Слайд 1Тема:
«Пунктуация как
раздел науки о языке»
Слайд 2План:
1. Пунктуация как раздел науки о языке.
2. Основы русской
пунктуации (логическое, синтаксическое и интонационное направления).
3. Знаки препинания, их
функции. Знаки выделяющие и знаки отделяющие.
4. Пунктуационные нормы.
5. Трудные случаи пунктуации. Сочетания знаков препинания.
6. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Слайд 3Знаки препинания:
точка,
запятая,
точка с запятой,
тире,
двоеточие,
скобки,
кавычки,
восклицательный знак,
вопросительный знак,
многоточие.
Слайд 4Прямая и косвенная речь
Сотрудник ГИБДД обратился к водителю: «Предъявите, пожалуйста,
Ваше водительское удостоверение».
Сотрудник ГИБДД попросил водителя, чтобы он предъявил своё
водительское удостоверение.
Слайд 5Тире между подлежащим и сказуемым ставится:
Если подлежащее и сказуемое выражены
именами существительными в им. пад.: Москва – столица России;
Если подлежащее
и сказуемое выражены глаголами в форме инфинитива: Курить – здоровью вредить;
Если подлежащее и сказуемое выражены числительными: Пятью пять – двадцать пять;
Если между подлежащим и сказуемым есть указательные частицы вот, это: Хорошо учиться –вот наша задача.
Слайд 6Тире между подлежащим и сказуемым не ставится:
Между подлежащим и сказуемым
стоит вводное слово, иногда наречие / союз / частица: Иванов,
по-видимому, хороший врач; Костя теперь студент; Сергей тоже физкультурник; Семёнов только начинающий художник;
Между подлежащим и сказуемым есть связка = как, словно, будто, точно, всё равно что, вроде как и др.: Сад как лес;
Перед сказуемым стоит не: Сердце не камень;
Если подлежащее выражено личным местоимением: Он порча, он чума, он язва здешних мест.
Слайд 7Вставные конструкции
Скобками обычно выделяют так называемые вставные предложения, которые не
выражают отношение говорящего к высказываемой мысли, но содержат различного рода
добавочные замечания, попутные указания, разъясняющие предложение в целом или отдельное слово в нём и иногда резко выпадающие из синтаксической структуры целого:
Однажды вечером (это было в начале 1773 года) сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра и смотря в окно на тучи, бегущие мимо луны.
Он обещал казакам пожаловать их крестом и бородою (илецкие, как и яицкие, казаки – все были староверцы), реками и лугами, деньгами и провиантом, свинцом и порохом.
Души неопытной волненье смирив со временем (как знать?), по сердцу я нашла бы друга.
Слайд 8Трудные случаи пунктуации:
При наличии одного вводного / вставного предложения внутри
другого второе («внешнее») выделяется скобками, а первое («внутреннее») – тире:
После
проведения новой магистрали все эти «медвежьи углы» (даже Чудовка – так назывался самый крупный из них – была до этого глухим захолустьем) оказались связанными с районным центром.
Слайд 9Трудные случаи пунктуации:
В сложносочинённом предложении запятая перед союзами и, да
(в значении «и»), или, либо не ставится:
1) если части предложения
имеют общий второстепенный член: В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги;
2) если части предложения имеют общее придаточное предложение: Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились бежать домой;
3) между двумя назывными предложениями: Прогулка в лесу и катанье на лодках;
4) между двумя вопросительными предложениями: Который теперь час и сколько времени осталось до отхода поезда?
Слайд 10Трудные случаи пунктуации:
Если части сложного бессоюзного предложения отдалены друг от
друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя
запятые, то между ними ставится точка с запятой:
Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля.
Слайд 11Трудные случаи пунктуации:
Если сложное бессоюзное предложение распадается на части (группы
предложений), по смыслу отдалённые друг от друга, между ними ставится
точка с запятой, а внутри этих частей простые предложения разделяются запятой:
Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса.