Слайд 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 2История образования и педагогической мысли
Слайд 3Формирование педагогической концепции
Слайд 4Педагогика – «пайд» и «гогос».
«пайд»- дето…
«гогос» - вождение
Слайд 5Воспитательные системы:
Спартанская:
Военное государство;
Воспитывали мальчиков;
Приучали жить ребёнка в суровых условиях: не
бояться темноты, не кричать, не плакать от боли и от
холода;
Учили с 12 лет (с 7 до19). Обучение включало: физические упражнения, гимнастику, соревнования;
Интеллектуальное развитие сводилось к минимуму: начатки письма и чтения.
Афинская:
Демократическое государство;
Детей обучали письму, чтению, счёту, игре на музыкальных инструментах;
Приобщали к искусству, культуре, поэзии, танцам, музыке, чтению классической литературы (Гомера, Эзопа, Софокла);
Воспитанию тела способствовало занятие гимнастикой, бегом, борьбой, метание диска, участие в спортивных состязаниях.
Слайд 6 Период от древних веков до 17 века вошёл в
историю педагогики как время до научного педагогического творчества, эмпирический (основанный
на опыте) педагогической практики.
Слайд 7Причины возникновения педагогики как науки:
Великие географические открытия.
Бурное развитие городов.
Расцвет культуры,
науки.
Зарождение промышленности.
Слайд 8Ян Амос Каменский
(1592-1670)
Пансофизм
Слайд 9Авторитарная педагогика: сущность и истоки
План
Сущность авторитарной педагогики.
Истоки авторитарного воспитания.
Роль религии
в становлении и развитии авторитарной педагогики.
Концепции авторитарного воспитания:
Аврелий Августин;
Иоанн Златоуст;
Фома
аквинскийй.
Философские и педагогические взгляды иезуитов.
Теория Иоганна Фридриха Гербарта.
Развитие авторитарного воспитания в 20 веке.
Слайд 10
Авторитарная педагогика
утверждает
идею подчинения
воспитанника
воле
педагога
Слайд 11Авторитет и подчинение существовали в первобытном обществе. Однако воспитание в
этот период нельзя назвать авторитарным. Отношения людей при первобытном строе
характеризовались общностью их интересов, равенством и вытекали из коллективного характера трудовой деятельности. Особую роль во всей жизни первобытной общины играли традиции, авторитет лиц, занимавших в процессе производства определенное место.
Слайд 12 Особенно отчетливо авторитаризм проявляется в социальных отношениях и в
системах воспитания рабовладельческих государств Древнего Востока (Египет, Индия, Китай). Именно
здесь на ранних этапах развития рабовладельческого общества зарождается педагогическая мысль, отражавшая господствующую идеологию.
Слайд 13В эпоху феодализма концепция авторитарного воспитания в Европе формировалась и
развивалась в богословских учениях христианства (католицизм, православие, протестантизм) и в
философских системах, теоретически обосновывавших христианство (апологетика, патристика, схоластика).
Слайд 14Аврелий Августин
(354-430),
епископ,
прозванный богословами
блаженным
Слайд 15Иоанн Златоуст
(350-407)
византийский
церковный деятель,
епископ Константинополя
Слайд 16
Фома Аквинский
(1225-1247),
член монашеского
ордена доминиканцев,
один из крупных
представителей
главного
направления в
философии
средневековья –
схоластики
Слайд 17
В XVII - XVIII вв. иезуиты
пользовались
репутацией блестящих педагогов, так как
иезуитское воспитание аккумулировало
многие
достижения гуманистической и
протестантской.
Однако иезуитское воспитание придало
им в значительной мере формализованный
характер: образование состояло главным
образом в изучении древних языков,
некоторых сведений по истории,
географии, физике, математике.
Слайд 18Иоганн Фридрих Гербарт
(1776-1841),
немецкий философ,
психолог и педагог
Слайд 19нравственные идеи:
идея внутренней свободы, делающая
человека цельным;
идея совершенства,
совмещающая
в себе силу и энергию воли,
дающая«внутреннюю гармонию»;
идея благорасположения,
заключающаяся в
согласовании воли одного человека
с волей других людей;
идея права, применяемая в случае конфликта
двух или нескольких воль;
идея справедливости, служащая руководящим
началом при суждении о награде тому, кто
оказывает услуги обществу, или о наказании
того, кто нарушает его законы.
Слайд 20Таким образом, авторитарная педагогика или в виде целостной доктрины (иезуитская,
гербартианство), или в виде отдельных взглядов служила и продолжает служить
теоретической основой системы авторитарного воспитания и выполняет социальный заказ господствующих
классов, партий, личностей на воспитание подрастающего поколения в духе безоговорочного подчинения существующему строю.
Слайд 21СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
Слайд 22Конфуций
551 -479 до н.э.
«Для того, чтобы познать новое, необходимо познать
старое»
Слайд 23Иоганн Генрих Песталоцци
(1746-1827)
швейцарский педагог, основоположник дидактики начального обучения.
Слайд 24Джон Ллок
(1632 - 1704)
английский философ, психолог, педагог, создатель
основ эмпирической психологии.
Слайд 25Жан Жак Руссо
(1712 - 1778)
французский мыслитель, представитель французского Просвещения,
реформатор педагогики, писатель.
Слайд 26Виссарион Григорьевич Белинский
(1811 – 1848)
Выдающийся общественный деятель,
сыгравший важную
роль в
педагогике Нового времени.
Слайд 27Николай Иванович Пирогов
(1810 – 1881)
Выдающийся учёный,
врач, деятель просвещения
и педагог.
Слайд 28Константин Дмитриевич Ушинский
(1824 – 1870)
Создатель русской
народной школы
Слайд 29Лев Николаевич Толстой
(1823 – 1910)
Великий русский
писатель и педагог
Слайд 30Надежда Константиновна Крупская
(1869-1939)
Педагог-марксист,
видный государственный
деятель
Слайд 31Антон Семёнович Макаренко
(1888-1939)
Педагог-новатор, писатель
Слайд 32Василий Александрович Сухомлинский
(1918-1970)
Педагог-новатор
Слайд 33Возникновение и развитие педагогики как науки связанно с практической потребностью
общества в изучении и обобщении исторического опыта подготовки новых поколений
к участию в производстве материальных и духовных ценностей.
Слайд 34Система образования в Российской Федерации
Слайд 35Закон «Об образовании в Российской федерации»
подписан Президентом РФ
29
декабря2012 года
содержит
15 глав, 111 статей
вступает в силу
1 сентября
2013 г.
Слайд 36Образование
единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся
общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества
и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов
Новые понятия
федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
федеральные государственные требования (ФГТ)
качество образования
конфликт интересов педагогического работника, присмотр и уход за детьми (глава 7 ст. 65)
Слайд 37
Федеральные государственные образовательные стандарты. Федеральные государственные требования
Слайд 39Юридические лица, которым предоставлено право осуществлять образовательную деятельность в качестве
основного или дополнительного вида деятельности на основании лицензии
Слайд 40Типы образовательных организаций
Слайд 42Основные образовательные программы
Слайд 43Дополнительные образовательные программы
Слайд 44Формы получения образования
Очное, очно- заочное, заочное
Семейное
Самообразование
Слайд 45Современные образовательные технологии в ДОУ
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.
Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский
Слайд 46 В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу
инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать
методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Слайд 47 Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных
стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция
ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Слайд 48Технология
– это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве,
искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок,
определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса . (Б.Т.Лихачёв)
Слайд 49Основные требования (критерии) педагогической технологии:
Слайд 50Структура образовательной технологии
Слайд 51Современные образовательные технологии
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности;
технология исследовательской деятельности;
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технология
портфолио дошкольника и воспитателя;
игровая технология;
технология «ТРИЗ» и др.
Слайд 52Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья,
формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу
жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
Слайд 53 В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования
его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:
от типа дошкольного
учреждения,
от продолжительности пребывания в нем детей,
от программы, по которой работают педагоги,
конкретных условий ДОУ,
профессиональной компетентности педагога,
показателей здоровья детей.
Слайд 54Классификация здоровьесберегающих технологий
Слайд 57Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения
детей в сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в
воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Слайд 62Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать
у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Надо
отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Слайд 63 Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
эвристические беседы;
постановка
и решение вопросов проблемного характера;
наблюдения;
моделирование (создание моделей об изменениях в
неживой природе);
опыты;
фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
подражание голосам и звукам природы;
использование художественного слова;
дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
трудовые поручения, действия.
Слайд 64Содержание познавательно-исследовательской деятельности
Слайд 66Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается
от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет
качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Слайд 67 Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
идти в ногу со временем,
стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
наставником в
выборе компьютерных программ,
сформировать основы информационной культуры его личности,
повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Слайд 68Требования к компьютерным программам ДОУ
Исследовательский характер
Легкость для самостоятельных занятий детей
Развитие
широкого спектра навыков и представлений
Возрастное соответствие
Занимательность
Слайд 69Классификация программ
Развитие воображения, мышления, памяти
Говорящие словари иностранных языков
Простейшие графические редакторы
Игры-путешествия
Обучение
чтению, математике
Использование мультимедийных презентаций
Слайд 70Преимущества компьютера
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает
у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный
дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
обладает стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Слайд 71Ошибки при использовании ИКТ
Недостаточная методическая подготовленность педагога;
неправильное определение дидактической роли
и места ИКТ на занятиях;
бесплановость, случайность применения ИКТ;
перегруженность занятия демонстрацией.
Слайд 72ИКТ в работе современного педагога
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям
и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2.
Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Слайд 73Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы
дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и
дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.
Слайд 74 Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем
пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Однако,
сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.
Слайд 75Направления личностно-ориентированных технологий
Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической
направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период
адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».
Слайд 76 Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с
процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и
яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы «Детство», «От рождения до школы», «Радуга», «Из детства – в отрочество».
Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Слайд 77 Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его
уровне развития.
Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы
воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:
- постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;
- подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
- оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;
- заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.
Слайд 78 Технологический подход, т.е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника.
Личностно-ориентированные
технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в
традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Слайд 79Технология портфолио дошкольника
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка
в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще
раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Существует ряд функций портфолио:
диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.
Слайд 80 Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии
с возможностями и достижениями дошкольника.
Портфолио имеет свою структуру, состоит
из разделов. Ряд авторов предлагают собственные структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста.
Так, И. Руденко предлагает примерное содержание этих разделов.
Слайд 81 Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный
подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского
сада как подарок самому ребенку и его семье.
Слайд 82Технология «Портфолио педагога»
Современное образование нуждается в новом типе педагога:
творчески думающим,
владеющим современными технологиями образования,
приемами психолого-педагогической диагностики,
способами самостоятельного конструирования
педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,
умением прогнозировать свой конечный результат.
Слайд 83 У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается
все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в
жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
Слайд 84Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть
учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее
включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
Слайд 85 Обучение в форме игры может и должно быть
интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо,
чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
Слайд 86 В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические
процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной
работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.
Слайд 87Технология «ТРИЗ»
(теория решения изобретательских задач)
Целью использования данной технологии в
детском саду является:
развитие, с одной стороны, таких качеств мышления,
как гибкость, подвижность, системность, диалектичность;
с другой – поисковой активности, стремления к новизне;
речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Слайд 88 Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота
в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.
Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.
Слайд 89Схема с применением метода выявления противоречий:
Первый этап – определение положительных
и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих
стойких ассоциаций у детей.
Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом.
Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.
Слайд 90 Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об
этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца
в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.
Слайд 91 Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника
и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог
– творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Слайд 92 Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться
другим.
Чарльз Диккенс
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет
и педагога без творческих порывов.
Творческих Вам успехов!