Слайд 1ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5
1. Проверка домашнего задания:
-акцентологический минимум;
-конспект по Н.Ю.Хачатуровой;
-чередование
гласных (письменно) ;
-переносные значения (письменно).
2. КТ 1.
3. Объяснение новой темы:
Речевой этикет и факторы, определяющие его формирование.
4. Правописание звонких и глухих согласных. Непроизносимые согласные.
5. Домашнее задание.
Речевой этикет и факторы, определяющие его формирование
(8 часов)
Тема занятия №5-8:
Слайд 2Акцентологический минимум
Проверка домашнего задания:
Акцентологический минимум
Произнесите слова с правильным ударением:
августовский
бармен
взялся), взялась,
безнадежный взялось, взялись
агент, агентство безудержный включить, включу
алкоголь белесый включишь
алфавит бензопровод
аналог беспринципность возбуждено (дело)
анатом блеклый ворота
апостроф блокировать втридорога
Слайд 3Акцентологический минимум
Акцентологический минимум
аргумент жалюзи
асимметрия желоб
афера завидно
баловать заговор
диспансер задолго
добыча бытие
догмат квартал
договор(ы)
вероисповедание
донельзя кладовая
досуг компас
дощатый корысть
дремота красивее
еретик кремень
Слайд 4Новые слова
Акцентологический минимум
Произнесите слова с правильным ударением:
кУхонный оптОвый
ломОта остриЁ
Манёвр освЕдомиться
мастерскИ осуждённый
мЕльком откУпорить
металлургИя (в) отраслЯх
мизЕрный пАмятуя
гЕнезис пЕрчить
гофрирОванный платО
давнИшний
обеспЕчение
облегчИть
Слайд 51 вариант
Уб..раю комнату, отп…реть замок, зам…рать от восторга, раст…реть сахар
в ступке, уд…рать без оглядки, разж…гать костёр, выч…тать одно число
из другого, прокл…нать кого-нибудь, изл…жить, предпол…гать, прик…снуться, предпол…жение, соприк…саться, разл…жение, разл…гать; попл…вок, распл…влять, выпл…влять; обувь пром…кает, обм…кнуть кисть в краску, вым…кнуть под дождём. Держать р…внение в рядах, ср…внить два числа, подр…внять кусты сирени, увеличить ур…вень производства, решить ур…внение, неправильное ср…щение кости, зар…стать травой, болото пор…сло мхом.
2 вариант
Уб..ру комнату, отп…рать замок, зам…реть от восторга, раст…рать сахар в ступке, уд…рает без оглядки, выч…сть одно число из другого, пож…мать руки, изл…гать, предпол…жить, прик…саться, предпол…гаемый, нал…гать, прил…гательное, пл…вцы, выпл…вка, хорошая пром…кашка, непром…каемое пальто, совершать р…вномерное движение, разр…внять грядки, неср…внимые величины, удачное ср…внение, р…вняться на передовиков, великолепная р…внина; буйная пор…сль, нар…стить силы, отвратительный р…стовщик, зар…внять канаву, р…сти вширь и вглубь, новая отр…сль промышленности.
Слайд 6Найдите в предложениях слова с переносным значением. Определите тип переноса
(метафора, метонимия, синекдоха).
1. Троекуров вышел вслед за ним, сопровождаемый всем
судом (А. Пушкин).
2. Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин).
3. 4. Все украшало кабинет философа в осьмнадцать лет. Янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе (А. Пушкин).
5. И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М. Лермонтов).
6. Заголовок книги несколько уколол меня, но первая же страница вызвала в душе улыбку восторга (М. Горький).
7. Знаю: выйдешь к вечеру за кольцо дорог (С. Есенин).
8. Отговорила роща золотая… (С. Есенин).
9. Золотые очки резко отвернулись (М. Кольцов).
10. Одинокие снежинки медленно падали на пушистый снежный ковер (Н. Островский).
11. В плаще багряном к нам явилась осень (Р. Гамзатов).
12. Аудитория была по преимуществу юная, артистическая и литературная (А. Перцов).
Слайд 7Речевой этикет и факторы, его определяющие
Речевая культура человека - зеркало
его духовной культуры.
Василий Александрович Сухомлинский
Этикет (фр. étiquette – ярлык, этикетка)
– совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.
Речевой этикет – разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.
Факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование:
1. Особенности коммуникантов, вступающих в деловые отношения ведущих деловой разговор: социальный статус, их место в служебной иерархии, их профессии, национальность, вероисповедание, возраст, пол, характер (местоимения Ты, Вы в РЯ, выбор которого зависит от социального положения, характера отношений, от обстановки общения).
2. Ситуация общения (совещание, приём на работу, юбилей).
3. Национальная специфика.
Слайд 8В каждой культуре поведение людей регулируется представлениями о том, как
человеку полагается вести себя в типичных ситуациях в соответствии с
их социальными ролями (начальник—подчиненный, муж—жена, отец—сын, пассажир—контролер и т.д.).
Речевой этикет — это социально заданные и кулътурно-специфические правила речевого поведения людей в ситуациях общения в соответствии с их социальными и психологическими ролями, ролевыми и личностными отношениями в официальной и неофициальной обстановках общения.
Речевое поведение и этикет включает запрещенные и разрешенные типы общения (у русских это жалобы на здоровье и судьбу, идущие от православного правила смиренно принимать страдания).
Область речевого этикета – это национально-культурный компонент общения. Этикетные отношения — это универсалия, но проявление их национально-специфичны.
Слайд 9Формулы речевого этикета
Формулы речевого этикета — это определённые слова, фразы и
устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:
-начало разговора (приветствие/знакомство)
-основная часть
-заключительная
часть разговора.
Слайд 10Основная часть разговора
Вслед за приветствием начинается разговор.
Речевой этикет предусматривает
три основных типа ситуаций, в которых применяются различные речевые формулы
общения: торжественная, скорбная и рабочая ситуации.
Торжественная атмосфера, приближение важного события предполагают использование речевых оборотов в форме приглашения или поздравления.
Обстановка при этом может быть как официальной, так и неофициальной, и от обстановки зависит, какие формулы речевого этикета будут использованы в разговоре.
Слайд 11В повседневности, рабочая обстановка также требует применения формул речевого этикета.
Блестящее или, наоборот, ненадлежащее выполнение поручаемых заданий может стать поводом
для вынесения благодарности или порицания.
Скорбная атмосфера в связи с событиями, приносящими горе, предполагает соболезнование, выраженное эмоционально, не дежурно или сухо. Помимо соболезнования, собеседник часто нуждается в утешении или сочувствии. Сочувствие и утешение могут иметь формы сопереживания, уверенности в благополучном исходе, сопровождаться советом.
Слайд 12Просьба должна быть предельно вежливой по форме (но без заискивания)
и понятной адресату, обращение с просьбой — деликатным.
При обращении
с просьбой желательно избегать отрицательной формы, использовать утвердительную.
Совет надо давать некатегорично, обращение с советом будет побуждением к действию, если он дан в нейтральной, деликатной форме.
Слайд 13За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выражать собеседнику
благодарность.
Также важным элементом в речевом этикете является комплимент. Он может
употребляться в начале, середине и по завершении разговора.
Тактичный и вовремя сказанный, он поднимает настроение собеседника, располагает к более открытой беседе. Комплимент полезен и приятен, но только если это искренний комплимент, сказанный с естественной эмоциональной окраской.
Слайд 14Речевой этикет современности
Речевой этикет современности
В современном мире, и тем более
в городской культуре постиндустриального и информационного общества, понятие культуры речевого
общения изменяется коренным образом. Скорость изменений, происходящих в современности, ставит под угрозу сами традиционные основы речевого этикета, основанные представлениях о незыблемости социальной иерархии, религиозных и мифологических верований.
Изучение норм речевого этикета в современном мире превращается в практическую цель, ориентированную на достижение успеха в конкретном акте коммуникации: при необходимости обратить на себя внимание, продемонстрировать уважение, вызвать доверие у адресата, его симпатию, создать благоприятный климат для общения. Однако роль национального речевого этикета остается важной — знание особенностей иностранной речевой культуры является обязательным признаком свободного владения иностранным языком.
Слайд 15Дополните предложения:
1.Этикет – это совокупность …
2. Речевой этикет – это
разработанные правила…
3. Факторы, определяющие формирование речевого этикета..
4. Область речевого этикета
– это национально-культурный…
5. Формулы речевого этикета — это определённые …
Слайд 16Правописание звонких и глухих согласных. Непроизносимые согласные
Звонкие согласные б, в,
г, д, ж, з перед глухими п, ф, к, х,
т, ш, с, ч, щ, ц и на конце слов оглушаются: гриб, грибки, холод, мороз, возчик, низкий.
Наоборот, глухие согласные п, ф, к, т, ш, с перед звонкими становятся звонкими: просьба, молотьба, косьба. На письме указанное оглушение и озвончение согласных не отражается. Поэтому для проверки написания звонких или глухих согласных надо изменить слово или подобрать такое родственное, где бы вслед за проверяемым согласным был гласный или р, л, м, н: мороз – морозы, просьба – просить, грёб – гребли.
Для некоторых слов, однако, нельзя подобрать проверочного слова, их надо запомнить: вокзал, футбол, кафтан. Слово свадьба пишется с буквой д (хотя сватать).
Слайд 17Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Рядом с каждым таким словом
в скобках напишите проверочное слово.
1). В сумерки Никита побежал через двор
к лю...ской, откуда на лиловый сне... падал свет двух замёр...ших окошек (А.Т.). 2). За большою печью пилил деревя...ку сверчок. 3). Мишка сидел на краю коло...ца и макал в воду кончик варе...ки, надетой на руку. 4). Никита возвращался с моло...ьбы. У...кая полоса заката, тусклого и по-осеннему багрового, догорала над степью (А.Т.). 5). Объе...чик задумчиво поглядел на даль (Ч.). 6). Услыхав своё имя, помесь таксы с дворня...кой вышла из-под верстака, где она спала на стру...ках, сла...ко потянулась и побежала за хозяином (Ч.). 7). В самый жар ко...ьба показалась ему [Левину] не так трудна (Л. Т.). 8). Вскоре после обеда гости уехали, чтобы успеть переодеться к сва...ьбе (Л. Т.). 9). К вечеру гроза начала стихать; дождь превратился в изморо...ь (Арс.). 10). Ударили холода, изморо...ь покрыла деревья. 11). Около одиннадцати часов тёплого летнего вечера изво...чик доставил меня к загородному вокзалу (Кор.).
Слайд 18Домашнее задание
Для проверки правописания корней с непроизносимыми согласными (обычно это
сочетания стн, стл, здн, лнц, рдц) необходимо подобрать такие родственные
слова, где бы эти согласные произносились: сердце – сердечко, местный – место, праздник – празден и т.п. Нельзя вставлять лишних букв, которых при проверке в корне не оказывается: ужасный – ужасен, опасный – опасен, словесный – словеса (устар.). Запомните написание слов: лестница (но: лесенка), чувство, блеснуть (но: блестеть), ресницы, ровесник, яства (кушанья; от старинного глагола ясти).
Словарный диктант:
Ярос…ное сопротивление; наши сверс…ники; кос…ные взгляды, ненас…ный день; гиган…ский размах; искус…ная мастерица; корыс…ные цели; захолус…ное место; че… ствовать юбиляра; уча…ствовать в конкурсе; чу…ствовать усталость; я…ственно ощущать; ше…ствовать над школой; ше…ствовать по улице; вкусные я…ства; словес…ный портрет; целос… ный анализ; голлан…ский сыр; влас…ный характер.
Слайд 191. Бронникова Ю.О., Сдобнова А.П., Тарасова И.А. Русский язык и
культура речи : учеб. пособие. – М.: Флинта : Наука,
2009.
2. Хачатурова Н.Ю. Русский язык и культура речи: курс лекций. – Сочи: РИЦ ФГБОУ ВО «СГУ», 2016.
Литература:
1. Бронникова Ю.О. Вопросы и задания для самостоятельной подготовки: с.113 (письменно ответы на 5 вопросов).
2. Конспект теоретического материала по речевому этикету: Хачатурова Н.Ю. Русский язык и культура речи: курс лекций. – Сочи: РИЦ ФГБОУ ВО «СГУ», 2016. – С. 31-35.
3. Словарный диктант на тему «Непроизносимые согласные» (слайд 18).
Слайд 20Практическое занятие 6
Анализ КТ 1
Проверка домашнего задания:
а) непроизносимые согласные (слайд
18; выполнение тренировочных упражнений)
б)оглушение и озвончение согласных
в) акцентологический минимум.
3.
Акцентологический минимум (продолжение).
4. Объяснение темы «Речевой этикет» (слайды 8-11): приветствие, приглашение, поздравление, соболезнование, сочувстсвие, просьба, совет.
5. Отработка темы «Речевой этикет» (выполнение заданий).
Речевой этикет и факторы, определяющие его формирование
(8 часов)
Тема занятия №5-8:
Слайд 21
Речевой этикет и факторы, определяющие его формирование
(8 часов)
Практическое занятие 5-8
Слайд 22Акцентологический минимум
Проверка произношения
Произнесите слова с правильным ударением:
кухонный оптовый
ломота
острие
Маневр осведомиться
мастерски осужденный
мельком откупорить
металлургия (в) отраслях
мизерный памятуя
генезис перчить
гофрированный плато
давнишний
обеспечение
облегчить
Слайд 23АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
Домашняя работа
Произнесите слова с правильным ударением:
заплЕсневеть начАв (работу)
зубчАтый (работа) начатА
Издавна недвИжимость
Искра недУг
исчЕрпать нефтепровОд
каталОг новороджённый
кедрОвый промбирОванный
(нет) мОщностей подОгнутый
МытАрства понЯвший
назвАнный
(брат) поутрУ
намЕрение предвосхитИть
наОтмашь премировАние
Слайд 24Проверка домашней работы
Бронникова Ю.О. Вопросы и задания для самостоятельной подготовки:
с.113 (письменно ответы на 5 вопросов).
Социальная роль – совокупность требований
(ролевых ожиданий) к деятельности личности и прав, необходимых для осуществления этой деятельности.
Социальная роль проявляется в действиях людей и определяется профессией, статусом, полом, возрастом, реальными отношениями людей в обществе (начальник, подчиненный, отец, учитель и т.д.; ср., например, социальную роль отца и соотнесите ее с матриархатом и патриархатом).
Они основываются на правилах (нормах), принятых в обществе.
Слайд 25Классификация социальных ролей У. Герхардт
Статусная роль – это то, что
в теории социальных ролей называют ролью наследуемой (это роли, которые
человек получает по наследству, от рождения: половая, расовая, национальная, роль гражданина определенного государства, роль по типу вероисповедания и т.д.).
Позиционная роль – это социальная роль, проигрывание которой предполагает владение соответствующей позицией на социальной лестнице (например, студент, преподаватель, судья, начальник и т.д.).
Ситуативная роль – это более или менее фиксированный стандарт поведения и деятельности индивида, не привязанный непосредственно к позиционным ролям (например, роль пешехода, покупателя, зрителя, гостя, друга, врага, обиженного).
Слайд 26Проверка домашнего задания
Конспект теоретического материала по речевому этикету: Хачатурова Н.Ю.
Русский язык и культура речи: курс лекций. – Сочи: РИЦ
ФГБОУ ВО «СГУ», 2016. – С. 31-35.
Дополните предложения:
1.Этикет – это совокупность …
2. Речевой этикет – это разработанные правила…
3. Факторы, определяющие формирование речевого этикета..
4. Область речевого этикета – это национально-культурный…
5. Формулы речевого этикета — это определённые …
Ответьте на вопросы:
На какие 3 основные группы распределяются все формулы речевого этикета?
Какие 3 типичные речевые ситуации выделяет Н.Ю.Хачатурова?
В каких случая используется местоимения ВЫ и ТЫ?
Слайд 27Закрепление теоретического материала
Задание. Проиграйте предложенные ролевые ситуации. При обсуждении выполненного
задания обратите внимание на поведение его участников, их мимику, жесты,
интонацию, соблюдение этикетно-речевых правил.
а) Вы — студент 2 курса. Вам необходимо
обратиться с просьбой к декану, преподавателю,
одному из родителей, одногруппнику.
б) Вы — председатель студсовета факультета. К вам пришел: ваш сокурсник, незнакомый студент, декан, представитель студсовета института.
в) Вы — работник администрации. Вам необходимо по телефону попросить:
- ветерана труда принять участие в празднике;
- ученого из института выступить перед студентами факультета с лекцией;
- руководителя института помочь благоустроить
спортивную площадку.
Слайд 28орфографический практикум
Правописание безударных гласных в корне слова
1. Безударные гласные проверяются ударением,
подобрав родственное:
лиса – лисы, плескать – плещет, сторожить –
сторож, преградить – преграда.
Слайд 29Запишите и в скобках укажите проверочное слово
Правописание безударных гласных в
корне слова
I. В...лна, дог...даться, пом...гать, призн…вать, запр...щение, стр...ла, з...ркала, х...лода,
препод…ватель, пол...тический, озн...меновать, обл...гчать, пок...рять, прибл…жаться, разъед…нять.
II. Быстро заш...гать, д...лекие края, заграничные п...спорта, под...рить цветы, нар...диться в новое платье, прим...рять красивую шубу, прим...рить поссорившихся мальчиков, расск...зать о прогулке, присоед…ниться к группе туристов, объед...ниться в союзы, погл...деть вверх, посвятить фарами автомобиля, разл...мать забор, пос...дить яблони, разв... зать узлы, запл…тить за билет, пок...зать картину.
Слайд 301. Запишите 5 пословиц и поговорок, которые отражают правила речевого
этикета и содержат рекомендации речевого воздействия на собеседника (например: гордым
быть – глупым слыть). Сформулируйте идеальную модель общения на основе русских поговорок.
2. Выполните практические задания 106-109: Ю.О.Бронникова. Вопросы и задания для самостоятельной подготовки: С.114-120 (письменно ответы на 4 вопроса).
3. Напишите, как вы приветствуете своих
родных, друзей, преподавателей, соседей, декана.
Напишите, с каким приветствием обращаются к вам близкие, сокурсники, соседи, преподаватели, знакомые.
4. Выучить теоретический материал (слайды 8-11).
5. Акцентологический минимум.
6. Упражнение по теме «Непроизносимые согласные. Глухие и звонкие согласные».
7. Самостоятельно: составить конспект по теме «Прописная / строчная буквы»
Тема:
Речевой этикет.
Акцентологический минимум.
Непроизносимые согласные.
Безударные гласные в корне слов.
Домашнее задание