Разделы презентаций


Тема урока : Лексические и фразеологические словари. Лексические нормы

Содержание

1)Слова, имеющие сходные значения. (синонимы). 2) Слова, сходные по звучанию, но разные по значению (паронимы). 3) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). 4) Слова с противоположными

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема урока: «Лексические и фразеологические словари. Лексические нормы. Лексические ошибки

и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологизмов.»
Сорокина У.Н. преподаватель

русского языка и литературы
Занятие в 2-х частях по русскому языку и культуре речи , группа П-21

Тема урока: «Лексические и фразеологические словари. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологизмов.»

Слайд 81)Слова, имеющие сходные значения.
(синонимы).
2) Слова, сходные по звучанию,

но разные по значению
(паронимы).
3) Слова, одинаковые по звучанию

и написанию, но разные по значению
(омонимы).
4) Слова с противоположными значениями
(антонимы)
1)Слова, имеющие сходные значения. (синонимы). 2) Слова, сходные по звучанию, но разные по значению (паронимы). 3) Слова,

Слайд 9Как называются устойчивые сочетания слов?
(фразеологизмы)
Задание1. Какое значение имеют медицинские

фразеологизмы?

Бычье сердце -
(гипертрофия сердца при пороке)


Мраморная бледность -
( резкая бледность

лица)



Как называются устойчивые сочетания слов? (фразеологизмы)Задание1. Какое значение имеют медицинские фразеологизмы?Бычье сердце - (гипертрофия сердца при пороке)Мраморная

Слайд 10Грудь сапожника –
( воронкообразная грудная клетка, сдавливание сердца)









Маска Паркинсона -
(

лицо без мимики при некоторых болезнях )

Грудь сапожника –( воронкообразная грудная клетка, сдавливание сердца)Маска Паркинсона - ( лицо без мимики при некоторых болезнях )

Слайд 11Желудок «песочные часы» -
(такую форму желудок приобретает при язвенной

болезни.)







Печеночные» ладони –
(красная окраска ладоней и подушечек пальцев  при

болезни печени)

Желудок «песочные часы» - (такую форму желудок приобретает при язвенной болезни.)Печеночные» ладони – (красная окраска ладоней и

Слайд 12Воротник Стокса –
( характеризуется резким отеком головы)






Сосудистые звездочки-
(возникают вследствие

расширения мелких вен, находящихся в верхнем слое кожи.)

Воротник Стокса – ( характеризуется резким отеком головы)Сосудистые звездочки-(возникают вследствие расширения мелких вен, находящихся в верхнем слое

Слайд 13Слова, употребление которых ограничено, в словарях обычно имеют соответствующие пометки:

«разг.» - разговорное, «прост.» - просторечие лапа (рука), «обл.» -

диалектное кочет (петух), «устар.» - устаревшее очи (глаза), а также «книжн.» и «спец.».

Слова, употребление которых ограничено, в словарях обычно имеют соответствующие пометки: «разг.» - разговорное, «прост.» - просторечие лапа

Слайд 14Несоблюдение лексических норм приводит к лексическим ошибкам, среди которых мы

видим:
Лексические ошибки :
Причиной неточного словоупотребления является.
-незнание точного значения слова, неумение говорящего
(пишущего) выбрать

слово, наиболее соответствующее
передаваемому содержанию. Среди ошибок подобного рода:

а) употребление слова в несвойственном для него значении: Врачи апеллируют (объясняют) свои действия недостаточным финансированием;
б) неразличение значений многозначного слова: Счастливые дети спешат сообщить эту ценную (интересную) новость матери;
в) неразличение слов-омонимов, например, причастий и прилагательных: зАнятый (заполнивший собой: место зАнято) — занятОй (постоянно обременённый делами: занятОй человек; 
г) неправильное использование синонимов: Пора подвести результаты (итоги) встречи. Изъяны (недостатки) в тренировках команды обна­ружились на первых же соревнованиях.

Несоблюдение лексических норм приводит к лексическим ошибкам, среди которых мы видим: Лексические ошибки :Причиной неточного словоупотребления является.-незнание точного

Слайд 15д) неразличение паронимов :  надеть и одеть:
а) надеть (что или на кого/что): надеть пальто, сапоги,

шапку на голову; антонимом к глаголу надеть является глагол снять: снять пальто, шубку с ребенка,

снять шапку с головы;
б) одеть (кого/чем): одеть ребенка, одеть больного; антонимом к нему является глагол раздеть: раздеть ребенка (больного);
е)неразличение паронимов заплатить, оплатить, уплатить:
а) глагол заплатить употребляется в двух значениях: — «отдать деньги за что-либо» (заплатить за проезд) — употребляется всегда с предлогом за; — «возместить что-либо» (заплатить долги);
б) глагол оплатить употребляется всегда без предлога (оплатить проезд, оплатить услуги, счет);



д) неразличение паронимов :  надеть и одеть:    а) надеть (что или на кого/что): надеть пальто, сапоги, шапку на голову; антонимом к глаголу надеть является глагол снять: снять пальто,

Слайд 162. В речи также могут быть другие лексические ошибки.

1) избыточность высказывания — многословие,

разновидностями которого являются:
а) Плеоназм - употребление в речи близких по

смыслу и потому логически излишних слов, чаще из-за незнания значения заимствованного слова. Например: прейск­урант цен (надо: прейскурант), автобиография жизни (надо: автобиография свободная вакансия (надо: вакансия) и т.п..
  б) Тавтология - это повторение в пределах предложения одного и того же слова, однокоренных слов, затрудняющих восприятие фразы и делающих её неблагозвучной. Например: Продолжительность процесса переработки продолжается несколько часов.
в) Многословие, или речевая избыточность - употребление слов и словосочетаний, несущих излишнюю информацию. Например: лишними являются слова работа, деятельность, мероприятие с предлогом по в следующих фразах — работа по выполнению (надо: выполнение), деятельность по внедрению (надо: внедрение), мероприятие по реализации (надо: реализация) и т.п.
2. В речи также могут быть другие лексические ошибки.1) избыточность высказывания — многословие, разновидностями которого являются:а) Плеоназм - употребление в

Слайд 173. Нарушение лексической сочетаемости слова. Лексическая сочетаемость способность слов соединяться

в речи друг с другом: нанести визит, принять меры, представлять

интерес. Типичные ошибки: иметь роль (надо: играть роль), играть значение (надо: иметь значение).




3. Нарушение лексической сочетаемости слова. Лексическая сочетаемость способность слов соединяться в речи друг с другом: нанести визит,

Слайд 19Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов:
замена компонента
(львиная часть вместо
львиная

доля);
неоправданное сокращение или расширение состава
(оставлять желать много лучшего);
контаминация, или

смешение двух оборотов
(по гроб доски вместо по гроб жизни и до гробовой доски);
искажение грамматической формы
(бабушка на двоих сказала, вместо бабушка надвое сказала);
употребление фразеологизма, не соответствующего контексту
(Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски, вместо
Среди слушателей были студенты, которые плохо знали русский язык);
стилистически неуместное употребление
(Командир приказал сматывать удочки, вместо
Командир приказал уходить).

Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов:замена компонента (львиная часть вместо львиная доля);неоправданное сокращение или расширение состава (оставлять желать

Слайд 20Задание 2. Допишите в предложения подходящий по смыслу пароним.(Для всех

учащихся)(выполняется в тетрадях)
Надеть (кто надел что-либо на кого) - одеть

(кто одел кого); одеваться –одеться
1.________ теплое пальто, на улице очень холодно. 2. Мать _________свою дочь по последней моде. 3. Он фрак и черный галстук. 4. Они как на праздник. 5.«Учись, мой маленький, __________ сам»,- сказала мать.


Задание 2. Допишите в предложения подходящий по смыслу пароним.(Для всех учащихся)(выполняется в тетрадях)Надеть (кто надел что-либо на

Слайд 21Задание 5 .Прочитайте стихотворения.
Их автор показал нам, что бывает,

если
человек недостаточно думает над тем, что говорит.
Найдите лексические

ошибки:

Когда весной весенний первый гром, Покроют льдом, заледенят карниз.
Как люблю я майскую грозу в начале мая, Еще люблю, когда холодные морозы
Как бы резвяся и в игру играя, Снежинки с неба падают, как слезы,
Грохочет громко в небе голубом. На землю приземляясь сверху вниз.

Но более всего предпочитаю осень,
Когда плодами все плодоносит,
И в сенокос косою сено косят,
И масло масляное на столе стоит.

Задание 5 .Прочитайте стихотворения. Их автор показал нам, что бывает, если человек недостаточно думает над тем, что

Слайд 22Задание 6 . Прочитайте и найдите «лишние» слова.
Песенка про лишние

слова А.Хайта
Как проехать на вокзал? -
Пассажир один сказал,
Что прекрасно

знает:
- В общем, где-то, так сказать,
Это близко очень,
Просто тут рукой подать.
Говоря короче...
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе:
Вы проехали давно.
Возвращаться нужно.
Как по-другому называются «лишние» слова? Чем они опасны?
(Слова-паразиты)



Задание 6 . Прочитайте и найдите «лишние» слова.Песенка про лишние слова А.Хайта Как проехать на вокзал? -	Пассажир

Слайд 23Задание 7. Выберите одно из двух данных в скобках слов.
1.Он

полный (невежа - невежда) в вопросах литературы.
2.На факультете изучаются два

(зарубежных - иностранных) языка.
3.Лермонтов - достойный (приёмник – преемник) Пушкина.
4.Стоят наши дальневосточные березки в подвенечном (саване - уборе).
5.Тяжелая ситуация с авиатопливом на Украине, кажется, начинает (меняться в лучшую сторону, улучшаться, стабилизироваться).
Задание 7. Выберите одно из двух данных в скобках слов.1.Он полный (невежа - невежда) в вопросах литературы.2.На

Слайд 241.Разновидности русского языка.
2.Основные функции языка.
3.Основные уровни языка.
4.Язык как развивающееся явление.
5.Русский

язык в современном мире.
6.Понятие речевой коммуникативности
7.Виды речевой деятельности.
8.Смысловые и структурные

признаки текста.
9.Функционально-смысловые типы речи.
10.Функциональные стили языка.

11.Культура речи, её характеристики.
12.Изобразительно-выразительные средства языка.
13.Что такое лексика, её основные понятия.
14.Многозначность слова и омонимы.
15.Синонимы, антонимы, паронимы, понятие антитезы.
16. Происхождение лексики.
17.Употребление лексики.
18.Лексические ошибки.
19.Фразеологизмы и клише в речи.
20.Фонетика. Звуки речи.

Д/З (по списку группы) 1 из ниже приведенных тем для сообщения (1 стр.)

1.Разновидности русского языка.2.Основные функции языка.3.Основные уровни языка.4.Язык как развивающееся явление.5.Русский язык в современном мире.6.Понятие речевой коммуникативности7.Виды речевой

Слайд 25Список литературы: 
Введенская Л.А. Культура речи. Серия «Среднее профессиональное образование». –

5-е изд. – Ростов н\Д: «Феникс», 2010. – 448 с.
Т.

В. Потемкина, Н.Н.Соловьева “Русский язык и культура речи” Учебник для ССУЗов. М., Гардарики.- 2007. – 256 с.
Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2011. – 3-е изд. – 287 с..
Самсонов Н.Б. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие\ Н.Б.Самсонов. – М.: Издательство Оникс, 2010. – 304 с.
Д.Э. Розенталь «Говорите и пишите по-русски правильно» (научно-популярное изложение теории российского языка о нормах речи).М., Астрель 2007, -247 с.
Русский язык и культура речи под редакцией В.Д.Черняк. Санкт-Петербург – Москва Сага –Форум 2006, - 368 с.

Интернет-ресурсы:
http://wikipedia.ru
http://russkiy-na-5.ru
http://gramota.ru
http://slova.ndo.ru
http://www.gramma.ru
http://www.ropryal.ru
http://Frazbook.ru
http://Znanija.com


Список литературы: Введенская Л.А. Культура речи. Серия «Среднее профессиональное образование». – 5-е изд. – Ростов н\Д: «Феникс», 2010.

Слайд 26Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика