Разделы презентаций


Теоретические и методические основы социально-коммуникативного развития

Содержание

1.Современные технологии, обеспечивающие эффективную организацию образовательного процесса в рамках образовательной области ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие».2. Формы работы по ознакомлению детей с социальным миром. 3. Развитие коммуникативных навыков детей в игровой деятельности.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Теоретические и методические основы социально-коммуникативного развития дошкольников Лекция Шиленок Т.А., ст. преподаватель

кафедры дошкольного образования 2020г. СПбАППО


Теоретические и методические основы социально-коммуникативного развития дошкольников   Лекция Шиленок Т.А., ст. преподаватель кафедры дошкольного образования

Слайд 21.Современные технологии, обеспечивающие эффективную организацию образовательного процесса в рамках образовательной

области ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие».
2. Формы работы по ознакомлению детей

с социальным миром.
3. Развитие коммуникативных навыков детей в игровой деятельности.
4. Технологии, способствующие усвоению детьми правил безопасного поведения.
5. Современные технологии трудового воспитания детей.
6. Способы формирования гендерной, гражданственной и семейной принадлежности.


План работы

1.Современные технологии, обеспечивающие эффективную организацию образовательного процесса в рамках образовательной области ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие».2. Формы работы

Слайд 3Глоссарий
Социализация- процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и

ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена

общества

Коммуникация- процесс обмена информацией между субъектами

ГлоссарийСоциализация- процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного

Слайд 4Социально-коммуникативное развитие в контексте ФГОС ДО
В соответствии с Федеральным

государственным образовательным стандартом дошкольного образования, социализация является ключевым понятием образовательной

области «Социально-коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие в контексте ФГОС ДО В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, социализация является

Слайд 5Основными задачами социально-коммуникативного развития являются
- усвоение дошкольником норм и ценностей,

принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения

и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
Основными задачами социально-коммуникативного развития являются- усвоение дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные

Слайд 6Основными задачами социально-коммуникативного развития являются
- развитие социального и эмоционального интеллекта,

эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
-

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Основными задачами социально-коммуникативного развития являются- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной

Слайд 7Существуют ли временные рамки для процесса социализации личности?
Младший дошкольник остро

нуждается в эмоциональном контакте с взрослым, в познавательном общении с

ним; во внимании взрослого к своим вопросам.

Ребенок 3-5 лет способен взаимодействовать в сообществе сверстников, созданном на основе общей деятельности (игры, коллективной работы). Саму деятельность ребенок тоже способен выбирать, в соответствии со своими предпочтениями.
Существуют ли временные рамки для процесса социализации личности?Младший дошкольник остро нуждается в эмоциональном контакте с взрослым, в

Слайд 9К старшему дошкольному возрасту
У ребенка формируется потребность в устойчивых дружеских

взаимоотношениях со сверстниками; в сопереживании, взаимопонимании, эмоциональной близости с ними;

в уважении и сопереживании со стороны взрослых.
Он способен общаться, ориентируясь на взаимосвязи в социальном мире; иметь устойчивые дружеские объединения для игры и реализации других общих интересов; проявлять на высоком уровне коммуникативные умения и более гибко их использовать;

Осознать свое социальное «Я».
К старшему дошкольному возрастуУ ребенка формируется потребность в устойчивых дружеских взаимоотношениях со сверстниками; в сопереживании, взаимопонимании, эмоциональной

Слайд 10Социально-коммуникативное развитие
Социально-коммуникативное развитие осуществляется во взаимодействии: взрослого с ребенком,

ребенка со сверстником.
Взаимодействие это может быть как стихийным и специально

организованным.
Рассмотрим наиболее эффективные формы и методы реализации задач социально-коммуникативного развития дошкольника.



Социально-коммуникативное развитиеСоциально-коммуникативное развитие осуществляется  во взаимодействии: взрослого с ребенком, ребенка со сверстником.Взаимодействие это может быть как

Слайд 11Формы и методы реализации задач социально-коммуникативного развития дошкольников
Режим дня, как

способ рациональной организации жизнедеятельности детей, дает педагогу уникальную возможность выстраивать

общение с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей между собой в ходе различных видов деятельности.

Формы и методы реализации задач социально-коммуникативного развития дошкольниковРежим дня, как способ рациональной организации жизнедеятельности детей, дает педагогу

Слайд 12Приемы оптимизации процесса социально-коммуникативного развития детей

-

символика группы: это могут быть эмблема, гимн, флаг, отличающие ее

от других групп детского сада;
- правила группы;
- утро радостных встреч, когда в группе принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;
- «минутка шалости»
и «минутка тишины»

Приемы оптимизации процесса социально-коммуникативного развития детей    - символика группы: это могут быть эмблема, гимн,

Слайд 13 
- читательский день – один день в неделю, когда кто-то

из детей приносит свою любимую книгу, все вместе ее читают

и обсуждают;
- день любимой игрушки – один день в неделю, когда разрешается приносить любимую игрушку из дома;

Ритуалы и традиции

      - читательский день – один день в неделю, когда кто-то из детей

Слайд 14Международные дни
Октябрь
Первые выходные октября — Международные дни наблюдения птиц 1 октября — Всемирный

день вегетарианства 4 октября — Всемирный день защиты животных 5 октября — День образования Международного союза

охраны природы (с 1990 г. — Всемирный союз охраны природы) 6 октября — Всемирный день охраны мест обитания 13 октября — Международный день уменьшения опасности бедствий 14 октября — День работников заповедного дела 31 октября — Международный День Черного моря
Октябрь (последний четверг) — Международный день без бумаги
Международные дниОктябрьПервые выходные октября — Международные дни наблюдения птиц 1 октября — Всемирный день вегетарианства 4 октября — Всемирный день защиты

Слайд 15Международные дни
Ноябрь

1 ноября — Международный день вегана 6 ноября — Международный день предотвращения эксплуатации

окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов 9 ноября — День антиядерных акций 11 ноября — Международный

день энергосбережения 12 ноября — Синичкин день 15 ноября — День вторичной переработки 17 ноября — День черного кота (Италия) 24 ноября — День моржа 29 ноября — День создания Всероссийского общества охраны природы (ВООП) 30 ноября — Международный день домашних животных
Международные дниНоябрь1 ноября — Международный день вегана 6 ноября — Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов

Слайд 16Международные дни
Декабрь
3 декабря — Международный день борьбы с пестицидами 5 декабря — Международный день
волонтеров 10 декабря — Международный

день акций за принятие Декларации прав животных
11 декабря — Международный день гор
15 декабря — День

образования организации ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП)

Международные дниДекабрь3 декабря — Международный день борьбы с пестицидами 5 декабря — Международный день волонтеров 10 декабря — Международный день акций за принятие Декларации прав

Слайд 17СИМВОЛЫ, МОДЕЛИ

СИМВОЛЫ, МОДЕЛИ

Слайд 18Условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому:
-

воспитатель звонит (или поручает дежурному) в звонок, когда начинаются занятия;
-

воспитатель или дежурный стучат в бубен, когда пора идти на утреннюю зарядку;
- фраза воспитателя, сообщающая детям о том, что начинается интересная игра, например, «Я ребят своих зову в интересную игру» и т.д.

Условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности  к другому: - воспитатель звонит (или поручает дежурному)

Слайд 19Социальные дистанции:

- повязка у дежурного по столовой, по занятиям;
-

руль (любая другая игрушка) тому, кто ведет строй на физкультуру,

на прогулку;
- флажок у того, кто замыкает строй.

Социальные дистанции: - повязка у дежурного по столовой, по занятиям;- руль (любая другая игрушка) тому, кто ведет

Слайд 20Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельности
В каждом из видов игр (сюжетно-ролевая,

строительная, театральная, дидактическая, подвижная, музыкальная, игра-забава), ребенок учится.

1. Сюжетно-ролевая игра

– одна из важнейших форм социализации дошкольника, поэтому от умелого руководства педагога зависит эффективность работы в данном направлении.

Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельностиВ каждом из видов игр (сюжетно-ролевая, строительная, театральная, дидактическая, подвижная, музыкальная, игра-забава), ребенок

Слайд 21 Требования, способствующие эффективному руководству игрой
Игру нужно организовывать так, чтобы в

каждом ее виде предчувствовался будущий урок – нравственный идеал, соответствующий

общечеловеческим ценностям (цель ставит воспитатель перед собой, но не перед детьми);
- необходимо содействовать накоплению у дошкольников представлений об образцах для подражания (герои, люди разных профессий, спортсмены, артисты и т.д.);
- необходимо продумывать средства игры (роль, атрибуты, игровое пространство) – только в этом случае игра станет средством социализации, а не простой забавой;
- игра – «лаборатория познания» педагогом своих воспитанников (диагностическая функция игры);

- организация детской игры должна быть направлена на то, чтобы каждый ребенок приходил к ее результату – оценке и самооценке созданного образа.
Требования, способствующие эффективному руководству игрой Игру нужно организовывать так, чтобы в каждом ее виде предчувствовался будущий

Слайд 22Виды игр
Коммуникативные игры – игры, в ходе которых для выполнения

игрового действия необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с

ребенком, детей между собой.
К ним можно отнести некоторые хороводные игры, много среди них словесных и ролевых игр
Виды игрКоммуникативные игры – игры, в ходе которых для выполнения игрового действия необходим речевой, тактильный или иной

Слайд 23Стиховоспитание
Попробуй-ка сам!
Стань добрым волшебником – Ну-ка попробуй! Тут хитрости Вовсе не

нужно особой.
Понять и исполнить Желанье другого – Одно удовольствие, Честное слово!


http://luchikivnuchiki.ru/stihovospitanie-vospitanie-chuvstv/


СтиховоспитаниеПопробуй-ка сам!  Стань добрым волшебником – Ну-ка попробуй! Тут хитрости Вовсе не нужно особой.  Понять

Слайд 24Игры с правилами
Дошкольник не только получает удовольствие от процесса игры,

но и обязан соблюдать правила, заданные взрослым, обговоренные со сверстниками

или предусмотренные самой игрой.
Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится эмоционально приемлемо оценивать результат игры, принимать успех и неудачу.
В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления.
Игры с правиламиДошкольник не только получает удовольствие от процесса игры, но и обязан соблюдать правила, заданные взрослым,

Слайд 25Зайцы и капуста
Обозначьте небольшой круг (его можно нарисовать мелом, палочкой

на земле или песке, выложить веревочкой) — это будет огород.

Диаметр круга определите исходя из количества участников и возраста детей. На середину круга каждый из малышей должен положить какой-то свой предмет (кепку, игрушку, заколку для волос и т.п.), а можно положить в круг маленькие игрушки, сувениры для детей. Это — капуста. Водящий сторожит огород.
По команде (это может быть короткий стишок, строчка из песни) игроки стараются забежать в круг и утащить капусту, не попавшись при этом сторожу. За один раз можно брать только один предмет из круга. Побеждает тот, кто утащит с огорода больше капусты.
Игроки, которых поймал сторож, могут выбывать из игры либо переходить на сторону сторожа и помогать ему ловить шустрых зайцев — как договоритесь.
Зайцы и капуста Обозначьте небольшой круг (его можно нарисовать мелом, палочкой на земле или песке, выложить веревочкой)

Слайд 26Непрерывная образовательная деятельность (НОД)
форма, предусматривающая общение взрослого с детьми,

детей между собой. В ходе занятий происходит образовательное взаимодействие, при

котором его участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют ее, учатся применять полученные знания на практике
Непрерывная образовательная деятельность (НОД) форма, предусматривающая общение взрослого с детьми, детей между собой. В ходе занятий происходит

Слайд 27Технология ТРИЗ, метод проектов
Технология ТРИЗ, метод проектов – такие методы

позволяют ребенку получения знаний, и ведут к появлению новых типов

отношений между ребенком и социальным окружением

с

Технология ТРИЗ, метод проектовТехнология ТРИЗ, метод проектов – такие методы позволяют ребенку получения знаний, и ведут к

Слайд 28СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР (Волшебный экран)

СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР (Волшебный экран)

Слайд 29Коллективная деятельность, индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с ребенком


Коллективная деятельность обеспечивает успешную социализацию, формирование коммуникативных навыков,
дети учатся

выполнять деятельность, направленную на достижение общей цели, договариваются между собой и распределяют обязанности;
учатся помогать сверстнику в случае необходимости, проводить анализ результатов совместной деятельности
Коллективная деятельность, индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с  ребенком  Коллективная деятельность обеспечивает успешную социализацию, формирование

Слайд 30Реализация всех указанных форм и методов должна базироваться на следующих

основных позициях:
1 позиция: дошкольная организация функционирует как «открытая система», следовательно,

социализация осуществляется за счет непосредственного участия в нем семьи, и общественных организаций;
2 позиция: дошкольник как индивидуальность гармонично развивается только при одновременном удовлетворении потребностей в игре, общении и познании;
Реализация всех указанных форм и методов должна базироваться на следующих основных позициях:1 позиция: дошкольная организация функционирует как

Слайд 31Основные позиции реализации форм и методов
3 позиция: дошкольник развивается

как интегральная индивидуальность, поэтому социализирующее влияние воспитателя должно осуществляться на

основе индивидуально-комплексного подхода;
4 позиция: дошкольник испытывает потребность быть, с одной стороны, не похожим на других сверстников, а с другой – быть значимым, эмоционально «созвучным» со сверстниками, т.е. быть членом своего коллектива;

Основные позиции реализации форм и методов 3 позиция: дошкольник развивается как интегральная индивидуальность, поэтому социализирующее влияние воспитателя

Слайд 32Основные позиции реализации форм и методов
5 позиция: поведение дошкольника

– система поступков, которые он совершает в ходе выполнения деятельности,

а выбор поступков определяется знаниями и направленностью поведения;
6 позиция: решающую роль играют формы работы, позволяющие дошкольнику проявить собственную активность и самореализовываться в родственных ему видах деятельности.

Основные позиции реализации форм и методов 5 позиция: поведение дошкольника – система поступков, которые он совершает в

Слайд 33Задания и критерии оценки для папки специалиста:
Провести анализ образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие» в трех программах, рекомендованных к использованию в качестве

основных образовательных программ дошкольного образования. Одна из этих трех программ должна быть у всех одинакова – примерная основная образовательная программа дошкольного образования, две другие – по выбору слушателя.
( Смотри навигатор образовательных программ дошкольного образования
https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/184-obrazovatelniye-programmi-doshkolnogo-obrazovaniya )
2. По итогу необходимо заполнить таблицу:

Задания и критерии оценки для папки специалиста:Провести анализ образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в трех программах, рекомендованных к

Слайд 34Форма таблицы

Форма таблицы

Слайд 35 2. Создать картотеку коммуникативных игр (7-10 игр). Каждая игра должна

быть описана по примеру:
Название игры
Цель и задачи использования
Описание игры

(ход, игровое действие, правила, кол-во, участников, условие выигрыша)
Где и как можно использовать игру(возраст детей, время, место, условия игры )

Требования к оформлению:
картотека должна быть представлена на бумажном носителе формата А4, ориентация страницы – книжная, в напечатанном виде (Times new roman, 12 шрифт, интервал 1. Между каждой игрой должен быть абзац. Название игры выделено полужирным.

2. Создать картотеку коммуникативных игр (7-10 игр). Каждая игра должна быть описана по  примеру: Название

Слайд 36Критерии оценки:

заполнение всех граф таблицы соответственно их названию;
полнота содержания таблицы;
эстетичность

оформления и соответствие требованиям оформления;
отобраны интересные игры, не стандартные;
содержание картотеки

соответствует примеру оформления;
игры понятно описаны и легко могут быть использованы в работе.
Показатели оценки:
3 балла ставится за соответствие 5-6 критериям
2 балла ставится за соответствие 3-4 критериям
1 балл ставится за соответствие 1-2 критериям
 
Критерии оценки:	заполнение всех граф таблицы соответственно их названию;полнота содержания таблицы;эстетичность оформления и соответствие требованиям оформления;отобраны интересные игры,

Слайд 37Электронные ресурсы
https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/sbornik_ighr_na_formirovaniie_kommunikativnykh_navykov_dietiei_mladshiegho_shkol
http://luchikivnuchiki.ru/podvizhnye-igry-dlya-detej-na-ulitse-17-variantov/
http://nii-evrika.ru/podvizhnye-igry-dlya-detej-3-4-let/
https://infourok.ru/kartoteka-podvizhnih-igr-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta-504
http://riabinka.detkin-club.ru/exercises/121694



Электронные ресурсыhttps://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/sbornik_ighr_na_formirovaniie_kommunikativnykh_navykov_dietiei_mladshiegho_shkolhttp://luchikivnuchiki.ru/podvizhnye-igry-dlya-detej-na-ulitse-17-variantov/http://nii-evrika.ru/podvizhnye-igry-dlya-detej-3-4-let/https://infourok.ru/kartoteka-podvizhnih-igr-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta-504        http://riabinka.detkin-club.ru/exercises/121694

Слайд 39Список используемой литературы

Антонова О.В. Развивающие игры и упражнения для детей

4-5 лет. Ужасно интересно... – СПб, 2000.
Каткова А.  Психологические игры

- Игры и упражнения на сплочение коллектива, 2010.
Матвеичева Л.А. Игры, праздники, развивающие занятия в детском саду, 2010.
Чеснокова Е.Н., Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников. Журнал "Воспитатель" N9/2008.
Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб., 2000
Список используемой литературы Антонова О.В. Развивающие игры и упражнения для детей 4-5 лет. Ужасно интересно... – СПб,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика