, палатками,
в которых продавалось — от лубочных картин до певчих птиц и сладостей. Зимой добавлялись ледяные горы, доступ на которые был совершенно свободен, а спуск на санках с высоты 10-12 м. доставлял ни с чем несравнимое удовольствие.
Слайд 23Струнные инструменты
ГУСЛИ – самый старинный струнный инструмент из всех, дошедших
до нас. Они бывают шлемовидными и крыловидными. Последние изготавливались в
форме треугольника, минимальное количество струн у них – 5, а максимальное – 14. Техника игры на крыловидных (звончатых) гуслях такова, что человек задевает правой рукой все струны сразу. А левой в это время нейтрализует ненужные звуки. Что же касается шлемовидных (также их называют псалтыревидными), то человек играет на них двумя руками сразу. Эти народные инструменты освоить достаточно сложно, но они того стоят.- Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/138234/narodnyie-instrumentyi-russkie-narodnyie-instrumentyi-russkie-narodnyie-muzyikalnyie-instrumentyi
Слайд 24Струнные инструменты
ДОМРА - струнный инструмент, получивший распространение в 16
- 17 вв. преимущественно среди скоморохов. Современная домра была реконструирована
в 1896 году В.В. Андреевым на основе вятской балалайки с полусферическим корпусом, которую Андреев считал прямой наследницей древнерусской домры. Корпус делают из гнутых клепок, дека плоская, с круглым резонаторным отверстием в середине. На грифе врезаны металлические лады, дающие хроматический звукоряд. Струны стальные, крепятся к пуговке в нижней части корпуса и к механическим колкам вверху. На верхней деке под струнами находится подставка. Звук извлекается с помощью медиатора.
Слайд 25Струнные инструменты
Настройка струн квартовая. В 1896 - 1900 гг. на
основе этой домры, Андреев в содружестве с Ф.С. Пасербским и
С.И. Налимовым создал целое семейство домр (квартового строя) - от пикколо до контрабаса. При объединении их с семейством балалаек окончательно сформировался оркестр русских народных инструментов. Домры - преимущественно ансамблевые или оркестровые инструменты. В оркестре они - основная мелодическая группа, тогда как балалайки (кроме балалаек прим) являются аккомпанирующими инструментами. Домрам часто поручается соло, а для домр малых (как и для балалаек прим) пишут сольные концертные произведения. Используются следующие разновидности домр: пикколо, малая, альтовая, басовая.
Слайд 26Струнные инструменты
БАЛАЛАЙКА - сравнительно молодой музыкальный инструмент. Первое упоминание о
ней в письменных памятниках относится к 1715 году (Голиков И.И.
Дополнения к деяниям Петра Великого, т. 10. М., 1792, с. 242). Возможно, она возникла как некое ответвление древнерусской домры и вскоре, получив необычайно широкое распространение, вытеснила ряд других инструментов, в том числе и домру.
O популярности балалайки в деревенском и городском музыкальном быту красноречиво говорят многочисленные лубки и различные народные картинки. Применение балалайки в музыкальной жизни народа было весьма разнообразным: на ней исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей.
Слайд 27Струнные инструменты
В 80-х гг. XIX в. В.В. Андреевым совместно с
инструментальными мастерами В.В. Ивановым, а затем Ф.С. Пасербским и С.И.
Налимовым балалайка народного образца была усовершенствована. Впоследствии на ее основе создано семейство оркестровых инструментов хроматического строя - пикколо, сопрано (позже упразднены), прима, секунда, альт, бас и контрабас. Первое выступление "кружка балалаечников" состоялось в Петербурге в 1888 г., после чего усовершенствованная балалайка и балалаечные оркестры, а с 1896 г. балалаечно-домровые (получившие наименование великорусских) с необычайной быстротой стали распространяться по всей России. В оркестре балалайка выполняет как мелодическую, так и аккомпанирующею функцию. Используются следующие разновидности балалаек: прима, секунда, альт, бас, контрабас.
Слайд 28Духовые инструменты
РОЖОК изготовляют из березы, клена или можжевельника. По утверждению
некоторых рожечников, лучшими звуковыми качествами обладают можжевеловые рожки. В прошлом
их выделывали тем же способом, что и пастушеские рога, то есть из двух половин, скрепленных берестой; в настоящее время их вытачивают на токарном станке.
Звукоряд рожка диатонический, в пределах квинты и сексты. Звук рожка довольно сильный, но мягкий. На рожке исполняют песни, танцы и сопровождают хоровое пение. На основе типового инструмента были созданы ансамблевые разновидности рожков: малые дискантовые рожки, получившие образное название "визгунки", и крупные, звучащие октавой ниже - басовые. Ансамблевые рожки имеют
Слайд 29Духовые инструменты
ЖАЛЕЙКА - небольшая трубочка из ивы или бузины, длиной
100 - 150 мм, в верхний конец которой вставлен пищик
с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. В стволе имеется от 3 до 7 игровых отверстий, дающих диатонический звукоряд; диапазон зависит от количества отверстий. Существуют и парные жалейки. Они имеют 2 самостоятельные трубки с пищиками, но общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно, наиболее часто встречаются 2 и 5, 3 и 5, 3 и 6 и в виде исключения - 5 и 5.
На парных жалейках, как и на свирели, можно исполнять и одноголосные, и двухголосные мелодии. Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные - в южных. (Появлению парных жалеек на юге, возможно, способствовала свирель.)
В Тверской области жалейку называют брёлкой (может быть, от местного наименования ивы - бредина, из которой она изготовляется). Жалейка - преимущественно пастушеский инструмент. На ней играют соло, дуэтом (две жалейки), а иногда совместно с гуслями или гармоникой, исполняя главным образом народные песни, инструментальные наигрыши и танцы. В 1900 г. В.В. Андреев ввел в состав своего оркестра жалейку усовершенствованного образца, названную им брёлкой. Своим внешним видом эта жалейка похожа на народную, она имеет двойной язычок гобойного типа. Кроме обычных игровых отверстий, у нее есть дополнительные, с клапанами, которые позволяют получить хроматический звукоряд. Брёлка иногда применяется и в современных
Слайд 30Духовые инструменты
СВИРЕЛЬ - парная продольная свистковая флейта с двумя
не скрепленными между собой стволами из ивы, клена, черемухи. Головки
стволов имеют клювовидную форму; в нижних частях стволов вырезано или выжжено по 3 игровых отверстия, из которых два - на лицевой стороне и одно - на тыльной.
Во время игры "клювы" берут в рот, а стволы держат несколько наклонно вниз, раздвигая под острым углом друг к другу; пальцы обеих рук накладывают на отверстия соответствующих стволов.
По звукоряду свирель представляет собой как бы разделенную на две части сопель: ее стволы настроены между собой в кварту и в целом дают диатонический звукоряд, равный звукоряду сопели. В отличие от последней, на свирели возможно двухголосное исполнение. Звучит она нежно, негромко и даже при передувании менее резко, чем сопель. Инструмент наиболее распространен в Смоленской, Орловской и Могилевской областях. В начале ХХ в. мастерские села Малашкино (Смоленская губерния), а затем и другие кустари стали выделывать высококачественные свирели, украшенные орнаментом. Название "свирель" за парной флейтой закрепил Н.И. Привалов, потому что так назывался этот инструмент на Смоленщине - основном районе его бытования.
На свирели играют преимущественно соло (в прошлом на Смоленщине - в ансамбле с крыловидными гуслями) и исполняют народные песни. Слово "свирель" более древнее, чем "сопель", поскольку оно встречается в общеславянском языке и, следовательно, существовало еще в эпоху, предшествовавшую разделению этого языка на восточную, западную и южную ветви. Однако относилось ли такое название к инструменту определенного вида, в частности к парной флейте или вообще к духовым инструментам - флейтовым и язычковым, - сказать трудно: в древней Руси "свирцом" называли исполнителя на любом духовом инструменте, кроме рога и трубы - трубачея. Первое упоминание свирели в русской литературе относится к XII в.
Какова древнерусская свирель, была ли она парной или одинарной флейтой, сказать трудно, сведений об этом не сохранилось. В первые годы нашего столетия В.В. Андреев ввел в свой оркестр свирели, снабженные клапанной механикой. Инструменты такой конструкции изредка встречаются и в современных оркестрах народных инструментов.
Слайд 31Ударные инструменты
БУБЕН - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой
круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной.
Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки.
Бубен известен восточным славянам с древнейших времён.
Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Возможно, когда в русских летописях встречается название "бубен", под этим следует разуметь инструмент, который позже стал называться "барабаном".
В более поздние века бубном широко пользовались скоморохи и медвежьи повадыри. Скомороший бубен похож на современный инструмент.. Бубнисты в то время играли в ансамбле с балалаечниками или гармонистами, а иногда просто аккомпанировали пению лихих песен. Кроме того, бубен использовался как сольный инструмент. Вот как описывали игру на этом инструменте: "Народные виртуозы при игре на бубне выделывают разные фокусы, подбрасывая его и схватывая на лету, бьют бубном то по своим коленкам, то ударяя по голове, подбородку, даже по носу, барабанят по бубну кистью рук, локтём, пальцами, делают тремоло и вой, проводя по коже большим пальцем правой руки и прочее". Бубен был распространён на Украине и в Белоруссии, применяясь чаще в танцевальной музыке. Инструмент этот изредка встречается в руках народных музыкантов и в наши дни, но основное своё применение он нашёл в оркестрах русских народных инструментов.
Слайд 33Гармонь
Это язычковый инструмент, относящийся к семейству клавишно-пневматических. Гармонь не следует
путать с аккордеоном и баяном. Данный инструмент состоит из двух
полукорпусов, на которых расположены панели с клавишами и кнопками. Левая сторона необходима для аккомпанемента: если зажать одну клавишу, будет слышен бас либо целый аккорд, а правая предназначена для игры. В середине расположено меховое отделение для накачивания кислорода к звуковым планкам гармони. Чем этот инструмент отличается от аккордеона или баяна: - на стандартной гармони музыкант обычно извлекает исключительно диатонические звуки, в некоторых случаях прибавляются также хроматические; - меньшее количество октав; - компактность.- Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/138234/narodnyie-instrumentyi-russkie-narodnyie-instrumentyi-russkie-narodnyie-muzyikalnyie-instrumentyi
Слайд 34Гармонь
Эти народные инструменты, распространенные в России, подразделяются на два типа
по способу получения звука. К первой категории относятся гармони, у
которых во время движения мехов все клавиши при нажатии издают звуки одинаковой высоты. Такие инструменты довольно популярны. А ко второй категории относятся гармони, у которых высота звучания зависит от того, в какую сторону двигаются меха. Первый вид включает в себя инструменты «хромка» (наиболее популярная сегодня), «русская венка», а также «ливенка». А «тальянка», «тульская», «черепанка» и «вятская» относятся ко второй категории. Можно классифицировать гармони по виду правой клавиатуры, а конкретнее, по количеству клавиш. На сегодняшний день широкую известность получила «хромка», у которой два ряда кнопок, однако существуют инструменты и с тремя, а у некоторых вообще бывает всего один ряд. Теперь вы понимаете, что гармоней много и все они разные. Инструменты с одним рядом кнопок: "тульская", "вятская", "ливенская", "тальянка". Последнее название образовано от «итальянка», справа расположено 12/15 клавиш, а слева – 3. Инструменты с двумя рядами кнопок: "хромка", "русская венка". Гармонь автоматическая.-
Слайд 35Баян
БАЯН - один из наиболее совершенных из существующих в настоящее
время хроматических гармоник.
Баян отличается большой полнотой и силой звука, на
нем возможно исполнение сложных музыкальных произведений. Баян впервые был сконструирован в начале настоящего столетия П.Е. Стерлиговым и другими русскими инструментальными мастерами. Известный гармонист-исполнитель Я.Ф. Орланский-Титаренко, также принимавший участие в создании инструмента, предложил назвать его именем легендарного древнерусского поэта, певца и музыканта Бояна (Баяна).
Слайд 36Оркестр русских народных инструментов