Слайд 1Теоретические основы проблемного обучения
Вопросы:
Психолого-педагогические основы интеллектуального развития
Проблемное обучения: особенности, виды
и организация занятий
Слайд 2Литература:
Лернер И.Я. Проблемное обучение. –М.: Знание, 1974.
Махмутов М.И. Основы
проблемного обучения. – М.:Просвещение, 1968.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в
мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972.
Слайд 3Психолого-педагогические основы интеллектуального развития
Компоненты интеллекта (Ф. Фримен)
Способность к цифровым операциям
Словарный
запас
Способность воспринимать сходство или различия между геометрическими фигурами
Беглость речи
Способность к
рассуждению
Память
Интеллект- в широком смысле - вся познавательная деятельность человека, в более узком смысле - мышление
Слайд 4Типичные черты развитого интеллекта
Активное отношение к окружающему миру явлений
Наблюдательность, способность
выделять в явлениях и фактах их существенные стороны и взаимосвязи
Системность,
обеспечивающая внутренние связи между задачей и средствами, необходимыми для ее решения
Самостоятельность, которая проявляется в познании и практической деятельности и неразрывно связана с его творческим характером
Слайд 5Показатели умственного развития
( по Н.Д.Левиту)
1. Самостоятельность мышления
2. Быстрота и прочность
усвоения учебного материала
3. Быстрота умственной ориентировки (находчивость) при решении нестандартных
задач
4. Умение отличать существенное от несущественного
5. Критичность ума, отсутствие склонности к необоснованным суждениям
Слайд 6Д.Б.Эльконин основным критерием умственного развития считал наличие правильно организованной структуры
учебной деятельности ( постановка задачи, выбор средств, самоконтроль и самопроверка,
соотношение предметных и символических планов)
Н.А.Менчинская придает большое значение гибкости мыслительного процесса ( легкость- трудность перестройки) и различным уровням аналитико-синтетической деятельности
Е.Н.Кабанова-Меллер основным критерием умственного развития считает широкий и активный перенос приемов умственной деятельности, сформированных на одном объекте, на другой объект
Слайд 7Проблемное обучение
Истоки проблемного обучения:
Эвристические беседы СОКРАТА
Разработки уроков для Эмиля у
Ж.Ж. РУССО
Педагогическое наследие К.Д. УШИНСКОГО
Исследовательский метод Д. ДЬЮИ
Психологический подход проблемного
обучения:
С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Богоявленский,
Н.А. Менчинской, А.М. Матюшкиным.
Школьное проблемное обучение – М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, Ю.К.Бабанский, М.И.Махмутов
Слайд 8
Цель – способствовать
развитию мышления и творчества
Слайд 9
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик
систематически включается педагогом в поиск решения новых для него проблем.
Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.
Слайд 10
Проблемное обучение это форма
активного обучения.
Слайд 11
Под проблемным обучением понимается:
*«совокупность таких действий,
как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи
в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний». Оконь В.
*Такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания. Д. В. Вилькеев
*«Учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенно системе, соответствующей образовательно-воспитатальным целям школы». Лернер И.Я.
Выдвижение перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач.
Ю. К. Бабанский и. Т. В. Кудрявцев
Слайд 12
«Проблемное обучение –
это тип развивающего обучения, в котором сочетаются
систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов
науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций»
Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.-М.:Педагогика, 1975.
.
Слайд 13
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых
знаний и новых способов их получения.
Проблемные ситуации различаются
по
ситуации неизвестного,
по уровню проблемности,
по виду «рассогласования» информации,
по другим методическим особенностям.
.
Слайд 14
Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса.
В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса:
1)
сложность, выступающая в форме противоречия,
2) ёмкое содержание,
3) увлекательная форма,
4) доступный для ученика уровень сложности.
Слайд 15Виды проблемного обучения:
1- «научное» творчество ( теоретическое исследование)
2 – практическое
творчество ( поиск практического решения, поиск способа применения известного знания)
3
– художественное творчество – это художественное отображение действительности
Слайд 16Условия применения проблемного обучения:
1- содержание учебного материала должно содержать причинно-следственные
связи
2- Обучающиеся должны быть подготовлены к проблемному изучению темы
3 –
Обучающиеся решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу
4 – У преподавателя есть время для проблемного изучения темы
5 – Преподаватель хорошо владеет соответствующими методами обучения
Слайд 17Практическое занятие
Тема: Технология проблемного обучения
Составить проблемные вопросы, задачи
и ситуации по конкретной теме. Обсудить в группе.
Дидактическое конструирование
практического ( семинарского, лабораторного) занятия на основе технологии проблемного обучения
Отчет групп о проделанной работе
Рефлексия: сформулируйте основные свои результаты по данной теме, какие трудности возникли? Как Вы их преодолели?
Слайд 18
ТРИ главных компонента проблемной ситуации :
а) потребность учащегося в
новом знании или способе действия (“хочу узнать…, научиться…”);
б) неизвестное знание,
которое учащийся должен усвоить по проекту педагогических целей;
в) известные знания и сформированные умения (могу сам, без педагога), усвоенные в ходе предшествующей учебы.
Слайд 19
Проблемная ситуация создается на материале:
а) из истории науки и
промышленности;
б) описаний ситуаций профессиональной деятельности;
в) альтернативных методов решения профессиональных задач.
Слайд 20
Проблемная ситуация включает в себя
положение, содержащее противоречие и не
имеющее однозначного решения; особое психологическое состояние познающей личности, характеризующееся возникновением
познавательной потребности:
1) Проблемная ситуация побуждает его искать новый способ объяснения или действия.
2) Ученик не может достичь цели с помощью известных ему (из ранее изученных) способов действия.
3) Интеллектуальное затруднение, которое возникает у ученика, когда он не знает, как объяснить какое-либо явление, факт, процесс действительности и как действовать при этом.
4) Проблемная ситуация создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий, заданий поискового характера.
Слайд 21
Существует три возможности постановки проблемы на занятии:
Создание проблемной ситуации
· Подводящий
диалог
· Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с
применением мотивирующего приема
Слайд 22
Первый путь создания проблемной ситуации.
Наиболее характерной является проблемная ситуация
с «затруднением». В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить
практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала.
Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы.
Второй путь постановки учебной проблемы на уроке - подводящий диалог.
В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные) и мыслительные (проанализируй и сравни). Ответом на последний вопрос станет формулировка темы.
Третий путь постановки учебной проблемы
Сообщение темы в готовом виде, но с мотивирующим пятном. Есть два приема: «яркое пятно» и «актуальность». Первый заключается в сообщении ученикам интригующего материала (сказки, фрагмента художественной литературы). Второй состоит в обнаружении смысла значимости темы для самих учеников.
Слайд 23
Критерии результативности проблемного обучения
а) наличие у ученика положительного мотива к
деятельности в проблемной ситуации
(“Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу
убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию…);
б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально - волевой сфере
(“Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу с усилием воли концентрировать свое внимание…”);
Слайд 24
в) переживание учащимися субъективного открытия
(“Я сам получил этот результат, я
сам справился с этой проблемой, я вывел закон…”);
г) осознание учеником
усвоения нового как личностной ценности
(“Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны…”);
д) овладение обобщенным способом подход
к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.