Разделы презентаций


Теоретические методы исследования

Содержание

Для чего?для того, чтобы информация преобразовалась в знание. Интерпретируя те или иные объекты, явления, исследователь выявляет различные аспекты полученной о них информации, оценивает ее возможности в решении задач исследования, выдвигает предположения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Теоретические методы исследования
Интерпретация (лат. interpretatio) – истолкование, объяснение, разъяснение смысла,

значения чего-либо.
Интерпретируются: действия воспитанника, фиксируемые во время наблюдения; ответы, полученные

в результате опросов; выборы ребенка, зафиксированные в результатах социометрии и многое другое.
Теоретические методы исследованияИнтерпретация (лат. interpretatio) – истолкование, объяснение, разъяснение смысла, значения чего-либо.Интерпретируются: действия воспитанника, фиксируемые во время

Слайд 2Для чего?
для того, чтобы информация преобразовалась в знание.
Интерпретируя те

или иные объекты, явления, исследователь выявляет различные аспекты полученной о

них информации, оценивает ее возможности в решении задач исследования, выдвигает предположения о причинах явления, о возможных мотивах участников педагогической ситуации и т. д.
С традиционной точки зрения интерпретация представляет собой процесс анализа, синтеза и оценки информации с целью определения ее важности и полезности для конкретного исследования.
Для чего?для того, чтобы информация преобразовалась в знание. Интерпретируя те или иные объекты, явления, исследователь выявляет различные

Слайд 3Последовательность действий в интерпретации информации
предположения;
определение достоверности информации;
рефлексия

и «процеживание информации» (что в полученной информации отражает собственную точку

зрения исследователя);
организация информации;
сравнение с данными других источников, с другими ситуациями;
анализ;
выявление причины и следствия;
синтез;
выводы;
оценка информации для подтверждения или опровержения гипотезы исследования.
Последовательность действий в интерпретации информациипредположения; определение достоверности информации; рефлексия и «процеживание информации» (что в полученной информации отражает

Слайд 4Понимание – универсальная форма освоения действительности, представляющая собой постижение и

реконструкцию смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной, природной реальности.

Понимание как метод

исследования выдвигает на первый план непосредственное постижение человеком образовательных феноменов во всей их целостности.
Понимание осуществляется в двух основных формах:
извлечение смысла (в ситуации, когда исследователь уверен, что тот или иной педагогический феномен может быть объяснен на основе уже имеющихся в науке данных или с помощью практического опыта)
придание смысла (при полной неопределенности в предварительной оценке фактов).
Понимание – универсальная форма освоения действительности, представляющая собой постижение и реконструкцию смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной, природной

Слайд 5Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение) – в научном

исследовании процедура мысленного разделения объекта (явления, процесса), свойства объекта (объектов)

или отношения между объектами (явлениями, процессами) на части (признаки, свойства, отношения).


Процедуры анализа входят составной частью в психолого-педагогическое исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от общего описания изучаемого объекта или от общего представления о нем к выявлению его строения, состава, свойств, признаков, функций.
Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение) – в научном исследовании процедура мысленного разделения объекта (явления, процесса),

Слайд 6Виды анализа
1. Мысленное разделение целого на части (системно-структурный анализ)
2. Анализ

общих свойств предметов и отношений между предметами.
Логический анализ (логические

выводы, доказательства)
Виды анализа1. Мысленное разделение целого на части (системно-структурный анализ)2. Анализ общих свойств предметов и отношений между предметами.

Слайд 7Таким образом, анализ дает возможность изучить отдельные части целого, раскрыть

отношения, общие для всех частей, и тем самым осознать особенности

структуры и развития целостного образовательного феномена.
Таким образом, анализ дает возможность изучить отдельные части целого, раскрыть отношения, общие для всех частей, и тем

Слайд 8Синтез (от греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) – соединение

различных элементов, сторон объекта в единое целое. В этом значении

синтез противоположен анализу, хотя в практике психолого-педагогического исследования неразрывно с ним связан.


Анализ и синтез – это не изолированные друг от друга самостоятельные этапы научного исследования. На каждой его стадии они осуществляются в единстве, отражают связь частей и целого и не могут плодотворно применяться один без другого.
Синтез (от греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) – соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое.

Слайд 9Синтез как метод научного исследования имеет множество различных форм:

1.

На единстве процессов анализа и синтеза основан процесс образования понятий.


2. В теоретическом научном знании синтез выступает в форме взаимосвязи теорий и концепций, являясь основой интеграции в психолого-педагогическом исследовании знания из разных научных дисциплин.
3. Синтез применяется при теоретическом обобщении накопленных в ходе психолого-педагогического исследования эмпирических данных. В этом аспекте синтез выступает как средство выявления причинно-следственных связей, педагогических принципов как оснований деятельности педагога и пр.
4. Синтез может рассматриваться как метод восхождения от абстрактного к конкретному: получаемое в результате проведенного исследования конкретное знание об образовательном феномене – это результат синтеза, объединения его многообразных абстрактных определений, полученных в результате анализа.
Синтез как метод научного исследования имеет множество различных форм: 1. На единстве процессов анализа и синтеза основан

Слайд 10Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, который

называется моделью.
Между моделью и оригиналом существует отношение ограниченного подобия,

форма которого ясно выражена: в процессе научного познания модель заменяет оригинал; изучение модели дает информацию об оригинале.
Модель – результат синтеза выделенных в процессе анализа существенных признаков диагностируемого объекта.

Идеализация – мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Идеализированные объекты служат средством научного анализа реальных объектов, основой для построения теории этих объектов. Модели в психолого-педагогическом исследовании являются именно такими идеализированными объектами.
Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, который называется моделью. Между моделью и оригиналом существует

Слайд 11


Аналогия (от греч. analogia – пропорция, соразмерность) – соответствие элементов,

совпадение ряда свойств или какое-либо иное отношение между объектами, явлениями

и процессами, дающее основание для переноса информации, полученной при исследовании одного объекта – модели, на другой – прототип.
Под аналогией понимается также мыслительная операция – умозаключение о принадлежности объекту, явлению или процессу определенного признака, свойства или отношения на основе сходства в существенных признаках с другим объектом (явлением, процессом).
Аналогия (от греч. analogia – пропорция, соразмерность) – соответствие элементов, совпадение ряда свойств или какое-либо иное отношение

Слайд 12

Функции аналогии:

– аналогия может служить средством конкретизации отвлеченных идей

и проблем, разъяснения непонятных фактов, положений, теорий, категорий, использоваться с

целью представления абстрактного в более доступной, образной форме;
– по аналогии можно рассуждать об объектах, недоступных прямому наблюдению;
– аналогия часто используется в качестве метода решения исследовательских задач посредством сведения их к ранее решенным задачам;
– аналогия служит средством выдвижения гипотез;
– аналогия может выступать как средство обобщения и систематизации информации, поскольку позволяет получить детальное представление о ряде сходных объектов, выделить в них наиболее существенные черты, сопоставить их и таким образом получить обобщенное знание;
– аналогия устанавливает связь между различными областями знания и тем самым сближает их.
Функции аналогии: – аналогия может служить средством конкретизации отвлеченных идей и проблем, разъяснения непонятных фактов, положений, теорий,

Слайд 13



Выводы по аналогии в психолого-педагогическом исследовании носят вероятностный характер, однако

корректное выделение линий, по которым проводится сопоставление, позволяет существенно повысить

уровень достоверности таких выводов и выстроить эффективные модели образовательных феноменов.
Выводы по аналогии в психолого-педагогическом исследовании носят вероятностный характер, однако корректное выделение линий, по которым проводится сопоставление,

Слайд 14Дедуктивное моделирование- средство конструирования моделей, когда исследователь исходит из самых

общих положений, составляющих модель. Статистически, с помощью выбранного математического аппарата

эта модель проверяется. Применение дедуктивного (математического) моделирования тесно связано с более глубоким познанием сущности явлений и процессов, углублением теоретических основ исследования.
В процессе моделирования мы получаем новое знание о каком-либо объекте. Базой вывода при этом служит модель, т.е. некоторая известная система отношений, присущая другому объекту или абстрактной конструкции.
Дедуктивное моделирование- средство конструирования моделей, когда исследователь исходит из самых общих положений, составляющих модель. Статистически, с помощью

Слайд 15функции модели:

а) формально упорядочивает, структурирует имеющиеся данные;
б) визуализирует

представления о структуре изучаемого объекта;
в) дает возможность перехода к

методикам и технике сбора данных, к диагностическим процедурам.

Главный результат построения исследовательской модели, которая упорядочивает представления о причинно-следственных взаимозависимостях между компонентами исследуемого объекта, закономерностях процесса его становления, – прогноз развития.
Прогностические выводы (о зоне ближайшего развития, о возможных затруднениях и т.д.) становятся основанием для выбора оптимальной стратегии обучения и воспитания, помощи в преодолении объективных затруднений в развитии.
функции модели: а) формально упорядочивает, структурирует имеющиеся данные; б) визуализирует представления о структуре изучаемого объекта; в) дает

Слайд 16Индукция – это метод исследования, позволяющий производить обобщение, устанавливать по

частным фактам и явлениям общие принципы и законы. Так, анализ

некоторого количества частных педагогических фактов дает возможность вывести общие для них закономерности, известные и неизвестные в науке.

Индукция осуществляется через абстрагирование -мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и одновременное выделение, фиксирование одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов).
Индукция – это метод исследования, позволяющий производить обобщение, устанавливать по частным фактам и явлениям общие принципы и

Слайд 17приемы абстрагирования:

– если необходимо образовать общее понятие о каком-то

классе предметов, обычно применяется обобщающая абстракция, иначе — абстракция отождествления;

обобщающая абстракция образуется путем выделения у многих предметов общих одинаковых признаков;
– изолирующая, или аналитическая, абстракция не предполагает наличия многих предметов, ее можно совершить, имея всего один предмет, при этом аналитическим путем вычленяется нужное нам свойство с фиксированием на нем нашего внимания;
– идеализация как прием абстрагирования акцентирует внимание на существенных признаках, отсутствующих в чистом виде .
приемы абстрагирования: – если необходимо образовать общее понятие о каком-то классе предметов, обычно применяется обобщающая абстракция, иначе

Слайд 18
Дедукция – такой метод исследования, который позволяет частные положения в

процессе конкретизации выводить из общих закономерностей, подводить их под понятие.

Так, на основе теоретического знания о структуре процесса обучения строится исследование процесса изучения конкретного учебного материала. Конкретизация позволяет лучше понять общее.


Сравнение – сопоставление объектов с целью выявления сходства и различия между ними. Сравнение предполагает две операции – сопоставление (выявление сходства) и противопоставление (выявление различий). Исследователь должен, прежде всего, определить основу сравнения – критерий. Сравнению подлежат только такие понятия, которые отражают однородные предметы и явления объективной действительности.
Дедукция – такой метод исследования, который позволяет частные положения в процессе конкретизации выводить из общих закономерностей, подводить

Слайд 19
Обобщение – мысленное выделение каких-либо свойств, принадлежащих некоторому классу предметов;

переход от единичного к общему, от менее общего к более

общему. Чтобы обобщить какое-либо понятие, надо от признаков исходного понятия отбросить все признаки, присущие только предметам, составляющим объем этого понятия.

Ранжирование – способ, с помощью которого исключают второстепенное, не влияющее существенно на исследуемое явление. Ранжирование дает возможность выделить главное в явлении и отделить второстепенное.
Обобщение – мысленное выделение каких-либо свойств, принадлежащих некоторому классу предметов; переход от единичного к общему, от менее

Слайд 20
Классификация – распределение предметов какого-либо рода на классы в соответствии

с наиболее существенными признаками, присущими предметам данного рода и отличающими

их от предметов других родов, при этом каждый класс, в свою очередь, делится на подклассы. Классификация одной и той же группы объектов может быть проведена по разным основаниям (критериям) в зависимости от предмета и задач исследования.

Монографический метод позволяет рассматривать в качестве основного объекта исследования целостную, относительно самостоятельную педагогическую систему, сосредоточиться на изучении отдельных проблем, анализе конкретных фактов.
Классификация – распределение предметов какого-либо рода на классы в соответствии с наиболее существенными признаками, присущими предметам данного

Слайд 21Е.В. Яковлев и Н.О. Яковлева предлагают следующую классификацию теоретических методов

исследования (таблица 3).

Самостоятельная работа с таблицей по изучению методов.

Е.В. Яковлев и Н.О. Яковлева предлагают следующую классификацию теоретических методов исследования (таблица 3). Самостоятельная работа с таблицей

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика