Слайд 1Теоретические основы УПрАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ в ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Слайд 2Рекомендуемая литература
Зуб А.Т. Управление проектами. – М., 2014
Слайд 3Рекомендуемая литература
Никитенко О., Бортник Е. Проектное управление в некоммерческих организациях.
– М., 2012
Слайд 4Рекомендуемая литература
Альшин В., Ильина О. Управление проектами. – М., 2013
Слайд 5Рекомендуемая литература
Балашов А., Рогова Е. Управление проектами. – М., 2014
Слайд 6Рекомендуемая литература
Илларионов А., Клименко Э. Портфель проектов. Инструмент стратегического управления
предприятием. – М., 2013
Слайд 7Рекомендуемая литература
Адизес И. Управляя изменениями. Как эффективно управлять изменениями в
обществе, бизнесе и личной жизни.– М., 2014
Слайд 8Понятие проекта
Проект – это совокупность задач и мероприятий, связанных с
достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся характер
Слайд 9Отличительные признаки проекта
Строгие и обоснованные цели
Наличие внутренних и внешних взаимосвязей
операций, задач и ресурсов, которые требуют четкой координации при выполнении
проекта
Определенные сроки начала и конца проекта
Ограниченные ресурсы
Определенная степень уникальности целей проекта и условий его осуществления
Слайд 10Определение проекта в зарубежной практике
США, Институт Управления Проектами (PMI):
Проект
- это временное предприятие, предназначенное для создания
уникальных продуктов, услуг
или результатов.
Международная ассоциация управления проектами (IPMA):
Проект – целенаправленная деятельность временного характера,
предназначенная для создания уникального продукта или услуги.
Великобритания, Английская Ассоциация проект-менеджеров:
Проект - это отдельное предприятие с определенными целями, часто
включ. требования по времени, стоимости и кач-ву достигаемых результатов.
Мировой Банк, “Оперативное руководство” № 2.20:
Понятие “проект” обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий,
предназначенных для достижения, в течение заданного периода времени и при установленном
бюджете, поставленных задач с четко определенными целями.
Слайд 11Управление проектом
Управление проектом (Project Management) – это применение специальных знаний,
методов и инструментов для удовлетворения или превышения требований и ожиданий
от проекта всех заинтересованных лиц.
Проектно-ориентированное управление (Management by Projects) - управленческий подход, при котором отдельно взятые заказы и задания решаемые в рамках деятельности организации или предприятия, рассматриваются как отдельные проекты, к которым применяются принципы и методы управления проектами.
Программа – группа взаимосвязанных проектов и различных мероприятий, объединенных общей целью и условиями их выполнения. Программа требует мультипроектных методов управления. Некоторые проекты в составе программы могут быть неощутимо прибыльны или полезны, эффект заметен только в составе программы.
Слайд 12Классификация проектов
По срокам (продолжительность проекта):
Краткосрочные
Средние
Длительные
По бюджету (размер инвестиций, затрат):
Мелкие
Средние
Крупные
По наличию
доходной части:
Проекты с доходной частью
Проекты «бездоходные»
По функциональным или предметным областям:
Организационные
Производственные
Маркетинговые
Проекты
IT
По задействованным функциональным подразделениям компании:
Монофункциональные
Кросс - функциональные
Слайд 13Типы проектов
«Жемчужина» - проекты, представляющие большую привлекательность для фирмы и
имеющие высокую вероятность успеха
Слайд 14Типы проектов
«Бутоны» - весьма привлекательные проекты, но пока труднореализуемые
Слайд 15Типы проектов
«Хлеб с маслом» - проекты, которые характеризуются достаточно высокой
вероятностью успеха, но имеющие среднюю или низкую привлекательность для фирмы
Слайд 16Типы проектов
«Проигранные дела» - безнадежные проекты с низкими коммерческой окупаемостью
и вероятностью успеха
Слайд 17Правила управления проектами
Выделить ресурсы на разработку проектов – «жемчужин» согласно
их приоритетам
Вложить средства в проработку некоторых проектов – «бутонов», а
именно в сбор дополнительной рыночной информации или модификацию концепции товара
Сократить финансирование проектов – «хлеб с маслом», которые нередко отнимают слишком много времени и ресурсов
Удалить из портфеля «проигранные дела»
Слайд 18SMART-анализ целей проекта
S – Specific (специфичность – уникальность). Цель нужно описать
простыми словами, чтобы была понятна уникальность проекта. Необходима конкретика, чтобы
можно было сравнить результат проекта с целью.
M – Measurable (измеримость). Цель должна быть измерима количественно. Необходимо в цели задать основополагающие параметры запланированного результата, чтобы в ходе реализации проекта можно было контролировать процесс достижения результата.
A – Appropriate (уместность). Цель должна быть уместной, актуальной в данное время и соответствовать стратегическим задачам и перспективам организации.
R – Realistic (реалистичность). Реалистичность цели означает реальную возможность достижения цели с ресурсами, имеющимися в организации и техническим прогрессом. Например, торговать фейерверками на солнце не реалистично.
T – Time bound (ограниченность во времени). В цели указываются временные рамки проекта, то есть дата начала и окончания проекта.
Слайд 19Критерии успеха и неудач
Критерии успеха и неудачи проекта – совокупность
показателей, которые дают возможность судить об успешности проекта
Слайд 20Критерии успеха и неудач
Традиционные критерии:
Проект достиг намеченной цели;
Проект выполнен в
срок;
Проект выполнен в рамках бюджета;
Качество обеспечено согласно спецификаций;
Работа принята Заказчиком
Вторичные
критерии:
Проект соответствует стратегии развития компании;
Имидж компании на рынке укрепился;
В результате реализованного проекта расширился рефернс-лист компании;
Повысилась лояльность существующих клиентов;
Привлечение нового сегмента потенциальных клиентов;
Проект не оказал негативного влияния на корпоративную культуру;
Заключены выгодные контракты;
Взаимоотношения с партнерами не ухудшились/улучшились;
Нормы безопасности в проекте соблюдены;
Получен квалифицированный персонал, обученный проектному менеджменту и готовый работать в новых проектах;
Намечены новые стратегические перспективы.
Слайд 21
Жизненный цикл проекта
Фаза проекта – набор логически взаимосвязанных работ проекта,
в процессе завершения которых достигается один из основных результатов проекта.
Жизненный цикл проекта – полный набор последовательных фаз проекта, название и число которых определяется исходя из технологии производства работ и потребностей контроля со стороны организации или организаций, вовлеченных в проект.
Слайд 23Жизненный цикл проекта Всемирного банка
Слайд 24Жизненный цикл проекта в компании IBM
Слайд 25Жизненный цикл проекта, методология Oracle
Слайд 26Стадии процесса управления проектом
Инициация. Стадия процесса управления проектом, результатом которой
является санкционирование начала проекта или очередной фазы его жизненного цикла.
Планирование. Непрерывный процесс определения наилучшего способа действий для достижения поставленных целей проекта с учетом складывающейся обстановки.
Организация и контроль выполнения. Стадия процесса управления проектом, на которой осуществляется организация выполнения включенных в план проекта работ и контроль их выполнения с помощью соответствующих систем учета и отчетности.
Анализ и регулирование выполнения проекта. Стадия процесса управления проектом, на которой осуществляется: сравнение фактического выполнения с запланированным, анализ отклонений, прогноз их влияния на конечные результаты и оценка возможных корректирующих действий.
Закрытие проекта. Стадия процесса управления проектом, результатом которой является подтверждение и документальное оформление завершения всех работ проекта и окончательное разрешение всех спорных вопросов.
Слайд 28Участники проекта
Менеджер проекта, управляющий проектом (Project Manager) – лицо, ответственное
за управление проектом и результаты его осуществления.
Команда проекта (Project
Team) – Специфическая организационная структура, совокупность отдельных лиц, групп и/или организаций, привлеченных к выполнению работ проекта и ответственных перед руководителем проекта за их выполнение. Создается целевым образом на период осуществления проекта. Включает также всех внешних исполнителей и консультантов.
Команда управления проектом (Project Management Team) – Специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем (главным менеджером) проекта и создаваемая на период осуществления проекта. В мелких проектах эта команда может включать в себя практически всех членов команды проекта.
Организационная структура проекта (Organizational Breakdown Structure) – наиболее соответствующая проекту временная организационная структура, включающая всех его участников и создаваемая для успешного достижения целей проекта.
Постоянная (родительская, головная, материнская) организация – предприятие или организация, внутри которой возник проект и в интересах которой он осуществляется. В отличие от временной организационной структуры проекта, головная организация является постоянной организацией.
Слайд 29
Окружение проекта.
Заинтересованные стороны (стейкхолдеры)
Окружение проекта (Project Environment) – среда
проекта, порождающая совокупность внутренних и внешних сил, которые способствуют или
мешают достижению целей проекта. Выделяют ближнее и дальнее окуржение.
Заинтересованные стороны проекта (Stakeholders) – физические лица и организации, которые непосредственно вовлечены в проект или чьи интересы могут быть затронуты при осуществлении проекта.
Слайд 30Управление взаимодействием со стейкхолдерами
Ключевые вопросы:
Кто является участником моего проекта?
Каковы цели/интересы
каждого участника?
Кто поддерживает проект, а кто препятствует его реализации?
Кто имеет
сильное влияние на проект?
Алгоритм управления стейкхолдерами:
Выявление заинтересованных сторон
Выявление интересов стейкхолдеров
Оценка их влияния/отношения
Ранжирование/приоретизация
План взаимодействия
Реализация Плана, контроль, анализ, внесение изменений
Подведение итогов…
… Выявление заинтересованных сторон и т.д.
Слайд 32Возможные критерии оценки проекта
Значимость, актуальность и реалистичность проекта
Экономическая эффективность
Социальная эффективность
Профессиональная
компетенция
Слайд 33Значимость, актуальность и реалистичность проекта
значимость, актуальность и реалистичность конкретных целей
и задач, на решение которых направлен проект
взаимосвязь и последовательность мероприятий
проекта
наличие мероприятий, направленных на повышение профессиональной и социальной компетентности руководителей и членов организации
Слайд 34Экономическая эффективность
соотношение планируемых расходов на реализацию проекта и его ожидаемых
результатов
реалистичность и обоснованность расходов на реализацию проекта
объем софинансирования на реализацию
проекта (денежные средства)
Слайд 35Социальная эффективность
наличие объективных показателей результативности реализации проекта и их соответствие
задачам проекта
степень влияния мероприятий проекта на улучшение состояния целевой группы
степень
вовлеченности молодежи в организацию проекта
число муниципальных районов и городских округов, на территории которых реализуется проект
медиаплан проекта (информационное сопровождение: наличие публикаций в печатных и электронных СМИ)
устойчивость результатов проекта
Слайд 36Профессиональная компетенция
наличие информации о деятельности участника конкурса в сети «Интернет»,
средствах массовой информации
наличие опыта осуществления деятельности, предполагаемой по проекту
соответствие квалификации
и опыта исполнителей проекта запланированной деятельности
наличие необходимой для реализации проекта ресурсной базы
наличие опыта использования целевых поступлений
наличие партнерских отношений с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями
Слайд 37Обоснование проекта
Для обоснования проекта надо указать
Бизнес-причины проекта (угрозы или возможности)
Бизнес-цели
компании, на которые направлена реализация проекта
Основные цели проекта
Определение примерного содержания
объема работ, сроков, бюджета (Project Scope)
Необходимо определить объем работ, сроки и бюджет
Важно разделить: что входит, а что не входит в проект, т.е. определить границы проекта
Цель – создать у команды проекта и всех заинтересованных сторон единое понимание того, какой продукт будет создан в ходе реализации проекта и какие процессы будут использованы для его производства
Слайд 38Обоснование проекта
Оценка осуществимости проекта (Feasibility Study)
Анализ заинтересованных сторон
Определение требований к
продукту
Оценка ограничений (внутренних и внешних)
Анализ альтернативных сценариев (оптимистический, пессимистический)
Предположения проекта
(Project Assumptions)
Часто проект строится на предположениях, не всегда осознаваемых
Перечислить предположения в плане проекта
Ознакомить с ними ключевые заинтересованные стороны
Не перегружать план предположениями
Можно включить предположения в план отдельным разделом
Слайд 39Выбор менеджера проекта
Знания и опыт работы в проектах, наличие сертификатов
по УП
Знания и навыки общего менеджмента и лидерства
Знания и навыки
в прикладных областях, связанных с проектом
Понимание стратегических задач бизнеса
Стремление руководить данным проектом
Доступность по времени
Слайд 40Внедрение весовых коэффициентов (пример)
Слайд 41Планирование проекта
включает
Планирование предметной области;
Календарное планирование работ проекта;
Планирование стоимости и финансирования;
Планирование
качества;
Организационное планирование;
Планирование коммуникаций;
Планирование рисков;
Планирование поставок и контрактов;
Прогнозирование и планирование изменений;
Разработка
Сводного плана проекта
Слайд 42Составляющие
сводного плана проекта
Слайд 43Диаграмма Ганта
Гант изучал менеджмент на примере постройки кораблей во время
Первой мировой войны и предложил свою диаграмму, состоящую из отрезков
(задач) и точек (завершающих задач, или вех), как средство для представления длительности и последовательности задач в проекте. Диаграмма Ганта оказалась таким мощным аналитическим инструментом, что в течение почти ста лет не претерпевала изменений. И лишь в начале 1990-х для более подробного описания взаимосвязей в нее были добавлены линии связи между задачами.
Слайд 45Типы сетевых диаграмм
Метод построения диаграмм предшествования
Метод построения диаграмм предшествования
(Precedence Diagramming Method (PDM)), называемый также сеть типа «работа-вершина» –
метод построения сетевых диаграмм, в которых работы представлены «вершинами». Работы связаны между собой зависимостями в порядке предшествования для того, чтобы показать последовательность, в которой они должны быть выполнены.
Слайд 46Метод критического пути
(Critical Path Method, CPM)
Метод сетевого планирования (анализа), используемый
для определения продолжительности проекта путем анализа того, какая последовательность работ
(какой путь) имеет наименьшую величину резервов времени.
Основные понятия:
Длительность проекта (Duration of Project)
Ранние даты проекта - (Early Start, Early Finish)
Поздние даты проекта - (Late Start, Late Finish)
Резервы работ (частные и общие) - (Slack)
Критический путь проекта - Цепочка критических работ. Самая длинная цепочка работ в проекте
Слайд 48Системы управления проектами (СУП)
Инструменты руководителя для решения основных задач
управления проектом
формирование расписания проекта
определение бюджета проекта и распределение во времени
запланированных затрат
оптимизация потребностей проекта в ресурсах и распределение этих потребностей во времени
анализ рисков и формирование резервов по времени, стоимости, ресурсам
определение заданий для ресурсов проекта
учет исполнения работ проекта
анализ исполнения и идентификация проблем
прогнозирование параметров проекта при изменяющихся исходных данных (анализ «что если»)
Накопление «базы знаний» по управлению проектами
Формирование отчетности
Слайд 58Виды и характеристики ресурсов
Возобновляемые/невозобновляемые
Трудовые/материальные
Характеристики:
Название, группа, код
Признак классификации
Стоимость (ставка, сверхурочная ставка)
Затраты
на ресурсы
Календарь
Максимальная доступность
Др.
Слайд 60Выравнивание ресурсов
(leveling resources)
Слайд 61Оптимизация
календарного графика
Как правило, оптимизация влияет на календарный график проекта,
т.е. оптимизация
– итеративный (циклический) процесс.
Слайд 62Мониторинг исполнения расписания проекта
Отслеживание хода выполнения
Сравнение плана и факта
Анализ отклонений
Прогнозирование
результатов по завершению проекта
Выявление новых рисков и разработка плана реагирования
и предотвращения
Подготовка отчетов
Внесение предложений
Внесений изменений в план (при необходимости)
Слайд 63Управление коммуникациями в проекте
Коммуникации в проекте – это эффективный обмен
информацией между участниками проекта.
Управление коммуникациями проекта - раздел
управления проектами, включающий задачи и процедуры, необходимые для обеспечения информационных потребностей участников проекта.
Слайд 64Виды коммуникаций
По взаимодействию:
Официальная (годовой отчет, раскрытие информации)
Неофициальная (переписка)
По способу передачи:
Письменная
Устная
По
каналам передачи и восприятия:
Вербальная (речь)
Невербальная (поза, мимика, жесты)
По открытости (доступности):
Конфиденциальная
Не
содержащая коммерческую тайну
Слайд 65Совещания в проекте
Отчетные и текущие
Плановые и внеплановые
По одному проекту и
по портфелю в целом
Традиционные и виртуальные
Слайд 66Частота совещаний в жизненном цикле проекта
Слайд 67Порядок работы совещаний
Подготовка (график, повестки, сбор и подготовка материалов, презентации,
чек-лист, помещение и оборудование)
Проведение (роли, протокол, принятие решений, сроки, отв.)
Исполнение
решений (протокол, материалы, отчеты по исполнению)
Контроль исполнений решений (сроки, отв., форма контроля)
Слайд 68Завершение проекта
Завершение проекта (Project Close Out) - Завершение и закрытие
проекта, включая разрешение всех спорных вопросов.
Действия руководителя на стадии завершения
Внутренняя
приемка результатов проекта – оценка результатов, пробные запуски и т.п.
Планирование и проведение доработок (при необходимости)
Лоббирование сдачи проекта – заручиться поддержкой всех заинтересованных сторон
Документальное оформление результатов проекта
Презентация проекта – формальное завершение (акт приемки, обратная связь, контракт)
Анализ проекта с командой
Проведение завершающего собрания с командой: обзор сделанного, подведение итогов, награждение отличившихся, задел на будущее
Слайд 69
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПРОЕКТА
Начальный. Определение исходных позиций и
разработка методики. Изучение научной и методической литературы, матери-
алов передового опыта. Разработка методики исследования (3–6 месяцев).
Пилотажный этап. Проведение предварительной опытно-экспериментальной работы. Уточнение методики исследования, ее экспертиза (3–6 месяцев).
Основной этап. Получение, обработка и систематизация экспериментальных материалов (1–3 года).
Оформление результатов. Обобщение результатов, написание статей, методических рекомендаций, разработок, отчетов и т.п. (3–6 месяцев).
Внедрение. Организация работ по использованию полученных результатов всеми участниками образовательного проекта в учебном заведении (1–3 года).
Слайд 70ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА РАБОТ ПО ПРОЕКТУ
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
советом колледжа _________ Директор колледжа
протокол № ________________________
«___» _______________ 200__ г. «___» _______________ 200__ г.