Слайд 1Тема занятия:
«Ориентирование по компасу и местным предметам»
Слайд 2Задачи занятия:
1. Научить учащихся определять стороны горизонта с помощью компаса;
2.
Научить определять стороны горизонта иными способами.
Слайд 3Устройство компаса.
Для человека, оказавшегося на незнакомой местности, ориентирование является одним
из важных условий обеспечения жизнедеятельности. Ориентироваться - это значит уметь
определить стороны горизонта и свое местоположение относительно местных предметов и элементов рельефа, выбрать нужное направление движения и выдержать это направление в пути.
Руководитель знакомит начинающих ориентировщиков с устройством жидкостного компаса, кратко рассказывает о назначении каждой его детали.
Очень удобен для использования спортивный жидкостный компас, стрелка которого помещена в специальную жидкость, благодаря чему быстро успокаивается и почти не колеблется при движении.
Слайд 4Задание для учащихся: перерисовать в тетрадь устройство компаса.
Слайд 5Определение сторон горизонта по компасу.
1.Перед началом обучения построить группу в
разомкнутую шеренгу и, находясь в центре, обстоятельно объяснить и показать
все действия, связанные с выполнением этого приема в целом.
2.Выделить три основных момента:
размещение компаса в руке;
вынесение перед грудью ладони руки;
красная стрелка или стрелка с фосфорным концом указывает на СЕВЕР. Если встать таким образом, чтобы кончик твоего носа был направлен на север, т.е. в сторону, показываемую северным концом стрелки компаса, то ЮГ будет за твоей спиной, ВОСТОК - справа, а ЗАПАД - слева.
Слайд 7Знакомство с иными способами определения сторон горизонта.
Ориентирование на местности может
осуществляться по карте, компасу, небесным светилам, а также по различным
местным признакам и предметам.
наиболее точно можно определить стороны горизонта по солнцу, звездам.
Слайд 9Ориентирование по солнцу
(с помощью часов).
Часы устанавливают горизонтально, направляя часовую
стрелку на Солнце (минутная и секундная стрелки во внимание не
принимаются). Угол между направленной на Солнце часовой стрелкой и направлением на цифру 13(летом) или 14(зимой) делится прямой пополам. Эта прямая своим концом указывает направление на ЮГ.
Слайд 11Ориентирование
по полярной звезде.
Если встать лицом к полярной звезде, то
прямо перед вами будет находиться север. Для того чтобы найти
полярную звезду, находящуюся в созвездии Малой Медведицы, надо сначала отыскать созвездие Большой Медведицы, которое представляет собой огромный, хорошо заметный «ковш» из семи звезд. мысленно продолжим прямую, проходящую через две крайние звезды Б.Медведицы, и на расстоянии. примерно равной пятикратному расстоянию между ними, находится яркая Полярная звезда.
Слайд 13Ориентирование по квартальным столбикам.
В больших лесах, имеющих систему просек, как
правило, просеки рубятся по направлениям СЕВЕР - ЮГ и ЗАПАД
- ВОСТОК. Лес разделяется просеками на кварталы. Номера кварталов обозначаются на квартальных столбах, которые ставятся на пересечении просек, причем верхняя часть столба обтесывается в виде граней. Таким образом. ребро между двумя соседними гранями с наименьшими цифрами указывают направление на СЕВЕР.
Слайд 14Ориентирование
по мхам и лишайникам
Мох и лишайники растут преимущественно на
СЕВЕРНОЙ стороне стволов деревьев, пней, камней, черепичных, деревянных,
соломенных крыш домов и других строений.
Слайд 15Ориентирование по муравейникам.
Муравьи почти всегда устраивают свои жилища к югу
от ближайших деревьев, пней и кустов; южная сторона муравейника более
пологая, чем северная.
Слайд 16Игра - соревнование для закрепления материала.
Группа делиться на две команды.
Участники каждой из них поочередно получают задание: назвать и объяснить
назначение той или иной детали компаса. За правильный ответ команда получает 2 балла, за ошибку - 0. Команда - победительница определяется по лучшей сумме баллов, полученных в ходе игры.
Слайд 17Домашнее задание для учащихся.
Подготовить к следующему занятию примеры определения
сторон горизонта по местным признакам и предметам.
Придумать кроссворд по теме:
«ориентирование» с использованием терминов встретившихся после пройденных тем.