Слайд 1
Темы презентации
1. Мода Древнего Египта;
2. Символика цвета в древнем Египте;
3.
Письменность древнего Египта.
Слайд 2 Мода Древнего Египта
Египтяне уже с глубокой древности умели производить хорошие,
прочные ткани из льна и хлопка и шить из них
удобную одежду.
Для изготовления одежд египтяне также использовали шкуры животных.
У всех сословий фасон одежды был одинаков и различался только качеством материала.
Красители, которые изобрели только в конце эпохи Древнего царства, стоили дорого. Позднее ткани стали красить в разные цвета, появилась одежда с пестрыми узорами. Но за весь период существования египетского царства любимым цветом египтян оставался белый.
Слайд 3 Основной одеждой мужчин с древности был передник — «схенти». Схенти
носили все — от рабов до вельмож. Различались они только
размерами и качеством ткани. Передники рабов и бедняков представляли собой узкую полоску кожи или бумажной ткани, которая придерживалась поясом.
Схенти вельмож и жрецов изготовляли из большого куска ткани, средняя часть которого драпировалась впереди в складки, остальное же обертывалось вокруг бедер и подпоясывалось на талии. Средней части схенти придавали разную форму: трапециевидную, треугольную, веерообразную.
Помимо передников, знатные египтяне Древнего царства носили узкие плащи, тигровые или леопардовые шкуры, которые накидывали на плечи.
Слайд 4Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную
повязку, схенти, туловище было свободно от одежды.
Схенти - полоса ткани,
обвязываемая вокруг талии и укрепляемая поясом, либо шнуром.
Схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна – льняного или хлопкового; бедра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета.
Слайд 5 И именно из этой простейшей повязки, выполнявшей функции «фартука»,
стала складываться одежда, «положенная» сильным мира сего - фараонам, богам
и их свите. Набедренное прикрытие у них мягко собрано в складки, оно украшено цветными поясами, а его передняя часть расширяется к низу в виде треугольника, украшенного геометрическими узорами. В живописи и скульптуре красиво контрастирует белая набедренная повязка и коричнево-красный цвет мужского тела. Цвет кожи для изображения мужских фигур был точно установлен.
Слайд 6Все египтяне тщательно брили волосы, и для защиты от солнечных
лучей покрывали голову париком из растительных волокон или овечьей шерсти.
Богатые
египтяне носили парики из натуральных волос, а простые египтяне – «овощные парики».
Ну, а голову, как правило, брили мужчины наголо.
Слайд 8КАЛАЗИРИС — своеобразный узкий сарафан, плотно облегавший тело.
Слайд 9 Женская одежда гораздо больше закрывала тело. Египтянки Древнего царства всех
сословий носили «калазирис» — длинную полотняную, тесно прилегающую к телу
рубашку на бретелях, доходившую до самых ступней и оставляющую грудь открытой.
Были также и закрытые калазирисы с круглым вырезом горловины, с короткими и узкими рукавами или с клиновидным вырезом и длинными рукавами. Носили египтянки и пестрые рубахи-передники с широкими бретелями белого цвета.
Одежда знатных женщин украшалась вышивкой и плиссировкой. В их гардероб входил и плащ.
Рабыни ходили практически нагими.
Слайд 11 Схенти и калазирис (возможно каласирис (kalasiris) долгое время оставались единственно
возможной одеждой для мужчин и женщин. Схенти представляли собой примитивные
набедренные повязки, которые носили мужчины, оставляя торс обнаженным.
Женщины также прикрывали преимущественно нижнюю часть тела. Калазирис был подобием современного сарафана, который начинался под грудью и доходил до щиколоток. Грудь оставалась открытой, в калазирисе могла быть как одна, так и две широкие бретели.
Можно сказать, что именно калазирис стал своеобразным прародителем современных платьев-футляров и летних сарафанов. Это была мода Древнего царства, относящаяся к эпохе примерно трех тысяч лет до нашей эры.
Слайд 12 Обувь древние египтяне не носили, даже жена фараона ходила босой.
В сандалии обувались только фараоны и высшая знать.
Делали их
из коры папируса и волокон пальмы. К ноге они прикреплялись двумя ремешками.
Обувь египтяне берегли. Знатные египтяне, отправляясь по делам, часто несли сандалии в руках, а надевали их только на месте. К своей обуви они прикрепляли золотые или позолоченные украшения, а на подошвах нередко изображали врагов, чтобы при ходьбе топтать их ногами.
Слайд 13калазирис возможно каласирис (kalasiris)
и схенти
Среднее царство
(2000— 1700
гг. до н.э.)
Одежду шили из льна.
Эта ткань освежала в
жару и грела, когда становилось прохладно.
Шерсть использовали редко, поскольку она животного происхождения и считалась не чистой.
Ткань была белого цвета, красили её очень редко.
Слайд 14 Одежду фараона определял старинный придворный церемониал. Фараон надевал два схенти.
Второй представлял собой передник из золотой парчи или позолоченной кожи,
который подвязывался широким поясом, расписанным узорами, с золотыми украшениями и цветной эмалью. Во время некоторых церемониалов фараон надевал еще длинную одежду из дорогой прозрачной ткани. Знаками царского достоинства фараона были скипетры в виде изогнутого жезла и бича, золотая подвязанная борода и корона.
Главным символом царской власти был урей — особый знак в виде змеи. Изготовленный из золота и эмали, он украшал царское убранство — корону и пояс. Урей символизировал власть фараона над жизнью и смертью. В некоторых особых случаях фараоны носили его даже на бороде.
Слайд 15Костюм фараона (набедренная повязка с передником и накидкой из тонкой
ткани) и костюм царицы (калазирис с передником из прозрачной плиссированной
ткани; клафт):
Слайд 16Костюмы знатных египтян.
На мужчине - схенти и верхняя прозрачная
одежда с колоколообразной юбкой.
На женщине - калазирис и прозрачная
накидка, парик со множеством кос.
Слайд 17 Древние египтяне отличались чистоплотностью и были весьма искусны в изготовлении
косметики. Они славились во всем античном мире умением изготовлять всевозможные
мази, притирания, пудры, краски.
Египтянки подводили брови и ресницы черной краской, а веки — зеленой. Позже вместо зеленой они стали употреблять оранжевую краску, которой подкрашивали еще кисти рук и ступни. Ногти на руках красили в красный, зеленый или золотистый цвет. Еще в эпоху Древнего царства царица Шеш создала средство для ращения волос, а Клеопатра написала книгу «О лекарствах для лица».
Сохранились древние папирусы с различными советами о том, как избавиться от морщин, покрасить волосы, удалить бородавки и др. Египтяне применяли компрессы, паровые маски, ванны, бани, массаж. Они изобрели рецепт для окраски седых волос в черный цвет и особые румяна и белила для осветления темного цвета лица, они умели придавать блеск глазам специальными каплями и знали, как защитить кожу от лучей палящего солнца.
Ароматические масла, благовония, мази и другие косметические средства хранились в красивых амфорах и флаконах.
Косметикой в Египте пользовались и мужчины, и женщины всех сословий.
Слайд 18 Из-за сильной жары египтяне делали совершали водные процедуры несколько раз
в день. Мыла ещё не существовало, и египтяне использовали соль
или смесь золы и глины. После купания натирали тело смягчающей мазью и пользовались духами из растительных экстрактов.
Мужчины, женщины, дети пользовались декоративной косметикой. Подводили глаза черной краской(галенитом-свинцовым блеском) и красили веки зеленой пудрой( малахит). Щеки и губы красили в красный цвет, получаемый из красной охры смешанной с растительным маслом. Засушенную хну, размолотою в порошок, применяли для окраски ногтей, ладоней, ступней. Для приготовления косметики требовались компоненты, которые привозились из далека и стоили очень дорого.
Исследователи выявили, что косметика была изготовлена из смешанных вместе четырех свинцовых минералов: черный галенит (сульфид свинца) и белый церуссит (углекислый свинец), фосгенит (карбонат свинца) и лаурионит (гидроксид-хлорид свинца).
Слайд 19Символика цвета в древнем Египте
В искусстве Египта цвет играл очень
важную роль. Цвет предмета считался составной частью его природы, и
слово «iwen» , которое использовалось для выражения понятия цвет в египетском языке, могло переводиться не только как «сущность», но и характерная особенность.
Белый цвет- цвет ритуальной чистоты и сакральности. Использовался для изображений одеяний большинства египтян и имел особый символический смысл. Белой была корона Верхнего Египта.
Черный цвет – цвет таинства и мистерий. Символизирует подземный мир, но так же мог обозначать воскрешение из смерти и даже плодородие. Осирис, как бог подземного мира изображался с черной кожей. Черными рисовали скарабеев, которые из черной земли, создают шар-совершенную форму, несущую жизнь.
Слайд 20Зеленый цвет- символ роста и самой жизни. Зеленый цвет –знак
воскрешения, победы над смертью. «Делать зеленые вещи» буквально означает на
языке египтян творить добро. Возрожденный после смерти Осирис, изображался с зеленым лицом и руками или прорастающими зелеными всходами.
Красный цвет- противоположный зеленому. Этот цвет ассоциируется с огнем и кровью. Символизирует опасные силы, а также жизнь и возрождение. Сет – бог хаоса и разрушения имел красные глаза и волосы. Красный цвет использовался для изображения обычного цвета кожи египетского мужчины без какого-либо негативного смысла.
Синий цвет- цвет означает небеса, так и первозданные воды, является символом жизни и возрождения. Дары и жертвоприношения изображались синими. Этим цветом изображались фараоны и царицы, дабы показать их божественное предназначение и связь с богом Амоном-РА, некое уподобление богу. Синие парики надевались во время ритуальных церемоний.
Слайд 216. Желтый цвет – это цвет солнца, символ вечного и
непреходящего. Плоть и кости богов считались состоящими из чистого золота.
Жрецы окрашивали в желтый цвет свои тела при исполнении обрядов. Богиня любви и гармонии Хатхор (Хатор) называлась «золотой богиней».
Слайд 22Письменность древнего Египта
Язык древних египтян относится к семито-хамитской языковой семье.
В своем развитии он прошел несколько стадий: древнеегипетский (период Древнего
царства); среднеегипетский (классический); новоегипетский 16-8 в.до н.э.; демотический или народный 8-5 века д.н.э.; коптский язык 3-7 век нашей эры(на нем говорило коренное население Нильской долины).
Письменность в Египте возникла в конце 4 тысячелетия до нашей эры. Ее раннее возникновение связано с хозяйственными нуждами и государственным делопроизводством, с насущной потребностью в учете материальных ресурсов.
Письменность окончательно сложилась ко времени Среднего царства- рисунчатое письмо пиктография, которое трансформировалось в иероглифическое, что стало результатом упрощения рисунчатых знаков и утраты прямой связи с изображаемым.
Слайд 24 Создателем письменности древние египтяне считали бога Тота. Как бог Луны,
Тот является наместником Ра; как времени - разделил время на
дни и месяцы, вёл летосчисление и писал летописи; как бог мудрости - создал письменность и счёт, которым учил людей. Он автор священных книг, покровитель учёных, писцов, архивов, библиотек. Тота обычно изображали в виде человека с головой ибиса.
Основу древнеегипетской письменности составляли иероглифы (от греч. "хиерос"-"священный" и "глифе"- "вырезанное")- рисунки-значки, каждый из которых соответствовал слову или понятию. Иероглифические надписи включали в росписи и рельефы. Однако главный писчий материал изготавливали из папируса - тропического водного растения, похожего на тростник. Из срезанных стеблей папируса выделяли сердцевину , расчленяли её на тонкие длинные полосы, выкладывали их в два слоя -вдоль и поперёк, смачивали нильской водой, выравнивали, уплотняли ударами деревянного молотка и лощили инструментом из слоновой кости, Полученный лист при складывании не мялся на сгибах и в развёрнутом виде вновь становился гладким. Листы соединяли в свитки длинной до 40 метров. На них писали справа на лево тонкой тростниковой палочкой. Красной краской начинали новый абзац (отсюда и произошло выражение "красная строка"), а весь остальной текст был чёрного цвета.
Слайд 25Иероглифическое письмо (Священная резьба) включало в себя словесные знаки (идеограммы)
указывающие на предметы и понятия; фонетические знаки –сочетание звуков, стилизованные
рисунки, поясняющие смысл слов и понятий.
Общее число иероглифов – 3 тысячи, наиболее употребляемые во 2-м тысячелетии до н.э. 700 знаков. Иероглифические изображения охватывали весь живой и предметный мир древних египтян: основные части вселенной ( небо, земля, вода), мужчины и женщины, домашние животные, дикие звери, растения, насекомые; здания, корабли, мебель, домашняя утварь и т.д.. Иероглифы читались справа налево. Их наносили на каменную поверхность, деревянные доски, кожаные свитки и папирус. На папирусе писали стеблем каламуса( болотного растения). Основной текст наносился черным цветом, а начало строки и иногда фразы красным( пошло выражение красная строка). В 1 веке до н.э. появилась скоропись, во 2-3м веке н.э. сформировалась коптская письменность – алфавит из 24-х букв греческого и 7 букв народного письма.
Слайд 26 Иероглифическая письменность была расшифрована в 1822 году французским египтологом
Жаном Франсуа Шампольоном (1790-1832) французский историк-ориенталист и лингвист, основатель египтологии.
Был членом Французского географического общества. Почётный член Российской императорской академии наук (1827). Благодаря проведённой им расшифровке текста «Розеттского» камня 14 сентября 1822 года стало возможным чтение египетских иероглифов и дальнейшее развитие египтологии как науки.
Геродот, путешествовавший по Египту в середине V в. до н. э., отмечает, что у египтян было два вида письма — «священное» и «народное». Климент Александрийский насчитывал три вида письма: 1. иероглифику, то есть священное письмо, высеченное на камне; 2. иератическое — священное письмо жреческих свитков; 3. эпистолографику — письмо для повседневного употребления.
Слайд 27Жан-Франсуа́ Шампольо́н (фр. Jean-François Champollion; 23 декабря 1790 — 4 марта 1832)
— французский историк-ориенталист и лингвист, основатель египтологии. Был членом Французского
географического общества. Почётный член Российской императорской академии наук (1827). Благодаря проведённой им расшифровке текста Розеттского камня 14 сентября 1822 года стало возможным чтение египетских иероглифов и дальнейшее развитие египтологии как науки.
Слайд 28Письменность
Основными литературными жанрами были заупокойные тексты, гимны, любовные песни,
дидактические произведения и сказки.
В Египте пользовались иероглифическим письмом.
Слайд 29Розеттский камень — плита из базальта, найденная в 1799 году в Египте возле небольшого города Розетта (теперь Рашид),
недалеко от Александрии, с выбитыми на ней тремя идентичными по смыслу
текстами, в том числе двумя на древнеегипетском языке — начертанными древнеегипетскими иероглифами и египетским демотическим письмом, которое представляет собой сокращенную скоропись эпохи позднего Египта, и одной на древнегреческом языке. Древнегреческий был хорошо известен лингвистам, и сопоставление трех текстов послужило отправной точкой для расшифровки египетских иероглифов. С 1802 года Розеттский камень хранится в Британском музее.
Слайд 30Источник: http://all-art.do.am/publ/dekorativno_prikladnoe_iskusstvo/istorija_mebeli/mebel_v_drevnem_egipte/118-1-0-184
© All-art.do.am
http://ria.ru/science/20100112/203991929.html