Слайд 1Теоретические и методические основы социально-коммуникативного развития дошкольников
Лекция Шиленок Т.А.,
ст. преподаватель
кафедры дошкольного образования
2020г.
СПбАППО
Слайд 21.Современные технологии, обеспечивающие эффективную организацию образовательного процесса в рамках образовательной
области ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие».
2. Формы работы по ознакомлению детей
с социальным миром.
3. Развитие коммуникативных навыков детей в игровой деятельности.
4. Технологии, способствующие усвоению детьми правил безопасного поведения.
5. Современные технологии трудового воспитания детей.
6. Способы формирования гендерной, гражданственной и семейной принадлежности.
План работы
Слайд 3Глоссарий
Социализация- процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и
ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена
общества
Коммуникация- процесс обмена информацией между субъектами
Слайд 4Социально-коммуникативное развитие в контексте ФГОС ДО
В соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования, социализация является ключевым понятием образовательной
области «Социально-коммуникативное развитие»
Слайд 5Основными задачами социально-коммуникативного развития являются
- усвоение дошкольником норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения
и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
Слайд 6Основными задачами социально-коммуникативного развития являются
- развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
-
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Слайд 7Существуют ли временные рамки для процесса социализации личности?
Младший дошкольник остро
нуждается в эмоциональном контакте с взрослым, в познавательном общении с
ним; во внимании взрослого к своим вопросам.
Ребенок 3-5 лет способен взаимодействовать в сообществе сверстников, созданном на основе общей деятельности (игры, коллективной работы). Саму деятельность ребенок тоже способен выбирать, в соответствии со своими предпочтениями.
Слайд 9К старшему дошкольному возрасту
У ребенка формируется потребность в устойчивых дружеских
взаимоотношениях со сверстниками; в сопереживании, взаимопонимании, эмоциональной близости с ними;
в уважении и сопереживании со стороны взрослых.
Он способен общаться, ориентируясь на взаимосвязи в социальном мире; иметь устойчивые дружеские объединения для игры и реализации других общих интересов; проявлять на высоком уровне коммуникативные умения и более гибко их использовать;
Осознать свое социальное «Я».
Слайд 10Социально-коммуникативное развитие
Социально-коммуникативное развитие осуществляется во взаимодействии: взрослого с ребенком,
ребенка со сверстником.
Взаимодействие это может быть как стихийным и специально
организованным.
Рассмотрим наиболее эффективные формы и методы реализации задач социально-коммуникативного развития дошкольника.
Слайд 11Формы и методы реализации задач социально-коммуникативного развития дошкольников
Режим дня, как
способ рациональной организации жизнедеятельности детей, дает педагогу уникальную возможность выстраивать
общение с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей между собой в ходе различных видов деятельности.
Слайд 12Приемы оптимизации процесса социально-коммуникативного развития детей
-
символика группы: это могут быть эмблема, гимн, флаг, отличающие ее
от других групп детского сада;
- правила группы;
- утро радостных встреч, когда в группе принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;
- «минутка шалости»
и «минутка тишины»
Слайд 13
- читательский день – один день в неделю, когда кто-то
из детей приносит свою любимую книгу, все вместе ее читают
и обсуждают;
- день любимой игрушки – один день в неделю, когда разрешается приносить любимую игрушку из дома;
Ритуалы и традиции
Слайд 14Международные дни
Октябрь
Первые выходные октября — Международные дни наблюдения птиц
1 октября — Всемирный
день вегетарианства
4 октября — Всемирный день защиты животных
5 октября — День образования Международного союза
охраны природы (с 1990 г. — Всемирный союз охраны природы)
6 октября — Всемирный день охраны мест обитания
13 октября — Международный день уменьшения опасности бедствий
14 октября — День работников заповедного дела
31 октября — Международный День Черного моря
Октябрь (последний четверг) — Международный день без бумаги
Слайд 15Международные дни
Ноябрь
1 ноября — Международный день вегана
6 ноября — Международный день предотвращения эксплуатации
окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов
9 ноября — День антиядерных акций
11 ноября — Международный
день энергосбережения
12 ноября — Синичкин день
15 ноября — День вторичной переработки
17 ноября — День черного кота (Италия)
24 ноября — День моржа
29 ноября — День создания Всероссийского общества охраны природы (ВООП)
30 ноября — Международный день домашних животных
Слайд 16Международные дни
Декабрь
3 декабря — Международный день борьбы с пестицидами
5 декабря — Международный день
волонтеров
10 декабря — Международный
день акций за принятие Декларации прав животных
11 декабря — Международный день гор
15 декабря — День
образования организации ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП)
Слайд 18Условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности
к другому:
-
воспитатель звонит (или поручает дежурному) в звонок, когда начинаются занятия;
-
воспитатель или дежурный стучат в бубен, когда пора идти на утреннюю зарядку;
- фраза воспитателя, сообщающая детям о том, что начинается интересная игра, например, «Я ребят своих зову в интересную игру» и т.д.
Слайд 19Социальные дистанции:
- повязка у дежурного по столовой, по занятиям;
-
руль (любая другая игрушка) тому, кто ведет строй на физкультуру,
на прогулку;
- флажок у того, кто замыкает строй.
Слайд 20Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельности
В каждом из видов игр (сюжетно-ролевая,
строительная, театральная, дидактическая, подвижная, музыкальная, игра-забава), ребенок учится.
1. Сюжетно-ролевая игра
– одна из важнейших форм социализации дошкольника, поэтому от умелого руководства педагога зависит эффективность работы в данном направлении.
Слайд 21
Требования, способствующие эффективному руководству игрой
Игру нужно организовывать так, чтобы в
каждом ее виде предчувствовался будущий урок – нравственный идеал, соответствующий
общечеловеческим ценностям (цель ставит воспитатель перед собой, но не перед детьми);
- необходимо содействовать накоплению у дошкольников представлений об образцах для подражания (герои, люди разных профессий, спортсмены, артисты и т.д.);
- необходимо продумывать средства игры (роль, атрибуты, игровое пространство) – только в этом случае игра станет средством социализации, а не простой забавой;
- игра – «лаборатория познания» педагогом своих воспитанников (диагностическая функция игры);
- организация детской игры должна быть направлена на то, чтобы каждый ребенок приходил к ее результату – оценке и самооценке созданного образа.
Слайд 22Виды игр
Коммуникативные игры – игры, в ходе которых для выполнения
игрового действия необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с
ребенком, детей между собой.
К ним можно отнести некоторые хороводные игры, много среди них словесных и ролевых игр
Слайд 23Стиховоспитание
Попробуй-ка сам!
Стань добрым волшебником –
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не
нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово!
http://luchikivnuchiki.ru/stihovospitanie-vospitanie-chuvstv/
Слайд 24Игры с правилами
Дошкольник не только получает удовольствие от процесса игры,
но и обязан соблюдать правила, заданные взрослым, обговоренные со сверстниками
или предусмотренные самой игрой.
Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится эмоционально приемлемо оценивать результат игры, принимать успех и неудачу.
В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления.
Слайд 25Зайцы и капуста
Обозначьте небольшой круг (его можно нарисовать мелом, палочкой
на земле или песке, выложить веревочкой) — это будет огород.
Диаметр круга определите исходя из количества участников и возраста детей. На середину круга каждый из малышей должен положить какой-то свой предмет (кепку, игрушку, заколку для волос и т.п.), а можно положить в круг маленькие игрушки, сувениры для детей. Это — капуста. Водящий сторожит огород.
По команде (это может быть короткий стишок, строчка из песни) игроки стараются забежать в круг и утащить капусту, не попавшись при этом сторожу. За один раз можно брать только один предмет из круга. Побеждает тот, кто утащит с огорода больше капусты.
Игроки, которых поймал сторож, могут выбывать из игры либо переходить на сторону сторожа и помогать ему ловить шустрых зайцев — как договоритесь.
Слайд 26Непрерывная образовательная деятельность (НОД)
форма, предусматривающая общение взрослого с детьми,
детей между собой. В ходе занятий происходит образовательное взаимодействие, при
котором его участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют ее, учатся применять полученные знания на практике
Слайд 27Технология ТРИЗ, метод проектов
Технология ТРИЗ, метод проектов – такие методы
позволяют ребенку получения знаний, и ведут к появлению новых типов
отношений между ребенком и социальным окружением
с
Слайд 28СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР
(Волшебный экран)
Слайд 29Коллективная деятельность, индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с ребенком
Коллективная деятельность обеспечивает успешную социализацию, формирование коммуникативных навыков,
дети учатся
выполнять деятельность, направленную на достижение общей цели, договариваются между собой и распределяют обязанности;
учатся помогать сверстнику в случае необходимости, проводить анализ результатов совместной деятельности
Слайд 30Реализация всех указанных форм и методов должна базироваться на следующих
основных позициях:
1 позиция: дошкольная организация функционирует как «открытая система», следовательно,
социализация осуществляется за счет непосредственного участия в нем семьи, и общественных организаций;
2 позиция: дошкольник как индивидуальность гармонично развивается только при одновременном удовлетворении потребностей в игре, общении и познании;
Слайд 31Основные позиции реализации форм и методов
3 позиция: дошкольник развивается
как интегральная индивидуальность, поэтому социализирующее влияние воспитателя должно осуществляться на
основе индивидуально-комплексного подхода;
4 позиция: дошкольник испытывает потребность быть, с одной стороны, не похожим на других сверстников, а с другой – быть значимым, эмоционально «созвучным» со сверстниками, т.е. быть членом своего коллектива;
Слайд 32Основные позиции реализации форм и методов
5 позиция: поведение дошкольника
– система поступков, которые он совершает в ходе выполнения деятельности,
а выбор поступков определяется знаниями и направленностью поведения;
6 позиция: решающую роль играют формы работы, позволяющие дошкольнику проявить собственную активность и самореализовываться в родственных ему видах деятельности.
Слайд 33Задания и критерии оценки для папки специалиста:
Провести анализ образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие» в трех программах, рекомендованных к использованию в качестве
основных образовательных программ дошкольного образования. Одна из этих трех программ должна быть у всех одинакова – примерная основная образовательная программа дошкольного образования, две другие – по выбору слушателя.
( Смотри навигатор образовательных программ дошкольного образования
https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/184-obrazovatelniye-programmi-doshkolnogo-obrazovaniya )
2. По итогу необходимо заполнить таблицу:
Слайд 35
2. Создать картотеку коммуникативных игр (7-10 игр). Каждая игра должна
быть описана по примеру:
Название игры
Цель и задачи использования
Описание игры
(ход, игровое действие, правила, кол-во, участников, условие выигрыша)
Где и как можно использовать игру(возраст детей, время, место, условия игры )
Требования к оформлению:
картотека должна быть представлена на бумажном носителе формата А4, ориентация страницы – книжная, в напечатанном виде (Times new roman, 12 шрифт, интервал 1. Между каждой игрой должен быть абзац. Название игры выделено полужирным.
Слайд 36Критерии оценки:
заполнение всех граф таблицы соответственно их названию;
полнота содержания таблицы;
эстетичность
оформления и соответствие требованиям оформления;
отобраны интересные игры, не стандартные;
содержание картотеки
соответствует примеру оформления;
игры понятно описаны и легко могут быть использованы в работе.
Показатели оценки:
3 балла ставится за соответствие 5-6 критериям
2 балла ставится за соответствие 3-4 критериям
1 балл ставится за соответствие 1-2 критериям
Слайд 37Электронные ресурсы
https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/sbornik_ighr_na_formirovaniie_kommunikativnykh_navykov_dietiei_mladshiegho_shkol
http://luchikivnuchiki.ru/podvizhnye-igry-dlya-detej-na-ulitse-17-variantov/
http://nii-evrika.ru/podvizhnye-igry-dlya-detej-3-4-let/
https://infourok.ru/kartoteka-podvizhnih-igr-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta-504
http://riabinka.detkin-club.ru/exercises/121694
Слайд 39Список используемой литературы
Антонова О.В. Развивающие игры и упражнения для детей
4-5 лет. Ужасно интересно... – СПб, 2000.
Каткова А. Психологические игры
- Игры и упражнения на сплочение коллектива, 2010.
Матвеичева Л.А. Игры, праздники, развивающие занятия в детском саду, 2010.
Чеснокова Е.Н., Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников. Журнал "Воспитатель" N9/2008.
Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб., 2000