Слайд 2Психология детей с нарушениями поведения
Слайд 3В пособии излагаются:
- различные методологические подходы к объяснению причин возникновения
и развития детской агрессивности
- рассматриваются психологические и социальные факторы, стимулирующие
и провоцирующие возникновение агрессивности
- описываются прямые и вспомогательные методы ее диагностики
Слайд 4В основе любого человеческого поведения лежат потребности. Процесс реализации потребностей
и мотивов, их воплощения в действиях – процесс сложный.
Слайд 5Процесс удовлетворения потребностей проходит три стадии:
Слайд 61. Стадия напряжения. Возникает ощущение объективной недостаточности в чем-либо.
2. Стадия
оценки. Появляется реальная возможность обладания, например, определенным предметом и человек
может удовлетворить свою потребность.
3. Стадия насыщения. Напряжение и активность снижаются до минимума.
Слайд 7Переживание, являющееся источником действия, побуждением к нему, выступает как его
мотив.
В качестве мотива всегда выступает переживание чего-то личностно значимого для
индивида.
Слайд 8
Стремления
Желания
Хотения
Инстинкты
Влечения
Мотивы
Неосознаваемые
Осозна
ваемые
Слайд 9Нарушения поведения - это действия человека, которые приводят к затруднению
биологической, психологической и социальной адаптации, сопровождающиеся намеренным причинением страдания или
вреда самому себе, окружающим и обществу в целом.
Слайд 10Диагностические критерии нарушения поведения:
+ воровство
+ побеги из дома
+ намеренная лживость
+
прогулы школьных занятий
+ участие в поджогах
+ вандализм
+ нападения на людей
+
физическое и сексуальное насилие
+ жестокость по отношению к людям и животным
Слайд 13Агрессивность и агрессивное поведение являются основными качественными характеристиками нарушений поведения.
Типология агрессивного поведения:
Слайд 141. По направленности на объект:
*внешняя (гетеро)- открытое проявление агрессии в
адрес конкретных лиц;
*внутренняя (ауто)- выражение обвинений или требований самому себе;
2.
По способу выражения:
*произвольная - возникает из желания, намерения воспрепятствовать, навредить кому-либо;
*непроизвольная – нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева, когда действие неподконтрольно субъекту, протекает по типу аффекта
Слайд 153. По конечной цели:
*инструментальная (конструктивная) – действия имеют позитивную ориентацию
и направлены на достижение цели нейтрального характера, агрессия используется в
качестве средства;
*враждебная (деструктивная) – стремление к насилию, нанесению вреда другому человеку;
4. По форме выражения:
*физическая- использование физической силы против другого лица;
*вербальная- выражение негативных чувств через форму(крик) или содержание(ругань, оскорбление) словесных ответов;
*косвенная- действия направлены на другое лицо, связанное с обидчиком;
* негативизм- форма, направленная против авторитета или руководства;
Слайд 16Психологическая характеристика
детей с агрессивным поведением
Слайд 17+ Дети постоянно пребывают в состоянии тревожности, недоверчивости, беспомощности и
зависимости от взрослых;
+ Дефицит отношений привязанности с другими и любви,
что сопровождается ощущением одиночества, отсутствия дружеских связей, отверженности;
+ Дети нуждаются в стабильности, предсказуемости событий, защите от различных угрожающих их жизнедеятельности ситуаций;
+ Агрессия используется как способ удовлетворения потребностей и последующего снятия напряжения;
---Мотивационная сфера---
Слайд 18
1. Дети с невротическими тенденциями.
- высокая тревожность
- возбудимость в сочетании
с быстрой истощаемостью
- повышенная чувствительность к раздражителям, вызывающая неадекватные аффективные
вспышки
- астеническая направленность эмоциональной сферы
2. Дети с психотическими тенденциями.
- психическая неадекватность личности
- повышенная напряженность и возбудимость
- чрезмерная забота о собственном престиже
- болезненная реакция на критику и замечание
Эмоциональная сфера
Слайд 19- эгоистичность
- самодовольство и чрезмерное самомнение
- аутистичность
- отгороженность от
событий окружающего мира
- все поступки, чувства подчинены внутренним законам, возникают
немотивированно
- затруднения в межличностных контактах, замкнутость
- подозрительность и враждебность по отношению к людям
3. Дети с депрессивными тенденциями.
- тоскливое настроение, угнетенное состояние
- сниженная психическая и двигательная активность
- склонность к соматическим нарушениям
- слабая адаптация к ситуационным событиям
- напряженная деятельность неприятна, быстро утомляет, истощает
- непослушание, леность, драчливость
- идеи самообвинения, суицидальные мысли
Слайд 204. Дети с гипертимными тенденциями
- постоянно повышенный фон настроения
- активность,
энергичность, инициативность
-склонны к риску
- плохо переносят гиперопеку, бурно реагируют на
нравоучения
- скромность и угрызение совести
- склонность к лидерству
- характерны правонарушения, бродяжничество
5. Дети с высоким уровнем активности
- предприимчивость, активность, инициативность, стремление к достижению успеха
- с трудом переносят пассивность
- тяга к физической деятельности
- толерантность и сильная воля
Слайд 21+ импульсивность и несдержанность в проявлении эмоций
+ трудности в процессе
целеполагания
+ плохое самообладание
+ нерациональность действий и поступков
+ не способны к
длительному волевому усилию
+предрасположенность к физической агрессии
+ «стереотипный» образ жизни, ригидность поведения
Волевая сфера
Слайд 22Сфера межличностных отношений
Стили взаимоотношений с окружающими:
*прямолинейно-агрессивный (настойчивость, несдержанность, вспыльчивость, чувство
враждебности, спонтанность, недружелюбие);
*властно-лидирующий (высокая активность, тенденция к доминированию, нетерпение к
критике, переоценка собственных возможностей);
*независимо-доминирующий (уверенная, соперничающая манере поведения, неадекватно завышенная самооценка и чувство собственного превосходства);
Слайд 23*сотрудничающе-конвенциональный (стремление к установлению компромисса, сотрудничеству, поиску признания, агрессивность за
счет повышенного дружелюбия)
* недоверчиво-скептический (обидчивость, подозрительность, враждебность);
* ответственно-великодушный (готовность помогать
и сочувствовать, коммуникабельность);
*зависимо-послушный (потребность в помощи и доверии, неуверенность в себе, неустойчивая самооценка);
*покорно-застенчивый (скромность, повышенное чувство вины, самоуничижение);
Слайд 24Психотерапия нарушений поведения
Слайд 25Психоаналитическая терапия.
Направлена на обеспечение эмоционально-символического выражения чувств («катарсиса»).
Индивидуальные методы
Групповые методы
Консультации
с использованием изобразительных средств составляют основную часть психологической помощи и
способствуют более полному выражению и изображению ребенком своих желаний, удовлетворяют потребность чувствовать себя любимым и помогает интернализировать позитивные аффекты.
Один раз в неделю 20-40 минут отводится на обсуждение и рисование чувств с детьми (Темы: счастье, злость, гнев, страх, любовь). Такое выражение чувств понижает уровень напряжения и потребность в деструкции.
Слайд 26Предполагает рассмотрение нарушений поведения в качестве определенных типов реагирования.
В психокоррекционной
работе используется тренинг социальных навыков.
Цель: выработка такого поведения, которое является
приемлемым не только для индивида, но и для общества.
Процедуры тренинга:
*моделирование
*ролевые игры
*установление обратной связи
*перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку
Поведенческая психотерапия
Слайд 27Цель: формирование альтернативных путей овладения ситуацией, формирование способности к осознанию
сущности и последствий собственного поведения, ответственности, правильных установок и привычек.
Ступени:
1.
Актуализация способностей к самоизменению
2. Релаксационный тренинг
3. Подкрепление позитивных событий
4. Когнитивные стратегии
5. Формирование настойчивости
6. Оптимизация социального взаимодействия
Когнитивно –поведенческая психотерапия
Слайд 28Позволяет трансформировать невротические, неуместные или хронические агрессивные реакции в конструктивные,
полезные и здоровые.
Этапы:
1. Обсудить с детьми проблему (например, гнева).
2. Предоставить
приемлемые методы для выражения подавленного гнева.
3. Помочь подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить к тому, чтобы эмоционально отреагировать на этот гнев непосредственно.
4. Дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева, расширить опыт прямого словесного выражения своих агрессивных чувств
Гештальт- терапия
Слайд 29Материал подготовили:
Василенко Анна
Мироненко Екатерина
ФППД 41 группа
2008