Разделы презентаций


Теоретические основы проблемного обучения

Содержание

Литература:Лернер И.Я. Проблемное обучение. –М.: Знание, 1974. Махмутов М.И. Основы проблемного обучения. – М.:Просвещение, 1968. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Теоретические основы проблемного обучения
Вопросы:
Психолого-педагогические основы интеллектуального развития
Проблемное обучения: особенности, виды

и организация занятий





Теоретические основы проблемного обученияВопросы:Психолого-педагогические основы интеллектуального развитияПроблемное обучения: особенности, виды и организация занятий

Слайд 2Литература:
Лернер И.Я. Проблемное обучение. –М.: Знание, 1974.
Махмутов М.И. Основы

проблемного обучения. – М.:Просвещение, 1968.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в

мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972.
Литература:Лернер И.Я. Проблемное обучение. –М.: Знание, 1974. Махмутов М.И. Основы проблемного обучения. – М.:Просвещение, 1968. Матюшкин А.М.

Слайд 3Психолого-педагогические основы интеллектуального развития
Компоненты интеллекта (Ф. Фримен)
Способность к цифровым операциям
Словарный

запас
Способность воспринимать сходство или различия между геометрическими фигурами
Беглость речи
Способность к

рассуждению
Память

Интеллект- в широком смысле - вся познавательная деятельность человека, в более узком смысле - мышление
Психолого-педагогические основы интеллектуального развитияКомпоненты интеллекта (Ф. Фримен)Способность к цифровым операциямСловарный запасСпособность воспринимать сходство или различия между геометрическими

Слайд 4Типичные черты развитого интеллекта
Активное отношение к окружающему миру явлений

Наблюдательность, способность

выделять в явлениях и фактах их существенные стороны и взаимосвязи

Системность,

обеспечивающая внутренние связи между задачей и средствами, необходимыми для ее решения

Самостоятельность, которая проявляется в познании и практической деятельности и неразрывно связана с его творческим характером
Типичные черты развитого интеллектаАктивное отношение к окружающему миру явленийНаблюдательность, способность выделять в явлениях и фактах их существенные

Слайд 5Показатели умственного развития ( по Н.Д.Левиту)
1. Самостоятельность мышления

2. Быстрота и прочность

усвоения учебного материала

3. Быстрота умственной ориентировки (находчивость) при решении нестандартных

задач

4. Умение отличать существенное от несущественного

5. Критичность ума, отсутствие склонности к необоснованным суждениям
Показатели умственного развития ( по Н.Д.Левиту)1. Самостоятельность мышления2. Быстрота и прочность усвоения учебного материала3. Быстрота умственной ориентировки

Слайд 6Д.Б.Эльконин основным критерием умственного развития считал наличие правильно организованной структуры

учебной деятельности ( постановка задачи, выбор средств, самоконтроль и самопроверка,

соотношение предметных и символических планов)
Н.А.Менчинская придает большое значение гибкости мыслительного процесса ( легкость- трудность перестройки) и различным уровням аналитико-синтетической деятельности
Е.Н.Кабанова-Меллер основным критерием умственного развития считает широкий и активный перенос приемов умственной деятельности, сформированных на одном объекте, на другой объект
Д.Б.Эльконин основным критерием умственного развития считал наличие правильно организованной структуры учебной деятельности ( постановка задачи, выбор средств,

Слайд 7Проблемное обучение
Истоки проблемного обучения:
Эвристические беседы СОКРАТА
Разработки уроков для Эмиля у

Ж.Ж. РУССО
Педагогическое наследие К.Д. УШИНСКОГО
Исследовательский метод Д. ДЬЮИ

Психологический подход проблемного

обучения:
С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Богоявленский,
Н.А. Менчинской, А.М. Матюшкиным.
Школьное проблемное обучение – М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, Ю.К.Бабанский, М.И.Махмутов
Проблемное обучениеИстоки проблемного обучения:Эвристические беседы СОКРАТАРазработки уроков для Эмиля у Ж.Ж. РУССОПедагогическое наследие К.Д. УШИНСКОГОИсследовательский метод Д.

Слайд 8
Цель – способствовать
развитию мышления и творчества

Цель – способствовать развитию мышления и творчества

Слайд 9

Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик

систематически включается педагогом в поиск решения новых для него проблем.


Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается педагогом в поиск решения

Слайд 10

Проблемное обучение это форма

активного обучения.

Проблемное обучение это форма       активного обучения.

Слайд 11

Под проблемным обучением понимается:
*«совокупность таких действий,

как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи

в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний». Оконь В.

*Такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания. Д. В. Вилькеев

*«Учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенно системе, соответствующей образовательно-воспитатальным целям школы». Лернер И.Я.
Выдвижение перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач.
Ю. К. Бабанский и. Т. В. Кудрявцев
Под проблемным обучением понимается:    *«совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем,

Слайд 12

«Проблемное обучение –
это тип развивающего обучения, в котором сочетаются

систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов

науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций»

Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.-М.:Педагогика, 1975.
.

«Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с

Слайд 13

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых

знаний и новых способов их получения.
Проблемные ситуации различаются
по

ситуации неизвестного,
по уровню проблемности,
по виду «рассогласования» информации,

по другим методическим особенностям.
.
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.

Слайд 14
Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса.



В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса:
1)

сложность, выступающая в форме противоречия,
2) ёмкое содержание,
3) увлекательная форма,
4) доступный для ученика уровень сложности.

Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. В педагогической литературе определены следующие отличительные

Слайд 15Виды проблемного обучения:
1- «научное» творчество ( теоретическое исследование)
2 – практическое

творчество ( поиск практического решения, поиск способа применения известного знания)
3

– художественное творчество – это художественное отображение действительности

Виды проблемного обучения:1- «научное» творчество ( теоретическое исследование)2 – практическое творчество ( поиск практического решения, поиск способа

Слайд 16Условия применения проблемного обучения:
1- содержание учебного материала должно содержать причинно-следственные

связи
2- Обучающиеся должны быть подготовлены к проблемному изучению темы
3 –

Обучающиеся решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу
4 – У преподавателя есть время для проблемного изучения темы
5 – Преподаватель хорошо владеет соответствующими методами обучения
Условия применения проблемного обучения:1- содержание учебного материала должно содержать причинно-следственные связи2- Обучающиеся должны быть подготовлены к проблемному

Слайд 17Практическое занятие Тема: Технология проблемного обучения

Составить проблемные вопросы, задачи

и ситуации по конкретной теме. Обсудить в группе.
Дидактическое конструирование

практического ( семинарского, лабораторного) занятия на основе технологии проблемного обучения
Отчет групп о проделанной работе
Рефлексия: сформулируйте основные свои результаты по данной теме, какие трудности возникли? Как Вы их преодолели?
Практическое занятие  Тема: Технология проблемного обучения  Составить проблемные вопросы, задачи и ситуации по конкретной теме.

Слайд 18

ТРИ главных компонента проблемной ситуации :

а) потребность учащегося в

новом знании или способе действия (“хочу узнать…, научиться…”);
б) неизвестное знание,

которое учащийся должен усвоить по проекту педагогических целей;
в) известные знания и сформированные умения (могу сам, без педагога), усвоенные в ходе предшествующей учебы.
ТРИ главных компонента проблемной ситуации :а) потребность учащегося в новом знании или способе действия

Слайд 19

Проблемная ситуация создается на материале:

а) из истории науки и

промышленности;
б) описаний ситуаций профессиональной деятельности;
в) альтернативных методов решения профессиональных задач.


Проблемная ситуация создается на материале: а) из истории науки и промышленности;б) описаний ситуаций профессиональной деятельности;в) альтернативных

Слайд 20

Проблемная ситуация включает в себя

положение, содержащее противоречие и не

имеющее однозначного решения; особое психологическое состояние познающей личности, характеризующееся возникновением

познавательной потребности:

1) Проблемная ситуация побуждает его искать новый способ объяснения или действия.
2) Ученик не может достичь цели с помощью известных ему (из ранее изученных) способов действия.
3) Интеллектуальное затруднение, которое возникает у ученика, когда он не знает, как объяснить какое-либо явление, факт, процесс действительности и как действовать при этом.
4) Проблемная ситуация создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий, заданий поискового характера.
Проблемная ситуация включает в себя положение, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; особое психологическое состояние

Слайд 21

Существует три возможности постановки проблемы на занятии:

Создание проблемной ситуации
· Подводящий

диалог
· Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с

применением мотивирующего приема
Существует три возможности постановки проблемы на занятии:Создание проблемной ситуации· Подводящий диалог· Сообщение учителем темы урока в

Слайд 22
Первый путь создания проблемной ситуации.
Наиболее характерной является проблемная ситуация

с «затруднением». В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить

практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала.
Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы.
Второй путь постановки учебной проблемы на уроке - подводящий диалог.
В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные) и мыслительные (проанализируй и сравни). Ответом на последний вопрос станет формулировка темы.
Третий путь постановки учебной проблемы
Сообщение темы в готовом виде, но с мотивирующим пятном. Есть два приема: «яркое пятно» и «актуальность». Первый заключается в сообщении ученикам интригующего материала (сказки, фрагмента художественной литературы). Второй состоит в обнаружении смысла значимости темы для самих учеников.

Первый путь создания проблемной ситуации. Наиболее характерной является проблемная ситуация с «затруднением». В ее основе лежит

Слайд 23

Критерии результативности проблемного обучения
а) наличие у ученика положительного мотива к

деятельности в проблемной ситуации (“Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу

убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию…);

б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально - волевой сфере (“Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу с усилием воли концентрировать свое внимание…”);
Критерии результативности проблемного обученияа) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации (“Хочу разобраться,

Слайд 24

в) переживание учащимися субъективного открытия (“Я сам получил этот результат, я

сам справился с этой проблемой, я вывел закон…”);

г) осознание учеником

усвоения нового как личностной ценности (“Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны…”);

д) овладение обобщенным способом подход
к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.

в) переживание учащимися субъективного открытия (“Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика