Слайд 1Тема занятия 7. Технология монтажа строительных конструкций - 3 часа
Л-10.
Монтажная технологичность строительных конструкций. Технические средства обеспечения монтажа строительных конструкций.
– 1 час.
Джундубаева А.Ж.,
ассистент профессора
Алматы 2014
Казахская головная архитектурно-строительная академии
Факультет общего строительства
Дисциплина «Технология строительного производства»
Слайд 2Общие положения
Монтаж - комплексный процесс сборки зданий и сооружений из
укрупненных конструкций, деталей и узлов заводского изготовления.
Монтаж является ведущим
технологическим процессом строительного производства.
Изготовление и монтаж конструкций связаны между собой операциями транспортирования сборных элементов от мест изготовления к месту их установки. Перенесение значительной части строительных процессов в заводские условия позволяет облегчить и улучшить условия труда, сократить затраты, снизить стоимость продукции, механизировать на строительной площадке монтажные процессы.
Слайд 3Организационные принципы монтажа
Организационные принципы включают:
первостепенное выполнение работ нулевого цикла, включая
прокладку коммуникаций к зданию;
поточный метод монтажа при увязанном по производительности
комплекте подъемно-транспортных машин;
монтаж конструкций с транспортных средств («с колес»);
предварительное укрупнение на земле конструкций в неизменяемые блоки;
разбивка здания на монтажные участки или захватки с закрепленными на них комплексными бригадами рабочих и монтажными механизмами;
обеспечение ритмичной сдачи отдельных смонтированных участков возводимого сооружения для выполнения последующих работ;
выбор методов монтажа и механизмов на основе технико-экономического сравнения вариантов.
Слайд 4Технологическая структура монтажных процессов
Важным фактором для строителей является технологичность возводимого
здания в целом, включая технологичность используемых монтажных элементов, которые подразумевают:
■ минимальное
количество типоразмеров монтируемых элементов, т. е. степень типизации конструкций;
■ максимальная строительная готовность поставляемых конструкций - степень точности геометрических размеров и положения закладных деталей;
удобство строповки, подъема, установки и выверки всех элементов;
простота и удобство заделки всех стыков и заливки швов;
близкий к 1 показатель монтажной массы, выражающий отношение среднего веса конструкций к максимальному, т. е. их укрупненность и равновесность.
Слайд 5Комплексный технологический процесс монтажа сборных строительных конструкций - совокупность процессов
и операций, в результате выполнения которых получают каркас, часть здания
или сооружения, полностью возведенное сооружение.
Вся совокупность процессов, позволяющая получить готовую смонтированную продукцию, состоит из транспортных, подготовительных, основных и вспомогательных процессов.
Слайд 6Транспортные процессы состоят из транспортирования конструкций на центральные и приобъектные
склады, погрузки и разгрузки конструкций, сортировки и укладки их на
складах, подачи конструкций с укрупнительной сборки или складов на монтаж, транспортирование материалов, полуфабрикатов, деталей и приспособлений в зону монтажа.
Подготовительные процессы включают: проверку состояния конструкций, укрупнительную сборку, временное (монтажное) усиление конструкций, подготовку к монтажу и обустройство, подачу конструкций в виде монтажной единицы непосредственно к месту установки.
Вспомогательные процессы включают подготовку опорных поверхностей фундаментов, выверку конструкций, если ее выполняют после их установки, устройство подмостей, переходных площадок, лестниц и ограждений, выполняемых в период установки конструкций.
Слайд 7Основные или монтажные процессы - установка конструкций в проектное положение,
т. е. собственно монтаж. В состав монтажных процессов входят:
подготовка мест
установки сборных конструкций;
строповка и подъем с необходимым перемещением в пространстве, ориентировании и установке с временным закреплением;
расстроповка;
окончательная выверка и закрепление;
снятие временных креплений;
заделка стыков и швов.
В зависимости от вида конструкций, монтажной оснастки, стыков и условий обеспечения устойчивости, выверку можно осуществлять в процессе установки, когда конструкция удерживается монтажным краном, или после установки при временном ее закреплении.
Слайд 8Приведенная структура процесса монтажа строи-тельных конструкций является обобщающей и в
каждом конкретном случае может быть уточнена в сторону увеличения или
уменьшения подлежащих выполнению отдельных операций и процессов.
Монтаж строительных конструкций (с точки зрения его организации) может быть осуществлен по двум схемам: монтаж со склада и монтаж с транспортных средств (рис. 1).
При осуществлении монтажа со склада все технологические операции, рассмотренные ранее, выполняют непосредственно на строительной площадке.
Слайд 9Рис.1. Принципиальные схемы монтажа со склада и с транспортных средств:
а
- монтаж со склада; б - то же, с транспортных
средств; 1 - возводимое здание; 2 - кран; 3 -склад конструкций; 4 - дорога; 5 - тягач с полуприцепом под разгрузкой; 6 - полуприцеп после монтажа с него конструкций; 7-постановка полуприцепа с конструкциями под кран
Слайд 10Монтаж «с колес» предполагает выполнение на строительной площадке в основном
только собственно монтажных процессов. Полностью изготовленные и подготовленные к монтажу
конструкции поставляют на строительную площадку с заводов-изготовителей в точно назначенное время и эти конструкции непосредственно с транспортных средств подают к месту их установки в проектное положение. Такая организация строительного процесса должна обеспечивать комплектную и ритмичную доставку только тех конструкций, которые должны быть смонтированы в данный конкретный момент.
Этот метод прогрессивен, при нем практически отпадает потребность в приобъектном складе, исключается промежуточная перегрузка сборных элементов, создаются благоприятные условия для производства работ на стесненных строительных площадках, организация труда на строительной площадке начинает напоминать заводскую технологию сборочного процесса, обеспечивается ритмичность, непрерывность строительного процесса.
Слайд 11Способы и средства транспортирования конструкций
Доставка конструкций на строительную площадку может
осуществляться всеми видами транспорта, а именно, наземным - автомобильным, железнодорожным,
тракторным; водным и воздушным.
Основные факторы, влияющие на выбор строительного транспорта:
месторасположение строительства;
существующие вблизи транспортные коммуникации;
расположение заводов, комплектующих стройку сборными конструкциями;
временные и погодные условия;
■ масса, габариты конструкций, дальность их транспортирования.
Основной вид транспорта для перевозки сборного железобетона -автомобильный при дальности транспортирования до 200 км.
Отпуск сборных конструкций производят при достижении бетоном 100%-ной прочности в зимнее время и 70%-ной прочности в летнее, при условии, что завод-изготовитель гарантирует набор бетоном марочной прочности к 28-дневному возрасту.
Слайд 12Приемка и складирование сборных конструкций
Монтирующая организация принимает поступающие на строительную
площадку конструкции. Приемку сборных конструкций производят по паспортам на эти
изделия с учетом допускаемых отклонений в размерах и по комплектовочным ведомостям. При приемке доставленных изделий необходимо проверять:
наличие штампа ОТК завода;
наличие осевых рисок и отметку положения центра тяжести конструкции;
наличие монтажных рисок для односторонне армированных элементов;
отсутствие повреждений, правильность геометрических размеров, расположение и крепление закладных деталей, наличие и проходимость каналов, отверстий и т. д.;
соответствие лицевой поверхности изделия требованиям проекта;
отсутствие деформаций, раковин, трещин, наплывов;
наличие необходимых борозд, ниш, четвертей, выпусков арматуры, защитных покрытий у закладных деталей.
Слайд 13Складирование сборных элементов. Трудозатраты на хранение конструкций от общей трудоемкости
монтажных работ составляют для металлоконструкций 12...25%, для железобетонных конструкций -
13...27%.
При хранении конструкций на приобъектном складе необходимо:
раскладывать сборные элементы и размещать штабеля в зоне действия монтажного крана с учетом последовательности монтажа;
конструкции, имеющие большую массу (или парусность), располагать вблизи монтажного крана;
хранить сборные элементы в условиях, исключающих их деформирование и загрязнение;
на территории склада установить указатели проездов и проходов.
Все элементы складируют на деревянных подкладках размером 6x6 и 8х8 см, при этом должны быть обеспечены соосность укладки элементов, исключены возможности образования трещин и перенапряжений в бетоне конструкций (рис. 2).
Слайд 14Рис.2. Складирование железобетонных (а) и металлических (б) конструкций:1- подкладки; 2
- прокладки; 3 - металлические опоры; 4 - кассета
Слайд 15На складе более тяжелые конструкции располагают ближе к монтажному крану,
а более легкие - дальше. С целью сокращения площади склада
конструкции обычно хранят в штабелях. Проходы между штабелями необходимо устраивать в продольном направлении через каждые два смежных штабеля, в поперечном - не реже чем через 25 м. Ширина поперечных проходов должна быть не менее 0,7 м, а разрывы между штабелями - не менее 0,2 м. Складирование элементов необходимо организовать так, чтобы иметь доступ к любой конструкции для возможности определения ее маркировки и подготовки к монтажу.
Панели перекрытия, колонны, ригели, надколонные и пролетные плиты должны находиться в штабелях в горизонтальном положении. Оптимальные размеры штабелей: для колонн - 4 ряда, для ригелей и прогонов - 3 ряда, для плит покрытий и перекрытий — до 10... 12 рядов, но максимальная высота штабеля не должна превышать 2,5 м.
На складе стеновые панели устанавливают вертикально или наклонно в металлических пирамидах или кассетах, крупноразмерные перегородки также складируют в деревянных кассетах, в положении, близком к вертикальному. подкрановые балки - параллельно ряду колонн на расстоянии от них 40...50 см. Расположение сборных элементов на складе должно быть таким, чтобы при их подъеме для установки в проектное положение вылет стрелы крана не изменялся, т. е. стрела крана при монтаже не поднималась и не опускалась.
Железобетонные и металлические элементы каркаса одноэтажных промышленных зданий укладывают у мест установки: легкие колонны -вершинами к фундаменту, тяжелые - нижним концом к фундаменту .
Слайд 16Темы СРС на 2 рейтинг (7 недель):
1 СРС
Монтажная технологичность строительных
конструкций.
Транспортирование, складирование и приемка строительных конструкций.
Индивидуальные и групповые
средства временного закрепления.
Технология устройства монтажных соединений элементов железобетонных конструкций.
Инструментальная оценка точности установки в проектное положение строительных конструкций.
Технология устройства монтажных соединений элементов металлических конструкций. Контроль качества.
Основные положения по техники безопасности.
2 СРС
Устройство теплоизоляции.
Способы обеспечения противокоррозионной защиты строительных конструкций.
Выбор способов производства изоляционных работ и средств механизации.
Контроль качества. Основные положения по техники безопасности.
3 СРС
Устройство подвесных потолков.
Остекление проемов и устройство светонепроницаемых перегородок.
Особенности отделки фасадов зданий различными материалами.
Определение объемов и трудоемкости при отделочных работах.
Контроль качества.
Основные положения по техники безопасности.